Если коротко, то отношение к венику в стародавние времена было двойственное. С одной стороны, ему приписывали связь с нечистой силой, с другой – считали средством защиты от множества напастей. Оно и понятно: веник соприкасался с мусором, но и вычищал от него дом. Ну, а теперь – по порядку.
Зачем веник нечистой силе?
Согласно славянской традиции, нечисть могла обернуться веником (или помелом), держать его в руках и волочить его за собой. С оборотничеством – ясно: чтоб не узнали, так сказать, для конспирации. Так что современное шутливое выражение «прикинуться веником» имеет очень даже глубокие корни.
Чтобы скрыть кражу ребенка, его облик придавали тому же венику. Об этом сложены страшные истории вроде такой: «Ребенок все плачет и плачет… Она его взяла и в угол кинула. И ребеночка не стало, только голик лежит». На всякий случай, если кто не знает: голиком называли веник без листьев. Но вы только представьте, какие тестовые испытания на предмет определения подлинности применялись к плачущим детям! Правда, лишь в тех случаях, когда подмечалось, что дитятко будто и не растет вовсе.
В руки веник брали, разумеется, для того, чтобы использовать в злокозненных целях. Верили, что если ведьма дотронется им до вымени коровы, то тем самым «отберет» удой. Если ж слишком оголодает, то возьмет да и собьет веником росу с пастбищных трав, и тогда уж от всего стада молока не дождешься. Кроме того, веник подкладывали в телегу жениха и невесты в свадебном поезде, якобы лишая будущего семейного счастья.
А еще представители темных сил применяли веник в качестве метательного средства. В частности, по поверьям, колдуны подбрасывали его к дому, укрывали под порогом, перекидывали через крышу, дабы наслать таким образом порчу на неугодные семейства. Ежели ж надо было навредить одному человеку, то бросали веник ему вслед. Вот ведь злыдни какие!
От чего оборонялись веником?
От нечистой силы. Предки наши были смекалисты, а потому быстро додумались до того, что можно бить врага его же оружием. И вслед тому, за кем имелась дурная слава причастности к колдовству, кидали веник, благо их много вязали, заготавливая на зимний прокорм домашним овцам.
С целью защиты от «темных» ставили веник (то обычным способом, то ручкой вверх) перед дверями дома и/или хлева, дабы этот «постовой» не пускал внутрь, кого не надо. Ту же функцию защиты выполнял веник, положенный в изголовье роженицы, прислоненный к колыбели младенца.
От болезни. За ним признавались целительские способности, и не только в бане. Чтобы выгнать хворь, больного обметали веником (а то и хлестали им), привязывали к больному месту, перебрасывали через тело, укладывали на веник и покрывали сверху другим, заставляли «пациента» перешагивать через веник, принимать отвар из прутьев, – способов так много, что все и не перечислишь.
Имелись и рецепты вениколечения применительно к конкретным заболеваниям. И если для избавления ребенка от ночных кошмаров, сопровождавшихся безудержными криками, в его одежду сначала зашивали девять прутиков, а потом ее выбрасывали в окно, то больных радикулитом пользовали иначе. Например, при отсутствии эффекта от процедуры хлестания веником по пояснице страдальца, применяли... рубку веника у него на спине (ну, не прямо на спине, подкладывая деревянную подставку, но все равно как-то жутковато).
От расхищения урожая птицами и грызунами. Существовал специальный ритуал, состоявший в том, чтобы обойти поле по солнцу (как сейчас бы сказали – по часовой стрелке) со старым веником в руках, ритмично взмахивая им в направлении от себя. По другим вариантам, можно было в собранный первый сноп подложить три прутика из домашнего веника, а также рассыпать прутья в амбаре.
От стихийных бедствий. Силу огня на пожаре пытались унять, обходя дом со старым веником в руках. Его же втыкали в грядки и между стеблями льна и ржи на полях, чтобы уберечь будущий урожай от града и бури. Веник «ветеранского статуса» вообще берегли. Его запрещалось жечь в печи из опасения, что это вызовет в атмосфере ураганы, а в доме – неурядицы и напасти вроде нашествия клопов и проч.
Чтобы предотвратить засуху, веник бросали в колодец, а кроме того, прутья другого разбрасывали на перекрестке. В других местах прибегали к иной мере, а именно: жгли одновременно 12 старых веников. Обход поселения с веником «не первой свежести» тоже воспринимался защитной мерой подобного толка.
От моровых поветрий. В случае эпидемии в деревнях и селах проводился ритуал опахивания: в плуг впрягалась буренка (белянка или пеструшка), и женщины селения пропахивали пространство по кругу, причем полагалось держать в руках не что иное, как те же веники.
От неудач в женских хлопотах по дому. Женщинам веник помогал справиться с проблемами при сбивании масла, затворении теста и ткачестве. Во всех случаях применялся один и тот же прием: троекратное побивание материальных частей, обеспечивающих процесс: маслобойки, кадушки-квашни и основы на ткацком стане.
* * *
О многом еще можно было бы рассказать, в частности, о роли веника в свадебных, погребальных и сезонных обрядах, в отношениях с домашними духами, – но, пожалуй, это все-таки тема отдельного разговора, и как-нибудь в другой раз можно будет к этому вернуться. А пока что, если у вас в доме есть веник или вы увидели его в баньке – посмотрите с уважением.
Не потому, что надо продолжать стезю магического его восприятия, а оттого, что это предмет, переживший то время, и уж что-что, а целительские качества, в частности, в бане, донес и до наших дней.