Ле Корбюзье |
6 октября 1887 года в Ла-Шо-де-Фон, в Швейцарии родился французский архитектор Ле Корбюзье. Его называют архитектурным пророком и реформатором, человеком, опередившим свое время, и просто гением.
Один из самых ярких зодчих XX века не получил специального образования. Архитектурными «университетами» для Ле Корбюзье стали путешествия, библиотеки, музеи, систематическое, глубокое самообразование и, главное, творческое общение со многими ведущими мастерами того времени.
Сын часовщика и основоположник собственной архитектурной теории, Ле Корбюзье фактически научил людей не просто строить по-новому, используя новые строительные технологии, а проектировать новое пространство.
"Дом - это машина для жилья", - говорил великий модернист, переворачивая сознание современников, пытаясь созидать новое не только в архитектуре, но и в модели общества
Ле Корбюзье отличался нелёгким характером, принципиальностью и в то же время не переставал мечтать о «лучезарном городе», жизнь в котором приблизила бы людей к новым уровням сознания и духовности. Новатор, для друзей – «отчаянный Корби», перекроил мир на свой лад, никого не спросив.
Отец-альпинист привил Шарлю понимание фундаментальной пластики мира.
«Мы часто поднимались на горные вершины. Гигантские горизонты были нашим кругозором. Отроческие годы - время жадной любознательности. Я знал, как сделаны цветы изнутри и снаружи, форму и цвет оперения птиц, и почему деревья сохраняют равновесие в горах во время бурь».
С того времени города он воспринимал исключительно как пространственные геометрические структуры, способные конкурировать с природой в своём величии и чистоте замысла.
В 1925 году на Парижской выставке зазвучало новое имя. Шарль Ле Корбюзье (псевдонимом послужило имя деда по материнской линии) начал жизнь с чистого листа.
Шарль Жаннере выполнил свой первый проект в 17 лет. И справился с ним довольно успешно. Но вместо того, чтобы мелкими шагами частных заказов пробивать себе дорогу к ничем не примечательному, но стабильному будущему, молодой и амбициозный Корабюзье отправился в путешествие по Европе.
Без рекомендаций и поручительных писем заявился к венскому маэстро Йозефу Хофману и сообщил, что хочет работать в его мастерской. Был принят в качестве чертёжника, хотя через полгода продолжил поиски учителя уже в Париже, завязывая попутно дружбу с лучшими живописцами своего времени – Браком, Пикассо, Липшицем. Был в Будапеште и Риме. Набирался опыта везде, где только считал возможным – подходил к выбору наставников, мягко говоря, придирчиво. И в 1922 году вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере Шарль открывает собственное архитектурное бюро.
Вдохновение мэтр находил повсюду. Как-то раз, заглянув в одно парижское кафе, Ле Корбюзье отметил необычное пространственное решение помещения – в глубине зала высился небольшой балкончик, сам зал был узким и длинным. Вернувшись домой, он сел за чертежи и в тот же день придумал «дом-ситроен» (названный так потому, что в разрезе сооружение напоминало кузов автомобиля), где впервые применил двусветное пространсво. Выражение «дом-машина для жилья» берёт своё начало именно от этого проекта.
В консервативной до упрямства европейской культурной среде архитектору стало тесно. Когда его проект Дворца Лиги Наций в Женеве сняли с конкурса только за то, он тот был выполнен не на кальке, указанной в условиях Шарль принял решение искать творческого удовлетворения на других континентах. Правда, большая часть его замыслов того времени так и осталась на бумаге: здание Центросоюза (реализация проекта в итоге согласований была поручена советскому архитектору Колли и Ле Корбюзье попросил снять его имя с чертежей), проект Дворца советов (по мнению комиссии, не сориентированный на современную архитектурную ситуацию), загадочный город «Алжир» и план реконструкции Парижа («План Вуазен» с 28 небоскрёбами на территории в 250 Га – такой участок Парижа архитектор предлагал безжалостно снести).
Но был воплощён «лучезарный город» Чандигарх. И выглядел он таким, каким задумывал его Ле Корбюзье, – свободным, независимым, лаконичным. А алжирский мэр потребовал арестовать архитектора за слишком смелые градостроительные предложения относительно плана новой столицы.
Ле Корбюзье строил много и масштабно. Недостатка в заказах не было. В последнем письме парижскому другу, отправленном с Лазурного берега летом 1965, он писал: «Думаю, надо изобрести все заново! Переосмыслить человека, биологию, природу, космос... Мы мечемся, а все должно быть ясно». Создатель Модулора считал, что человек всегда способен буквально переделать себя, открыть себя заново.
Почтение к заслуге великого архитектора перед временем выражается самыми разными способами. Про Ле Корбюзье написано немало книг, его проекты тиражируются, а «5 принципов» применяются как нечто само собой разумеющееся. Ну а японский архитектор Тадао Андо, вдохновлённый в 15 лет книгой чертежей мэтра, завёл себе дружелюбного лохматого пса, да так и назвал его – Ле Корбюзье.
Деятельность Ле Корбюзье занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нём спорили при жизни и после смерти (1965). Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. И он с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать «в одних случаях гнев, в других — энтузиазм». Зодчий, живописец, скульптор, дизайнер, блестящий публицист и теоретик, он смотрел на современность словно из будущего.
Рубрики: | Известные личности |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |