Оказывается, в интернете уже довольно давно гуляет вот такой текст:
В США автор книги о семейной гармонии «Как сохранить брак» застрелил свою жену и выложил в Facebook фотографию трупа. Дейл Карнеги умер в полном одиночестве, Бенжамина Спока его собственные сыновья хотели сдать в дом престарелых, М. Монтесори отдала своего сына в приёмную семью, чувствуя, что ее предназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям, а корейская писательница, автор бестселлеров «Как быть счастливым» повесилась от депрессии. Это всё, что надо знать про разного рода тренинги личностного роста, эзотерических гуру, коучеров, бизнес-тренеров и пр.
Недавно мне торжественно его переслали, как целевой аудитории, в чей огород швырнут камень. Меня он, разумеется, заинтересовал. Настолько, что я решил провести небольшое журналистское расследование. Вначале критически рассмотрим случаи, приводящиеся в пример:
Автор книги «Как сохранить брак» - Дерек Медина утверждал на суде, что защищался от жены, которая бросилась на него с ножом. Причем, скандал разгорелся якобы из-за пустяка: Дерек не разбудил ее к началу сериала. Фото в «Фейсбуке», по его словам, он выложил автоматически в состоянии аффекта, после того как осознал, что жена мертва. Доказательств его словам нет. Хотя соседи на суде и подтвердили, что супруга часто впадала в истерику, и инициатором примирения всегда был Дерек, что произошло на самом деле уже не узнать. Интересно, что это был уже второй их брак. После первого развода Дерек убедил бывшую жену выйти за него замуж второй раз. Не сохрани он брак – был бы на свободе.
Дейл Карнеги под конец жизни страдал болезнью Ходжкина (другое название Лимфогранулематоз). Симптоматика данного заболевания: хаотичные изменения в размерах лимфоузлов, сдавливание внутренних органов, кожный зуд, сыпь, вирусный герпес и гнойные и грибковые поражения кожи, кашель, затрудненное дыхание. Данное заболевание долгое время считалось опасным для окружающих. Очень бы хотелось посмотреть на подобного больного, который умрет в окружении друзей и родственников. Пока был здоров, Дейл Карнеги был дважды женат. Вторая жена – удачливый бизнесмен, собственно говоря, и сделала ему имя. Из-за заболевания вся жизнь пошла прахом. Успешный публичный человек прячется от всех, боясь показать свое нынешнее уродство. Не выдержав страданий Карнеги застрелился (то, что он и для этого действа не собрал друзей и родственников, наверное, тоже простительно). Жена, живущая на тот момент также отдельно, сделала все чтобы избежать огласки, проведя похороны скромно, а главное быстро и без лишних свидетелей. Полицейский отчет был аккуратно отредактирован и скорее всего не бесплатно. Сложно сказать, о чем больше беспокоилась жена – о добром имени мужа или о семейном бизнесе. Злые языки утверждают второе, но ее близкие друзья, возражали, что ее горе было вполне искренним, и они с пониманием отнеслись к нежеланию пышных публичных похорон в таких условиях.
Бенжамина Спока, как ни странно, никто не хотел сдавать в дом престарелых вообще. Откуда, интересно, пошел такой слух? Свое огромное состояние он полностью раздал благотворительным фондам и, как на грех, заболел. Операция должна была стоить около 10 000 долларов. Однако фонды алаверды помочь отказались. Дальние родственники, понимающие, что на состояние Спока рассчитывать нечего, энтузиазма так же не проявили: не захотели или не могли помочь. От отчаянья жена обратилась к читателям и поклонникам мужа с просьбой собрать сумму. В числе прочих пришел ответ от издательства, озолотившегося за счет продаж книг Спока: «Дорогая миссис Спок! Не могли бы вы немного повременить с публичными обращениями касательно финансовой помощи вашему супругу. Сейчас как раз готовится к выходу седьмое издание его книги, и подобная просьба в разгар рекламной кампании может серьезно повредить ее продажам». Бенджамин Спок не смог повременить — он умер 1 марта 1998 года. Согласно последней воле покойного, похороны прошли так, как это принято на родине джаза, в Новом Орлеане: с музыкой и танцами. Так что Споку «лучше» предъявлять другое обвинение – сын Спока стал наркоманом. Спок был искренне уверен, что марихуана – это «ничего страшного». Никогда не ругал сына, заставая его «обкуренным», ожидая, что это подростковое и пройдет. Жена придерживалась того же мнения. Позже, когда вопрос стал ребром, Спок категорически отверг крутые меры лечения сына, вроде запирания в клетку, принудительной химиотерапии, считая, что на Джона можно воздействовать мягко при помощи разговоров. Но ошибся. Вскоре от наркотиков погиб и внук Спока. Спок неоднократно публично признавал свою ошибку и призывал родителей не повторять ее.
У Марии Монтессори действительно родился сын Марио. Мать отца не дала своего согласия на брак, и ребенок стал незаконнорожденным. В католической Италии такая ситуация могла стать катастрофой и для Марии, и для ребенка. Мало кому хотелось бы, чтобы сына называли «ублюдком», а на тебя показывали пальцем. Чтобы выправить дело Марии пришлось отдать сына на воспитание в сельскую семью. В его десять лет она уже смогла по закону забрать его обратно (якобы «усыновить»), и он стал продолжателем дела ее жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей Монтессори по всему миру.
Чхве Юн Хи действительно совершила самоубийство – она повесилась. Но только не от депрессии, а от неизлечимой болезни – она страдала от тяжелых и мучительных заболеваний легких и сердца. О чем и написала в предсмертной записке. Кстати, в эвтаназии ей помогал ее любящий муж. После того, как он убедился, что его супруга мертва, он тоже покончил с собой.
Как видите, журналистский принцип «не проверив – не постите ерунды» никто не отменял.
Но подойдем к делу с другой стороны.
Допустим на минуту, что нам лень копаться в газетных вырезках и мы примем на веру абсолютно все, что написано в коротком абзаце без учета обстоятельств дела. Автор памфлета утверждает, что «это все, что нужно знать». Т.е. конкретные «провалы» отдельных известных и неизвестных людей дискредитируют тренинги, коучинги и психологию как таковую. Подтекст, что это все ненужные и бесполезные вещи. Следуя подобной логике, можно заключить:
- если автор Правил дорожного движения попадет в аварию – ПДД глупость;
- если дом, построенный архитектором рухнет – теория инженерных расчетов чушь;
- если спектакль, поставленный известным режиссером, провалится – драматургия бредятина.
Такой стиль выводов напоминает очень известный советский анекдот: «Мой муж пошел как-то утром за папиросами и не возвращается уже несколько лет. Вот такие вот отвратительные папиросы производят в нашей стране».