-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ELMED

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.06.2010
Записей: 5967
Комментариев: 3913
Написано: 14381


"Его похороны меня разрушили". Как Филатов скорбел по Высоцкому

Воскресенье, 06 Декабря 2020 г. 17:35 + в цитатник
Цитата сообщения сандро_пятый "Его похороны меня разрушили". Как Филатов скорбел по Высоцкому

 

f4f0824c-45e3-4785-aa44-94a3a8148e04 (700x607, 85Kb)Посвящено оно не любому обобщенному високосному году, а вполне конкретному. 1980-ому. Поклонники Высоцкого знают, какой трагедией был отмечен этот год. Ушёл из жизни поэт и исполнитель, всенародно любимый Владимир Семенович Высоцкий.

Филатов и Высоцкий были в хороших отношениях. Не друзьями. Скорее, приятелями. Долгое время работали в одном театре, часто были заняты в одних спектаклях: в "Пугачеве", "Гамлете", "Десяти днях","Павших и живых". Вот что говорил об этом сам Филатов:

Я не претендую на звание друга Владимира. Я был его коллегой и проработал с ним много лет в одном театре. Играл в одних спектаклях. И находился с ним, смею надеяться, в прекрасных товарищеских отношениях. Во всяком случае я к нему относился замечательно. Надеюсь, что и он ко мне.

1cbd743d-640b-4f84-a116-e65e812e222a (700x525, 82Kb)Кроме прочего, Леонид Филатов искренне восхищался, даже поражался гением Высоцкого. В своих воспоминаниях называл его "мощным поэтом", "уникальным организмом", обладающим "странной магией рифмованной речи".

"Песни его петь вместо него - совершенно бессмысленное занятие, ибо магнето его голоса в себе заключает что-то такое - и духовное, и одновременно биологическое - что распространяется почти на всех. Даже на иностранцев, которые не всегда понимают, о чем он поет, но чувствуют это кожей", - говорил Филатов.

ed2b08c7-7c88-4ee6-a259-1ba2b0683a1b (700x700, 88Kb)Известно, что Высоцкий имел обыкновение советоваться с Филатовым по творческим вопросам, считался с его мнением в том, что касается работы со словом.

А еще помогал Филатову сам. И советом, и участием, и дружеской поддержкой.

Володя был очень добрый человек. У меня много с ним связано хорошего, потому что он меня просто спасал неоднократно. Практически вылечил, когда у меня была страшная болезнь — лимфаденит. И когда мне понадобилось срочно лечь в больницу по другому поводу, к хорошим врачам, он меня уложил и сам весь процесс курировал, и приезжал, и спрашивал: „Как?“

1669d579-8ea6-4a6b-8634-5ff7dff54b66 (700x538, 103Kb)Закономерно, что уход Высоцкого стал огромной потерей для Леонида Филатова, настоящим ударом. Неоднократно после смерти поэта он рассказывал, что был раздавлен этой трагедией, физически ощущал боль утраты.

Его похороны просто меня разрушили. И не только меня, многих людей… Я болел, наверное, полгода — болел физически, внутренне. Я работал, что-то делал, но хорошо у меня ничего не получалось. Просто как будто из меня вытащили какой-то блок.

c2fb3c46-32ec-4195-aa1d-309fb66df76c (480x320, 31Kb)

Боль излилась и в стихотворных строках. В том же 1980-ом Леонид Алексеевич написал мощное философское стихотворение "Високосный год", в котором со скорбью говорит о том, что - увы - ни спасти, ни воскресить ушедшего товарища ему не суждено...



07f4bf81f954856fb6093e368285af2a (620x485, 179Kb)

Високосный год
О, високосный год – проклятый год.
Как мы о нем беспечно забываем
И доверяем жизни хрупкий ход
Всё тем же пароходам и трамваям.
 
А между тем в злосчастный этот год
Нас изучает пристальная линза.
Из тысяч лиц – не тот…, не тот…, не тот…
Отдельные выхватывая лица.
 
И некая верховная рука,
В чьей воле все кончины и отсрочки,
Раздвинув над толпою облака,
Выхватывает нас поодиночке.
 
А мы бежим, торопимся, снуем, —
Причин спешить и впрямь довольно много —
И вдруг о смерти друга узнаем,
Наткнувшись на колонку некролога.
 
И стоя в переполненном метро,
Готовимся увидеть это въяве:
Вот он лежит, лицо его мертво.
Вот он в гробу. Вот он в могильной яме…
 
Переменив прописку и родство,
Он с ангелами топчет звездный гравий,
И все что нам осталось от него, —
С полдюжины случайных фотографий.
 
Случись мы рядом с ним в тот жуткий миг —
И Смерть бы проиграла в поединке…
Она б его взяла за воротник,
А мы бы ухватились за ботинки.
 
Но что тут толковать, коль пробил час!
Слова отныне мало что решают,
И, сказанные десять тысяч раз,
Они друзей — увы! — не воскрешают.
 
Ужасный год!… Кого теперь винить?
Погоду ли с ее дождем и градом?
…Жить можно врозь. И даже не звонить.
Но в високосный год держаться рядом.
*************************************************************
Рубрики:  Ж З Л