Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
![(256x342, 16Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/948/58948006_001.jpg)
Творческая судьба Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939) складывалась счастливо. Превращение сына сапожника в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. В искусстве Петрова-Водкина цельно отобразился парадоксальный строй его личности: провинциально-цепкое, хозяйски-бережливое отношение к материалу духовной деятельности, с одной стороны, и космический размах гипотез, проектов, удивительная свобода мышления, интеллектуальное бескорыстие - с другой.
![(700x625, 65Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/948/58948149_Bogomater_Umilenie_zluyhserdec_19141915.jpg)
"Богоматерь Умиление злых сердец" 1914-1915
Первые робкие опыты привели пятнадцатилетнего юношу в Классы живописи и рисования Ф. Е. Бурова (Самара). В 1895 году с помощью меценатов он отправился в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Однако спустя два года, осознавая свое живописное призвание, Петров-Водкин перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), которое окончил в 1904 году. Здесь ему посчастливилось работать в мастерской Валентина Серова. Кроме того, в 1901 году он был в Мюнхене, где посещал художественную школу А. Ашбе. Годы пребывания в МУЖВЗ отмечены литературными занятиями (проза и драматургия), подчас столь интенсивными, что художник даже колебался в выборе между живописью и литературой. Путешествие в Италию, длительное пребывание во Франции, учеба в парижских студиях, знакомство с современным европейским искусством расширили художественный горизонт Петрова-Водкина, окончательно определив выбор пути. Поездка в Северную Африку послужила основой работ, показанных в парижском Салоне (1908), а затем и на родине. В 1909 году в редакции журнала "Аполлон" состоялась первая персональная выставка Петрова-Водкина. На следующий год художник стал членом объединения "Мир искусства", с которым был связан до его роспуска (1924).
![(457x574, 134Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/957/58957621_Avtoportret.jpg)
"Автопортрет" 1907
![(534x699, 135Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951796_YAbloko_i_vishnya.jpg)
"Яблоко и вишня" 1907
![(451x571, 75Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968561_V_masterskoy_hudozhnika.jpg)
"В мастерской художника" 1901
![(673x486, 109Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/952/58952520_Teatr.jpg)
"Театр. Фарс" 1907
![(699x518, 147Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966752_Teatr_drama.jpg)
"Театр. Драма" 1907
![(461x571, 103Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/958/58958620_Kafe.jpg)
"Кафе" 1907
![(466x572, 80Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966279_Portret_Marii_Fedorovnuy_PetrovoyVodkinoy_ZHenuy_hudozhnika.jpg)
"Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, жены художника" 1907
![(472x571, 88Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/959/58959397_Naturschik.jpg)
"Натурщик" 1906
![(464x573, 107Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/960/58960649_Naturschica.jpg)
"Натурщица" 1907
![(460x574, 67Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968645_Negrityanka.jpg)
"Негритянка" 1907
![(692x557, 110Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951545_Bereg.jpg)
"Берег" 1908
![(467x573, 64Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/961/58961114_Portret_Annuy_Panteleevnuy_PetrovoyVodkinoy_materi_hudozhnika.jpg)
"Портрет Анны Пантелеевны Петровой-Водкиной, матери художника" 1909
![(686x573, 124Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966644_Staruhi.jpg)
"Старухи" 1909
Уже в ранний период творчество Петрова-Водкина отмечено символистской ориентацией ("Элегия", 1906; "Берег", 1908; "Сон", 1910); здесь, безусловно, сказалось влияние старших современников (Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, П. Пюви де Шаванн; в области литературы - Морис Метерлинк). Общественный резонанс первых выступлений художника носил противоречивый характер. Картина "Сон" вызвала бурную полемику и принесла молодому живописцу широкую известность, поскольку лагерь критики возглавил сам Илья Репин, а защиту - Александр Бенуа. Одни видели в Петрове-Водкине "новейшего декадента", у других с его творчеством связывались "аполлонические" ожидания, утверждение неоклассической тенденции. Сам же художник не мог судить о себе столь определенно: называя себя "трудным художником", он не лукавил. Дальнейшая эволюция показывает, что символизм художественного языка коренился в самой натуре живописца, равно как и в иконописной традиции, новое открытие которой состоялось именно в это время. "Играющие мальчики" (1911) и особенно "Купание красного коня" (1912) знаменуют принципиально важный рубеж в творчестве Петрова-Водкина. Хотя пластическая проработка объемов вступает в известное противоречие с условностью цвета и уплощением пространства, здесь ясно прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций, оказавшемуся столь плодотворным.
![(517x567, 88Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/958/58958457_Golova_YUnoshi.jpg)
"Голова Юноши" 1910
![(700x570, 125Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966706_Son.jpg)
"Сон" 1910
![(444x574, 77Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/959/58959302_ZHenschina_v_hitone.jpg)
"Женщина в хитоне" 1910
![(432x480, 51Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/954/58954947_Izgnanie_iz_Raya_1911.jpg)
"Изгнание из Рая" 1911
![(699x597, 50Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/948/58948264_Kupanie_krasnogo_konya.jpg)
"Купание красного коня" 1912
![(475x699, 47Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/954/58954178_ZHenskaya_golova.jpg)
"Женская голова" 1912
![(469x699, 153Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/950/58950882_Avtoportret.jpg)
"Автопортрет" 1912
![(699x489, 123Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/961/58961027_Natyurmort_s_yablokami.jpg)
"Натюрморт с яблоками" 1912
![(699x487, 117Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968715_Astruy.jpg)
"Астры" 1912
![(495x574, 79Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968659_Portret_Natashi_Grekovoy_Kazachka.jpg)
"Портрет Наташи Грековой (Казачка)" 1912
![(700x527, 93Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966868_YUnost_poceluy.jpg)
"Юность (поцелуй)" 1913
![(700x508, 118Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968794_Mat.jpg)
"Мать" 1913
На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации ("Девушки на Волге", 1915), возникают психологизированные образы в "оболочке" почти натуралистической формы ("На линии огня", 1916).
![(525x699, 171Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951200_Portret_malchika.jpg)
"Портрет мальчика" 1913
![(658x518, 48Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/948/58948372_Devushki_na_Volge.jpg)
"Девушки на Волге" 1915
![(699x487, 152Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/949/58949258_Na_linii_ognya_1916.jpg)
"На линии огня" 1916
![(700x420, 107Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/952/58952850_Skripka.jpg)
"Скрипка." 1916
Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина ("Мать", 1913; "Мать", 1915; "Утро. Купальщицы", 1917).
![(549x699, 144Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/949/58949177_Utro_1917.jpg)
"Утро" 1917
![(699x453, 144Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951273_Polden.jpg)
"Полдень" 1917
![(699x448, 107Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/954/58954845_PetrovVodkin__YAbloki_1917.jpg)
"Яблоки" 1917
![(499x572, 99Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/958/58958545_ZHenskaya_golova.jpg)
"Женская голова" 1918
![(423x573, 87Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968744_Mikula_Selyaninovich.jpg)
"Микула Селянинович. Голова" Этюд. 1918
![(699x522, 143Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968579_Golovuy_malchikov.jpg)
"Головы мальчиков" 1918
В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в "сферической перспективе". Принципиальное ее отличие от "итальянской" перспективы - в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с "планетарной" точки зрения. Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины. Чертами такой организации отмечены многие произведения: "Полдень. Лето" (1917), "Спящий ребенок" (1924), "Первые шаги" (1925), "Смерть комиссара" (1928), "Весна" (1935) и др. Понимание пространства как "одного из главных рассказчиков картины" вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина.
![(624x483, 82Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/948/58948872_1918_god_v_Petrograde.jpg)
"1918 год в Петрограде" 1920
![(600x608, 87Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/952/58952580_Golova_malchikauzbeka.jpg)
"Голова мальчика-узбека." 1921
![(429x573, 93Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/957/58957682_Avtoportret.jpg)
"Автопортрет" 1918
Космологический символизм сказывается и в портретах ("Автопортрет", 1918; "Голова мальчика-узбека", 1921; "Портрет Анны Ахматовой", 1922, и др.). Художник считал живопись орудием усовершенствования человеческой природы и стремился обнаружить в человеке проявление вечных законов мирового устройства, сделать каждое конкретное изображение олицетворением связи космических сил. Может быть, именно это позволяло ему читать судьбу по лицам.
![(485x573, 96Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/960/58960681_Portret_Annuy_Andreevnuy_Ahmatovoy.jpg)
"Портрет Анны Андреевны Ахматовой" 1922
![(498x571, 119Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/957/58957793_Avtoportret.jpg)
"Автопортрет" 1921
![(551x569, 108Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/958/58958359_.jpg)
"Голова мальчика-узбека" 1921
![(471x571, 94Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/968/58968687_Kompoziciya.jpg)
"Композиция" 1921
![(700x479, 169Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967402_Tashkent_v_chayhane.jpg)
"Ташкент (в чайхане)" 1921
![(699x520, 143Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/952/58952686_image001.jpg)
"Утренний натюрморт" 1918
![(633x572, 145Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/960/58960895_Portret_docheri_hudozhnika.jpg)
"Портрет дочери художника" 1923
![(545x700, 44Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/954/58954390_Portret_N.jpg)
"Портрет Н.А. (Женский портрет)"
![(699x438, 68Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/948/58948964_Seledka.jpg)
"Селедка" 1918
В первые послереволюционные годы Петров-Водкин особенно часто обращался к натюрморту, находя в этом жанре богатые экспериментальные возможности ("Утренний натюрморт", 1918; "Натюрморт с зеркалом", 1919; "Натюрморт с синей пепельницей", 1920). Предметы включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом на своем предметном языке. Вместе с тем натюрморты с красноречивой точностью передают суровый дух времени ("Селедка", "Скрипка", оба 1918).
![(700x580, 129Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/952/58952771_PetrovVodkin__Skripka_1918.jpg)
"Скрипка" 1918
![(675x506, 52Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951062_Natyurmort_s_chirnilnicey.jpg)
"Натюрморт с синей пепельницей" 1920
![(699x514, 157Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/950/58950977_Natyurmort_s_zerkalom.jpg)
"Натюрморт с зеркалом" 1919
![(700x503, 139Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/957/58957374_.jpg)
"Скрипка" 1921
![(436x571, 99Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966174_Natyurmort.jpg)
"Натюрморт. Цветы и женская голова" 1921
![(479x573, 114Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/959/58959079_Madonna_s_mladencem.jpg)
"Мадонна с младенцем" 1923
![(471x572, 101Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966494_Posle_boya.jpg)
"После боя" 1923
![(471x572, 114Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/965/58965859_Portret_Madam_Boden.jpg)
"Портрет Мадам Боден" 1924
![(498x573, 85Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966015_Portret_Lyubovi_Mihaylovnuy_YErenburg.jpg)
"Портрет Любови Михайловны Эренбург" 1924
![(360x573, 82Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967351_YEskiz_grima_Borisa_k_spektaklyu_Boris_Godunov.jpg)
"Эскиз грима Бориса к спектаклю " Борис Годунов" 1924
![(345x575, 88Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967285_YEskiz_grima_Marinuy_Mnishek_k_spektaklyu_Boris_Godunov.jpg)
"Эскиз грима Марины Мнишек к спектаклю "Борис Годунов" 1924
![(550x699, 182Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951671_Parizh.jpg)
"Париж. Нотр-Дам" 1924
![(699x531, 147Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/961/58961246_Natyurmort_s_pismami.jpg)
"Натюрморт с письмами" 1925
![(506x572, 85Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966578_Rabotnica_devushka_v_krasnom_platke.jpg)
"Работница (девушка в красном платке)" 1925
Многие произведения Петрова-Водкина построены по принципу двойной экспозиции ("1918 год в Петрограде", 1920; "После боя", 1923; "Смерть комиссара", 1928), что дает повод ассоциировать его живопись с языком кинематографа.
![(544x699, 112Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951466_Avtoportret.jpg)
"Автопортрет" 1926
![(699x487, 131Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951605_V_SHuvalove.jpg)
"В Шувалове" 1926
![(445x571, 113Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/960/58960947_Devushka_u_okna.jpg)
"Девушка у окна" 1928
![(529x574, 102Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967561_Utro_v_derevne_vesna_v_derevne.jpg)
"Утро в деревне (весна в деревне)" Эскиз 1928
![(699x542, 149Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/949/58949082_Smert_komissara.jpg)
"Смерть комиссара" 1928
![(475x572, 99Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/959/58959180_.jpg)
"Автопортрет" 1929
![(467x572, 75Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966361_Portret_Sergeya_Dmitrievicha_Mstislavskogo.jpg)
"Портрет Сергея Дмитриевича Мстиславского" 1929
![(700x503, 112Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967211_YAbloko_i_limon.jpg)
"Яблоко и лимон" 1930
На рубеже 1920-х и 1930-х годов Петров-Водкин, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, вновь обратился к литературному творчеству. Именно тогда им написаны автобиографические повести "Хлыновск" и "Пространство Эвклида", в которых он широко развил свои взгляды на природу и возможности искусства.
![(577x699, 147Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/950/58950794_petrov002.jpg)
"Натюрморт. Черёмуха в стакане " 1932
![(544x698, 143Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/949/58949020_1919_god.jpg)
"1919 год. Тревога" 1934
Последнее значительное произведение Петрова-Водкина - "1919 год. Тревога" (1934). Хотя своим названием картина адресует к конкретным историческим событиям, она сочетает в себе контрастные смыслы и вырастает до символа целой эпохи. Тревога за отечество, за человеческие судьбы, за будущее детей в 1934 году приобрела иной смысл, нежели в 1919.
![(549x698, 143Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/949/58949337_Vesna_1935.jpg)
"Весна" 1935
Ориентация на вечные ценности, присущая творчеству Петрова-Водкина, не могла быть принята советской идеологией сталинского времени. После смерти художника его имя оказалось полузабытым. Только в середине 1960-х годов произошло новое открытие Петрова-Водкина, благодаря чему теперь ясен истинный масштаб его дарования и ценность творческого наследия.
![(699x464, 121Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/949/58949402_Novosele.jpg)
"Новоселье" 1937
![(627x483, 92Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/951/58951875_petrov_vodkin.jpg)
" Кормление ребёнка"
![(400x583, 39Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/952/58952974_Za_samovarom.jpg)
"За самоваром"
![(501x611, 93Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/953/58953020_Portret_Andreya_Belogo.jpg)
"Портрет Андрея Белого." 1932
![(699x514, 118Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967589_Semeynuyy_portret_avtoportret_s_zhenoy_i_docheryu.jpg)
"Семейный портрет (автопортрет с женой и дочерью)" 1933
![(462x571, 79Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/960/58960825_Natyurmort_Stakan_chaya_CHernilnica_i_yabloko_na_stole.jpg)
"Натюрморт (Стакан чая, Чернильница и яблоко на столе)" 1934
![(699x481, 150Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967864_Natyurmort.jpg)
"Натюрморт. Виноград и Яблоко" 1934
![(700x637, 179Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/953/58953154_Zemletryasenie_v_Kruymu.jpg)
"Землетрясение в Крыму." 1927
![(481x572, 93Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966110_Portret_docheri_hudozhnika.jpg)
"Портрет дочери художника" 1935
![(468x575, 88Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/954/58954262_Doch_ruybaka.jpg)
"Дочь рыбака" 1936
![(470x572, 103Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/967/58967833_Devochka_s_kukloy_portret_Tatuli.jpg)
"Девочка с куклой (портрет Татули)" 1937
![(512x572, 99Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/961/58961301_Natyurmort.jpg)
"Натюрморт. Букет цветов и лампа" 1937
![(445x570, 82Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966402_Portret_uchenogo_Leonida_Vitalevicha_Kantorovicha.jpg)
"Портрет ученого Леонида Витальевича Канторовича" 1938
![(438x574, 76Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//58/966/58966541_Pushkin_v_Peterburge_Pushkin_na_Neve.jpg)
"Пушкин в Петербурге (Пушкин на Неве)" 1937-1938