Вам не хочется, или некогда, долго варить холодец. А может быть, ради небольшого лотка прос...
Слабые и сильные стороны нашего имени - (2)Люди с одинаковыми именами имеют не только сходные привычки, характеры, предпочтения и спосо...
Печень в сметане с макаронами - (7)Для приготовления понадобится: печень- 500 гр(у меня куриная) ...
Лайфхаки для кухни и ванной комнаты - (1)Взяв на вооружение эти советы вы будете тратить времени в 2 раза меньше. Как убрать налеты на...
6 типичных ошибок грамотных людей - (1)К сожалению, даже объединенные усилия граммар-наци не всем помогают запомнить...
«Бросит» ли Китай «перчатку» Америке |
Две модели, две стратегии. Какая приведет к глобальному господству?
В ноябре 2012 г. в США и КНР пройдут внешне схожие процессы смены власти. В Пекине в рамках XVIII съезда - партийной, а в Вашингтоне - президентской. В Америке смена власти воспринимается обществом традиционно, как регулярная процедура. Но кто войдет в Белый дом в качестве нового президента, точно не знает никто.
В Китае сегодня она качественно иная, знаковая. Происходит смена поколений руководителей. Четвертое поколение отдает бразды правления пятому, которое будет у власти, как минимум, до 2020-2022 гг. 8 ноября 2012 г. съезд этот процесс начнет, а ВСНП (китайский парламент) в марте 2013 г. закончит. Большинство в Китае и мире знают, кто будет управлять страной. Это - будущая партийно-государственная "связка" Си Цзиньпин (генсек КПК и председатель КНР) и Ли Кэцян (премьер Госсовета КНР).
Есть две модели, две идеологии, две стратегии. Что лучше и какая выживет, мир узнает в будущем. И хорошо, что в будущем. Поскольку варианты диалога – кто лучше и сильнее – могут быть разными, включая силовой. Сегодня речь идет только о "старте" избираемых руководителей, которые продолжат "марафонский забег" соперничества двух держав. Цель "забега" известна – полное глобальное лидерство и получение ресурсов большей части мира для процветания своего народа.
Более простой способ соревнования в варианте "спринта" в 2011 г. попробовали сделать США, предложив КНР некое "разделение мира" по сферам ответственности между двумя державами (проект G-2), который с треском провалился. Китай, похоже, и не собирался делить виртуальную власть, тем более на американских условиях. В Вашингтоне, видимо, с запозданием осознали наивность своих предложений, идущих то ли из традиций британской колониальной империи по типу "разделяй и властвуй", "кнута и пряника", то ли непосредственно из специфики американского генотипа, скроенного по принципу "быстро и прямо сейчас". Для многотысячелетней китайской дипломатии эти предложения выглядели как "детские хитрости", но подогревали при этом самолюбие нации и руководства.
От островных споров к "Азиатскому НАТО". Чем ответит ученик китайскому Учителю?
Сегодня Вашингтон пытается извлечь пользу из преподанного урока китайского Учителя. Началось системное и долговременное военно-политическое "возвращение США" в Азиатско-Тихоокеанский регион и создание там новых или обновление старых проектов безопасности. США выжимают все возможное из обостряющихся китайско-японских, китайско-вьетнамских, китайско-филиппинских территориальных споров. Учитывая растущие страхи в Ханое, Маниле, Токио, Вашингтону намного легче собирать "антикитайские команды" в том или ином формате.
Просматривается перспектива превращения двусторонних военных союзов США с Японией, Южной Кореей и другими в коллективные антикитайские проекты, включая и "обиженный" Китаем Вьетнам (из-за конфликта вокруг островов Спратли). КНР, проявляя жесткость в территориальных спорах, вольно или невольно ускоряет процесс "интернационализации" конфликтов. В этом же русле происходит подключение Мьянмы, которую раньше Вашингтон не любил из-за военных диктатур, но сегодня "простил" ради более важной для них задачи - сколотить на юго-восточных рубежах Поднебесной враждебную для Пекина группировку. Мьянма приглашена для участия в ежегодных американо-таиландских военных учениях "Золотая кобра".
Не исключено, что со временем мир с удивлением обнаружит в Восточной Азии тот или иной вариант "Азиатской НАТО". В любом случае американцы настроились на длительную и многоплановую борьбу с Китаем, включая экономику, киберпространство, культурно-гуманитарную конкуренцию.
Взгляд из Пекина. Кому больше нужен китайский "список Ромни"?
На этом фоне особенно острой выглядит "китайская тема" в предвыборной риторике кандидатов на президентское кресло. Митт Ромни, упрекая Барака Обаму в мягкости и ошибках на китайском направлении, обещал в первый же день своего президентства официально обвинить Китай во всех "грехах", в первую очередь в "манипулировании юанем".
Эксперты составили некий "список Ромни", включающий меры по сдерживанию Китая – требование изменения курса юаня, претензии к китайскому телекоммуникационному гиганту "Хуавэй" и другим компаниям, обвиненным в шпионаже, необходимость введения США протекционистских мер в отношении ряда китайских товаров, введение экономических санкций против КНР из-за импорта иранской нефти и поддержку Сирии и, наконец, создание военного блока в Азии, имеющего антикитайскую направленность.
Несмотря на предвыборный характер дискуссий, которые сложно выдать за официальную позицию Вашингтона, "список Ромни" уже стал хорошим "подарком" китайским ястребам и части радикально настроенной молодежи. Если же Ромни победит и выполнит хотя бы часть обещаний, т.е. будет не только и не столько "сдерживать", но и "наказывать" Китай, то можно представить, что произойдет в КНР. Нынешние антияпонские выступления могут показаться "цветочками" по сравнению с возможными антиамериканскими "ягодками".
Сможет ли в этих условиях новое китайское руководство обуздать страсти – большой вопрос. Си Цзиньпину придется найти очень весомые аргументы, чтобы успокоить своих генералов, отдельных политиков и многомиллионную молодежь. В 2001 г., в период китайско-американского скандала по поводу пойманного самолета-шпиона США, тогдашнему председателю КНР Цзян Цзэминю стоило больших усилий вернуть отношения двух стран в обычное русло. Главными оппонентами тогда выступали военные.
"Список Ромни" вполне может подстегнуть и китайские военные расходы. Если республиканец войдет в Белый дом, нетрудно предположить, что это повлечет за собой кратное увеличение военного бюджета КНР. Уже сегодня Китай планирует к 2018 г. добавить к действующему авианосцу еще 4, включая два атомных. Аналогичные программы активно развиваются по стратегическим, авиационным и другим видам вооружений.
Нужен ли Си Цзиньпину жесткий разговор с Америкой?
С другой стороны, ни Китаю, ни Вашингтону (независимо от президента) эти страсти совсем не нужны по финансовым и иным причинам. Если отвлечься от предвыборной риторики, нельзя исключать благоприятный сценарий взаимоотношений республиканского руководства с Китаем. При республиканцах отношения могут быть даже лучше, чем при демократах.
Крупный финансово-промышленный капитал США, интересы которого отчасти выражает Ромни и его партия, будет требовать сохранения "китайского пирога", и от "списка Ромни" могут остаться лишь воспоминания. За 30 лет сложилась система мощного китайского лоббизма в США. При этом крупнейшие американские корпорации при негласной поддержке правительства КНР переносят производства в Китай, используя существующие там выгоды и преимущества.
Китайские корпорации, работающие в Америке, создали свою сеть уже американских лоббистских фирм и структур. Западные эксперты подсчитали, что, если "цена вопроса" для компании будет выше $5-7 млрд., структуры способны "заморозить" практически любой китайско-американский конфликт. Но это, как они отмечают, касается в основном интересов крупного бизнеса, более тесно связанного именно с республиканцами.
На данный сценарий работает и пока не до конца определенная позиция будущего руководителя – Си Цзиньпина. В качестве заместителя председателя КНР он был с визитом в США и сделал там ряд лояльных и дружественных заявлений о необходимости "развития и углубления китайско-американского стратегического и экономического диалога и сотрудничества". Не исключено, что при всей внешней "жесткости образа" он может показать себя и как демократично настроенный политик в отношении США, возможно, более демократично, чем нынешний Ху Цзиньтао.
Си Цзиньпин, являясь прагматиком, прекрасно понимает, какая реальная дистанция между его страной и США. Понимает, что время "бросить перчатку" Америке еще не пришло. Возможно, оно когда-нибудь и наступит. Но, вероятно, для китайских руководителей уже следующих поколений.
Рубрики: | Политика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |