Петербург. Два дома семьи Рерихов. Часть I - Васильевский остров. |
В октябре этого года весь мир будет отмечать 140-летие со дня рождения Николая Рериха - художника, философа, путешественника и, вообще, замечательного человека! В Петербурге с 9 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка картин Николая Рериха. Я решила предварить эту выставку посещеним двух музеев Рериха - на 18-ой линии Васильевского острова и усадьбы Рерихов в Изваре. Об Изваре напишу отдельно.
Собственно, это дом не Рерихов, а Боткиных, с которыми семья Рерихов дружила и Николай Рерих в этом доме часто бывал. Вероятно, удобно было разместить экспозицию музея именно здесь. Очень интересная экспозиция, с фотографиями, иллюстрациями, со знающими и доброжелательными служителями. Как-то для меня было более знакомо творчество Николая Рериха, связанное с Тибетом, Когда в 80-х годах в Ташкент привезли картины Николая Рериха, показали нам только рериховский Тибет. Не знала, что были и костюмы-декорации к театральным постановкам и росписи православных церквей. Теперь увидела и знаю. Прямо с порога попадаешь в "тот" мир - картины, фотографии, у меня в таких музеях всегда возникает чувство сопричастности - художественный музей, это - нечто другое, там все и много, а здесь - конкретные люди и не только творчество, но и кусочек жизни. - здесь встречались, разговаривали, пили чай, в общем, жили...
Уже с самого порога видишь, что пришёл в гости и мне здесь хорошо и уютно. В дворянской семье Рерихов - коренного петербуржского юриста Константина Фёдоровича Рериха и псковитянки Марии Васильевны, в девичестве Калашниковой было четверо детей: старший - Николай, сестра Людмила ( в некоторых источниках - Лидия).
И двое младших сыновей - Владимир и Борис. Все дети получили блестящее образование, но ближе всех Николаю был Борис, с Владимиром художник в 40-х годах прошлого века встречался на Дальнем Востоке, но близких отношений между ними не было.
Хожу по комнатам и восхищаюсь интерьерами, так сильно отличающимися от наших - разве можно сейчас увидеть такую мебель, картины, фотографии? Даже у тех, кому по карману дорогой антиквариат, всё свалено в одну кучу - старинный столик рядом с современным, картина классика на одной стене с китчевым современным художником. Правда многие стали пользоваться услугами дизайнеров, там всё получше.
Моё пристрастие - камины, люстры и двери, не могу равнодушно пройти мимо, любуюсь: как приятно было бы посидеть с книгой возле такого уютного каминчика на мягком кресле... Эх, не в то время и не в том месте родилась...
Уютная гостиная, так и представляешь себе общество, слушающее музыку, неспешно обсуждающее новости.
Двери - это особое искусство, они, вроде бы и похожи между собой, мотивы резьбы везде разные и одинаково великолепные!
Изразцовые печки - тоже моё пристрастие! Почему сейчас изразец и майолику можно увидеть только в виде каких-то безделушек, в крайнем случае, посуда?! Как украшали жилища такие вот красавицы- печки!
На второй этаж поднимаюсь по лестнице, между пролётами которой установлена симпатичная резная скамеечка, на ней не возбраняется посидеть, посмотреть картины и фотографии, да и саму её разглядеть - красиво1
Сама лавочка - произведение! И как здорово, что можно использовать по назначению - сидишь в прошлом веке и разглядываешь картины - это, конечно, самое главное и существенное в музее художника.
.
Н. Рерих. "Матерь Божья" 1910 г. Оригинал находится в Музее Рериха в Нью-Йорке.
Н. Рерих. "Портрет Кэтрин Кэмпбелл в жёлтом шёлковом платье". 1926-1927 гг. Оригинал хранится в Музее Рериха в Нью-Йорке.
Н. Рерих. "Приказ Ригден-Джапо", 1947 год. Оригинал хранится в собрании Государственного музея и художественной галереи Чандигарха.
"Н. Рерих. "Калки аватар", 1932 год. Оригинал хранится в собрании Музея Варанаси.
Н. Рерих. "Великий Всадник" (Ригдан-Джипо - Владыка Шамбалы", 1927 год. Оригинал хранится в музее Рериха в Улан-Баторе.
Н.К. Рерих. "Слава герою". 1933 год. Оригинал хранится в собрании Музея Николая Рериха. Нью - Йорк.
Н.К. Рерих. "Александр Невский", 1942 год. Оригинал хранится в собрании Хари Кешура Шри Кеджривала, Бангалор.
Н. К. Рерих "Борис и Глеб" эскиз мозаики, 1906 г. Оригинал не сохранился.
"Свет побеждает тьму" Н. К. Рерих. 1933 год. Оригинал хранится в Аллахабадском муниципальном музее.
В Извары попасть не так просто, как на Васильевский остров - примерно 4 часа на дорогу, но оно того стоит. Так что, путешествие и знакомство продолжится.
Рубрики: | Это город Петербург Музеи,выставки живопись Кумиры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |