-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в красавицаумница

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.04.2010
Записей: 11774
Комментариев: 13723
Написано: 28173


Москва.Кремль.Сердце Родины.

Среда, 12 Июня 2013 г. 11:33 + в цитатник

 nachalo

Для меня моя недавняя поездка в Москву оказалась открытием в полном смысле этого слова. Ведь я бывала в Москве неоднократно: в советские времена это были и служебные командировки, и учёба, и лечение, и отдых в подмосковном санатории с обязательными экскурсиями в Москву. А сколько раз я была в столице проездом и чаще всего с остановками на пару дней - не сосчитать. Но тогда была совсем другая Москва. То ли я настолько изменилась, то ли в Москве произошли такие значительные перемены, что всё то, что я когда-то видела, стало совсем иным. Скорее всего, верна первая причина. В моей жизни произошло столько перемен, что, наверное, я стала видеть и замечать то, на что раньше совершенно не обращала внимания. Появились другие ценности, начала интересоваться историей, обострился интерес к музеям, но абсолютно пропал интерес к магазинам. 


Самое первое посещение Москвы - это премия родителей за отличную учебу. У меня даже сохранились детские записи под названием: "Моя поездка в Москву".Оказалось, что очень интересно читать свои детские мемуары. Гостила я тогда очень долго - почти месяц у знакомых наших знакомых. (Так жаль, что потерялись с ними всяческие контакты). Мне было 12 лет. И хотя я тогда была и в Кремле, и в Третьяковке, и на Новодевичьем кладбище, и на ВДНХ - всё это помнится очень смутно. Больше всего запомнился парк Сокольники, куда мы бегали по вечерам с Валей, дочкой знакомых наших знакомых. И "пропивали" (см.ниже) и прокатывали на всевозможных аттракционах все те копейки, которые мои родители так бережно собирали для моей поездки.

dnevnik

Но в этот раз ни о каких коктейлях и аттракционах я не думала, а первым делом побежалапоехала в Кремль.
Предупреждаю, что мой рассказ будет долгим. Мне хочется для себя еще раз, по собственным фотографиям, побывать во всех, заинтересовавших меня местах, дополнив их новыми сведениями, приобретенными из множества буклетов, книжек и  Интернета. Возможно, кто-то воспользуется этими сведениями, надумав поехать в Москву. И предполагаю, что мои записи будут интересны москвичам, которые, конечно же, всё это знают, - но мне кажется, что всегда занимателен чужой взгляд на известное.
Итак, Кремль. На территорию Кремля теперь можно попасть только, отстояв довольно-таки внушительную очередь в кассах. Цены за входной билет - терпимые. Затем будет такая же очередь и проход с досмотром, который будет совершаться в стеклянном сооружении. Но всё это происходит очень быстро и доброжелательно. Максимум - полчаса, и вы уже на подходе к Троицкой башне.
Конечно же, я не могла не обратить свое внимание на кружевное сооружение, которое, в моем понимании, никак не гармонировало со строгими кремлевскими стенами. Это башня Кутафья.

1

Башня Кутафья была сооружена еще в 1516 году, её назначение было, конечно же оборонительное. Сейчас в это просто невозможно поверить, но башню окружал ров с водой, через который был перекинут подъемный мост. Да и выглядела она совсем по-другому. Хотя кто теперь знает, как всё тогда выглядело на самом деле? Даже эта картина, по-моему, только плод воображения неизвестного мне художника. Здесь Москва еще белокаменная, а по всем сведениям в конце 15 века Кремль уже был краснокаменным.

Kutaf

Но сейчас башня очень хороша! Ажурной короной она была увенчана в конце 17 века. Как же замечательно, что с помощью фотокамеры можно рассмотреть все мелкие детали! А почему "Кутафья"? Почему-то думала, что это имя какой-то древнерусской попадьи (?). А оказалось - от слова кут - укрытие, угол. Кстати, на украинском языке угол так и называется - кут."Глухий кут" - место, где можно спрятаться.

2

Но вот мы уже осмотрены "миноискателем" и выходим на Троицкий мост. Впереди - Троицкая башня. Между прочим, это самый древний мост в Москве. Ах, как же мне повезло с погодой. Всё, буквально всё мне было здесь ново. Интересно, а в советские времена как можно было попасть в Кремль? Так же? Мне почему-то кажется, что и билеты не нужно было приобретать, и вход был совсем в другом месте.

3

Смотрю через "ласточкины хвосты" и с удовольствием отмечаю, что вижу вдали новый Храм Христа Спасителя. Впервые!

4

Для меня оказалось открытием то, что у Кремля имеется 20 башен! Интересно, знает ли кто-то все их названия? Троицкая башня - самая высокая из этих 20-ти башен - 80 метров со звездой. И еще новость - оказывается, двуглавые орлы находилсь на башнях до 1935 года. Орёл на Троицкой башне оказался самым трудным для снятия, так как был собран на болтах и разобрать его можно было только наверху. Но, конечно, нашлись умельцы. После орлов установили звезды из уральских самоцветов, которые затем заменили на рубиновые. Вспоминаю свои детские новогодние ёлки. Вверху всегда должна была красоваться красная звезда. Вот как крепко внедрилась эта краснозвездная символика в наши детские души. Иной ёлки я себе и не представляла.
Троицкая башня имела не только оборонное значение. В её двухэтажных подвалах в 16-17 в.в. размещалась тюрьма. Затем был Императорский архив. Во время ВОСР башню расстреливали, как и все кремлевские башни и соборы. В нише, там где сейчас часы - была икона Казанской Божьей Матери, которую также не пощадили.
И ведь как красива! А кто строил всю эту красоту? Всё те же итальянцы.

3a

И вот я на территории Святая Святых - не только в историческом, но и в политическом, а возможно, и в духовном центре России. Вокруг - идеальная чистота и порядок. Впереди - церковные купола.

6

Но, увидев полянки с еще не распустившимися тюльпанами, да еще и пушки - меня сразу же потянуло налево. Откуда я была немедленно изгнана неизвестно откуда появившимся охранником. Так и не рассмотрев эти пушки, но успев сделать пару запретных снимков, пришлось спешно ретироваться.

7

Но тут уж я была уже вознаграждена. Передо мной ровными рядами выстроились артиллерийские орудия. Наученная горьким опытом своих групповых поездок, где на всё - про всё дается по несколько минут, решила медленно и не спеша рассмотреть всё то, что встречается на моём пути. И вот о чём я подумала, разглядывая эти грозные, ощетинившиеся дула...

8

Ведь пушка - это орудия смерти и уничтожения. Как можно сочетать  орудие массового уничтожения с красотой. А ведь эти пушки - самые настоящие произведения искусства! Кто ответит мне на этот вопрос - почему русские оружейные мастера так украшали свои творения?
Вот эти странные зверюшки называются скобы, или дельфины. Знаете, для чего они? Чтобы перетаскивать пушку. А с боков такие выступы-цапфы, их в старину называли вертлюгами. Этими вытупами стволы устанавливались на лафете. А лафет - это то, на чем стояло орудие. Вот какой получился орудийный ликбез. Еще добавлю, для общего развития, что задняя часть орудия называлась казённой, а передняя - дульной.

9

Порывшись немного в литературе, обнаружила, что "Важнейшей отличительной особенностью орудийных стволов, отливавшихся русскими мастерами в XVI-XVII веках, являлась их великолепная художественная отделка. Мастера, как правило, украшали их богатейшими орнаментальными композициями из трав и цветов и пространными надписями...". Мало того, пушкам, как правило присваивали имена. Но это-то мне было известно. Вспомнила знаменитую  пушку Монс Мэг - предмет всеобщей гордости шотландцев, которую  рассматривала в Эдинбургском замке. Она была изготовлена в 1468 году. И никаких узоров! Славилась своей дальнобойностью, но была в бою всего один раз, т.к. таскать 6 тонн по полю сражения оказалось очень нецелесообразно.

