![0080e3h2 (565x480, 90Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368257_0080e3h2.jpg)
Все девушки, даже те, кто это отрицает этот факт, всенепременно хотят выйти замуж. И обязательно в свадебном платье, побыть этакой принцессой хоть один день, привнести сказку в свою жизнь...Моя давняя подруга вообще всю цель своего бракасочетания сводила к одному - "хочу надеть белое платье", причем, когда на горизонте даже и видно еще не было ее будущего мужа, она уже ходила по салонам и мерила различные модели...
В общем, речь пойдет о свадебных платьях и истории их возникновения.
Европейское платье, как тип одежды, точнее его прообраз, родилось в Греции. Греки приложили прямоугольный кусок материи к телу, скрепили на плечах декоративными булавками – фибулами, свободно прихватили поясом, расправили складки и назвали такое платье «пеплос» для женщин, «хитон» – для мужчин.
Невесте-гречанке ко дню свадьбы нужно было только подобрать более тонкое полотно для платья, чтобы выглядеть еще грациознее в мягко струящихся складках спадающего до земли пеплоса. Невесты-аристократки могли позволить себе пеплос из дорогостоящей белой ткани. Любили греки и орнаментальную отделку в наряде. Рисунок орнамента – геометрически сдержанный.
Невесте на голову возлагался венок или покрывало. В простом и ясном мироощущении греков веночек из скромной окружающей растительности был могучим символом. Лавровый венок до сих пор остался наградой победителя. Невесте в торжественной обстановке надевали на голову венок из живых цветов.
Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.
![s640x480 (640x480, 82Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368369_s640x480.jpg)
Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.
Девичью фигуру невесты поверх платья с головы до пят задрапировывали в покрывало из тонкой дорогой ткани. Покрывало называлось фламениум. Красота узора драпированных складок и была красотой свадебного наряда. Огненно-желтый цвет свадебного покрывала, вероятно, был связан с цветом солнца, как с символом источника силы, света и жизни.
Фламениум был торжественным убранством, и снимать его можно было только по прибытии домой, и только законному супругу.
![s640x480 (376x480, 53Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368383_s640x480.jpg)
Римское платье было усовершенствовано в Византии: появились полноценные рукава, в наряде присутствовала многослойность – надевали несколько одежд сразу, одна на другую. Такая же новая женская мода из Византии попала в Древнюю Русь. И вплоть до XIX века русские невесты в день венчания чинно надевали длинную рубаху с широкими рукавами, на нее – сарафан, поверх сарафана – душегрею. На сарафане – вертикальная полоса с позументами.
Особы княжеских кровей обязательно надевали плащ-мантию. Русский плащ из тяжелой парчи с золотым шитьем выглядел драгоценным окладом статной невесты. Девушки на Руси были статными, белолицыми и румяными. Широкие, тяжелые, длинные одежды свадебного наряда определяли гордую осанку и манеру двигаться. Под грузом одежд невеста не могла «идти замуж», она могла выступать плавно, несуетливо – как лебедушка. Вдоль щек позвякивали подвески-рясы – украшения, прикрепленные к венцу-обручу – головному убору невесты.
![s640x480 (572x376, 73Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368396_s640x480.jpg)
На Руси также любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева.
Прямой, расширенный книзу силуэт русского свадебного наряда у знати сохранялся до XVIII века, пока Петр I не приказал следовать всем, и барышням в том числе, европейской моде, и больше в русское платье не «рядиться». С тех пор традиции княжеской Руси еще сто лет сохранялись только в народной глубинке. Вспыхивали ярким красным цветом сарафаны невест на свадьбах. В столицах же теперь стали модными декольте, рюши, оборки, банты...
![s640x480 (379x480, 80Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368422_s640x480.jpg)
С упадком Рима на смену культу красоты человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Античная мягкость и пластика драпировок сменились тяжелыми тканями, плотно покрывавшими фигуру. Одежда скрывала естественные формы, поскольку земная красота считалась греховной, а наслаждение ей - недозволенным. Свадебный наряд византийской невесты состоял из туники длиной до пят с длинными рукавами и высоким вырезом. Поверх нее надевалась вторая. Обе богато украшались отделкой и вышивкой. Для платья выбирались плотные тяжелые ткани разнообразных цветов и оттенков, затканные золотом и украшенные драгоценными камнями и жемчугом.
На рубеже XII-XIII веков общество стало более светским, одежда - более облегающей. Линия талии поднята до груди. Пышная юбка от широкого пояса под грудью ниспадает мягкими фалдами, контрастно выделяя узкую верхнюю часть силуэта – бюст, стянутый корсетом. Тонкая шея и грудь обнажены глубоким остроконечным вырезом платья. Вырез делался таким глубоким, что его нужно было закладывать вставкой из прозрачной вышитой ткани. Декольте пряталось в меховой опушке. Мехом беличьим или редким горностаем отделывался и низ платья.
Рукава очень узкие, тесно облегают и часто закрывают кисть. Пластика тонкой руки, обнаженная шея, удлиненные пропорции – это бургундская мода. Верх изящества! Завершался образ устремленным вверх (до 70 см высоты) остроконечным колпаком – генином и вьющимся по земле за новобрачной шлейфом. На верхушке генина была закреплена легкая вуаль-фата, которая развевалась во время свадебного шествия и вторила шлейфу.
![s640x480 (342x414, 80Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368433_s640x480.jpg)
Костюм невесты состоял из нижнего платья – котт, и верхнего – сюрко. Многослойность наряда выставлялась напоказ. Из-под верхнего платья кокетливо выглядывало нижнее. А из-под нижнего высовывались длиннющие носки клювообразных ботинок-пуленов. Венчальный наряд западного средневековья – это наряд ярко-красного, алого, пурпурового цветов.
До XV века в сундуках девушек из состоятельных семей обязательно хранилось свадебное красное бабушкино сюрко. В нем из поколения в поколение выходили замуж старшие дочери семьи. Свадебный наряд невесты во времена инквизиции, уничтожения ведьм и крестовых походов был чуть ли не единственным видом одежды, в котором допускались модные вольности и излишества, и стоить подвенечный наряд мог целое состояние. Средневековье оставило в наследство невестам будущего массу незаменимых элементов свадебной одежды: «королевский» шлейф, декольтированный вырез, корсет. Кстати, «корсетом» прежде в Англии называли часть рыцарских доспехов, закрывавших грудь.
![s640x480 (360x480, 59Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368486_s640x480.jpg)
Высокое Возрождение, центром которого является Италия, полностью меняет каноны красоты: торжествуют пышные формы как высшее проявление женственности. Свадебное платье вновь учитывает пропорции и естественные изгибы тела. В верхней части оно мягко облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии к низу расходится легкими складками. Роскошные платья из белого атласа или серебристой парчи расшиваются драгоценными камнями и жемчугом. Считалось, что жемчуг укрепляет семейные узы, поэтому невесты вплетали его в волосы, носили жемчужные нити, ожерелья и браслеты.
![s640x480 (358x480, 42Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368495_s640x480.jpg)
Белый атлас с зеркальным отливом считался самым красивым и дорогим. Девушки из венецианского патрициата выходили замуж в платьях из серебряной парчи и белого атласа. Также на белое атласное платье сверху могли надеть так называемую верхнюю юбку черного цвета. Верхняя юбка у итальянок – это такой распашной халат без рукавов, с высоким стоячим воротником. Из-под черной верхней юбки были видны атласный белый лиф, юбка нижнего платья и белые атласные рукава.
В Испании XVI–XVII веков, если девушка из высшего общества выходила замуж, придворный этикет заковывал ее в одежду-футляр, сплошь натянутую на каркасы.Силуэт такого платья предельно лаконичен. Он напоминает песочные часы из двух конусов. Талия стянута неумолимо узким корсетом. Жесткая ткань юбки и лифа натягивалась на каркасы. И ни одной складочки, ни одного намека на естественный абрис тела. Рукава тоже натягивались на каркас, они были большими и имели геометрическую форму. Завершал парад геометризма плотно облегающий шею круглый белый воротник – фрез или «мельничный жернов», посаженный на каркас.
![s640x480 (640x373, 51Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368514_s640x480.jpg)
Негнущаяся спина, неестественно поднятая воротником голова. Девушка была пленницей металлической, украшенной драгоценностями клетки. Красота платья оценивалась количеством драгоценных камней, которыми оно было усыпано. Такое платье демонстрировало только себя – свою власть над человеческим телом, да и душой…
Веком позже стиль рококо, появившийся сначала во Франции, а затем и в остальных странах Европы, приносит на смену классическим нарочито сложные, извилистые формы. В моду входят напудренные парики и невероятные прически, стоящие парикмахерам немалых трудов, огромные головные уборы, глубокое декольте и корсеты. Платья на кринолинах украшаются легкими кружевами, рюшем, бантами, цветами и лентами. При дворе принято носить шлейфы, длина которых определяется статусом невесты. Царит эпоха игривой искусственности, в период которой наиболее ценятся миниатюрность и изысканность.
![s640x480 (357x480, 52Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368543_s640x480.jpg)
В XVIII веке Франция изобретает новый тип женственности. На смену неприступным испанским одеждам приходит кокетливое соблазнительное платье француженки. Девушка, достигшая возраста невесты, начинает носить панье – П-образный каркас для юбки, очень широкий в бедрах и заманчиво колышущийся при ходьбе. Лиф не сплющивает грудь, а, наоборот, обрисовывает овальной линией довольно открытое декольте. Рукава, узкие сверху, у локтя рассыпаются каскадом кружев. Кружева, которые стали изготавливать еще в XV веке, становятся самой модной отделкой. Лиф платья, юбку, прическу украшают кружева, бутоньерки, гирлянды из искусственных цветов, присборенные ленты и множество маленьких бантиков.
Обаяние невесты XVIII века – игривая искусственность. Из-под юбки должна выглядывать туфелька, поэтому юбки укорачивают. Туфелька на каблучке изящной формы – рюмочкой, на туфельке – розеточка. Самое важное – туфельки наконец-то делают на правую и на левую ногу, а не одинаковые на обе ноги.
![s640x480 (640x480, 76Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368561_s640x480.jpg)
Если в предыдущие времена на поиск новых форм в одежде уходят столетия, то XIX век, подытоживая накопившийся опыт, смело примеряет то одно, то другое платье, резко изменяя вкус и стиль. В конце XVIII - начале XIX века им на смену приходит античный идеал красоты. Происходит резкая перемена во вкусах. Стиль Ампир приносит с собой платья из тонкой струящейся ткани с завышенной талией, которые мягко обволакивают фигуру. Глубокое декольте выразительно очерчивает грудь, а короткие рукава обнажают плечи. Свадебные платья шьют из белого атласа, поверх которого пускается воздушная органза или другая прозрачная материя. Дополняют наряд белые длинные перчатки. В образе невесты подчеркивается легкость, нежность и мечтательность.
![s640x480 (300x450, 83Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368580_s640x480.jpg)
Свадебное платье в период до 20-х годов – это, собственно, тонкая длинная рубашка. Корсет отброшен. Легкий лиф с глубоким декольте выразительно очерчивает грудь. Короткий рукав обнажает руки. Пояс поднят высоко над талией.
Такое стилизованное античное платье, введенное тогда в женский гардероб, невесты одевают и сегодня, называя его "платьем эпохи ампир". Как и античное, оно откровенно обрисовывает контуры тела, подчеркивая плавные гибкие линии. У одних это платье связывалось со свободой и простотой. Другие называли эту моду "нагой". Дескать, сто лет тому в таком виде не появилась бы и женщина легкого поведения, не то что невеста.
Для свадебного платья использовали излюбленный атлас. Поверх атласа романтической дымкой ниспадал нежный вышитый газ или другая тонкая ткань, образуя сзади умеренно длинный шлейф. К коротким рукавам фонарикам обязательным дополнением служили длинные, выше локтя, перчатки. На волосы, уложенные по-гречески, набрасывали легкую фату.
![s640x480 (300x450, 89Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/368/87368764_s640x480.jpg)
Белый цвет – цвет мрамора греческой скульптуры – незаменим в свадебных платьях. Хотя такие платья были экономны в расходе материала, девушки в них мерзли. Поэтому стали кутаться в просторные шали, привезенные из Кашмира, – очень дорогое удовольствие. Девушка в таком платье была легкой и мечтательной, словно фея. Казалось, эта мода будет длиться вечно. Но нет.
Мода изобрела кринолин. Потомок испанских обручей для юбок и французских панье – только более легкий. На колоколообразный каркас из китового уса и льна надевали юбку из тонкой ткани. Гладкую, спокойную поверхность юбки на кринолине украшали воланами и лентами. Воланом из кружевного воротника обрамляли обнаженные плечи невесты. Широкий кринолин выгодно подчеркивал изящность талии. Поэтому в моду снова вошел корсет.
![s640x480 (340x421, 217Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/369/87369053_s640x480.jpg)
Изысканными считались подвенечные платья из атласа с блондами. Блонды – шелковые кружева с блеском золотистого оттенка. Из уложенных гладко волос на виски и уши выпускали пружинки локонов. Корсет, глубокий вдох – и образ принцессы в подвенечном платье завершен.
К свадебному платью с длинным рукавом надевали короткие перчатки или митенки – перчатки без пальцев из тонкой ткани с вышивкой. Кринолин позволял делать юбку внушительных размеров, но юбка была легкой. Все вокруг любовались ее воздушным колыханьем, когда девушка шла или садилась в праздничный фиакр, чтобы ехать в церковь.
Кринолин лет десять был модным "наворотом", а в 70-х его сменил турнюр. И кринолин, и турнюр – изобретения одного и того же человека – англичанина, жившего в Париже, Чарльза Ворта, можно сказать, первого кутюрье и создателя первого европейского Дома моды.
![s640x480 (390x480, 40Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/369/87369058_s640x480.jpg)
Ни один турнюр не обходился без воланов, оборок и бантов. От талии они ярусами спускались вниз и заканчивались шлейфом. Невеста напоминала русалку, плывущую в волнах воланов и шлейфа.
Волосы украшали венком с длинной белой фатой. Обычай носить свадебный венок из цветов стар, как мир, но в официальную моду был введен во Франции лишь в XIX веке. Венок назывался флердоранж, потому что делали его из цветов померанцевого дерева. Нераспустившиеся бутоны чередовались с листочками и были символом чистоты невесты.
В конце XIX века мода снова возвращается к простоте. Невесту-цветок в ажурных кружевах сменяет элегантная, сдержанная невеста. Юбка-клеш, строгий лиф, заканчивающийся мысом на талии. Воротник-стойка. Там, где был декольтированный вырез, – кружевная вставка. От прошлого остались только рукава с буфами вверху и узкой длинной манжетой от локтя.
![s640x480 (328x480, 50Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/369/87369064_s640x480.jpg)
Считается, что в создание современного стиля свадебного платья большой вклад внесло бракосочетание королевы Великобритании Виктории, в феврале 1840 г. После свадьбы Виктории невесты последовали примеру молодой королевы. Они выбирали красивый белый наряд, которым пользуются и поныне. Викторианское свадебное платье, с его обтягивающим корсажем, широкой юбкой и шлейфом до сих пор остается классическим. В поздние 1860 годы кринолин был заменен турнюром, который оставался популярным в течение следующих 20 лет. К концу царствования Виктории, турнюр исчез, и акцент моды переместился на верх свадебного платья, который характеризовался пышными рукавами и искусно сделанным корсетом с высоким круглым воротником из твердого материала и кружев.
![s640x480 (368x480, 53Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/369/87369084_s640x480.jpg)
Если бы знали красавицы ХIХ века, что сделают со свадебным платьем их внучки и правнучки. Они бы не поверили, например, в то, что свадебное платье может быть коротким и обнажать ноги.
А своенравные, желающие во всем и всегда быть оригинальными внучки поступили именно так. Девушки, которые слушают джаз, курят сигареты в длинных мундштуках, гламурно подводят глаза темными тенями, танцуют новомодный чарльстон, не скованы предрассудками. Им не нужны корсет и длинное платье. Они покорили мужчину своей экстравагантной независимостью. И в день свадьбы не изменяют привычкам.
![s640x480 (359x480, 58Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/369/87369093_s640x480.jpg)
Невеста 20–30-х годов одета в белое прямое, очень простое платье, длиной чуть ниже колена. Линия талии опущена на бедра, фигура напоминает мальчишескую. Идеал красоты – очень стройная, до угловатости, живущая активной жизнью и занимающаяся спортом девушка.
На очень короткие волосы наброшена фата, поверх фаты надет флердоранж. Стиль так носить фату с венком напоминает облегающие шляпки-котелки, которые натягивались низко, на самый лоб, и были тогда модными. Платье имеет прямые длинные рукава. Как праздничное, так и быть, невеста ненавязчиво украсит низ платья и края фаты вышитыми завитками. В дополнение аксессуары – перчатки, сумочка. Такой помогла невесте стать великая Коко Шанель, сказав однажды, что истинно элегантная одежда не должна сковывать движения.
![s640x480 (312x452, 99Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/369/87369127_s640x480.jpg)
В 1940-е одежда невесты становится более строгой, преобладают четкие линии. В 1950-е романтичный стиль вновь вступает в свои права: длинные юбки, туфельки-тапочки и приспущенная талия создают образ нежной девушки с легкой походкой. Законодателем моды объявлен Диор, который одевает женщин в приталенные свадебные платья с пышной юбкой до колен.
1960-е можно справедливо назвать периодом минимализма в моде. Свадебное платье вновь укорачивается и приобретает более четкую и лаконичную форму, при этом количество деталей сводится к минимуму. В 1970-е годы усиливаются фольклорные мотивы, распространяется вышивка. В 1981 году, когда изысканное свадебное платье леди Дианы, сшитое из тафты, поразило воображение всего мира, официальный свадебный наряд снова стал вершиной моды, входившей в десяток экстравагантных стилей.
ИСТОЧНИК
![](//img-fotki.yandex.ru/get/4713/54051303.79/0_6e1a0_402e4733_M.jpg)
| ![](//img-fotki.yandex.ru/get/5508/galchenko-vn.2a/0_58614_5e70fca0_XS.jpg) |
|
|
|
|
|
|
|