-Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ласковая_Стая

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мода_и_стиль_с_Сусловым

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 673


"Он раскурил чубук...."

Четверг, 29 Апреля 2010 г. 10:02 + в цитатник
ВЗЯТО ЗДЕСЬ

"Он раскурил чубук и запахнул халат..."

"Тому свидетельство языческий сенат,-
Сии дела не умирают"
Он раскурил чубук и запахнул халат,
А рядом в шахматы играют."

О.Э.Мандельштам. "Декабрист"




В начале ХIХ в. в русском дворянском обиходе особой популярностью стали пользоваться бисерные аксессуары для курения трубки. Трубка "представала символом философской и жизненной позиции владельца, могла наглядно свидетельствовать о его особых качествах или успехах". По традиции чубуки трубок и табачницы украшали бисерными чехлами. Здесь и далее в кавычках приведены выдержки из статьи О.Молчановой "Чубук с намеком" (О.Молчанова - хранитель фонда "Бисер" отдела металлов и синтетических материалов Государственного исторического музея).
Трубки курительные. 1830-1840-е гг. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Магия бисера. Каталог выставки. СПб, 2001


Мода на курение трубки распространилась в России в первой трети ХИХ века. "Это была эпоха, когда в юношах ценились «удаль, умение жить широко, весело и беспечно». Трубка придавала молодым людям в глазах их товарищей молодцеватость, лихость, а также указывала на вкус к беспечной жизни, умение забывать о суете. Курение почиталось как занятие не просто приятное, но и весьма способствующее размышлениям, мечтам, даже философствованию".

Неизвестный художник. Артистический интерьер. Первая половина ХИХ века. Бумага, акварель. частное собрание.


Особой популярностью пользовались трубки с прямыми чубуками, называвшимися "турецкими". "Сам чубук - довольно длинный полый цилиндр, от которого зависели окончательная степень концентрации дыма, оттенки его аромата и температура. В среднем он был около 60 см длиной, из-за чего им не всегда было удобно пользоваться. Некоторые чубуки достигали двух метров длины, и раскурить такую трубку без посторонней помощи было вообще невозможно...Чубук делали из дерева, чаще всего из древесины плодовых деревьев. Лучшие из них обычно называют черешневыми, но на самом деле чубуки изготавливались из кучины, или антипки, также называемой вишней душистой или магалебской. Этот кустарник был широко распространен в южных районах Российской империи: в Крыму, на Кавказе, в Бессарабии и Туркестанском крае. Однако более всего европейскими курильщиками ценилась «черешня», заготавливаемая в Венгрии."

"Чубук в ту эпоху обычно украшали по своему вкусу любительницы бисерного рукоделия, соседки и родственницы курильщиков - на него натягивался вязанный из мелкого стеклянного бисера чехол. А для закрепления чехла можно было приобрести особые металлические кольца-обоймы..."



Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Магия бисера. Каталог выставки. СПб, 2001

"Главное назначение бисерного искусства первой трети ХИХ века - служить памятным подарком лицам «своего круга», и чубуки прекрасно подходили на эту роль, что немало способствовало их распространению".



Чубуки в бисерных чехлах. Первая треть ХИХ в. ГЭ. Илл. из книги "Бисер и стеклярус в России"Е. Моисеенок и В.Фалеевой, Л., 1990

В Государственном Эрмитаже хранится разборный бисерный чубук М.И.Кутузова с трубкой и мундштуком в футляре-коробке, выполненный дочерьми фельдмаршала. На опаловом фоне чехлов изображены гирлянды цветов, по краям тексты: Вера.Льан 1833, Надине Льан 1832, Аннетте де, Коутоусофф; Аиме де Коутоусофф.


Илл. из книги "Бисер и стеклярус в России" Е.Моисеенко и В.Фалеевой, Л., 1990

"Очень быстро бисерные чубуки получили и значение «сувенира сердца» - залога особых, окрашенных сентиментальностью отношений, а иногда и напрямую свидетельствовали о сердечных победах своего счастливого обладателя. Даже если бисерная вещица и не была знаком подлинного романтического чувства, то, по крайней мере, всегда могла таковым выглядеть."


Чубуки и чехол на свечу. Первая половина ХИХ в. Вязание крючком мелким круглым бисером.

"Все это способствовало тому, что бисерные чубуки стали коллекционировать, как стихи в альбомах, и, как альбомы, с гордостью демонстрировать своим знакомым...Нередко трубки выставляли прямо на подоконнике – как в застекленной витрине, доступной для обозрения прохожим. Вот описание дома в одном из романов Н.С. Лескова: «Домик в три окна, из которых на двух крайних стояли чубуки»"
"Выстроенные по ранжиру или размещенные в художественном беспорядке, чубуки красноречиво намекали, сколько прелестных ручек своими очаровательными пальчиками перебирали блестящие гладкие бусины, с любовью и вниманием выкладывали сложные узоры. Коллекции бисерных мелочей, как и альбомные стихи и рисунки, стали неотъемлемой частью русского дворянского быта конца ХВИИИ – первой половины ХИХ века и внесли свою лепту в создание неповторимой атмосферы русской усадьбы."


Чубук и чехлы для чубуков. Вязание крючком из мелкого бисера. 1820-1840-е гг. Илл. из книги "Эпоха бисера в России" Е.С.Юровой

"Для удобства хранения многочисленных трубок с длинными чубуками в русском обиходе появился особый вид мебели – «чубучная подставка», или «чубучная стойка». Сделанные из модных декоративных пород дерева, эти подставки сначала находили себе место в углу особой комнаты для курения – «диванной» помещичьего дома – или в офицерской палатке".

Интерьер курительной комнаты в восточом вкусе. ХИХ в. Выставка ОИРК ГЭ. 1988 г.


В настоящее время (нояб. 2009 г.) в этом интерьере в Эрмитаже вместо картины со сценой охоты размещен вот этот портрет (надписи, кто изображен и кто автор портрета, к сожалению, нет :()


ГЭ. На портрете чубук с бисерным чехлом

"Поскольку общество в лице своих старейших и уважаемых членов упорно сопротивлялось проникновению курения в залы и гостиные, стойки для чубуков ставились в особых комнатах, где молодежь могла предаваться любимому занятию, не тревожа более консервативных домочадцев. Обычай этот продержался до второй половины 1820?х годов. При описании жилища того времени с удовлетворением отмечается: «В устроенных домах были особые курительные комнаты». Если же дом был менее «устроен», то в нем все-таки выделяли некое помещение, выполнявшее те же функции, хотя и не имевшее устойчивого наименования. Вот что пишет известный в то время литератор про такую «низенькую комнату, обитую коврами»: «Во всех углах стояли трубки разных величин и достоинств и красовались табачные кошельки, бисерные и шелковые, вышитые еще для холостого полковника милыми соседками».
"В 1830?е годы сопротивление курению трубок в обществе было сломлено. Чубучные подставки переместились из укромных диванных прямо в гостиные семейных домов.
Рассказывая о комнате, предназначенной не только для домочадцев, но и для приема гостей, современник отмечает: «Сбоку от дивана стояла стойка, на которой покоился целый ассортимент трубок с бисерными чубуками». Если же курильщик жил холостяком и не принужден был ни с кем считаться, то у него «беспорядочная группа трубок, бисерный кисет» могли оказаться в любой из комнат."
Чубуки на подставке можно видеть в знаменитом Нащокинском домике, являющемся, как принято считать, точным воспроизведением интерьера 30-х годов ХИХ века (П.В.Нащокин - один из ближайших друзей А.С.Пушкина)
"В альбомных зарисовках, любительских акварелях и живописных полотнах, запечатлевших интерьеры российских усадебных домов до середины ХИХ века, нередко встречаются и сами курильщики трубок, и разнообразные аксессуары для этого занятия. Изобразительные материалы дают не менее яркую информацию о его повсеместной распространенности, чем литература того периода. Даже парадный портрет некоторых персонажей эпохи иногда дополнен трубкой как важным атрибутом программной композиции."
Е.С. Юрова в книге "Старинные русские работы из бисера" пишет, что "чехольчики надевались на барботеры - специальные приспособления для пробулькивания табачного дыма через воду.


Чехлы 18.5х5,5 и 14,7х9,5. 1820-1840-е гг. Илл. из книги "Старинные русские работы из бисера" Е.С. Юровой, М., 1995
Чехол конической формы на длинной трубке можно увидеть на портрете И.А.Балашова работы Раева Василия Егоровича,


Раев В.Е. Портрет И.А.Балашова
В подтверждение слов О.Молчановой о том, что чубук был важным атрибутом композиции портрета можно привести еще один рисунок К.К.Гампельна с изображением братьев Коновницыных :


"Никакое другое сословие в ту пору не могло сравниться по популярности с военными. А среди них в качестве законодателей мод лидировали блестящие гвардейцы. Успешные для русских войск кампании, громкие победы в важных сражениях, присоединение к метрополии новых территорий весьма способствовали таким настроениям. Местная знать в Новороссии и иных, лишь недавно вошедших в состав Российской империи землях, до того длительное время находившихся под властью султана, переняла многие привычки турецких феодалов-сибаритов, и молодые русские офицеры получили возможность лично познакомиться с укладом жизни «в турецком вкусе».
Каждый знатный турок имел одного, а то и более слуг исключительно для попечения о трубке. Возможно, именно такой слуга с трубкой в руке изображен на портрете военного со слугой работы Александра Брюллова (1830-е гг.):


"Помимо бисерных чубуков в моду у русских дворян вошли и особые коробки для трубочного табака, получившие в обиходе название «картузы».

"Табачница-картуз – это цилиндрическая емкость, обтянутая кожей, с плоским дном и крышкой особой конструкции. Крышка эта представляет собой кожаную складную розетку-кожух. Лепестки розетки в закрытом виде образуют плоскую поверхность, но их легко можно приподнять двумя пальцами – и картуз открыт. Боковые стенки такой коробки обычно украшает шитая бисером орнаментальная полоса, края которой закреплены металлическими обручами".
"Внутрь коробки часто вставляли свинцовый цилиндрический вкладыш, который закрывался дополнительной круглой свинцовой крышкой. Она не только препятствовала высыпанию табака, но и приминала его, придавая требуемую плотность. Металлический вкладыш защищал содержимое от посторонних запахов и избыточной влажности и способствовал сохранению собственного запаха табака".
"Табачницы, как правило, демонстрировали вместе с чубуками – на столике или на полке рядом с чубучной стойкой или же прямо на подоконнике".
"Существовали табачницы и других форм, например прямоугольные, с плотно пригнанной крышкой. Они были годны для хранения любых ароматных сыпучих продуктов – цукатов, чая и т. п."

Табачница, подтяжки, чубук, трость. 1830-1840-е гг. Илл. из книги "Старинные русские работы из бисера" Е.С.Юровой
Примеры табачниц из ГЭ (Россия, вторая четверть ХИХ в.), Лермонтовского музея-заповедника и книги Е.С.Юровой "Эпоха бисера в России":


"Необычные длинные трубки сохранили свое символическое значение и тогда, когда мода на них прошла. О нем помнили следующие поколения, и читателям не надо было объяснять, что означает присутствие трубки с длинным чубуком в характеристике литературного персонажа. В первое двадцатилетие ХИХ века это было символом дерзости и вольнодумства, чуть позже – мужского товарищества и молодечества".

"К середине ХИХ века чубук стал атрибутом «домашнего философа», человека, отказавшегося от бурной жизни, усталого ветерана. И литература зафиксировала эти изменения в ставших хрестоматийными произведениях. Вот хвастает коллекцией своих трубок (хотя это уже старомодно, неинтересно) Ноздрев в «Мертвых душах» Гоголя, утрированное молодечество которого – объект иронии автора. А вот прислоняет к дивану свою трубку («говорящая» деталь праздного и несовременного образа жизни) Обломов – герой одноименного романа Гончарова. Выносит из комнат свои чубуки и трубки (неположенные герою в его нынешнем священническом обиходе, но сохранявшиеся по давней привычке и как свидетельства веселой и удалой, хотя и вполне благопристойной молодости) отец Туберозов в «Мелочах архиерейской жизни» Лескова."

"Как и любая другая, мода на «турецкие» трубки возникла как противовес привычкам «отцов», казавшимся смешными и отжившими. Но и она, в свою очередь, лет через тридцать тоже отступает под натиском вкусов и пристрастий нового поколения. Да и прежние ее адепты едва ли не стыдятся прошлого или же лелеют свою привычку с сентиментальностью стариков, старающихся задержать ход времени. С разрушением уютного мира дворянских усадеб навсегда ушла мода и на длинные чубуки, и на табачницы-картузы..."

"Сейчас бисерных чубуков осталось мало. Боюсь, что всего – и в музейных, и в частных собраниях – их немногим более сотни. Столько могли выставить в свое время в курительных комнатах менее десятка трубочных курильщиков... Старинные чубуки уже давно стали антикварной редкостью..."


Чехол бисерный для чубука_1-ая пол. ХИХ. Музей народного искусства им. С.Т. Морозова. 78.5х3.8


Чехол бисерный для чубука_1820-30-е. Музей народного искусства им. С.Т. Морозова. 67х3.6


Чехол бисерный для чубука_1820-30-е. Музей народного искусства им. С.Т. Морозова. 78.8х4.


Чехол бисерный для чубука_1840-е. ВМДПНИ. 52.3х4 в сложенном виде
Рубрики:  Хэнд мэйд
Интерьер
Копилка
Мода
Искусство
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку