Вилла Боргезе в Риме |
В Риме есть оно прекрасное место под названием Вилла Боргезе — это огромный парк, в котором можно погулять, отдохнуть и посетить зоопарк, ипподром, галереи и музеи с довольно богатыми коллекциями произведений искусства разных эпох.
Вилла Боргезе — большой ландшафтный парк в природной английской манере в Риме. Основные достопримечательности парка: Галерея Боргезе, обладающая богатым собранием произведений искусства, среди которых немало подлинных шедевров; Национальный музей вилла Джулия, обладающий самой крупной коллекцией этрусского искусства, и Национальная галерея современного искусства, которая даёт представление обо всех основных художественных течениях начиная с XIX в. в парке также расположены аттракционы. Это третий по величине общественный парк в Риме (80 гектаров или 148 акров) после парка Вилла Дориа Памфили и Виллы Ада.
Ну что ж, зайдём(:
Когда-то земли в этом районе принадлежали семейству Боргезе, и в XVII в. Кардинал Шипионе Боргезе, племянник папы Павла V и покровитель Бернини создал на месте бывших виноградников парк.
В XIX в. парк большая часть парка была оформлена в английском стиле. В начале нашего столетия он был приобретён государством и передан в дар городу. В Виллу Боргезе ведут Испанские ступени, второй вход находится со стороны площади Пополо.
На ипподроме Виллы Боргезе проводятся скачки и соревнования конных карабинеров, а на островке посреди искусственного озера находится маленький храм Эскулапа.
А вот и сам музей-галерея Боргезе)
Внутри галереи фотографировать запрещено, и за этим довольно строго следят. На входе сдаются все сумки и прочие подозрительные вещи. Хотя, умеючи, конечно, кто-то, наверное, и фоткает)
Это не только один из самых больших парков Рима, раскинувшийся на шесть километров в окружности, но и один из самых живописных. Парк, созданный кардиналом Кафарелли Боргезе в начале XVII века, был полностью перепланирован в конце XVIII века архитекторами Аспруччи и заново декорирован художником Унтербергером, но в начале XIX века архитектор Луиджи Канина придал ему тот вид, в каком он предстает перед посетителями сегодня.
В 1902 году парк был переименован в честь короля Умберто I, который передал его в дар городу Риму. Однако, несмотря на официальное название, парк до сих пор известен как Вилла Боргезе, по имени его основателя.
В 1902 г. после смерти прямых наследников парк стал собственностью государства, а простые жители получили доступ к обширной коллекции Галереи.
На территории парка есть памятники парочке знакомых нам людей — Пушкину и Гоголю)
Есть тут и медуза Горгона)
Конечно, за многие годы в жизни особняка и коллекции происходило разное. Например, Паоло Боргезе, женившись на наследнице кардинала Алдобрандини, получил не только жену, но и несколько работ молодого Рафаэля, Лоренцо Лото и Караваджо. Он не стал брать пример со своего родственника, упомянутого Шипионе, который действовал, как мы помним, не столь изящно: несколько работ Караваджо он заполучил, а вернее, конфисковал за неуплату налогов у одного молодого художника — Кавальере д'Арпино.
Но не всегда коллекция множилась. Тот же Рафаэль оказался весьма непостоянным гостем: его работы то пополняли фонд, то исчезали со стен особняка. Особенно же коллекция пострадала в период правления Наполеона, который был ничем не лучше Шипионе. Впрочем, несладко пришлось не только собранию семейства Боргезе. Во Францию шли несметные обозы достойных образчиков искусства: Наполеон оказался опасным ценителем прекрасного.
Вверху - скульптура Паолины Боргезе, сестры Наполеона, одной из членов семейства Боргезе, кои владели виллой. Паолину Боргезе Какова (автор) изобразил в виде Венеры во время отдыха.
(В 1802 г. Наполеон пригласил Антонио Какова во Францию. Там скульптор выполнил несколько изображений императора и его близких. Сестра Наполеона Паолина Боргезе представлена в образе Венеры, получившей от Париса золотое яблоко (1805—1807 гг.). В этой работе Каковы мифологический образ сливается с реальными чертами модели, натурализм в деталях оборачивается вызывающим неправдоподобием целого: так, подушка с тщательно вырезанными складочками не мнётся под локтем лежащей, постель несокрушимо тверда — тело Паолины Венеры лишено веса.)
Внизу- "Похищение Прозерпины Плутоном" Бернини. При всём моём равнодушии к скульптурам, эти действительно произвели впечатление.
Легенда гласит, что была у богини Деметры юная прекрасная дочь, Прозерпина. Отцом Прозерпины был громовержец Зевс. Однажды Прозерпина вместе со своими подругами резвилась в цветущей долине. Не знала она, какая судьба ей уготована отцом её Зевсом. Он отдал её в жены мрачному своему брату Плутону, властителю царства теней и умерших, и с ним должна была жить Прозерпина во мраке подземного царства.
Плутон видел, как резвилась Прозерпина, и решил её тут же похитить. Он упросил богиню Гею вырастить цветок необыкновенной красоты. Прозерпина увидала цветок и протянула к нему руку. Но только сорвала она цветок, как разверзлась земля, и появился мрачный Плутон на золотой колеснице. Он схватил юную Прозерпину и скрылся в недрах земли. Только вскрикнуть успела Прозерпина. Никто не видел, как похитил Плутон девушку, лишь бог солнца – Гелиос.
Услыхала крик Прозерпины Деметра. Стала всюду искать она свою дочь, но нигде не нашла. Спрашивала подруг, но никто не видел её. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Девять дней блуждала она по земле, проливая слезы и разыскивая свою дочь. На десятый день пришла она к богу Гелиосу и стала молить его, чтобы он сказал, кто похитил Прозерпину. Гелиос обо всем рассказал скорбящей матери. Разгневалась Деметра, что Зевс отдал Прозерпину в жены Плутону без её ведома. Она покинула Олимп и приняла вид простой смертной.
Но Деметра была богиней плодородия, и без неё всякий рост на земле прекратился. Листья на деревьях завяли и облетели, травы поблекли, цветы засохли. Не было плодов в садах, и не зрели в виноградниках тяжелые сочные гроздья. Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду.
Ничего не оставалось Зевсу, как повелеть Плутону отпустить Прозерпину на землю к матери. Плутон согласился отпустить Прозерпину, но предварительно дал ей проглотить зерна граната, символ брака. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит со своим мужем, Плутоном.
А это скульптура Бернини Лоренцо (1598—1680)
Аполлон и Дафна .
Легенда гласит: Однажды Эрот, обиженный презрительным отношением со стороны Аполлона, решил показать ему свою силу и власть над сердцами богов и смертных. Он пронзил сердце Аполлона стрелой, вызывающей любовь, другую же стрелу — убивающую любовь — он пустил в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея. Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но Дафна, лишь только увидела златокудрого Аполлона, тут же пустилась от него бежать. Сколь ни уговаривал ее Аполлон остановится, нимфа бежала лишь еще быстрее. Как на крыльях мчится за ней Аполлон. Уж настигает он прекрасную нимфу. И тут взмолилась она отцу своему Пенею и богине Земле, чтобы расступилась она и поглотила ее. Лишь только сказала она эти слова, как тотчас онемели ее члены. Кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, воздетые к небу, стали ветвями. Долго стоял опечаленный Аполлон перед лавром, в который превратилась Дафна, и, наконец, промолвил: «Пусть венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями и мою кифару, и мой колчан. Пусть никогда не вянет твоя зелень! Стой вечно зеленым».
В компактном и лаконичном двухфигурном изваянии скульптору удалось изложить весь миф о преследовании влюбленным богом прекрасной нимфы и ее стремительном превращении в лавровое дерево. Рука Аполлона скользит по атласной коже девушки, но тщетны его усилия, ибо ноги все еще стремительно бегущей Дафны уже сковывает кора, руки превращаются в гибкие ветви, а волосы — в листья. Она еще полна жизни, лицо проникнуто страхом, но метаморфоза уже началась, и зритель видит этот момент «одеревенения». Реальность нежной, теплой, шелковистой кожи нимфы, легкость мягких завитков волос и грубой древесной коры переданы настолько контрастно и вещественно, что приковывают внимание своей иллюзорной действительностью. Бернини достигает этого благодаря виртуозному владению резцом, а также тщательной полировке мраморной поверхности, что стало подлинным новаторством и существенно расширило реалистические живописные возможности скульптуры. Это впечатление вещественности, теплоты человеческого тела отличает работы Бернини от античных и ренессансных статуй.
Одна из лучших работ Лоренца Бернини - скульптура "Давид" воплотила в себе черты своего автора. Зеркало держал патрон Бернини, Кардинал Барбериник, в то время как 24-летний скульптор вырезал лицо Давида.
И все же, несмотря на события, сопровождавшие коллекцию, в данное время под крышей небольшого особняка обитает не столь уж малое количество картин (около 560), многие из которых представляют большой интерес и художественную ценность. В основном в коллекции представлена итальянская живопись. Да и сам особняк вызывает восхищение, когда попадаешь внутрь и твоим глазам открывается великолепная роспись стен и потолков, мозаика пола. Прекрасным скульптурам Бернини и других мастеров резца нашли действительно достойную оправу. Изящная винтовая лестница ведет на второй и третий этажи, один из них имеет прелестную террасу-балкон, полуприкрытую колоннами и стеклом. Здесь удивительно чувствуется дух той эпохи, когда платья женщин шились из невесомого шелка, юные художники творили шедевры, а кардиналы водились в несметных количествах..
Высокое Возрождение представлено в собрании галереи не менее богато и разнообразно. В нескольких соседних залах собраны истинные жемчужины не только итальянской, но и мировой живописи: «Снятие с креста» Рафаэля и его же «Портрет молодой женщины с единорогом», «Снятие с креста» Ортолано, «Мадонна со Змеей» Караваджо, «Небесная и Земная любовь» Тициана, «Мужской портрет» Антонелло да Мессина, «Даная» Корреджо, картины Пинтуриккио, Боттичелли и Рубенса.
Отдел итальянской живописи XVII века дает представление о таких течениях в искусстве Италии, как болонский академизм, караваджизм и барокко.
Влияние искусства Караваджо коснулось, прежде всего, разумеется, художников-неаполитанцев, хорошо знакомых с его работами. Определить свое отношение к искусству Караваджо пришлось и мастерам, связанным с совершенно иными творческими направлениями, в частности, представителям венецианской школы и стиля барокко — Гверчино, Гвидо Каньяччи. Магии искусства Караваджо поддались не только итальянцы, но и художники других стран, для которых путешествие в Рим было чем-то наподобие последней ступени профессионального образования. Среди этих художников особую группу составили голландцы из Утрехта: Дирк ван Бабюрен, Геррит ван Хонтхорст и Хендрик Тербрюгтен. Их жанровые картины, полные контрастной светотеневой игры, характеризуются сочетанием реалистической убедительности и непосредственности с отвлеченным или двойным смыслом картины.
Собрание картин венецианской школы XV—XVI вв., следующее за итальянской экспозицией, не менее интересно и драгоценно. Прежде всего эта характеристика относится, конечно, к произведениям Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана и Веронезе.
Пинтуриккьо. Распятие со Святыми Иеронимом и Христофором. 1471
Антонелло да Мессина. Портрет мужчины. 1474—1476
Витторе Карпаччо. Портрет женщины. 1495—1498
Перуджино. Мадонна с Младенцем. нач. XVI века
Фра Бартоломео. Поклонение младенцу. 1499—1500
Рафаэль. Портрет мужчины. 1502
Рафаэль. Дама с единорогом ок. 1506
Рафаэль. Снятие с креста. 1507
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. ок. 1510
Тициан. Любовь Земная и Любовь Небесная. ок. 1515
Тициан. Любовь Земная и Любовь Небесная. Фрагмент. ок. 1515
Тициан. Любовь Земная и Любовь Небесная. Фрагмент. ок. 1515
Тициан. Венера, завязывающая глаза Купидону. 1565
Андреа дель Сарто. Мадонна с младенцем и юным св. Иоанном. 1517
Доссо Досси. Аполлон и Дафна. 1520
Доссо Досси. Мелисса. 1520
Доссо Досси. Диана и Калисто. 1528
Доссо Досси. Святые Козьма и Дамиан. 1534-1542
Лоренцо Лотто. Мадонна с младенцем между святыми Игнатием Антиохским и Онуфрием. 1508
Лоренцо Лотто. Портрет мужчины. 1535
Ортолано. Снятие с креста. ок. 1520
Мазолино. Неверие Святого Фомы. 1522
Джулио Романо. Мадонна с младенцем и юным св. Иоанном. 1523
Андреа Брешианино. Венера и два амура. 1520-1525
Аньоло Бронзино. Святой Иоанн Креститель. 1525—1550
Пармиджанино. Портрет мужчины. ок. 1526
Антонио да Корреджо. Даная. ок. 1530
Савольдо. Товия и ангел. 1530
Савольдо. Юноша. 1530
Лукас Кранах Старший. Венера с Купидоном. 1531
Содома. Пьета. 1540
Вазари. Поклонение младенцу. 1546
Якопо Бассано. Тайная вечеря. 1546-1547
Пеллегрино Тибальди. Поклонение Младенцу. 1548
Паоло Веронезе. Проповедь святого Иоанна Крестителя ок. 1561
Аннибале Карраччи. Смеющийся юноша. 1583
Якопо Дзукки. Аллегория открытия Нового Света.1585
Якопо Дзукки. Аллегория Сотворения Мира. 1585
Караваджо. Больной Вакх. 1593—1595
Караваджо. Мальчик с корзиной фруктов. 1593—1595
Караваджо. Мадонна со змеёй.1605—1606
Караваджо. Святой Иероним. 1605—1606
Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1610
Караваджо. Святой Иоанн Креститель. 1610
Рубенс. Оплакивание Христа. нач. XVII века
Рубенс. Святая Сусанна. 1607—1608
Ян Брейгель старший. Натюрморт с цветами. нач. XVII века
Систо Бадалоккьо. Положение во гроб. 1610
Лавиния Фонтана. Туалет Минервы. 1613
Франс Франкен младший. В лавке антиквара. 1615-1620
Франческо Альбани. Серия «Времена года». Зима. 1616-1617
Франческо Альбани. Серия «Времена года». Весна. 1616-1617
Франческо Альбани. Серия «Времена года». Лето. 1616-1617
Франческо Альбани. Серия «Времена года». Осень. 1616-1617
Доменикино. Кумская сивилла. 1617—1618
Доменикино. Охота Дианы. 1617—1618
Гвидо Рени. Моисей со скрижалями. ок. 1624
Джованни Ланфранко. Норандино и Лючина обнаруженные великаном. 1624
Джованни Ланфранко. Совет богов. 1624-1625
Гарофало Бенвенуто Тизи. Мадонна и младенец с архангелом Михаилом и святыми. 1630-е
Геррит ван Хонтхорст. Концерт. 1626—1630
Джан Лоренцо Бернини. Автопортрет в юности. 1623
Джан Лоренцо Бернини. Автопортрет. 1620-1635
Сассоферрато. Мадонна с Младенцем. 1650
Помпео Батони. Мадонна с Младенцем. 1742
Гаспаре Ланди. Автопортрет. 1806
Гаспаре Ланди. Портрет Кановы. 1806
Территория парка довольно большая – дорожки, деревья, пруды, незамысловатые фонтаны. Вроде, местные любят отдыхать здесь в выходные. Мне показался парк каким-то немного пыльным. Но, возможно, для римлян и это уже глоток свежего воздуха в закованном в камень городе.
Если от галереи Боргезе честно прошагать через всю территорию виллы Боргезе, то в конце концов придёшь к смотровой площадке на холме Пинчо, что прямо над площадью пьяцца-дель-Пополо.
Сам парк виллы Боргезе просто каких-то невероятных размеров, по нему можно спокойно ходить весь день…
Серия сообщений "Италияю Рим":
Часть 1 - 10 правил поведения настоящего мафиози в Италии
Часть 2 - Прогулка по Риму. Ватикан
...
Часть 24 - Рим
Часть 25 - Знаменитый фонтан Треви. Рим. Сферическая панорама
Часть 26 - Вилла Боргезе в Риме
Часть 27 - Рим:Замок Святого Ангела
Часть 28 - ВСЁ О РИМЕ
...
Часть 31 - Прогулка по Риму
Часть 32 - Рим. Площадь Капитолия
Часть 33 - Тайны Секретного архива Ватикана
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |