Какова нить, такова и жизнь. Духи и рукоделие |
По сей день некоторые рукодельницы неохотно демонстрируют неоконченную работу, стараются аккуратно свернуть ее или спрятать подальше от чужих глаз. А ведь этому обычаю уже много тысяч лет Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. В пословице говорится: «От кикиморы не дождешься пряжи». Есть много примет и поверий, связанных с частым персонажем сказок кикиморой: видеть прядущую кикимору — к близкой смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками — быть беде. Но есть и другие, «добрые» приметы. Если за прялку садится дух, то и последствия бывают благоприятными — дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу. Чаще всего занимаясь прядением, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами. Кстати, и по сей день рукодельницы стараются аккуратно свернуть или спрятать неоконченную работу. В добрых духах, занимающихся рукоделием (прядущих, вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих), часто узнаваемы божества, которые предопределяют судьбу, будущее. Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» — «прядение»). По другой версии имя Ма-кош означает “Мать жребия”. Считалось, что рожаницы (богини «предопределенности»), вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливой или несчастливой долей. Так одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, а третья, самая старшая, произносит слово судьбы. Иногда мифическим рожаницы изображались в легендах и сказаниях в виде девиц-прях: «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают». Так изображали Макошь в вышивке Мара (так называли призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка) по преданиям появлялась лунной ночью. Иногда она принимала вид колеса прялки, которое рвет кудель и пряжу. Это была нехорошая примета, считалось, что мара пришла забрать душу, а значит, кто-то скоро умрет. Кстати, не всегда появление кикиморы было плохим знаком. Например, в народе поговаривали, что кикимора любит прясть в одиночестве, иногда помогая хорошим хозяйкам. А попав в горницу к нерадивой хозяйке, кикимора всю пряжу запутает, да еще и прялку испортить может. Именно поэтому, заканчивая прясть, женщина обязательно должна была благословить свою прялку. Вообще, можно сказать, что боялся народ прядения. Смерть называл птицей Веретеном. Бабам запрещалось крутить прялку (судьба) и нити (жизнь) по большим праздникам. А вот кикиморам эти правила не указ. Да и бабы, считающиеся ведьмами, непременно пряли в самые Святки (с 7 по 19 января), т.е. именно когда закладывается год со всем его добром и лихом. Менее популярные героини народного эпоса, так называемые, «лесные жены» при встрече дарят людям клубки «неубывающих» ниток. Именно поэтому в сказках разных народов часто встречается сюжет о старухе или, наоборот, юной деве, вручающей путнику клубок нескончаемой нити, способной привести в нужное место. В роли пряхи народ представлял и комоху, которая, якобы, заражала лихорадкой. После прихода на Русь христианства языческую Мокошь заменила Параскева Пятница. Она стала покровительницей ткачества, прядения и другой женской домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в устном народном творчестве и с Бабой Середой, помогающей прясть и белить холсты, и с Ничкой, популярной героиней украинских сказок, которая именно по пятницам приходила в хаты и пряла оставленные суеверными хозяйками специально для нее кудели. Параскева-пятница. Скульптура, XVII век. Рязанский историко-архитектурный музей До наших времен дошли сказания, в которых встречается мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…». Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается. А тот клубок, в свою очередь, помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу. В более поздних сказках этого персонажа заменила Баба-Яга или старуха-ведунья. Кстати, предполагается, что изначально каждый день недели связывался с каким-либо существом, занимающимся прядением или ткачеством. Даже слово «сутки» является однокоренным с глаголом «ткать». Сутки (с’тки) — «то, что соткано». А дни, недели, месяца и сезоны, составляющие полный год, зашифрованы в старинной русской загадке на «прядельную» тему: Стоит дом в 12 окон В каждом окне по 4 девицы У каждой девицы по 7 веретен У каждого веретена свое имя». автор |
самазнаю |
Рубрики: | РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСНОСТИ/История вещей РУКОДЕЛИЕ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |