Ангкор – удивительный и таинственный город, на протяжении веков будоражит людское воображение.
Ангкор является настоящим чудом света, хотя бы потому, что загадки его архитектуры и технологии строительства датируются «всего лишь» 14 веком нашей эры и позднее…
Ангкор по своей масштабности, грандиозности и красоте не имеет аналогов ни в одной из соседних стран, а может быть, и во всем мире.
Остатки Ангкора занимают площадь около 200 кв. км. Всего сохранилось около 100 дворцов и храмов.
Ангкор включает в себя комплекс храмов, дворцов, водохранилищ и отводных каналов.
В X-XII веках Ангкор был одним из крупнейших городов мира. Однако после того как в 1431г. войска соседнего Сиама захватили и разрушили город, жители покинули его и он попал во власть джунглей, которые на много лет скрыли Ангкор от людей.
Время и джунгли не пощадили деревянные строения, однако каменные дворцы и храмы, несмотря на разрушения, сумели противостоять природе и просто потрясли европейских исследователей, впервые увидевших их в середине XIX века.
Официально комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо.
В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота.
В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.
По силе произведенного эмоционального впечатления Ангкор сравнивают с пирамидами в Египте, Тадж Махалом в Индии, Великой китайской стеной…
Ангкор – один из символов Камбоджи, его изображение есть на национальном флаге страны. Само слово «Ангкор» произошло от слова «Nagara», что в переводе с санскрита означает «столица». И действительно Анкор был столицей Камбоджи в 9-13 вв. Город был широко известен за пределами страны. В этот период Королевство Камбоджа процветало, а Ангкор являлся символом ее славы и величия.
Ангкор Ват («город-храм») – построенный во времена короля Сурьявармана II (1112-1152 гг.) и посвященный индуистскому богу Вишну, – самая большая культовая постройка в мире (площадь около 2 кв. км.). Храм представляет собой сложную трехуровневую конструкцию со множеством лестниц и переходов. Венчают храм пять башен. Центральная башня возвышается над землей на 65 м. и символизирует мифическую гору Меру, которая является центром всего мира.
Храм окружен рвом шириной 190 м. и длиной около 6 км и крепостной стеной с четырьмя воротами по всем сторонам света. На стенах внешней галереи видны длинные барельефы с изображениями Вишну, героев Рамаяны и сражений Сурьявармана II.
В 1177 году Ангкор был захвачен чамами, исконными врагами кхмеров. Впоследствии империя была восстановлена новым королем Джаяварманом VII, который выбрал новую столицу и земский храм (Ангкор-Тхом и Байон соответственно), расположенные несколькими километрами севернее.
Одним из первых западных гостей Ангкор Вата был португальский монах Антонио да Магдалена, который побывал в храме в 1586 году и отозвался о нем как о «необыкновенном творении рук человека, которое невозможно описать на бумаге, а особенно из-за того, что это храм не похож ни на одно здание в мире.
Его башни и роспись тонкой работы – вершина человеческого гения». Но, несмотря на это, на Западе храм стал популярным только в середине 19 века благодаря публикации дневника с дорожными заметками натуралиста Анри Муо. Муо, как и другие исследователи с Запада, не мог поверить, что кхмеры смогли сумели воздвигнуть храм, и ошибочно относил его приблизительно к периоду существования римской империи.
Истинная история Ангкор Вата была восстановлена по крупицам только с помощью стилистических и эпиграфических свидетельств, собранных во время более поздних работ по восстановлению и очистке всей территории Ангкора.
В 20 веке потребовалось провести масштабные восстановительные работы Ангкор Вата, заключавшиеся главным образом в уборке лишней земли и растительности.
К сожалению, работы были прерваны гражданской войной; в 1970-80-х «Красные кхмеры» захватили власть в стране, но в этот период храму был нанесен относительно небольшой ущерб; гораздо больше пострадали пост-ангкорские статуи, которые были украдены или разрушены.
Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения Ангкора, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.
Пном-Бакхенг – один из первых храмов, построенных в Ангкоре. Его строительство относят ко времени правления короля Ясовармана I (889-910 гг.).
Храм представляет собой пятиярусное сооружение со множеством башенок и ступенями, ведущими вверх.
Ангкор-Тхом – цитадель города, его центральная часть, построен во времена Джаявармана VII (1181-1210 гг.) после того, как в 1181 году Ангкор был взят и разграблен чамами. Анкгор-Тхом окружен рвом, ширина которого составляет 100 м., и стеной высотой около 8 м.
В стене имеется пять ворот, над которыми возвышаются башни высотой около 23 м., украшенные лицами бодхисатвы Авалокитешвары. Деревянные постройки на территории Ангкор-Тхома не сохранились, однако уцелели уникальные каменные памятники.
Храм Байон – издалека этот храм выглядит, как причудливое нагромождение огромных камней , однако по мере приближения к нему можно увидеть сложную трехуровневую структуру и многогранную 45-метровую башню.
Байон украшают еще 52 квадратные башни на каждой стороне которых изображено лицо . Находясь в храме испытываешь ощущение, что эти древние лики, улыбаясь, наблюдают за каждым твоим шагом. Кого именно они изображают – вопрос без ответа. Есть одно мнение, что это сам король, другое – что это Будда, третье – что это стилизованное изображение Будды с чертами короля.
На стенах Байона высечены барельефы со сценами обыденной жизни кхмеров и лики Будды Авалокитешвары.
Барельефы выполненные так, что в зависимости от времени суток и угла освещения меняется выражение лица, причём так, независимо от угла зрения, лицо всегда «смотрит» в упор.
«Слоновая терраса» поражает своим размахом. Это сленговое, «туристическое» название остатков королевской трибуны. Отсюда кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор Тхома.
За трибунойт находится Пименакас («Небесный дворец») – бывшая резиденция кхмерских королей. Так же необычное место с каменными скульптурами слонов , вытаскивающими хоботами лотосы из земли.
Та Кео – одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора. Его строительство не было закончено. Если бы Та Кео был завершен, то это был бы один из лучших храмов в Ангкоре. Храм сейчас имеет 32 м в высоту. Та Кео – точная копия священной горы Меру, с прямоугольным основанием и пятью квадратными башнями.
Храм Та Пром специально не очищался от джунглей и предстает в том виде, в котором его увидели французы. Башни, буквально разрываемые стволами деревьев, изваяния богов, обвитые ветками лиан, и крыши галерей, продавленные под тяжестью огромных корней – таким сегодня выглядит этот храм.