MakMeg

Но вернемся к нашим, русским пушкам. Уж они-то прославились во многих сражениях, так что теперь вполне заслуженно находятся на почетном отдыхе. Обратите внимание на год изготовления, и на то, как уважительно указан мастер, изготовивший пушку. Очень интересно читать их названия - "Василиск", "Единорог","Царь Ахиллес", "Аспид","Волк". Но еще интереснее читать фигурно вылитые надписи. Например: "Божиею милостию повелением государя царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси зделана сия пищаль Волк и лета 1577. Делал Ондрей Чохов".

10

Раз уж заговорила про художественное оформление русских орудий и про огромную Монс Мэг, то, конечно же , теперь посмотрим и на нашего орудийного гиганта, отлитого из бронзы, знаменитым оружейным мастером, о котором уже упоминалось - "пушечным литцом" Андреем Чоховым в 1586 году. И куда там Монс Мэгу до нашей знаменитости?! Вес Царь-Пушки - 2400 пудов, что составляет 39 312 кг! Так что нам есть чем гордиться - это самая большая пушка в мире.
Потому совсем не напрасно она оккупирована жизнерадостными китайцами и китаянками. И подобраться к ней довольно-таки сложновато. Но она того стОит!

11

Уж её-то художественное оформление можно разглядывать очень долго.

12

13

Этот устрашающий лафет изготовлен гораздо позже, чем пушка - в 1835 году на заводе Берда в Петербурге, что мы можем прочитать на ажурном колесе. Там же  были отлиты ядра, которые лежат сейчас возле неё. Но самое интересное то, что из Царь-Пушки ни разу не стреляли. И вообще, конструкция ствола, которая была недавно исследована самым тщательным образом , позволяет предположить, что для стрельбы из этого страшного орудия пригодна только "дроб" - картечь. Не напрасно ведь Царь-Пушку в древние времена называли "Дробовиком Российским".

14

Перед Царь-Пушкой - Ивановская площадь с множеством черно-лакированных лимузинов и охраной.  И хотя в путеводителе я прочитала что, перейдя Ивановскую площадь, можно прогуляться по очень красивому Кремлевскому саду, памятуя, как мне уже сделали замечание, не стала искушать судьбу. Хотя было интересно рассмотреть как следует резиденцию Президента России. Но не положено, значит - не положено. Приблизила только фотокамерой виднеющуюся вдали красивую башню, название которой не знаю, сообразив , что в той стороне находится Красная площадь.

15

И пошла к Соборам.

16

И опять же - никакого дежавю. Хотя несомненно я была раньше здесь. Какие-то странные провалы в памяти. Хотя это было, наверное, к лучшему. Потому что Соборы Кремля стали для меня настоящим открытием.
Прямо передо мной предстал Успенский собор. Справа - Патриаршие Палаты.

17

Слева - задрав голову к синему-синему небу,  увидела колокольню Ивана Великого со звонницей.

18

18a

Пришлось отойти на приличное расстояние, чтобы сфотографировать всю её целиком.

19

Справа от Колокольни Ивана Великого находился Архангельский собор.

20

Напротив него, заглянув под арку Грановитой палаты, увидела  Благовещенский собор.

21a

Приобретенный билет в Кремль давал мне право на посещение всех выставок. В звоннице как раз в это время была  выставка, и, прибалдевшая и онемевшая , я направилась туда, чтобы хоть немного прийти в себя.

end

Потому что мне стало ясно, что ничего грандиознее, и величественнее, и белее, чем эта площадь, я никогда не видела.

Серия сообщений "Москва":
Часть 1 - Успенский собор Московского кремля. Архитектура,История,иконы и росписи
Часть 2 - Москва.Кремль.Сердце Родины.
Часть 3 - Московский Кремль с высоты птичьего полета • 360° Аэрофотопанорама
Часть 4 - Москва на костях

Рубрики:  ИСКУССТВО/искусство фотографии
ПУТЕШЕСТВИЯ/весь мир в глазах твоих
ИСКУССТВО/архитектура
ИСКУССТВО/выставки
ИСКУССТВО/интерьеры
ИСТОРИЯ
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку