-Настольные игры онлайн

Место
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
Очки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -Подписка по e-mail

 


Лонгиманус страшный и очаровательный

Четверг, 16 Декабря 2010 г. 14:24 + в цитатник
 (301x234, 73Kb)
Акулы лонгиманусы - мифы и реальность, экспедиция журнала "Предельная глубина"


Собираясь в экспедицию, я совсем не надеялась, что мне удастся близко познакомиться с океанической длиннокрылой акулой. Я, конечно, знала, что на юге Красного моря они встречаются, но ожидала, что мелькнет где то вдали знакомый по рисункам и фотографиям силуэт и тут же растает в синьке. Встречи с акулами происходят не так часто, как хотелось бы дайверам, которых от обычных людей отличает неодолимое стремление пообщаться с обладательницами страшной пасти и неисчислимых рядов зубов. И на лонгиманусов особо рассчитывать не приходилось – это чисто пелагические акулы, то есть обитатели открытого и глубокого моря, а ныряем мы чаще всего на мелководье у островов и рифов. К тому же они занесены в Международную Красную книгу, то есть по определению их не может быть много.

И каково же было мое изумление, когда на третий день экспедиции к яхте с утра пришли лонгиманусы! Вот так, во множественном числе – их было двое. Оказывается, по каким_то таинственным причинам в определенные сезоны длиннокрылые акулы покидают океанические просторы, заходят в Красное море и скапливаются вокруг нескольких южных островов и рифов. Почему это происходит, мы не знаем, возможно, это связано с размножением или спариванием.

Этот день у острова Роки мы прожили с акулами. Мы ныряли, «проходя сквозь строй», то есть сразу же опускались метров на восемь, где они уже не обращали на нас внимания – длиннокрылые акулы предпочитают жить на глубоководье, но в поисках добычи рыщут по поверхности воды. Мы быстро быстро выходили из воды, напряженно озираясь: акулы наиболее опасны именно в этот момент, возможно, потому что в поле их зрения оказывается только часть человеческого тела ниже пояса, и добыча зрительно уменьшается в размере, то есть кажется более доступной. Мы плавали с ними по поверхности без аквалангов (в комплекте номер один), вооруженные лишь фотоаппаратами и кинокамерами, – в поисках удачных кадров, а вовсе не адреналина: адреналин был, не отрицаю, но он был не целью, а лишь побочным следствием. На ночном дайве в свете фонаря мы видели два призрачных силуэта: большой – около двух с половиной метров в длину, и второй –поменьше. Они преследовали нас до самого бота, уже возле поверхности материализовавшись в весьма упитанных рыбин, тыкавшихся нам в ласты.

И на следующий день у рифов Сент Джонс мы снова встретились с лонгиманусами. Это были уже другие акулы. Одна из них выглядела просто огромной – более трех с половиной метров в длину и отнюдь не худенькой. Судя по всему, именно эти акулы повинны в трагедии, которая разыгралась здесь на дайв сайте Гота Сент Джонс не сколько дней спустя: они убили француженку, которая плавала с маской рядом с ботом...

Итак, знакомьтесь: океаническая длиннокрылая акула (carcharhinus longimanus). Относится к многочислен_ ному семейству серых акул. Это большая рыба, крупные экземпляры достигают в длину 3,5–4 м, причем самцы немного мельче самок. Иногда наблюдатели уверяют, что видели акул большего размера, но у страха, как говорится, глаза велики – зоологи считают, что свидетельства очевидцев в таких обстоятельствах надо уменьшать на треть. Длиннокрылые акулы – обитатели теплых морей, они встречаются в тропическом поясе всех океанов от 45° с.ш. до 43° ю.ш. в температурном диапазоне +20–28°C. Если температура воды опускается ниже 18°, акулы мигрируют в более теплые места.

В свое время популяции лонгиманусов были весьма многочисленны, но из-за интенсивного лова ради супа из акульих плавников, их становится все меньше и меньше, так что сейчас вид carcharhinus longimanus входит в число наиболее охраняемых видов. Внешний облик этой акулы очень характерен, ее не спутаешь ни с кем другим. Вот как описывает лонгимануса Жак_Ив Кусто: «Хвост асимметричный, с необычайно длинным верхним плавником; громадные грудные плавники; спинной плавник округлый, с большим белым пятном на вершине». Добавим, что морда у лонгимануса за кругленная, телосложение весьма плотное (стройняшкой длиннокрылую не назовешь), окраска коричнева то серая. На кончиках всех плавников, в том числе и широко расставленных грудных, обычно имеются светлые пятна. На английском языке эта акула называется «oceanic white tip shark» («океаническая белоперая акула»), поэтому иногда при буквальном переводе возникает путаница: на русском «белоперой» называют исключительно рифовую белоперую акулу, кстати, ее близкую родственницу.

Лонгиманусы обычно обитают в районах с глубинами не менее 150–200 м, а вблизи островов и рифов встречаются и на относительном мелководье. Активны они одинаково и днем, и ночью. Половозрелость наступает, когда самки достигают в длину двух метров, а самцы – на четверть метра меньше. У этих рыб существует истинное живорождение: эмбрионы развиваются в матке и получают питание от матери через плаценту. Беременность длится около года, в помете бывает от одного до пятнадцати акулят (чаще 5–7) длиной 40–60 см.
Лонгиманусы по натуре одиночки, хотя встречаются и целые временные группы там, где достаточно еды. Но постоянные спутники у них все же есть: обычно их сопровождают рыбы лоцманы, чуть реже – прилипалы («наши» акулы довольствовались лоцманами, но зато в большом количестве). Рыбы лоцманы (длина тела до 60 см; имеют характерные темно_синие полосы на голубом фоне) принадлежат к семейству ставридовых. Считалось раньше, что они указывают добычу «подслеповатым» акулам. Даже зная, что это не так, Жак-Ив Кусто и его друг Фредерик Дюма пережили несколько неприятных секунд, когда один из лоцманов покинул большую длиннокрылую акулу, с интересом их разглядывавшую, подплыл к ним и стал вертеться у них перед масками. На самом деле рыбы лоцманы сопровождают акул, чтобы подбирать крохи с их стола, а хозяева их терпят и не едят, так как те выполняют функции чистильщиков.
Парадоксально, но факт: обитатели глубоких вод, длиннокрылые акулы, тем не менее, питаются почти исключительно у самой поверхности воды. В этом им помогает одна физиологическая особенность: их органы обоняния устроены так, что могут различать запахи не только в воде, но и в воздухе. Известно, что в воздухе запахи распространяются быстрее, чем в воде, поэтому длиннокрылые акулы часто первыми, опережая акул других видов, оказываются там, где они «верхним чутьем» унюхали возможную пищу, например, у потерпевшего бедствие судна. Их рацион весьма разнообразен. В него входят рыбы, головоногие моллюски, морские черепахи, тунцы, за косяками которых они нередко следуют. Они подбирают все, что кажется им съедобным, все, что им удается раздобыть. В частности, лонгиманусы иногда сопровождают стаи гринд, поедая их фекалии и остатки обеда.
Следуют они и за судами. Акулы живут в океанах многие миллионы лет, а люди начали пересекать океаны со всем недавно. Но длиннокрылые быстро приспособились – рядом с людьми всегда есть чем поживиться:
и возле рыбацких лодок, где можно «перехватить» пойманную людьми рыбу, и возле больших кораблей, с которых бросали в воду отходы. Во времена работорговли акулы просто пировали: им нередко доставались трупы погибших невольников, а если судно терпело крушение, то они съедали всех, не разбирая цвета кожи – они не расисты, хотя, как и всех акул, их особенно привлекают светлые, яркие тона. Наверное, именно с тех пор моряки прежних времен, многие из которых не умели плавать, возненавидели акул лютой ненавистью.
До позднего Средневековья акул называли «морскими собаками».
И действительно, длиннокрылые акулы порою ведут себя, как самые настоящие собаки. Обычно они двигаются неторопливо, как бы с ленцой (это вообще одни из самых медленно плавающих акул), нарезая широкие круги и вынюхивая, но если их внимание привлекает что_то интересное (например, вероятная пища), они резко ускоряются. Почуяв добычу, лонгиманусы становятся агрессивными. Соперничая за еду, они легко впадают в пищевую лихорадку, во время которой могут нападать и на акул своего вида. Причем приходят они в бешенство, судя по всему, не из_за того, что в воду попадает кровь, а из-за присущего им внутреннего напряжения, которое таким образом разряжается. К объекту своего интереса они приближаются осторожно, но настойчиво; при отпоре уплывают, чтобы снова вернуться. Им присуще настойчивое стремление к цели; в ситуации, когда они находятся вблизи потенциальной жертвы, они становятся назойливы и дерзки.

Насколько длиннокрылые акулы опасны для обычного купальщика и для дайверов? Как правило их ставят на четвертое место по степени угрозы для жизни, позади таких признанных людоедов, как большая белая, тигровая и бычья акулы. Но далеко не все исследователи согласны с этой шкалой. Так, Жак-Ив Кусто считал, что длиннокрылая акула гораздо страшнее: «Это единственная акула, которая никогда не пугается аквалангистов, и ее надо считать самой опасной». К тому же она непредсказуема. Достаточно сказать, что лонгиманусы съели гораздо больше людей, чем все остальные акулы вместе взятые. Они всегда бывают первыми на месте кораблекрушения. Многие жертвы морских катастроф Первой и Второй мировых войн закончили свою жизнь в их пасти. Этой ужасной смерти военные моряки и летчики боялись больше всего, но все меры, которые военные ведомства разрабатывали для защиты от акул, не имели успеха.
Среди самых страшных примеров бесчинства акул – гибель английского транспорта «Нова Скотия», потопленного немецкой субмариной 28 ноября 1942 года в тридцати милях от побережья Южной Африки. На борту находилось около тысячи человек. Большинство шлюпок было разбито, и уцелевшие люди держались на воде при помощи спасательных поясов и плотов. Вскоре появились акулы и стали кружить вокруг них. Спасение пришло только через шестьдесят часов, но очень немногие до него дожили: акулы, в большинстве своем длиннокрылые, об этом позаботились. Пришедшее на помощь португальское судно подняло на борт лишь 192 выживших. Почти у всех тел, плававших на поверхности в спасательных жилетах, были откушены ноги.

Не менее ужасным было крушение в 1945 году корабля ВМС США «Индианополис», перевозившего компоненты ядерных бомб, сброшенных на Японию, уже после выполнения этой миссии. Он был атакован японской подводной лодкой и затонул. Экипаж не успел спустить шлюпки, и люди, кто в спасательных жилетах, а кто и без них, оказались в воде. Вокруг них кружили акулы, но медлили с нападением. Помощь запаздывала... Утром снова вернулись акулы, они подбирались все ближе и ближе. Они стали набрасываться на людей, и за следующие сутки в их пастях погибло около ста моряков. Из-за засекреченности миссии «Индианополиса» о его гибели долго не было известно, и спасатели пришли поздно – только через четверо суток; к этому времени в живых осталось 316 человек, все остальные погибли ужасной смертью – акулы устроили настоящее побоище. Правда, по свидетельству выживших, к кошмарному пиршеству длиннокрылых присоединились и тигровые. Следует еще учесть, что при катастрофах в море попадают не просто люди, но люди раненые, перепуганные, истекающие кровью, беспорядочно барахтающиеся. Вопреки желанию они прямо таки приманивают акул. По счастью, в мирное время кораблекрушения происходят значительно реже, и самолеты тоже падают в океан в исключительных случаях.
Зато теперь люди запросто вторгаются в подводное пространство, которое раньше принадлежало исключительно его исконным обитателям, и встречаются с акулами лицом к лицу уже по доброй воле. Без конфликтов, естественно, не обходится, тем не менее, дайверы подвергаются нападениям акул гораздо реже, нежели просто купальщики и снорклеры. Сейчас нас, конечно, интересуют именно акулы Красного моря, с которыми туристы вплотную сталкиваются в Египте.

За все время существования египетских курортов было зарегистрировано два случая нападения акулы с летальным исходом. Первый произошел пять лет назад, в 2004 году: от зубов лонгимануса погиб мужчина, плававший с маской в Корал-Бей в Шарм-ль-Шейхе. Мне неизвестны подробности той трагедии, но можно проанализировать другие случаи нападения на людей. Так, в 1996 году рядом с заповедником Рас-Мухаммед в открытом море англичанин, плававший с маской и трубкой вместе со стаей дельфинов, подвергся атаке акулы, когда дельфины ушли. По счастью, они вернулись и отбили раненого человека, которого впоследствии врачам удалось спасти.
Виноват в этом инциденте был капитан бота, который оставил пловца в одиночестве в открытом море и, притом, на закате.
В октябре 2007 года акула укусила за ногу российскую девушку из Воронежа, которая вместе с подругой плавала в открытом море недалеко от яхты. Все нападения происходили на поверхности.
Жертвы в большинстве своем были без гидрокостюмов, «светились» светлой кожей, к тому же неопрен, судя по всему, для акул неаппетитен. В момент нападения рядом в воде не было никого, кто мог бы отогнать акулу или хотя бы ненадолго отвлечь ее внимание. При приближении акулы и тем более при укусе пострадавшие впадали в панику, начинали барахтаться, а любое волнение воды и сигналы, свидетельствующие о страхе потенциальной жертвы, могут вызвать у акулы возбуждение и пищевую лихорадку. Судя по свидетельствам очевидцев, две акулы, напавшие на несчастную француженку, находились именно в таком состоянии.
К сожалению, хотя подкармливать акул строго запрещено, тем не менее, на некоторых ботах этим занимаются для их приманивания, и у отнюдь не глупых рыб вырабатывается условный рефлекс: раз есть лодка, значит, будет съестное, а уж в виде отходов или живого человека им безразлично. Вот что, например, написал по этому поводу английский дайвер Кевин Мур: «Длиннокрылая акула, которую я заснял Эльфинстоуна, была одной из пяти акул, которые кружат вокруг рифа вот уже несколько месяцев. Этой
акуле я не слишком понравился. К несчастью, какие-то идиоты на соседнем боте дразнили акулу, вывесив с дайв-дека тушку цыпленка на веревке, и когда акула меня увидела, то решила, что я нацелился на ее добычу. После двух сильных толчков – сначала досталось камере, а потом и моему плечу – я плавно погрузился вниз на несколько метров. Очевидно, акула решила, что я отступился, и вернулась к своему цыпленку».

Надо сказать, что ни один дайвер под водой непосредственно от длиннокрылых акул не пострадал. Хотя косвенно, возможно, именно они виноваты в гибели нескольких дайверов в районе Эльфинстоуна в январе 2007 года: во время погружения они встретили акул и испугались, резко начали всплывать. В любом случае паника под водой приводит к плачевным результатам. Всякое чересчур тесное общение с акулой-людоедом может окончиться трагически, особенно при всплытии, когда воздух на исходе, а хищники кружат неподалеку. Порою приходят сообщения о нападениях акул на дайверов, правда, изрядно преувеличенные. Так уже после трагических событий на Сент-Джонсе, прошел слух, что там же акула откусила пальцы французскому дайверу и травмировала гида. В действительности гид-араб поцарапал руку о кожу акулы, отталкивая ее, а француз зачем-то сам положил руку в ее пасть! Ему повезло – в больнице спасли все его пальцы. Но это не значит, что стоит расслабляться, людоед есть людоед, а в данном случае акула явно угрожала...

Стоит прислушаться к словам человека, открывшего для нас подводный мир. Многие годы Жак_Ив Кусто и его команда изучали акул в их собственной среде, но у них не было ни одного несчастного случая. Единственным средством защиты, которое они применяли, была так называемая «акулья дубинка» – палка, которой они отталкивали чересчур любопытных или агрессивных рыб. «Могу сказать, – писал Кусто, – что для нас при встречах с акулами лучшей защитой была предельная осмотрительность и подлинное уважение к этому хищнику и его вооружению. Позже добавился еще опыт и инстинктивная оценка
опасности при каждом погружении».

Что ж, ныне дубинку успешно заменяет подводная фото-или видеокамера. При взгляде на фотографии лонгиманусов, которые иллюстрируют эту статью, невольно возникает вопрос: а не подвергали ли себя подводные фотографы чрезмерному риску? По этому поводу хочется сказать одно: не стоит повторять то, на что способны только профессионалы! А среди участников экспедиции таких было подавляющее большинство. Фотохудожники и видеооператоры с большим опытом подводных съемок в самых разных условиях и биологи, имеющие представление о повадках морских обитателей, старались по мере сил выполнять заветы Кусто – во всяком случае, все время друг друга подстраховывали.
Несмотря на акул или ради того, чтобы на них посмотреть, дайверы все равно будут отправляться на сафари на Дальний Юг Красного моря.

А чтобы свести до минимума риск пострадать от лонгиманусов, необходимо выполнять некоторые правила:
– погружаться следует только рядом с рифом с зодиака и выходить из воды там же (длиннокрылые акулы
никогда не нападают у рифов);
– не купаться и не снорклеритьтам, где есть акулы;
– погружаться только в светлое время суток;
– держаться по возможности плотными группами и ни в коем случае не подниматься на поверхность
по одному;
– проходить остановку безопасности на глубине 6 метров – на этой глубине акулы обычно не нападают.
И, конечно, беспрекословно выполнять требования гида и быть предельно внимательными!

Ольга Арнольд

журнал "Предельная Глубина"

Дайтека
1 (699x313, 72 Kb)
Рубрики:  интересное

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку