«Жорж Борман — нос оторван! Вместо носа — папироса!» Вот такая дразнилка была популярна среди детей после октября 1917 года. А ведь никто из ребятни не задумывался, что за именем Жоржа Бормана прячется сладкая мечта любого ребенка. Знал его не понаслышке и дореволюционный Харьков. Хотя не самого обрусевшего немца, а его продукцию — конфеты, бисквиты, какао, мармелад… Имя Жоржа Бормана известно в Харькове до сих пор. Оно стало символом качества, разнообразия продукции и профессионализма кондитеров.
Георгий Борман родился в 1837 году в семье фармацевта в Санкт-Петербурге. Его мать, считая себя француженкой, называла своего любимчика Жоржем. Когда же любимчику настало время выбирать будущую профессию, его отец был тверд и решителен: только естественный факультет Петербургского университета, только аптекарство.
Будучи студентом, Жорж любил прогуливаться по Невскому и захаживать в маленькую кондитерскую, где всегда были свежая выпечка, аппетитные пирожные, ароматная пастила. Старым хозяевам приглянулся молодой человек, и они предложили ему немного подработать в магазине. И хотя Борман был не из бедной семьи, устоять перед соблазном поработать в «сладком цеху» он не смог. Вскоре Борман стал полноправным хозяином кондитерской. Однако, еще стоя за прилавком, он начал задумываться о том, что бабушкиной выпечкой уже никого не удивишь, ведь на дворе — середина ХІХ века, торжество машин. Значит, нужна механизация. К тому же в Европе — шоколадный бум. Вот чего ждет российский покупатель!
На семейном совете Жорж получил добро, и в 1862 году двадцатипятилетний несостоявшийся аптекарь открывает кондитерскую лавку. Это был не просто магазинчик. В нем было чудо. Чудо техники — первая машина по производству шоколадной плитки. Народ, как в цирк, шел поглазеть на машину, ну и, конечно, попробовать сладенького. За 15 копеек на глазах восхищенного покупателя коричневый порошок превращался в шоколадку. Такой диковинки русский народ еще не видывал. Вскоре в маленькую лавчонку было не пробиться. Сладкая продукция Бормана могла обходиться без рекламы — вокруг стоял такой аромат, что пройти мимо было невозможно. Торговля шла настолько бойко, что фирме пришлось расширяться, строить фабрику, открывать все новые магазины. Помимо шоколада, Борман выпускал уже свыше 200 наименований конфет. Особо раскупались «Аленушка», «Сампьючай», «Лоби-Тоби».
В 1876 году Жорж Борман получил высочайшее звание «Поставщик двора Его Императорского Величества» и право использовать на этикетках государственный герб Российской империи. А двумя годами позже на Всемирной выставке в Париже продукция, помеченная двумя буквами — «ЖБ», была награждена большой золотой медалью. Потом на всех выставках она брала «золото», а в 1900-м в Париже весь мир узнал, что «ЖБ» — это Жорж Борман. Подводя итоги ХІХ века, Европа признала его шоколад лучшим.
Вторую фабрику Борман основывает в Харькове в 1896 году. Почему он выбрал Харьков — по сей день загадка. Возможно, он считал его самым перспективным после столицы для развития «сладкого производства». На улице Кацарской Борман купил дом, тут же его снес и построил фабрику, которую вот уже второе столетие харьковчане называют «кондитеркой». На фабрике было все механизировано — уникальные паровые котлы, вальцы, вакуумные аппараты, мельницы для какао, гидравлические прессы. А на нижнем этаже размещался первый примененный для производственных нужд холодильник, что в те времена было очень дорогой и роскошной вещью. За несколько лет предприятие стало одним из крупнейших в Украине. Численность работающих на производстве и на складах составляла более 1000 человек.
Стоит отметить, что отбор на «кондитерку» шел строгий, и, соответственно, текучесть кадров была огромная. Посудите сами: работников с фабрики увольняли за... несвежий или, скажем, неотутюженый халат. Халат на фабрике должен был быть белоснежным. К соблюдению формы одежды Борман относился с немецкой строгостью. Впрочем, заботился он о своих подчиненных с такой же педантичностью. Трудовым правом, которое регулировалось соглашением между рабочими и правлением фабрики, была предусмотрена хорошая заработная плата, обеспечена высокая социальная защищенность персонала. К примеру, выплачивалось стопроцентное жалование за первые полтора месяца болезни и 50% — за последующие полтора месяца. Были укороченные и предпраздничные дни. А еще — ежедневно рабочие получали на руки полфунта шоколада (больше 200 г). По две шоколадки детишкам домой!
В те годы вся интеллигенция была помешана на выводе страны из поголовной безграмотности. Вечерние лекции в рабочих кварталах, бесплатные книги, воскресные школы… Борман же боролся с необразованностью своим способом. Его фабрика выпускала монпансье, на этикетках которого были помещены портреты русских писателей (Гоголь, Толстой, Достоевский) с цитатами из их произведений. Еще были шоколадки: «Географический атлас», «Народы Сибири», «Коллекция жуков». Шоколадные плитки украшались изображениями национальных костюмов народов разных губерний Российской империи. А на этикетках из серии «Бумажные поделки» были напечатаны яркие картинки зверей и рядом — их бумажная копия с наглядной инструкцией по изготовлению такой бумажной игрушки. Куда там до этих придумок нынешнему «киндер сюрпризу»…
Вообще витрины бормановских магазинов в Харькове повергали обывателя в шок: бонбоньерки из атласа и бархата, водопады искусственных цветов, красивейшие жестяные коробки для шоколада. Впервые в истории торгового дела тара стоила дороже того, что в ней хранилось. Харьковчанам очень нравились конфеты «Ушки» и «Цукатики», печенье «Тю-тю» и «Олли», вафли «Хоровод».
…В 1918 году в Питере в преклонном возрасте умер основатель предпринимательского товарищества Жорж Борман, унеся с собой секреты конфет «Лобби-Тоби» и вафель — пралине. Саму же фабрику после революции национализировали, и она продолжала выпускать сладкую продукцию уже «с учетом потребностей пролетариата и трудовой интеллигенции».
В наши дни «кондитерка» снова начала радовать харьковчан своими сладостями, хотя в начале 1990-х была на грани развала. Сейчас харьковский концерн «Бисквит-Шоколад» — одно из лучших промышленных предприятий в Украине. В этом большая заслуга его руководителя Героя Украины Аллы Арестовны Коваленко. Ее девиз «Не посрамим Жоржа Бормана» — это курс на возрождение высочайшего качества товара.
И, действительно, уже давно не только харьковчане с удовольствием покупают продукцию нашей «кондитерки». Такую, к примеру, как шоколадно-вафельный торт «Делис», который все называют «Харьковским». Это своеобразный символ нашего города. Он и другие наши сладости почитаемы во многих странах СНГ, Израиле, Германии, США, Канаде. А на площади Конституции в магазине «Ведмедик» — единственном из четырех сохранившихся с позапрошлого века магазинов Бормана — всегда полно покупателей. Кстати, в «Ведмедике» вся резьба по дереву осталась с тех времен, пережив две войны и советские годы, а над прилавком красуется эмблема «Жоржъ Борманъ»…
Олесь Лемищенко