О происхождении веера известно немало. Его "жизнеописание" займет не одну страницу. Ему посвящены книги, лучшие художники не обошли веер своим вниманием. Но протяжении столетий он примерил сотни ролей: был "прообразам" зонтика, спасал от жары, отдавал приказы на поле боя, был оружием и милой вещицей в руках дам свет и полусвета.
Но никогда за всю историю своего существования веер не был "бездельником". Даже в эпоху роскошных балов, когда "милая вещица", казалось, призвана только лишь занять женские ручки и спрятать зардевшиеся щеки смущенной красавицы.
Но именно в это время - блеска, роскоши и балов - создается особый язык: язык веера. О нем и поговорим.
На парадных портретах аристократок они держат веер в правой руке. Направление его нейтрально, чаще - в сторону зрителя. Знак, обозначающий расположение и симпатию, не больше. И правильно - не флиртовать же с потомками.
А вот "поговорить" на балу или светском рауте... почему бы и нет? Причем не обязательно "об амурах". Одним движением веера дама могла осадить наглеца, протянув ему "дамскую безделушку" рукояткой вперед, или выразить благодарность, слегка склонив голову и одновременно спокойным движением раскрыть веер.
Таким образом, с помощью веера можно было передать как эмоции, так и сообщить точную информацию:
"Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.
"Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
"Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.
"Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.
"Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
"Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
"Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
"Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.
"Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.
"Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки
"Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.
"Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.
"Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
"Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
"Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.
"Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди.
"Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.
"Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд.
Цвет так же имел немалое значение. Так, белые и расшитые серебром веера приличествовать молодым девушкам, так как символизировали невинность и скромность. Остальные подбирались под наряд, но внимательный наблюдатель, основываясь на известных фактах или слухах, мог "прочитать" чаяния владелицы маленького опахала:
Белый - невинность;
Чёрный с белым - нарушенный мир;
Чёрный - печаль;
Розовый с голубым - любовь и верность;
Красный - радость, счастье;
Вышитый золотом - богатство;
Жёлтый - отказ;
Шитый серебром - скромность;
Зелёный - надежда;
Убранный блёстками - твёрдость и доверие.
Голубой - постоянство, верность;
Коричневый - недолговременное счастье;
А рисунок? Чего только не изображали на веерах! И сцены охоты, и баталии. Пасторальные сценки вообще считались классикой. Но... как раз это особого значения не имело. Рисунок просто подбирался "соответственно случаю". Так, на одном из вееров Екатерины Великой изображено Чесменское сражение, а веере Императрицы Марии Федоровны, с которым она принимала морской парад, на фоне кораблей отпечатан её портрет и герб Российской Империи.
Изображались и интерьеры дворца, и парки. Была даже коллекция вееров с пикантными рисунками!
И сатира. Куда же без нее? Так, директор Императорских Петербургских и Московских театров Иван Александрович Всеволжский, человек с отменным чувством юмора, известный умением рисовать карикатуры, не удержался и после одного из костюмированных балов расписал веер. Присутствующие очень хорошо себя узнали!
Надо ли говорить, что для персон высшего света веера не покупались в ближайшей лавке. их расписывали под заказ именитые художники, хранили, как драгоценность и передавали по наследству.