Веера из Эрмитажа и коллекция императрицы Марии Федоровны. |
Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет Александры Фёдоровны
В России складные веера стали появляться в XVII веке. Ценные экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкостями.
Портрет императрицы Марии Фёдоровны( жены Александра III)и Ольги- супруги кроля Вюртембергского.
В России одни из самых богатых собраний вееров хранятся в Эрмитаже. Коллекция в Эрмитаже ранее находилась в Аничковом Дворце и принадлежала супруге Александра III, императрице Марии Федоровне.
После Октябрьской революции, во время национализации частных коллекций русских дворян, в Эрмитаж попали веера из собраний графов Шуваловых (1925), герцогини Альтенбургской (1924), семьи Мусиных-Пушкиных (1924), А.К. Разумовского (1919) и частных резиденций русских императоров. В 1925 году из коллекции музея барона А.Л. Штиглица поступили французские веера конца XIX века, купленные его агентами в Париже.
---------------18 век--------------------
=================================
Веер-маска складной
Франция. 1770-е гг.
Слоновая кость, перламутр, медь, пергамент; резьба, инкрустация золоченой и серебряной фольгой, роспись гуашью.
Веер складной с изображением свадьбы А. Македонского и Роксаны. Оборот: сцена на охоте
Голландия 1720-е гг.
Было модным заказывать веера к определенному костюму, к какой-либо дате или событию, выполнять на верхней пластинке остова инициалы, вензеля и гербы.
При нужде в деньгах ценный веер можно было заложить в банк.
---------------Галантные сценки-----------
========================================
------------------------Баталии и флот--------------------
========================================
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.
Веер складной с изображением эпизода Чесменского сражения
Перламутр, пергамент, стразы; гуашь, резьба, серебрение
Веер складной с портретом императрицы Марии Федоровны на фоне моря и кораблей
Мастер Bedch, M.. Фирма Duvelleroy,
Франция. 1893
Перламутр, экран пергаментный, серебро; акварель, гуашь, чеканка, золочение
ПАМЯТНЫЕ ВЕЕРА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ
========================================
(Из собрания отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа)
Иван КРАМСКОЙ (1837-1887). Портрет императрицы Марии Фёдоровны.( жены Александра III)
Веер складной с портретами Александра III и его детей
Художник И.Н. Крамской. Россия. 1886
Дерево, золото; чеканка, резьба, роспись маслом (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)
Аничков дворец стал резиденцией Великого Князя Александра Александровича и его супруги Марии Федоровны начиная со времени их бракосочетания в 1866 году. Мария Федоровна продолжала жить в нем и после 1894 года – уже в качестве вдовствующей Императрицы.
С именем Марии Федоровны, связана интересная страница истории веера в России. Именно ее веера составляют лучшую часть коллекции отдела.
Благодаря Императрице до нас дошли многие памятные веера, посвященные различным событиям из жизни Двора и из жизни собственно императорской фамилии. Среди них веера, связывающие Российский и Датский дворы.
Веер складной с Датским и Московским гербами
Дания 1867
Кожа, серебро; чеканка, гравировка, разноцветная эмаль, инкрустация. (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)
----------------Маскарады----------
К другому комплекту относятся сувенирные веера, напоминающие о костюмированных балах, проходивших в Петербурге в 1882 и 1883 годах. Среди них, в свою очередь, можно выделить три веера, посвященные костюмированному балу, данному 25 января 1883 года во дворце Великого Князя Владимира Александровича в Петербурге.
Чрезвычайно интересно описание бала, приведенное в журнале «Всемирная иллюстрация»: «На бал было приглашено … до 250-ти знатных особ обоего пола… На парадной лестнице, ея площадке и в дверях малой столовой стояла прислуга, одетая в живописные костюмы разных эпох, имеющие связь с русской историей: то были скифы, варяги, стрельцы новгородские и московские… Вскоре гостиная и танцевальная зала наполнились русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами (времен Иоанна IV), варягами, печенегами, запорожцами, казаками; явился думный дьяк с чернильницей и пером за поясом – П.А.Васильчиков, гусляр с гуслями и друг. Казалось, вся допетровская Русь воскресла и прислала на этот бал своих представителей… На балу были также ливонский рыцарь, русалка, представители и представительницы Кавказа, южной России и проч.».
Веер складной с карикатурным изображением костюмированного бала
Художник И.А. Всеволожский. Россия. 1882
Дерево, шелковый репс, перламутр, шнур серебристого шелка; гуашь. (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)
Многие из присутствовавших на этом маскараде были запечатлены в карикатурном виде на одном из этих вееров, выполненном Иваном Александровичем Всеволожским, директором Императорских Петербургских и Московских театров, бывшим позднее, в 1899-1909 годах, директором Императорского Эрмитажа. Всеволожский обладал прекрасным чувством юмора и часто рисовал карикатуры на представителей высшего общества, среди которых многие были его друзьями и добрыми знакомыми. По лицам и по описаниям костюмов, данным во «Всемирной иллюстрации», на веере можно узнать некоторых присутствовавших гостей: Великих Князей Алексея Александровича и Сергея Александровича, герцога Эдинбургского, А.А.Половцова и К.Н.Победоносцева. По «политическим» мотивам не изображены хозяева бала, а также Император Александр III и Мария Федоровна.
Сценки с акробатами.
========================================
--------------------КИТАЙ---------------
Веер складной в коробке
Китай Династия Цин (1644-1911)
Веер складной с футляром, украшенный сценами из китайской жизни
Китай 1870-е
-----------------19 век--------------
===================================
Archduchess Aleksandra Petrovna of Russia
1830 1835
Maria Alexandrovna, Empress of Russia, 1853
Тимофей НЕФФ (1805-1876). Портрет Александры Фёдоровны
Веер складной с моноклем
Западная Европа 1810-е гг.
Веер складной с изображением галантных сцен
Франция 1870-е гг.
Веер складной с изображением двух попугаев на дереве. Оборот: подписи карандашом с пожеланиями
Западная Европа 1820-е гг.
Россия Вторая половина 19 в.
-------------------------------
Веер складной с пластинами в виде цветов и листьев ландыша
Австрия. Конец 1860-х гг.
Дерево, перламутр, шелковые нити; гуашь, резьба. (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III).
-------------------------------
Веер складной с футляром, украшенный росписью с картины Ж.-Б. Грёза "Деревенская невеста"
Фирма Дювельруа. Франция. 1830-1840-е гг.
Дерево, бумага; лак, гуашь, золочение.
Веер-опахало складной
Западная Европа 1830-е гг.
"Queen Olga of Württemberg"
Великая княжна Ольга Николаевна (11 сентября 1822, Санкт-Петербург — 30 октября 1892, Германия) — дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, жена Карла I, короля Вюртембергского.
"Queen Olga of Württemberg"
-------------конец 19 века------
Веер складной с надписью: ''Карусель Кавалергардского Ея Величества полка 1886''
Россия 1886
--------------------------
Веер складной с фотопортретом Александра II в центре
Австрия 1870-е гг.
Веер складной с изображением Российского герба
Россия 1900-е гг.
Веер складной с изображением Романовской галереи в Эрмитаже
Россия 1902
Веер складной с изображением анютиных глазок
Художник Анри Альберти.
Франция. 1890-е гг.
Газ, перламутр, серебро, металл; гуашь, резьба.
Веер
Россия Вторая половина 19 в.
Веер складной в форме раковины
Фирма Duvelleroy, Франция. 1900-е гг.
Рог, газ, перламутр; гуашь, вышивка пальетками и шелковой лентой, гравировка. (принадлежал одной из дочерей Николая II).
--
-------------Вещи в виде веера------
Шкатулка в форме веера
Россия Конец 19 в
Табакерка
Еще по теме:
=============================
ВЕЕРА, все посты-ТУТ
Рубрики: | МИР МОДЫ/история моды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |