-Цитатник

Без заголовка - (1)

Романтические картинки

Без заголовка - (1)

14 супер рецептов огурцов на зиму 1. Консервированные огурцы с красной смородиной 2. Ог...

Без заголовка - (0)

Торт из заварного теста   Ингредиенты тесто: 180 гр. воды 100 гр. сл...

Без заголовка - (0)

Обалденный фильм,посмотрела взахлеб! Фильм 1+1 изначально имел название Неприкасаемые, но дабы ...

Без заголовка - (0)

Фото_Обои_Цветы для рабочего стола часть 9 Используйте прокрутку справа. Для того чтобы установ...

 -Метки

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии
21:48 19.10.2012
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии Мой Тимчик. мне 2.5 мес.
Мой Тимчик. мне 2.5 мес.
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в тина7

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.05.2010
Записей: 5547
Комментариев: 95
Написано: 7240


Без заголовка

Воскресенье, 10 Марта 2013 г. 13:41 + в цитатник
Цитата сообщения GALZIMA "Как на масленой неделе..." часть 2

Масленичные развлечения.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.


Дмитрий Холин "Кулачный бой"



Масленичные развлечения.

Кулачный бой – праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Кулачные бои устраивались зимой, при этом предпочитали все-таки Масленицу, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса (на Масленицу, естественно, другую белковую пищу) и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость.




Борис Михайлович Кустодиев (1878-1915) "Кулачный бой на Москва-реке" 1897 г.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Апполинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) "Старая Москва. Разъезд после кулачного боя" 1900-е гг.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Дмитрий Холин "Кулачный бой"


 


Взятие снежного городка - военно-спортивная игра, получившая распространение во время масленичной недели в казачьих поселениях Сибири, Урала и Красноярского края, а так же в Симбирской, Пензенской и Тульской губерниях. Традиция строительства крепостей или городков из утрамбованного снега известна с начала ХVIII в. Первоначально это было развлечение служилого населения, но позже их примеру стали следовать и сельские жители. Городки возводили на открытых и доступных местах - льду рек и озер, на площадях в крупных селах и городах. В этом процессе принимали непосредственное участие как простые жители - преимущественно молодые мужчины и парни, - так и городские власти. 


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Василий Иванович Суриков (1848-1916) "Взятие снежного городка" 1891 г.


 


На территории остальных губерний России под ,,взятием городка" подразумевалась совершенно иная спортивная забава. Она состояла в доставании призов с вертикально вкопанных в землю столбов. Местом для подобных развлечений служили площадь села или ярмарки. Иногда вместо столбов вкапывали довольно тонкие прогибающиеся жерди, что, однако, нисколько не умеряло пыла желающих соревноваться в силе и ловкости парней и мужиков. Привлекательные для крестьян призы - отрезы материи на порты или рубаху, сапоги, бутылку с вином (предпочтения в разных местностях иногда существенно отличались) укрепляли на вершине такого сооружения. 


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

В. М. Сыров "Масленица в Здемирове"


 


Одним из любимых масленичных развлечений (особенно в городе) было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12-14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения. Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100-140 метров - было где разогнаться! Кстати, пьяных на горы не пускали. Пить не возбранялось, но только на земле, а выпить россияне всегда любили.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Карл Беггров (1799-1875) « Горы на Царицыном лугу» (литография по рисунку К.Ф.Сабата, С.П.Шифляра).


 


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

К. П. Беггров "Ледяные горы в Санкт-Петербурге на Масленице"


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

"Санкт-Петербург. Увеселительные горки и качели" - гравюра XIX века.


 


Центром праздничной масленичной площади были балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе. Слово "балаган" первоначально обозначало легкую верхнюю пристройку к дому. В начале XIX столетия оно имело значение "временная, разборная торговая постройка". Применительно к театрализованным зрелищам это слово начало употребляться только со второй половины XIX века. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников, а так же цирковые артисты. 


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Василий Тимм "Масленица" (литография) 1858 г. Из издания "Русский листок"


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Балаган"


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Масленица" 1919 г.


 


Ну, а какая Масленица без Петрушечной комедии?! Случалось, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию не один раз в день.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Кириллов Владимир "Масленица" 2007 г.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946) "Масленичный Петрушка"


 


Это иллюстрация не масленичного периода (не нашла, к сожалению), но такие ширмы петрушечники использовали практически везде.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

"Кукольник". Рисунок из книги А. Олеария "Описание путешествия в Московию..." 1643 г.


 


Катание на санях – зимнее развлечение, характерное для святок, масленицы, престольных праздников.  Особенно яркими были катания на Масленицу. Они назывались «съездки», так как в них принимали участие жители всех окрестных деревень. К праздничному катанию тщательно готовились:  лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы; столь же внимательно относились к упряжи; приводили в порядок сани. Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары - особенно «большаки, кондовые и богатые крестьяне» - ближе к вечеру.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Грузинский Петр Николаевич "Масленица" 1889 г.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) "Масленица" (вариант)


 


На масленой неделе парни и девушки водили хороводы. Как свидетельствовал очевидец, «мороз не мороз, а хоровод водится, поются песни до вечера. В хорошую погоду игра продолжается иногда до полночи. Хоровод расходится или, вернее, разбегается с криком, с шумом. В это время парни ловят из девок, кого им нужно, и „стоят" -  то есть ведут разговор где-нибудь в углу, под навесом, наедине, вообще делают все что им нужно. Часто во время этих „стояний" молодые люди сосватываются. Случаются и драки: двое, например, ухаживают за одной и столкнутся, а иногда отцы не позволяют девушкам „стоять" и преследуют назойливых парней».


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Шаймарданов Игорь Дмитриевич (Россия, 1964) цикл "Псковская Масленица"


 


 Воскресенье – проводы  (Целовальник, Прощеный день, Прощеное воскресенье).


Хороший существовал обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В каждом доме утро начиналось с того, что дети просили прощения у родителей, младшие - у старших. В знак полного примирения целовались. Потом шли в другие дома, к родным и знакомым, там повторяли обряд. Даже случайные встречные могли обратиться за прощением и получить отклик сердечной доброты. Россияне становились в этот день как бы одной большой семьей. 


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

"Масленица. Прощеный день в крестьянской семье". Сцена из крестьянского быта второй половины XIX века. Гравюра


К. Крыжановского по рисунку Н.И.Соколова.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Сизоненко Олег (Россия, 1959) "Прощеное воскресенье" 2009 г.


 


В воскресенье проходил обряд, завершавший масленичное гулянье - сожжение чучела  Зимы или ее символические похороны. Чучело это в весенних обрядах славян называлось Мареной (Мореной, Марой), по имени богини, связанной с ритуалом умирания и воскресения природы. Проводы Масленицы, ее сожжение или символические похороны - обрядовое действие, проходившее повсеместно. Символ праздника участники масленичного поезда привозили или приносили после объезда или обхода деревни на самое высокое место в селе или же за селом. При этом все сопровождавшие громко пели, смеялись и кричали. Масленичный поезд насчитывал в иных местах несколько сот лошадей. Участники процессии (ватага) часто наряжались в маски, в соломенные колпаки и кафтаны, которые позднее так же бросали в костер. Масленица в этом поезде могла иметь различные воплощения: соломенной или деревянной куклы, снопа с нарисованным лицом, надетого на жердь, сосновой или еловой ветки, украшенной лентами, платками и бубенцами. В сожжении масленичной куклы принимало обязательное участие все население села или деревни, но главным исполнителем ритуала являлась молодежь.


 


 

Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Анна Виноградова "Масленица"


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Анна Виноградова "Масленица"


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Семен Кожин (1979 г. Россия) "Масленица. Проводы зимы. Россия ХVII век" 


 


Россия огромна, и потому видоизменений обряда существовало множество. В одних местностях он бытовал в форме сожжения масленичного чучела, в других - в виде проводов-похорон. В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например, у реки.  Дрова, солому, обмолоченные снопы, старые смоляные бочки, корзины для костра собирали всем миром. Костер старались сделать огромным и ярким, чтобы свет был виден во всех окрестных деревнях. Бывало, что зажигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной - его чаще всего надевали на жердь и устанавливали посреди костра. В южных губерниях чучело разрывали на части и разбрасывали их по ржаному полю, что по поверьям должно было принести хороший урожай. В знак расставания с Масленицей во многих местах с возвышенного места или берега реки скатывали горящее тележное колесо, разбрасывавшее вокруг себя снопы искр. Но везде обряд имел глубокий смысл: провожая Масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе - зиму и смерть, а сожжение мусора, ненужного хлама вместе с чучелом - знак освобождения себя от всего старого, дряхлого, обветшавшего, в ожидании нового, молодого, светлого, лучшего.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Апполинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) "Сжигание чучела Масленицы"


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Брусилов Александр "Масленица"  1999 г.


 


Поделитесь с друзьями

ПоделитьсяПоделиться

Е. Штыров «Масленица"


Источник
Рубрики:  Картинки, линеечки- виньетки
Это интересно
Картинки - С праздником

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку