Вам не хочется, или некогда, долго варить холодец. А может быть, ради небольшого лотка прос...
Слабые и сильные стороны нашего имени - (2)Люди с одинаковыми именами имеют не только сходные привычки, характеры, предпочтения и спосо...
Печень в сметане с макаронами - (7)Для приготовления понадобится: печень- 500 гр(у меня куриная) ...
Лайфхаки для кухни и ванной комнаты - (1)Взяв на вооружение эти советы вы будете тратить времени в 2 раза меньше. Как убрать налеты на...
6 типичных ошибок грамотных людей - (1)К сожалению, даже объединенные усилия граммар-наци не всем помогают запомнить...
В звездный путь. Васильева даёт "добро" |
Новый министр образования пообещала обязательно вернуть в школьную программу астрономию — предмет, который считается лучшей прививкой от религиозного фанатизма и мракобесия. Этот шаг министра, как и обещание не нагружать школьников новыми часами по изучению «закона Божьего», наверняка оценят те, кто с тревогой наблюдает за стремительной архаизацией общества. Если, конечно, преподаватели астрономии окажутся более талантливыми, чем учителя по «Основам православной культуры».
С астрономическим образованием в России сложилась парадоксальная ситуация. В XXI веке в стране, которая первой отправила человека в космос, астрономия четверть века назад фактически оказалась выдавленной из школы как ненужный предмет.
Изучение других естественных наук также сведено к минимуму — неудивительно, что научная безграмотность значительной части населения просто зашкаливает. При этом в мире именно сейчас происходит быстрое развитие прикладной астрономии и астрофизики, но Россия, к сожалению, в этих отраслях далеко не в первых рядах.
Конечно, при возвращении в школы астрономии возникнут сложности. Сейчас нет ни хороших методических материалов, ни времени на уроки, ни достаточной мотивации. А главное — крайне мало преподавателей, готовых увлечь школьников этим предметом, который не только помогает распознавать созвездия в ночном небе, но и дает представление об устройстве мира, о месте человека во вселенной, учит мечтать о высоком… Впрочем, талантливых педагогов в наших школах мало и по многим другим предметам — если новый министр придумает, как привлечь их в систему школьного образования, это будет настоящий прорыв.
Но это лишь первый шаг.
В школьной программе сегодня вообще крайне мало предметов, обучающих самостоятельному мышлению.
Но двигать вперед науку, а вместе с ней не только сырьевую экономику могут лишь люди, связно и критически мыслящие. Когда сегодня говорят, что во власти у нас сплошь тактики, а не стратеги, — это тоже признак дефицита в стране людей, которые способны просчитывать решения на три шага вперед. Если в российские школы помимо астрономии вернуть, например, логику — число их могло бы со временем возрасти. Именно этот предмет позволяет решать сложные задачи и искать неочевидные решения в самых разных областях: от культуры до политики.
Логику преподавали в российских школах и вузах, причем на довольно серьезном уровне, до 1917 года. Большевики этот предмет запретили, что, в общем, понятно — то, что произошло с огромной страной, явно не укладывалось ни в какие логические законы. Как и сегодня многие процессы в стране ставят в тупик людей, мыслящих рационально.
Удивительнее то, что преподавание логики и психологии в порядке эксперимента вернули во многие советские школы после Великой Отечественной, в 1947-м. По одной из версий, кто-то внушил Сталину, что наши потери в войну были бы много меньше, умей наши военачальники рассуждать последовательно. Да и при восстановлении разрушенного народного хозяйства понадобятся специалисты, умеющие мыслить масштабно.
Впрочем, пришедший к власти Хрущев этот эксперимент быстро свернул. И сегодня людей, которые умеют устанавливать взаимосвязи между фактами и событиями, а не тех, что воспринимают лишь готовые сюжеты со сделанным за них выводом вроде картинки на телеэкране, в России явно не хватает.
Как говорят в том же Роскосмосе, который давно лоббировал идею возвращения в школьную программу часов по астрономии, дети перестали мечтать о звездах.
Никто не хочет покорять космос, все жаждут сидеть на «трубе». При том, что сырьевая экономика — день вчерашний. А в завтрашний попадут только те страны, чьи граждане окажутся конкурентоспособны в наукоемких технологиях.
Источник: https://www.gazeta.ru/comments...
Рубрики: | Образование |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |