Значение элементов орнамента на русских варежках
Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве.Стилизованные птицы,цветы,ромбы,кресты,треугольники,крючья,лапы, звёзды,полоски в сложных сочетаниях,радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к дочери,защищали человека от злых сил,помогали в добром деле.
Элементы орнамента подсказывают человеку окружающая природа,место его обитания,климат,обычаи народа,очертания человеческого тела и окружающих предметов.Орнамент в прошлом никогда не был чисто декоративным.Каждый его элемент имел определённый смысл,был условным,но всем понятным изображением законов природы:рождения,жизни,смерти.Орнамент можно назвать древним языком общения людей.
Традиция украшения предметов быта,одежды узорами,несущими функцию оберега,существовала на Руси со времён язычества.С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров.
Символика орнаментов одинакова у многих народов.Например,ромб имеет множество значений.Некогда он был символом солнца,знаком плодородия,земледелия,добра,счастья,полной жизни.Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля.Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданого.
Цепочка из ромбов - "древо жизни",ромб с продлёнными сторонами защищал от происков тёмных сил,имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться.Крест - символ огня и солнца."Вязаное" солнце - символ света и животворения.
Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент.Его основные мотивы:стилизованные цветы,побеги,листья,ветви растений.Существуют и другие виды орнамента : анималистический(птицы,звери,насекомые),природный(волны),тератологический(фантастические или сказочные звери или их части).Другая большая группа - предметы,созданные человеком:инструменты,орудия труда,оружие,здания.
Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,"звезда"),так и бесконечными(например,волнистая линия).Конечный орнамент создаёт ощущение статичности,бесконечный - представление о подвижности.Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор ,вывязанные на рукавице , означали пожелание долголетия её владельцу.
Считалось,что места,через которые могла проникнуть злая сила,-это края одежды,рукавов,ворота,чулок,рукавиц.Чтобы уберечься от неё,нужно защититься,украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
При вязании узоров не меньшую роль ,чем орнамент,играет цвет.Традиционно расцветка,так же как и узоры ,зависела от назначения изделия.Раньше на повседневных вещах узоры были попроще(точки,крестики,штрихи) и цвета поскромнее : чёрный,серый,белый.Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы.Распространены были следующие устойчивые сочетания : красно-зелёные,чёрно(сине)-жёлтые,чёрно(сине)-красные.Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали ,сочетая нити красного и белого цветов.
Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного ,жёлтого и фиолетового,оранжевого и синего,именно они считались гармоничными в 19 веке.Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой света в условиях долгой полярной ночи.
Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного),красно-коричневым - без резких контрастов.Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений.