Статью нашла в интернете.
"Помните всевластную Миранду Пристли в «Дьявол носит Prada» (романе и фильме), от мнения которой зависит мир моды и которая уничтожает других без тени сомнения? Помните монструозную бабушку в «Похороните меня за плинтусом», которая тиранит внука своей удушающей любовью?
А Елену из одноименной картины Звягинцева, буквально «поглощающую» своих мужчин – мужа и сына? А эгоистичную мать Эрики в «Пианистке» Михаэля Ханеке? Всех этих женщин представители классического психоанализа могли бы назвать «фаллическими».
Такие женщины обладают «фаллосом», то есть властью, могуществом. Их основной способ взаимодействия с окружающими – сравнение и соперничество с мужчинами. Фрейд считал, что причина такого поведения – зависть к пенису, избавиться от которой женщина может только двумя способами: доказать всем, что она ничуть не хуже мужчин, или родить ребенка, который символически заменяет собой пенис.
Как проявляется фалличность у современных женщин? Мы задали этот вопрос двум экспертам: психоаналитику Светлане Федоровой и юнгианскому аналитику Льву Хегаю. И получили два разных мнения.
«Они воспринимают пассивность как нечто унизительное»
Светлана Федорова, психоаналитик
«Фаллос символизирует власть, всемогущество. Соблазн обладать этой властью возникает у представителей обоих полов. Но если мужчина обладает пенисом от природы, то женщина в какой-то момент сталкивается с фактом нехватки. Она может испытать от этого дискомфорт и попытаться компенсировать эту нехватку, конкурируя с мужчинами.
Фаллическая женщина стремится не просто отобрать у мужчины власть, но и кастрировать его, лишить силы. Легко можно представить себе мать семейства, которая обесценивает мужа и делает его никчемным в глазах детей – такой тип женщин очень характерен для нашей российской действительности.
Они не обязательно деспотичны, нет. Они могут быть и хитрыми, и гибкими. Бывают «кошечки», которые ведут себя кротко и мягко, завоевывают мужчину, а потом присваивает себе его фалличность, оставляя ему какую-то функцию, например – зарабатывать деньги.
Нарциссическое желание обладать мужской властью свойственно далеко не всем женщинам. Отчего оно возникает? Вероятно, из-за страха перед неопределенностью женской природы. Из-за неприятия пассивности, которая воспринимается как что-то грязное, унизительное.
Она всегда манипулирует «заместителями», которые как бы действуют от ее имени и которых она воспринимает как инструменты
Обычно такое отношение к женственности девочке передает мама. Она может говорить: «нельзя заниматься любовью с мальчиками», «любви нет», «мужчина нужен для того, чтобы приносить деньги». Она может обесценивать в дочери ее женственную принимающую сторону и подчеркивать, как важно иметь власть над мужчиной.
Или она воспитывает девочку как мальчика и транслирует ей чувство стыда за ее инертность. Такая девочка не воспринимает свою женственность как нечто привлекательное, а свой женский половой орган – как достоинство, источник удовольствия и новой жизни. Ей хочется захватить все мужское и компенсировать эту нехватку.
В школе такая девочка будет во всем соперничать с другими, стремиться стать самой лучшей, самой умной, самой красивой. Причем именно за счет обесценивания окружающих. Поражение для нее невыносимо.
Женщины фаллические и женщины-нарциссы: в чем разница?
Фаллические женщины близки к нарциссическому типу личности. И те и другие постоянно чувствуют тревогу, которую надо заглушить, страх пустоты, которую необходимо заполнить.
Однако между ними есть различие, которое психоаналитик Поль-Клод Ракамье формулирует так: фаллическая женщина действует тайком и за кулисами, никогда открыто и честно. Она всегда манипулирует «заместителями», которые как бы действуют от ее имени и которых она воспринимает как инструменты.
Этим «заместителем», например, может быть больной ребенок, который заболевает для того, чтобы тем самым выполнять скрытое требование матери. А нарцисс не скрывает и не прячет свою суть. Он – у всех на виду, «снедаемый гордыней во всем своем церемониальном великолепии». Он не утверждает свою волю через «заместителей», а сам утверждает себя.
В основе поведения и тех и других скрывается мощнейший страх кастрации, страх лишиться потенции, силы. Но если самодовольные нарциссы везде, где только возможно, демонстрируют свой «фаллос» (деньги, статус, власть), то фаллические личности вдобавок к этому еще и кастрируют других.
У каждой женщины, родившей ребенка, есть соблазн сделать его своим нарциссическим продолжением, своим «фаллосом». Многие знают истории про матерей, которые что-то не реализовали в своей жизни и требуют от ребенка осуществления своей мечты, чтобы потом присвоить результат себе: «Ты ничто без меня, это все благодаря мне».
Кстати, современное общество всячески поддерживает и культивирует эти качества – поглощать, обладать властью, самоутверждаться, и от этого очень сложно отказаться.
Что делать тем, кто рядом
Мужчину, который выбирает себе в партнеры такую сильную, властную женщину, часто эти ее качества и привлекают. Он с готовностью занимает пассивную позицию и позволяет отбирать свою силу.
Обычно такой тип отношений повторяет какую-то предыдущую его историю, например, тесную связь с подавляющей матерью или бабушкой. Только когда мужчина осознает, что такие неравноправные отношения его не устраивают, возможна психотерапевтическая работа.
Мальчику для того, чтобы вырваться из симбиотических отношений со своей поглощающей матерью, необходимо искать кого-то третьего, кто разомкнет эту связь. В идеале таким объектом мог бы быть отец, который призван создать дистанцию между сыном и матерью.
Девочке важно развить свою женственность, а для этого – принять мать, какой бы ужасной она ни была
Но если мать уже отобрала у отца его «фаллос», это становится проблематично. В этом случае третьим может выступать кто-то посторонний – тренер, учитель, дедушка, любой авторитетный мужчина, который верит в него и поможет вырваться из-под власти матери.
Девочке приходится проделывать более сложную работу. Ей важно развить свою женственность, а для этого – принять мать, какой бы ужасной она ни была. Часто девушки говорят: «Я никогда не буду такой, как она». Только после того, как они смогут найти в материнской женственности что-то привлекательное и принять это, они перестанут чувствовать стыд за свою собственную женственность».
«Активная, конкурирующая с мужчинами женщина – это норма»
Лев Хегай, юнгианский аналитик
«Говорить о современных женщинах в терминах Фрейда, по-моему, неполиткорректно. Гендерные нормы сегодня очень сильно изменились. По стандартам того времени мужское однозначно понималось как активное, а женское как пассивное. И в стремлении женщин быть активными, соперничать, играть мужские роли в жизни Фрейд видел проявление зависти к пенису и считал это неврозом.
Мы живем в эпоху победившего феминизма, и образ успешной бизнес-леди, эмансипированной женщины, которая реализует себя в обществе наравне с мужчиной, воспринимается сегодня как абсолютная норма. Поэтому я бы описывал таких женщин через архетипы богинь. Прежде всего – Артемиды, Геры и Деметры.
Артемида: социально активная женщина
Она независима и предпочитает жить одна. Она не стремится создать семью, а увлечена карьерой, причем в традиционно мужских сферах – Артемида, как вы знаете, обожает охоту.
Такая женщина может ощущать себя вполне гармонично и не испытывать внутренних конфликтов. Но если оказывается, что она нуждается в близости, но не способна создать устойчивые полноценные отношения, если ее желание конкурировать связано с неуверенностью в себе как в женщине, со страхом перед мужчиной, – тогда можно говорить о личностных нарушениях.
Гера: руководит мужем и семьей
Она превращает мужа в ребенка и решает все хозяйственные и финансовые вопросы сама. Это очень российский сценарий: типичный пример такой Геры – Маргарита Павловна из фильма Михаила Козакова «Покровские ворота».
Он связан отчасти с войной и с гендерным дисбалансом, но во многом это черта и славянской культуры в целом, которая, в отличие от патриархальной германской культуры, всегда была матриархальной.
Стремление женщины к равному участию во всех делах пары сегодня стало нормой
Другое дело, что в прежние времена муж и жена все-таки делили функции: мужчина был финансовым главой, женщина заправляла семейными отношениями, эмоциональной сферой. Он был «головой», она – «шеей».
Сегодня эти роли перепутаны. Стремление женщины к равному участию во всех делах пары сегодня стало нормой. В такой ситуации соперничество партнеров в браке будет естественным.
Столкновение разных точек зрения и поиск компромисса развивает отношения. Однако у Геры легко возникает желание доминировать, из-за чего она начинает ревновать и контролировать, воспринимать партнера как собственность, как часть себя или как функцию или вещь. Если муж не так силен, как Зевс, он в таких отношениях «кастрируется», например, может стать алкоголиком или импотентом.
Деметра: мать, чрезмерно опекающая детей
Ей свойственна гиперопека. Она считает, что должна жертвовать жизнью ради детей, забывает о себе и мешает развиваться ребенку, делая его инфантильным. Она не желает расставаться с материнской ролью, даже когда дети взрослеют, и активно вмешивается в их жизнь.
О нарушениях можно говорить, когда родительский инстинкт матери наносит вред как взрослению ребенка, так и ее личной жизни. Хорошая Деметра позволяет ребенку вовремя и безболезненно от нее сепарироваться.
Кстати, в силу установки общества на автономное существование родителей и детей новой нормой хороших родителей считаются такие родители, о которых не вспоминают, просто знают об их любви».
Об экспертах
Светлана Федорова – психоаналитик, старший преподаватель кафедры психоанализа факультета психологии НИУ ВШЭ.
Лев Хегай – психотерапевт, юнгианский аналитик, писатель."