-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Люба_-_Любовь

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.03.2010
Записей: 2358
Комментариев: 295
Написано: 2811


Place de la Concorde

Суббота, 29 Января 2011 г. 19:52 + в цитатник
Цитата сообщения myparis Нескучные Заметки, ЧАСТЬ ПЯТНАДЦАТАЯ !!!

 (640x480, 413Kb)


ДРУЗЬЯ МОИ! В ПАРИЖЕ ВНОВЬ НАСТУПИЛО БАБЬЕ ЛЕТО и этим все еще теплым сентябрьским днем мы с вами ПРОДОЛЖАЕМ нашу замечательную сагу о Парижской подземке, посвященную юбилейной, 109 годовщине Парижского метрополитена.

Нам еще многое предстоит сделать с вами: мы не только досмотрим эту любопытную выставку, посвященную Юбилею метро, которую Парижские градоначальники разместили на станции Hôtel de Ville, но также выполним Ваши пожелания и побываем на других станциях Парижского метрополитена, совершенно бесплатно прокатимся с ветерком в настоящем вагончике и узнаем настоящие Парижские тайны и секреты - о том, как же все-таки открыть эти двери в вагон, и с какой все-же ноги начал Шарль де Голль свой знаменитый марш по Елисейским полям; убедимся, что она все-таки вертится, эта красная мельница Мулен-Руж и насладимся вечерними огнями празднично сверкающей Эйфелевой башни!

Кое-что из этой восхитительной программы мы попробуем осуществить теперь, в этой ПЯТОЙ части.

 (640x341, 136Kb)


Внимание, дорогие друзья, приготовились!:) Следующая станция - CONCORDE.



 (640x478, 243Kb)


Place de la Concorde - самая большая и самая главная площадь в столице Франции и вторая по величине во всей Республике. Расположена она в 8-ом округе Парижа (8e arrondissement, аг'ондисман, административное деление города) и обслуживается станцией метро Конкорд, чьи стены украшены бело-синими надписями (см. вверху), напоминающими некий кроссворд. Площадь площади легко вычислить, перемножив 359 м длины на 212 м ширины - заодно Вы откроете для себя тайну, как много путеводителей обманывают нас в самом элементарном...

На плане Парижа, который размещен вверху, это место, откуда мы начнем сегодня наше путешествие, выделено светлым овалом. Красные же кружки - это места нашей с вами боевой славы, дорогие мои читатели, те места, на которых мы уже побывали на страницах моих Нескучных Заметок! Четко сверяясь с этим планом, вы всегда будете знать четкий ответ на этот вечный российский вопрос - а куда мы идём?

Многие уже знают, что последнее название этой площади - Concorde, - переводится на русский, как Согласие, - ну а знаете ли вы, друзья мои, что такое согласие по-русски?))) Не трудитесь, - даю подсказку: но только чтоб никому...ТСссс...


Одарите же еще раз прощальным взглядом прекрасную и почти уже родную Королевскую улицу rue Royale, - а впереди уже блистает этот щедро золоченый тщеславным Миттераном шпиль знаменитого Луксорского Обелиска, соперничая в своем сиянии с золоченым им же, и не менее щедро, прекрасным куполом Дома Инвалидов, - вы, конечно же, узнали его! Ну а здание с колоннадой - это Национальная (а правильнее – государственная) Ассамблея Франции, где и раньше, и в наши дни, заседает нижняя палата французского парламента. Примечательно, что дворец находится на одной оси с церковью Мадлен, чьи идентичные фасады зеркально отражены, образуя симметричную пару, пандан (фр. pendant).

 (639x419, 198Kb)


И вот мы уже с вами на главной площади Парижа - Площади Согласия, а перед нами - современная перспектива Королевской улицы, упирающейся в паперть церкви святой грешницы (sic!) Марии-Магдалины - или по-французски, скромно - Мадлен. Сравните с фотографиями прошлых лет, многое ли изменилось?

 (640x428, 65Kb)


Вечером, словно сменяя угасающие отблески багрового заката, загораются эти уже хорошо знакомые вам красные огни, и медленно красные кони, говоря словами поэта, по небу пытаются плыть, - это ждет Вас в гости самый знаменитый в России легендарный парижский ресторан «Maxim’s». Добавлю лишь для истосковавшихся гурманов, что мы обязательно поговорим с вами об этом ресторане более подробно в отдельной Нескучной Заметке, посвященной лишь ему, одному-единственному!

 (640x439, 152Kb)


Вы уже обратили свое внимание на эти два дома - слева и справа от Королевской улицы? Вы правы, друзья мои - они почти похожи! И об этих двух дворцах-близнецах, которые вот уже которую сотню лет словно обнимают, как братья, свою родную сестру - rue Royale, стоит сказать особо! Но с вашего позволения, друзья мои, мы сделаем это чуточку ниже, а пока – не угодно ли пройтись по площади?!

 (699x476, 307Kb)


Место, избранное для будущей площади Согласия, находилось на окраине тогдашнего Парижа, буквально под городскими стенами, вот взгляните на карту, - вот так оно выглядело в 1572 году, а ведь это ровно за 200 лет до первого, официального открытия площади:

 (642x469, 382Kb)


А вот в светлом квадратике - как это же место выглядело чуть позже, уже в 1664 году, ровно за 34 года до рождения человека, которому и будет суждено создать здесь самую большую городскую площадь:

 (638x523, 483Kb)


Цифрами на гравюре обозначены: 1 - Лувр (фр. Palais du Louvre, нынешнее его крыло Денон), и то самое место в Лувре, где теперь висит Мона Лиза; 2 - Новый Мост со статуей Короля Франции Анри IV Наварского, для которого Париж стоил мессы; 3 - Дворец Тюильри в своем прежнем, чуть ли не в первоначальном виде; 4 - та самая городская стена и тот самый ров, который разделял нынешнюю Конкорд от нынешних Елисейских полей - тут сейчас проходит дорога, запомните!

Сама идея заложить на этом месте площадь возникла оттого, что после войны за т.н. "австрийское наследство" Король Франции Луи ХV, потомок прославленного на весь белый свет Луи XIV, Короля-Солнца, крепко занемог в городе Метце и чуть было не "пошел на повышение", ввиду свирепствовавшей тогда оспы. В ознаменование чудесного исцеления монарха, которого воспитанные парижане тут же окрестили Луи "Любимый" (фр. Bien-aimé), гильдия Парижских купцов (а читай, крупнейших налогоплательщиков), с одобрения городских властей, в 1748 г. решает возвести конную статую Луи XV. Чтобы найти для статуи наилучшее место, был объявлен конкурс, в котором приняли участие девятнадцать архитекторов, среди которых были весьма именитые люди - как например, месьё Жак - Жермен Суффло, создатель Пантеона.

Вы, наверное, удивитесь, но труднейший конкурс блестяще выиграл 50-летний Анж-Жак Габриэль, (фр. Ange-Jacques Gabriel, 1698-1782, ангельское имя которого в России неверно, но удивительно настойчиво, переставляют наоборот, как Жак-Анж), по профессии - Первый архитектор Короля (фр. Premier architecte du Roi), а по совместительству - добрый приятель Madame de Pompadour, что многое объясняет...

Примечательно, что ставший Первым архитектором Короля в 44 года Анж-Жак Габриэль знаменит еще тем, что это именно он строил 1751—1775 годы Военную школу на Марсовом поле в Париже, которую позднее окончит настоящий итальянец Napoleone Buonoparte, северное крыло Лувра (крыло Ришелье), которого пока еще нет на этих картах, но откуда тщеславный Миттерран будет отселять финансистов, Малый Трианон в Версале (1768), где квартировалась мадам Помпадур и Оперный зал в Версальском дворце (1769), где несла свое искусство в придворные массы талантливая королева Мари-Антуанетт, на концерте которой мы с вами обязательно побываем!

Талантливейший, а оттого и придворный архитектор, к тому же - директор Королевской Академии архитектуры, Габриэль предложил создать новую площадь на окраине Парижа, за садами Tuileries, - с тем, чтобы придать свежий импульс развитию инфраструктуры и благоустройства в этих новых городских кварталах, разраставшихся на западе столицы, в пригороде Saint-Honoré.

Король владел существенной частью этих, тогда значительно отдаленных от прежнего центра местностей, однако, для создания архитектурного ансамбля площади было необходимо затронуть и частные земли - вы, возможно, удивитесь вновь, но вместо столь привычного русскому уху приказа батальону гвардии "взять и поделить", начались столь непривычные переговоры (sic!) с наследниками землевладельца Джона Лау (John Law). По условиям того Соглашения, подписанного не сразу, а лишь в 1758 между Парижем, представителями Короля и наследниками, взамен уступленных местностей наследники получали права на два здания, которые будут построены на северо-западе площади, с обеих сторон будущей Королевской улицы - при том, что фасады этих зданий должны полностью соответствовать замыслу Габриэля. Нелишним будет упомянуть, что при создании тех фасадов Габриэль вдохновлялся легендарной колоннадой Лувра (см. фото ниже), построенной Клодом Перро (фр. Claude Perrault), архитектором-любителем, врачом и старшим братом знаменитого сказочника Шарля Перро (фр. Charles Perrault, вы всё ещё помните его талантливые байки? - тогда и мои не забудете!:-).

Тогда получился шедевр мировой архитектуры - доктор Перро случайно, но поймал этот эффектный ритм и точные пропорции – теперь римейк этого приема можно встретить в обрамлении арки Генерального штаба на Дворцовой площади в том же Санкт-Петербурге.

 (640x465, 167Kb)


Габриэль тоже решил отличиться и предложил совершенно новое и необычное градостроительное решение, причем скрупулезно отразил в своем окончательном проекте новой площади все самые лучшие идеи своих коллег, архитекторов-конкурсантов. Надо заметить, что и те рвы на площади Конкорд, и ту балюстраду Габриэль заимствовал здесь, у Лувра, - где и ров, и балюстрада сохранены до сих пор - будете рядом, не постесняйтесь полюбопытствовать - вон та парочка, в красной кофте, как раз этим и занимается:-).

В 1755, при поддержке мадам де Помпадур, окончательный проект Габриэля принимают за основу. Включив площадь в ансамбль, имевший своим началом Лувр, Анж-Жак Габриэль блистательно реализовал идею Исторической оси Парижа, которую еще называют Триумфальный путь Короля. Гигантская ось Парижа восток — запад образуется Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей. В начале XIX века эта магистраль получила свое продолжение благодаря возведению Триумфальной Арки, а тщеславный Миттерран завершил Историческую Ось т.н. "датской табуреткой", как прозвали ее злые языки в Париже - Большой Аркой в Дефанс. Вот взгляните, друзья мои, - от Лувра и до Большой Арки - все расположено на одной линии, на одной Исторической оси:

 (644x461, 274Kb)


А вот как выглядит Триумфальный путь от Лувра, если встать на одну с ним линию:

 (640x461, 107Kb)


Итак, проект одобрен, начинается стройка. По замыслу архитектора, будущая площадь Луи XV, в отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окруженных зданиями, открыта городу и представляет собой восьмиугольник, окружённый с запада и востока рвом с балюстрадой, а с юга - руслом реки Сена. Через ров были перекинуты шесть каменных мостиков. На каждом из восьми углов площади должны быть установлены маленькие каменные павильоны, из которых по ступенькам можно было спуститься в ров, где были разбиты цветники. На каждом павильоне не было никаких статуй городов, они появились значительно позже, а изначально на павильоны поставили статуи античных богов и богинь, олицетворяющие достоинства короля: Юпитер — великодушие, Аполлон — поэзию, Меркурий — богатство, etc.

20 июня 1763 конная статуя Луи XV, начатая придворным скульптором Короля - Эдмэ Бушардоном (фр. Edme Bouchardon) и после его смерти законченная Жаном-Батистом Пигалем (фр. Jean-Baptiste Pigalle), была торжественно открыта. Статуя была помещена ровно в самый центр площади, на скрещении новых городских осей - новой Королевской улицы и нового проспекта Елисейских полей.

Вот как выглядела площадь в те дни - вид с Королевской улицы (сравните с тем же видом в наши дни), на горизонте - купол Собора инвалидов, уже построенный к тому времени Луи XIV Королем-Солнцем и с того времени ни разу никем не реставрировавшийся, а оттого на картинке он сизый, а не золотой:

 (640x412, 317Kb)


Обратите внимание, что скачет Король в нужном направлении, по традиционному Триумфальному Королевскому пути, от Лувра - и в сторону нынешней Арки Дефанс:

 (640x469, 326Kb)


Через 9 лет со дня открытия конной статуи монарха, в 1772 году площадь была окончена строительством, именована площадью Луи XV и торжественно представлена Парижу: восьмиугольный периметр, с двух сторон окаймленный рвами 20 метров шириной, огражденными балюстрадой и сторожевыми павильонами на каждом из восьми углов, застроенный лишь с северной стороны, что открывает вид на Сену и противоположный берег - так выглядел воплощенный замысел Габриэля.

Обратите внимание: на площади еще нет тех знаменитых фонтанов по обеим сторонам статуи, предусмотренных проектом Габриэля! Они появятся значительно позже, но уже через 20 лет на новой городской площади фонтанами забьет кровь...

Революционеры-террористы методично искореняли все следы монархизма - все памятники в коронах в "дни террора" безжалостно уничтожались - не повезло даже каменным иудейским (sic!) царям на Нотр-Даме, - стоит ли говорить, что бронзовую статую Короля Луи XV свергли в первую очередь, 11 августа 1792, и мигом переплавили на столь необходимые революции пушки. Это породило множество кривотолков в русскоязычных путеводителях о Париже о том, как же именно выглядела та статуя и тот пьедестал.

Внимательным читателям наверняка уже попадались подобные описания, что де-мол, по углам того пьедестала стояли некие четыре бронзовые статуи, кто-то еще приплетал там некие сатирические стишки, - однако пьедестала в таком виде, со статуями, я нигде еще не встретил - ни на одной гравюре и ни на одной картине того времени... Ни тем более, в иллюстрациях к тем описаниям и стишкам...

Более вдумчивые исследователи утверждают, что статуя Луи XV выглядела вот так , но моя нехитрая проверка в Лувре показала, что это - отнюдь не авторская модель, а всего лишь копия одной из моделей, и выполненная не Бушардоном, а совершенно другим скульптором... Тем более, вспомним, что Бушардон не успел завершить свою статую - заканчивал ее Пигаль, а эта статуя - завершена...

Лично я в вопросе внешнего вида того памятника Луи XV склонен доверять приведенным в этой заметке двум гравюрам, - фактически, предкам нынешней фотографии, пусть никто уже не поручится, что все изображено на них с фотографической точностью, однако банальное сопоставление позволит выявить идентичность.

Сохранилось также письменное описание очевидца, что "Король был одет во что-то римское, причесан шиньоном и увенчан лаврами. Пьедестал с каждой из четырех сторон украшен барельефами, упоминающими достоинства Короля: Силу, Правосудие, Благоразумие и Мир". Как видим, друзья мои, не приметил очевидец там статуй... Что также подтверждается гравюрами - барельефы - да, есть... а вот статуй... похоже, что никаких статуй там никогда и не было...

Кстати, автор того королевского пьедестала - вовсе не Пигаль, как многие берутся утверждать, а архитектор Жан - Франсуа Шальгрен (фр. Jean-François Chalgrin), - достаточно сказать, что это по его проекту построена Триумфальная арка в Па­риже, перестроен Люксембургский дворец, где заседает Сенат Франции и реконструирован Зал заседаний Национальной ассамблеи.

Ну а что же было дальше? Дальше завеяли вихри враждебные, и в дни Террора на самой большой площади Парижа, спешно переименованной в августе 1792 в place de la Révolution, устанавливается модное изобретение доктора Гильотэна и площадь становится местом публичных казней - кровожадным театром Революции.

По злой иронии судьбы, на этой самой площади, носящей имя его пращура, неблагодарные поддатые подданные лихо отправили в лучший из миров Луи XVI, несчастного короля-демократа. Да за компанию - и всех его домашних, включая и Королеву Франции - несчастную Мари-Антуанетт, которую злые языки уже прозвали к тому времени этим хлёстким прозвищем - madame Déficit.

Осталась редкая гравюра, достоверно показывающая нам, как же все это было, и как выглядела в те скорбные зимние дни кровавого террора эта площадь Революции, - а самое главное!, - показывающая нам, где же именно стояла та печально известная гильотина. Обратите внимание - тот поломанный пьедестал со сбитыми барельефами, вон там, справа - это все, что осталось от конной статуи Луи XV. Кстати, сравните пьедестал с гравюрой выше!

 (643x486, 48Kb)


В январе 1793 года казнили Луи XVI, а в августе того же года на тот опустевший пьедестал поставили гипсовую статую свободы в красном колпаке и предводительница жирондистов гражданка (а читай - товарищ!) Мано Ролан (фр. Manon Roland), ранее вещавшая о "необходимости прийти к свободе хотя бы через море крови", поднимаясь на эшафот вслед за Королевой осенью 1793 г., скажет эту свою ставшую знаменитой фразу: "О свобода, сколько преступлений свершается во имя твое!".

В наши дни, на это печальное место казни не только монархов, но многих и многих парижан, включая, по злой иронии судьбы, и само революционное руководство, указывает вот такая впечатанная в асфальт табличка - будете на Конкорд, постарайтесь ее отыскать.

Попробуем разобрать, что на ней написано: "Это место в 1763 году было первоначально именовано как Площадь Луи XV. C ноября 1792 по май 1795 это место, переименованное в Площадь Революции, служило общественным местом казни, в том числе и для Луи XVI 21 января 1793 и для Мари-Антуанетт 16 октября 1793".

 (640x480, 178Kb)


Но всё это произошло позднее, а тогда, в 1758 году архитекторы (внимание - вероятно, но мною пока не проверено!) Луи Франсуа Труар и Жак - Жермен Суффло построили c северной стороны площади два великолепных и почти одинаковых Дворца, расположенных по обе стороны от Королевской улицы, создающей меридианальную ось к Исторической оси Парижа. Фасады зданий строго соответствовали замыслу Габриэля - договор дороже денег, и воплощают эту идею высокой колоннады на сильно завышенном цоколе. Фронтоны зданий, руки архитекторов Michel-Ange Slodtz и Guillaume II Coustou, украшены аллегориями Сельского хозяйства, Торговли, Великолепия и Общественного благополучия.

Один из тех Дворцов, - тот, который слева от Королевской улицы, - первоначально, в 1768, предполагался под Королевскую Казну, Hôtel des Monnaies, но уже в 1788 г., накануне Революции, был куплен и назван в свою честь Франсуа-Феликсом-Дороте Бертон де Бальб, графом де Крийон.

 (636x435, 178Kb)


Почти две сотни лет, до 1907 года, за исключением времени Революции, дворец принадлежал благородному семейству де Крийон, а в 1909 году был куплен компанией "Societe des Grands Magasins et des Hôtel du Louvre" и под руководством архитектора Детайера превращен в роскошный парижский Hôtel de Crillon, сохранивший свое аристократическое имя.

 (629x269, 120Kb)


Панорамный снимок площади Конкорд, как она выглядела в 1947 году, - лишь только завершилась Вторая мировая, а отель Крийон уже ждёт новых гостей!

 (417x552, 217Kb)


Кстати, самые внимательные мои читатели, конечно же, обратят внимание на то, что в этом году Hôtel de Crillon отмечает юбилей образования в своих стенах гостиницы, которая в наши дни располагает роскошными номерами с видами, как на площадь Согласия, так и на уходящую налево, параллельно фасаду Крийона, авеню Габриэль - вы уже догадались, друзья мои, кому та авеню обязана своим названием?

В мае 2000 года прошло торжественное открытие люкса Grand Bernstein, состоящего из двух престижных номеров: Suite Bernstein и Suite Louis XV. В бывшей бальной зале графского рода de Crillon теперь находится ресторан Les Ambassadeurs. Отель располагает тремя залами для приемов, каждый из которых выполнен в стиле определенной исторической эпохи - Salon Marie-Antoinette, Salon des Aigles и Salon Batailies. Вот полюбуйтесь:


Кроме того, "Крийон" - единственный во Франции отель такого масштаба, несколько поколений принадлежащий одной семье - Таттинже, владеющей также знаменитой маркой шампанского, которое некогда было самым любимым у самого Джеймса Бонда. Не пробовали, кстати? Ну и напрасно...

 (559x373, 29Kb)


Некогда, в этих угловых апартаментах Крийона, да-да, вон под теми белыми шторами (выделено на фото, см. выше), прилежная Королева Франции Мари-Антуанетт терпеливо брала уроки музыки, разучивая свою любимую "Plaisir d'Amour". Даже сейчас трудно удержаться от соблазнительного искушения еще раз послушать эту божественную мелодию! Ну разве она (Она!) не прелестна, друзья мои?


И конечно же, столь прославленный Отель знаменит своими знаменитыми постояльцами! Здесь в разное время останавливались (и наверняка, не раз ужинали в том Максиме, за углом по соседству): упомянутая уже многострадальная Королева Франции Мари-Антуанетт, Король Марокко Хассан II, японский император Хирохито, английский король Георг V, английский премьер Уинстон Черчилль, русский миллионер Борис Березовский и куча обожаемых здесь американцев. Кстати, весьма примечательно, что когда велорекордсмен Лэнс Армстронг останавливался здесь после своих блистательных побед в Tour de France, отель вывешивал флаг штата Техас, приветствуя его.

Среди американских гостей Крийона такие имена, как президенты США Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон, все семейство Кеннеди, включая красавицу Jacqueline Kennedy Onassis, артисты Элизабет Тейлор, Мэрайя Кери, Аксэл Роуз, губернатор-терминатор Арнольд Шварценеггер, шахматный король Гарри Каспаров, король поп Майкл Джексон и, разумеется, американская итальянка Луиза Вероника Чикконе - думаю, друзья мои, несмотря на темные очки и пацанский адидасник, вы узнаете нынешнюю королеву поп?


Согласитесь, без очков и адидасника королеву поп и не узнать, можно легко попутать с тяжело измученной жертвой нарзана... А ведь ей всего 50... Да уж, как пела русская Далида - годы мои, видно так надо...,
 (448x299, 35Kb)


Кто знает, может эта столь явная любовь к американцам объясняется тем, что неподалеку, на углу авеню Габриэль и Rue Boissy d’Anglais - т.е. за левым от нас углом Крийона, - находится здание посольства США , сохранившее до сих пор потрясающе красивый потолок. Любовь-любовью, однако же, стоит помнить, что совсем недавно, в XIХ веке на этом самом месте стоял особняк, (внимание - вероятно, но мною пока не проверено!) где в 1828-1842 годах располагалось посольство Российской Империи. Кстати, если пойдете в американское посольство в потолок смотреть, то запомните: именно с левой стороны Крийона находится эта бережно сохраненная старая табличка с прежним названием площади, - расскажете о ней потом американцам, наверняка они будут приятно удивлены широтой вашей эрудиции))...

Полезно вспомнить, что этот незаконченный и до сих пор роман Франции и Америки начался в те далекие дни, когда именно в этих стенах, в том самом угловом салоне дворца де Крийон, где пела Мари-Антуанетт, 6 февраля 1778 года монархическая Франция подписала с престарелым посланцем американских бунтовщиков Бенджамином Франклином знаменитый Договор о франко-американском альянсе, и стала таким образом, первым государством, признавшим независимость Америки. Найдите эту табличку: "В этом здании 6 февраля 1778 года Конрад Жерар от имени Луи XVI и Бенджамин Франклин, Сайлас Дин и Артур Ли от имени Соединенных Штатов Америки подписали Договор о дружбе, торговле и союзе между Францией и США". Не удивительно, что уже 14 сентября 1778 года потрясенный Франклин, то и дело восклицавший «Мог ли я рассчитывать на то, что в моем возрасте испытаю такое счастье?», становится полномочным послом Соединенных Штатов во Франции...

Здесь много раз собирались ведущие политики для принятия самых важных решений, - вспомним, что именно в этом отеле в период с 3 февраля по 11 апреля 1919, президентом США Вудро Вильcоном и союзническими делегатами был выработан и подписан Устав Лиги Наций (найдите на стене Крийона соответствующую мемориальную доску об этом!). Во время оккупации Парижа в годы Второй мировой войны, Hôtel la Crillon служил первой резиденцией немецкого штаба - но об этом, разумеется, никаких табличек нет... А в 1945 г. здесь же разместилось французское и британское командование. Вот, взгляните на Конкорд в 1942:

 (640x471, 42Kb)


Среди других знаменитостей, останавливавшихся в Crillon, отметим лысого героя американских вестернов Юла Бриннера, комика Чарли Чаплина, режиссера Орсона Уэллесса, прославившегося своим Гражданином Кейном (уже, говорят, есть даже весьма достойный порно-сиквел!) и сладкоголосого тенора, нет-нет, не Колю Баскова - триумфального Плачидо Доминго, а также композитора Леонарда Бернстайна, в честь которого и были названы самые роскошнейшие апартаменты в Crillon.

Следует также вспомнить, что здесь, в этих роскошных апартаментах Crillon, ловко окучивал своих наивных жертв прославленный наследник незабвенного кота Базилио, талантливейший Victor Lustig, более известный, как человек, продавший Эйфелеву башню. Причём сделавший это дважды. Причём оба раза - весьма успешно.))

Ну и говоря о скандалах, которыми конечно же, славен любой всемирно известный отель, нельзя не сказать о постыднейшем русском следе, который помнят стены Крийона...

Да, друзья мои - к нашему с вами несчастью, эти стены помнят, как из той же самой калитки, из которой сейчас вполне пристойно вышла Мадонна, в 1923 году с треском вышвырнули за бесчисленные пьяные погромы талантливого белобрысенького пьяньчужку, причем вышвырнули серьезно, и не только из Отеля, но заодно и из Парижа, да и вообще навсегда из Франции. Не помогло и влияние талантливой супруги, которая, как известно, была его на несколько лет старше, - да наверное, и на тыщу лет опытней!...

 (450x307, 24Kb)


Вот как описывает этот позорный cauchemare очевидец: "Есенины покинули Соединенные Штаты 2 февраля 1923 года. Сразу после отплытия Айседору лишили американского гражданства. С борта корабля она телеграфировала в Лондон своей подруге Мэри Дести: “Если ты хочешь спасти мою жизнь, встречай меня в Париже”. На лайнере было слишком много алкоголя: уже на поезд в Шербуре Есенина несли. Мэри ждала их. С оставшимися от взятых взаймы денег они отправились в первоклассную парижскую гостиницу “Крийон”. Уже через два дня начавший трезветь Есенин разобрался со своей спальней. Айседора едва успела убежать. Когда Мэри зашла в номер, она увидела ужасающую картину. Кровати сломаны, матрасы валяются на полу, простыни изодраны в клочья, все стекла и зеркала перебиты, причем каждый кусочек зеркала был буквально раздроблен на мелкие части. Всё это выглядело так, словно в дом только что попала бомба. Уже привыкшая к подобным бесчинствам Айседора успокаивала ошеломленную подругу: “Понимаешь, я могу сказать тебе правду, Мэри. Сергей — всего лишь чуть-чуть эксцентрик”. Мери помогла сменить номер, но уже через день этот ужас повторился. Потом опять и опять. Пьяный Есенин тяжелыми стульями методично громил зеркала и окна, словно не мог вынести, что они бесстрастно отражают его, в этом кошмаре. Понадобилось шесть полицейских, чтобы наконец утихомирить эксцентрика и чуть ли не волоком, приволочь его в полицейский участок. Его согласились выпустить только при условии, что он сию минуту, немедленно и навсегда покинет Францию".

Воспоминанье слишком давит плечи,
Я о земном заплачу и в раю...

Видимо, эти строки Цветаевой тогда, в 1923-м, Есенину не вспомнились... Всего через четыре года Айсидора, выезжая из отеля "Негреско", трагически погибнет на Английской набережной в Ницце, удавленная длинным шарфом, накрутившимся на колесо Роллс-Ройса... Ее останки хранятся под маленькой плитой кулумбария под номером 6796 на кладбище Пер-Лашез в Париже... Там даже некуда поставить цветок!...

Но не все так печально, друзья мои! Должен вам признаться, что когда я останавливался в Crillon, то не заметил ни малейшего намека на то, что эти былые сережины чудачества сейчас могут послужить неким укором! Напротив, в том сайте Крийона сейчас появилась и русская страничка, что можно расценить только лишь, как подчеркнутое проявление толерантности и гостеприимства! Кстати, номер тогда нам был выделен вполне благопристойный, желающие могут полюбопытствовать;-)


Через дорогу от Отеля Крийон - это бывший Мебельный Склад Короля (фр. Garde-meuble du Roi), - да-да, не удивляйтесь, друзья мои - в нем короли Луи XV и Луи XVI хранили свое королевское имущество: украшения, доспехи монархов, гобелены и предметы обстановки, и в том числе и мебели, откуда и получилось такое название. В 1791 году в Гард-Мёбль была переведена сокровищница драгоценностей французской короны, и уже через год, в сентябре 1792 года, там и произошло это знаменитое Ограбление Века! Как, вы разве не читали??? Воров тех революционеры схватили, и на их буйных головах и была опробована та новомодная машинка Гильотэна - горе-воришки были пущены в расход первыми. Машинка тогда сработала четко, и началось!...

Как только стихли революционные вихри, этот Мебельный Склад (внимание - вероятно, но мною пока не проверено!) стал резиденцией Талейрана, этого знаменитейшего и прехитрющего Наполеоновского министра иностранных дел, чудом всегда успевавшего и нашим, и вашим.

Как вы помните, в этом бывшем мебельном складе Талейран, успешно шпионивший наполеоновскими секретами в пользу русской (sic!) имперской разведки под романтической кличькой Анна Иоанновна, и устроил тот пышный прием знаменитого Большого Гостя - русского императора Александра I, во время его непродолжительного визита в Париж. Ну а сейчас в этом элегантном Дворце размещено весьма солидное и грозное Морское Министерство Франции - не премините при случае заглянуть в великолепную Золоченную Галерею, еще сохранившую свой первоначальный вид!

Кстати, по старым слухам, именно сюда ходил поначалу на работу молодой чиновник Ги де Мопассан. А по новейшим слухам, до конца 2011 Министерство должно быть выселено в новое строящееся помещение в 15-ом округе, где объединятся все гражданские и военные службы Министерства Национальной Обороны.

 (640x430, 191Kb)


В 1830 году все революционные вихри, включая вихри Коммуны, разом поутихли, и Король Франции Луи-Филлипп (фр. Louis-Philippe Ier, см. фото внизу), дает площади это новое название - Конкорд, Согласие. Кстати, полезно вспомнить, что это именно Луи-Филлипп вернул на берега Сены с острова св. Елены прах своего предшественника, императора Франции Наполеона I, выполнив таки его последнюю волю, а также внес весомый вклад во внешний облик площади Конкорд, заметно дополнив и украсив ее - в полном соответствии с волей Анжа-Жака Габриэля.

 (395x536, 202Kb)


Как вы все успели заметить, друзья мои, центр площади Согласия вместо идеологических статуй сегодня украшает политически нейтральный Луксорский обелиск (фр. Obélisque de Louxor). Историю его появления в Париже, а также историю франко-египетских отношений в то время вы сможете при желании узнать самостоятельно, мне же позвольте обратить ваше внимание на несколько малоизвестных ньюансов...!

Дело в том, что этот самый старый Парижский монумент, которому 3 300 лет (XIII-ой век до н. э.), который был сделан тогда, когда еще не было ни Цезаря, ни даже Христа, в настоящее время выглядит вовсе не так, как прежде: когда его буквально выкорчевывали вот с этого места (см. фото), да-да, вон он там стоял справа, сохранившийся через века обелиск был сильно поврежден - что не сделало жестокое время, сделали добрые люди...

 (640x480, 41Kb)


Уж не знаю, на каком там цементе египтяне его приклеивали к тому постаменту, но когда Обелиск привезли, наконец, в Париж, вся его нижняя часть была буквально заточена как карандаш - недоставало огромного куска, который остался на Родине...

Перед вами уникальное фото - вы можете видеть, какой обрубок он тогда представлял собой, - вся вон та подмазанная часть, без иероглифов - это уже новодел, которого при поступлении Обелиска в Париж, к несчастью, недоставало...

 (480x640, 39Kb)


Возникла проблема с тем, а как же его поставить, ведь он по форме уже напоминал ромб, хотя первоначально выглядел, как конус - сравните с оставшимся собратом. Вот почему решению этой, казалось бы, обычной и банальной проблемы по установке монумента, - было придано значение настоящего подвига, да еще такого, что все фазы установки на века выбиты золотом на постаменте Обелиска, кстати, изготовленного по проекту Габриэля. Вероятно, чтобы потомки не забыли и при случае, повторно голову не ломали, а имели гениальную схему под рукой. Заметьте, что фазы выкорчевывания ТАК, золотом - афишировать не решились - с выкорчевыванием-то особых проблем не было, - ломать, оно, как известно, не строить...

На полотне Дюбуа (фото ниже) - момент воздвижения Обелиска на площади Конкорд 25 октября 1836 года, под руководством морского инженера Аполлинера Леба, в присутствии более чем 200 000 парижан. Примечательно, что Король с семьей предпочли наблюдать за воздвижением Обелиска из окон салона Garde-meuble, - предусмотрительный Луи-Филлипп появился на балконе лишь для того, чтобы собрать аплодисменты, и ровно в тот момент, когда в три часа пополудни монолит, наконец, окончательно занял свое вертикальное положение!:-)

 (640x407, 276Kb)


Сейчас благодаря заботам тщеславного Миттеррана, в конце 80-х годов все зареставрировали до неузнаваемости, так что теперь уж и не найти то отколотое место на Обелиске, выбили все недостающие иероглифы - да так, что и комар носа не подточит, однако столкнулись с новой проблемой - а какие же иероглифы рисовать, что там было первоначально выбито? И вновь французы не ударили в грязь лицом - был повторен тот знаменитый подвиг Шампольона(фр. Jean-François Champollion) по расшифровке иероглифов с Розеттского камня и расшифрованы теперь уже надписи на Обелиске - желающие могут поискать тот перевод. Поэтому недостающие иероглифы уже выбивали-рисовали со знанием дела, подбирая нужные хотя бы по смыслу, так что по заключению специалистов, никакой абракадабры не допущено...

Однако же, реставрировали без особого фанатизма, памятуя о том, что надо бы и сохранить некие следы минувших эпох, налет старины, поэтому в наши дни Обелиск выглядит вот так (см. фото) - и следы повреждений, полученных при той легендарной установке - этот отбитый и примазанный обратно угол и ту вертикальную трещину, которая чуть не расколола его повдоль, решили сильно не замазывать и сохранить для потомков - наслаждайтесь:-)) Кстати, видимые вам сейчас проводки и датчики - это забота и неустанный контроль Мэрии за состоянием Обелиска.

 (657x554, 149Kb)


Однако же, справедливости ради надо сказать, что и верхушке Обелиска тоже изрядно досталось - с момента установки и буквально до 1998 года она больше напоминала отломившийся зуб, обратите внимание, когда будете смотреть ролик - камера словно специально замрет на секунду. В то же время, у оставшегося в Египте собрата - все, как и прежде, в полном порядке - сравните с фото.


В мае 1998 тщеславный Миттерран унял-таки многочисленному мнению египтологов о том, что большинство египетских обелисков было всегда увенчано золотой пирамидой, и накануне визита во Францию Президента Египта Хосни Мубарракка - помните такого?, - Миттерран в компании тогдашнего мэра Парижа месьё Жака Ширака и при финансовой поддержке Фонда месьё Ив-Сен-Лорана, увенчал-таки до того напоминавшую поломанный зуб верхушку Луксорского обелиска пломбой-наконечником высотой 3,6 метра, на отливку которого ушло 1,5 кг чистого 23,5 каратного золота. А оригинальный наконечник, как уверяют парижские спецы, украли вроде как персы, да еще и в VI веке до рождества Христова... Что ж, поверим им на слово, хотя мне подобные уверения почему-то напоминают сюжет "Джентльменов удачи"...

 (640x480, 16Kb)


У подножия Обелиска о том памятном событии уважаемыми господами предусмотрительно оставлена треугольная табличка - чтобы граждане все помнили и ничего не попутали:-))

 (648x577, 189Kb)


Кстати, Мубаррак сильно впечатлился тогда колоссальными трудами по установке Обелиска и именно тогда Миттерран вежливо отказался от второго, парного, оставшегося в Египте, сославшись на эти непостижимые трудности с перевозкой и установкой, потрясшие и вежливого Мубаррака. Остается только догадываться, что же на самом деле руководило Миттерраном, на дворе ведь был уже 20-й век, и все технические вопросы решались куда как веселее...

 (420x337, 20Kb)


Нет-нет, друзья мои, это не Миттерран, на фото - Жак Ширак (фр. Jacques Chirac), в бытность его 22-м Президентом Республики. Хотя согласен, очень вероятно, что он так прореагировал на вопрос "А неугодно ли Франции забрать тот второй оставшийся Обелиск?"... Но политика - она ведь дама переменчивая, - по крайней мере, вы теперь знаете, о чем поговорить с Саркози, но только не за обедом, прошу вас...

Внимательный взгляд должен заметить, что морская тема прослеживается во всем ансамбле площади Конкорд - взять хотя бы этот символ морского могущества страны - 18 чугунных ростральных колонн, расположенных по всему периметру площади на балюстраде, которая отделяла площадь от рвов, - взгляните, как они выглядели спустя 70 лет со дня установки, -

 (639x415, 97Kb)


- и уже в наши дни, после капитальной реставрации. Кстати, эти колонны имели двойное значение – украшенные рострами (нос античных кораблей) и гербом Парижа, они также служили опорой для фонарей, освещавших площадь.

 (634x458, 37Kb)


Напомню, друзья мои – ведь на площади с 1789 располагается Морское Министерство, к тому же с юга течет Сена, поэтому морской и речной тематике подчинены и появившиеся здесь чуть позднее Обелиска, к 1840 году, два знаменитых Фонтана, - своеобразный римейк фонтанов на площади св. Петра в Риме. И если в наших Нескучных Заметках можно говорить о силе внешней эстетики, то мне, друзья мои, гораздо больше симпатичны как раз парижские, - ну сравните сами:-)) Кстати, добавлю, что уже реплики именно этих, парижских фонтанов позднее появились в лас-Вегасе, - не встречали?

Надо сказать, что эти Фонтаны запечатлены на целом множестве всевозможных картин, посвященных площади Конкорд. Вы их много раз уже видели и без труда узнаете, вот, например, - как в утреннем свете:

 (623x423, 51Kb)


так и в лучах заката в прежние времена:

 (700x505, 81Kb)


так и в наши дни - залитые солнцем днем:

 (640x427, 209Kb)


и огнями иллюминации ночью:

 (641x444, 73Kb)


Идея украсить площадь фонтанами возникла в 1836 году, когда Король Луи-Филлипп поручил архитектору Жаку Итторффу (фр. Jacques Ignace Hittorff, - чью фамилию один мой веселый коллега в своих записках о Париже запросто перекрестил а la russe, - как Хитров:-), который к тому времени уже был знаменит, как автор проекта Северного Вокзала в Париже, - довершить ансамбль площади, задуманный архитектором Габриэлем. Да, кстати, - я не говорил, что Габриэль жил тут неподалеку, - в доме № 8 по Королевской улице?:-)

Месьё Итторфф, прежде служивший Архитектором Фестивалей и Церемоний у свергнутого Короля и досконально изучивший на протяжении двух лет архитектуру и фонтаны Италии, расположил по обе стороны от Обелиска два монументальных фонтана — тот, что с севера, со стороны Мадлен – символизировал Речную Навигацию (Фонтан Рек, фр. Fontaine des Fleuves) а тот, что с юга, со стороны Сены - Морское судоходство (Фонтан Морей, фр. Fontaine des Mers).

 (640x435, 75Kb)


Оба фонтана, торжественно открытые 1-го мая 1840 года, были выполнены Итторффом по одному и тому же проекту: мраморный бассейн; шесть фигур тритонов и наяд, держащих рыб, извергающих воду; чашу второго яруса поддерживают шесть сидящих аллегорических фигур, в ногах которых - корабельные ростры; шесть статуй гениев искусств и ремесел поддерживают перевернутую верхнюю чашу, откуда вода каскадом сливается в чашу второго яруса, и затем – в бассейн.

Северный фонтан, посвященный Рекам, украшен аллегорическими фигурами рек Роны и Рейна, тремя гениями сбора урожая: цветов, фруктов и винограда; и тремя гениями ремесел: речной навигации, промышленности и сельского хозяйства.

Расположенный с юга Фонтан Морей украсили аллегории Средиземного Моря и Атлантического Океана; , а также тремя гениями даров моря: жемчуга, моллюсков и рыбы; и тремя гениями ремесел: астрономии, навигации и торговли.

 (640x432, 68Kb)


В период Коммуны оба фонтана были серьезно повреждены, причем больше всего досталось Фонтану Морей - он был почти полностью разрушен, но во время первой - и единственной, - реконструкции в 1871-1872 все разрушенные детали были заменены. С 1914 года был прекращен ежегодный ремонт фонтанов, - началась неминуемая деградация фигур, которая едва маскировалась простой подкраской. Вот взгляните, как неприглядно фонтаны выглядели тогда в дневном свете:

 (640x427, 86Kb)


В таком виде фонтаны попадали на киноэкраны - вы уже вряд ли вспомните, кто был за рулем этого Роллс-Ройса?


Только лишь в 1998 Париж одобрил проект, представленный Этьеном Понселе, Главным архитектором исторических памятников, и предпринял полное восстановление фонтанов, что обошлось городу в 22 млн. тогдашних еще франков.

С окончанием к 2001 году реставрационных работ фонтаны снова обрели тот первоначальный блеск, который хотел видеть Итторфф: «тела статуй имеют цвет флорентийской бронзы (темно-коричневый), одежды статуй – цвета венецианской бронзы (темно-зеленый), аксессуары и орнаменты позолочены».

Вот еще пара довольно редких снимков - тритон, словно Афродита, восстающий из пены вместо воды:

 (427x640, 123Kb)


Иногда удается застать фонтаны вот такими - и без воды, и даже без пены:

 (640x446, 97Kb)


С установкой Обелиска и фонтанов, площадь Конкорд обрела этот уже привычный нам вид, – взгляните на эту гравюру, так площадь выглядела в 1860. Цифрами обозначены:

 (640x377, 259Kb)


1 – место, где первоначально пролегал ров, и где, как говорят, любили назначать скорые свидания (фр. petit rendez-vous) своим клиентам тогдашние мадемуазели легкого поведения. При Наполеоне III в 1854, ров засыпали, лишив мадемуазелей тем самым «рыбных» рабочих мест, однако окружавшая рвы балюстрада сохранилась до наших дней, но на месте рва - сейчас дорога;

2 – одна из восьми женских статуй, установленых на угловых караульных павильонах вместо прежних статуй античных богов, и символизирующих теперь города Франции (фр. Les Villes de France): Брест и Руан - (скульптор Жан-Пьер Корто); Лион и Марсель - (скульптор Пьер Петито); Бордо и Нант - (скульптор Луи Дени Кайлюэ, фр. Louis-Denis Caillouette); Лилль и Страсбург - (скульптор Джеймс Прадье, фр. Jean-Jacques Pradier). Кстати, говорят, что при изготовлении статуй Лилля и Страсбурга, для Прадье позировала его муза (ну или, проще говоря, любовница) Жульетта Друе, которая в то же время одновременно была любовницей (или говоря уже деликатно, - музой) беллетриста Виктора Гюго.

С 1871, когда Эльзас и Лотарингия были оккупированы немцами, статую Страсбурга в знак национальной беды покрывала траурная вуаль. Когда же Эльзас и Лотарингию вернули Франции, подбоченившаяся статуя Страсбурга была пышно и торжественно украшена цветами и флагами:

 (526x635, 77Kb)


Говорят, что сейчас эта статуя стала неким священным местом для различных граждан, жаждущих сыскать справедливость в расположенном в Страсбурге Европейском суде по правам человека (фр. Cour européenne des droits de l’homme), по легенде, тут надо непременно побывать перед слушанием дела, - а вот как выглядит эта статуя в наши дни:

 (480x640, 234Kb)


Как эта статуя выглядит с обратной стороны, на фоне Эйфелевой башни, самые любопытные читатели могут увидеть здесь.

3 – Бывший дворец Бурбонов, - нынешняя Национальная ассамблея;

4 – бывший Королевский мост, ставший мостом Согласия, при капитальной пост-революционной реконструкции которого были использованы те огромные булыги от Бастильской крепости. Как всегда, нашлись гурманы, желающие и банальную стройку украсить политическим соусом - проходя по тому мосту, вдохновенно поучали они строителей, "народ веками будет вытирать ноги об руины монархизма"… Кстати, говорят, что реконструированный еще раз в 30-х годах прошлого века, мост стал вдвое шире, чем был прежде: сравните с сохранившимися фото.

5 – знаменитое начало презнаменитейших Елисейских полей, «самой красивой улицы мира».

6 – на этом самом месте, украшая парадный въезд на Елисейские поля, по обе стороны проспекта, с 1795 года стоят две статуи «Укротителей коней» руки Гийома Кусту, олицетворяющие "нумидийских коней, укрощённых африканцами", больше известные под названием «Кони Марли» (фр. les Chevaux de Marly). Кстати, Марли – это не кличька коней, и не фамилия их владельца, - так именовалось предместье Парижа, где у Луи XIV был одноименный Дворец, кони те стояли возле некого озерца, временами служившего водопоем. В 1984 году оригиналы мраморных скульптур, сильно пострадавших от выхлопных газов, были перевезены заботливым, хотя и тщеславным Миттерраном в реконструированный им же Лувр, а на их прежнем месте в наши дни страдают от выхлопных газов безупречно выполненные копии. Кстати, многим бывавшим в Петербурге, кони Марли напомнят о русском римейке - скульптурах Аничкового моста:-)).

 (640x608, 170Kb)


7 – Луксорский обелиск (фр. Obélisque de Louxor) и два фонтана;

8 – вход в сады Тюильри, по бокам которого стоят конные статуи Юпитера и Славы, седлающие Пегасов, руки Антуана Куазевокса, любимого скульптора Луи XIV. Они тоже из Марли, украшали парадный въезд на Дворцовую территорию. Первоначально они стояли с противоположной стороны Конкорд, и украшали собой въезд на разводной мост, соединявший через ров площадь Конкорд с началом Елисейских полей. Оригиналы их теперь тоже в Лувре, - кстати, разберётесь, кто где?:

 (649x340, 234Kb)


Время от времени тут, у входа в сады Тюильри, ставят Колесо обозрения,

68972733 (640x480, 218Kb)


оставшееся со времен Всемирной выставки 1900 года, -

 (393x555, 77Kb)


и некогда благополучно снесенное Жераром Ланвеном. Не видели, как это было? Ну тогда прокатитесь с ним по Парижу!:-)))


9 – а здесь уже начало Королевской улицы, откуда мы начали наш обзор.

10 - на этом самом месте находились Главные Ворота - вход на Всемирную выставку 1900 года, - вот, полюбуйтесь на них:

 (640x437, 243Kb)

Сохранилась также пленка, позволяющая увидеть всю панораму площади Конкорд в то время:


А вот уже - вид площади Конкорд в те дни в цвете:

 (643x434, 48Kb)


И наконец, взгляните на нее из космоса, в наши дни - много ли отличий?

4564565 (588x442, 253Kb)


Со времен Наполеона III площадь служила местом общественных парадов:

 (602x433, 186Kb)


И по сии дни каждый волен демонстрировать на ней все то, чем его Бог одарил:

 (640x475, 56Kb)


Не раз случались и курьезы: рано утром 1 декабря 1993, общество борьбы со СПИДом Парижа быстро и без предупреждения вдруг выполнило операцию десантно-диверсионного стиля. Гигантский розовый, и хочется думать, что разовый презерватив был вдруг развернут по целому Обелиску:

 (354x493, 135Kb)


Чуть позднее, в 2000, но также без предупреждения, французский spyderman Ален Робер, буквально помогая лишь голыми руками, залез на вершину Обелиска.

В наши дни площадь Конкорд служит местом самых главных общественных парадов, рядом с Обелиском устанавливаются самые главные VIP - трибуны:

 (640x458, 211Kb)


Вы помните, как мы отмечали здесь Бастилию.... Ну а теперь нам пора дальше в путь - станция Метро находится чуть правее Министерства Флота, вот тут:

 (640x444, 52Kb)


Мы отправимся с вами на нашу следующую станцию, она расположена неподалеку - вон там, на снимке - прямо по курсу!

 (427x640, 150Kb)


Усаживайтесь поудобнее, друзья мои! Следущая станция - прославленные Champs-Elysee, Елисейские Поля !




До скорой встречи - на CHAMPS - ELYSEES!!!


 (640x467, 145Kb)


À suivre… / Продолжение следует...


 (121x121, 12Kb)

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ !!! Читайте и комментируйте и другие НЕСКУЧНЫЕ ЗАМЕТКИ о МОЕМ ПАРИЖЕ:

- часть 29ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть 2
- часть 28ая: МУЗЕЙ АРМИИ: часть 1
- часть 27ая: МНЕ НРАВИТСЯ...
- часть 26ая: День Рождения БАСТИЛИИ
- часть 25ая: MNE NRAVITSA...
- часть 24ья: Париж: 26 ГИГАпикселей
- часть 23ья: 109 лет Парижскому метро: ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ-4
- часть 22ая: SAINTE RUSSIE-СВЯТАЯ РУСЬ
- часть 21ая: 109 лет Парижскому метро: ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ-3
- часть 20ая: 109 лет Парижскому метро: ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ-2
- часть 19ая: Новое платье Королевы
- часть 18ая: 109 лет Парижскому метро - VI
- часть 17ая: LES CHANSONS de PARIS - III
- часть 16ая: Юбилей MOULIN ROUGE: 120 ЛЕТ
- часть 15ая: 109 лет Парижскому метро - V
- часть 14ая: 109 лет Парижскому метро - IV
- часть 12ая prim: 109 лет Парижскому метро - III
- часть 12ая: 109 лет Парижскому метро - II
- часть 11ая: 109 лет Парижскому метро!
- часть 10ая: NAPOLEON: La TRILOGIE ПРЕДИСЛОВИЕ
- часть 7ая (анонс) ИМПЕРАТОР ЧЕМОДАНОВ
- часть 6ая: LES CHANSONS de PARIS-II
- часть 5ая: БАСТИЛИЯ III: n'oubliez jamais...
- часть 4ая: БАСТИЛИЯ II: Мы помним, как все начиналось...
- часть 4ая прим: БАСТИЛИЯ I: Ты помнишь, как все начиналось...
- часть 3ья прим: LES CHANSONS de PARIS: Tombe la niege
- часть 3ья: ТАЙНЫ ПИРАМИДЫ
- часть 2ая: ТЩЕСЛАВИЕ МИТТЕРРАНА
- часть 1ая: ЛУВР МНЕ ПОНРАВИЛСЯ

© myparis 2009-2010

тм
Рубрики:  ТУРИЗМ/Франция
Метки:  

myparis   обратиться по имени Воскресенье, 30 Января 2011 г. 17:17 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку