Улица Графтио, 2б. Музей-квартира Ф.И. Шаляпина. |
Санкт-Петербург, Петроградская сторона, ул. Графтио, дом 2б.
В этом доме в течение 8 лет жил великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин. Семья Шаляпиных поселилась здесь после приезда из Парижа, с гастролей в "Русских сезонах". Это было время всемирной известности певца.
Начало великого творческого пути было не простым. Фёдор Иванович Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани, в бедной крестьянской семье. Детство было бедным и голодным, родители не могли дать хорошего образования мальчику и хотели, чтобы он поскорее получил рабочую профессию. С трудом закончив местное приходское училище, мальчик стал петь в церковном хоре - его красивый голос сразу заметили, стали приглашать петь на свадьбах и похоронах. В 17 лет Шаляпина приняли в уфимскую оперную труппу - он уже пел баритоном. Талантливый юноша быстро освоил репертуар театра и пел не только в хоре, но и исполнял сольные партии. Молодой певец сменил несколько коллективов и, наконец, оказался в Тифлисе, где попал в руки некогда известного оперного певца Усатова, который, почувствовав огромный талант, стал заниматься с Шаляпиным совершенно бесплатно. Усатов не только учил юношу пению, но и кормил его и сделал ему стипендию. Шаляпин называл Усатова единственным своим педагогом. Уже через несколько месяцев Фёдор публично выступал в концертах и уже в 20 лет получил приглашение в Тифлисский оперный театр. За один сезон Шаляпин разучил 12 партий в раздичных операх, а уже через год отправляется сначала в Москву, а потом и в Петербург, где сразу был принят в Мариинский театр. Потом был Московский Большой театр и первые гастроли за рубеж. Революцию Шаляпин встретил с одобрением, но политикой не занимался, пел в Мариинском театре, который переживал не лёгкие времена - многие артисты эмигрировали, пришлось снять ряд постановок и даже распространять билеты бесплатно, чтобы привлечь публику. Однако, спектакли с участием Шаляпина собирали полные залы. Вскоре он был удостоен звания народного артиста. Вроде бы всё было хорошо у Фёдора ивановича, но в 1922 году он решил не возвращаться из зарубежных гастролей, думая, что это временно, но, как оказалось, навсегда. Уже тогда начались репрессии и жить в Советской России стало непросто и небезопасно. Кроме того, он не видел смысла в своей работе в стране, где было "...никому не нужно то, что я могу делать, что никакого смысла в моей работе нет." Зарубежом пользовался неизменным успехом, гастролируя по всему миру. Кроме оперных партий в репертуаре певца было около 400 песен и романсов. На гонорары Шаляпин смог купить большую квартиру в Париже, где и умер 12 апреля 1936 года. Через 5 лет после отъезда советское правительство лишило Шаляпина звания народного артиста.
С огромным трепетом вхожу в подъезд дома. По широкой лестнице поднимаюсь на 2-ой этаж к двери квартиры Фёдора Ивановича Шаляпина.
Экскурсия начинается с маленького концертного зала, где и сейчас проводятся музыкальные вечера. Слушаем записи Шаляпина - "Элегию" Массне, арию царя Бориса из оперы М. Мусоргского "Борис Годунов", русскую народную песню "Вдоль по Питерской" и русский романс "Очи чёрные".
Далее мы идём в музей, где нас встречает певец, запечатленный на портрете замечательного русского художника Валентина Серова и в бюсте скульптора Коненкова.
Экспозиция дома-музея Шаляпина состоит из двух частей. Одна из них — мемориальная, посвящена жизни и творчеству оперного артиста. Здесь также представлены редчайшие экспонаты: коллекция старинного оружия, подаренная певцу Максимом Горьким, коллекция русского изобразительного искусства конца XIX — начала XX в. Экспонируются также театральные костюмы артиста, его личные вещи, документы и другие материалы. Вторая часть экспозиции рассказывает об истории русского оперного театра конца XVIII—XX в. и, прежде всего, петербургских оперных театров. Среди богатейших материалов — либретто и нотные автографы опер, эскизы декораций и костюмов, документальные фотографии, подлинные театральные костюмы.
Осмотр начинается с детской комнаты, одновременно являющейся и будуаром второй жены Шаляпина Марии Валентиновны Петцольд- в девичестве Элухен. диванчик с любимой фарфоровой куклой детей, их было пятеро - двое детей от первого брака Марии Валентиновны и три дочери, родившихся у Марии и Фёдора.
В углу комнаты видим бюст Марии Валентиновны, который выполнил сам Фёдор Иванович, умевший и рисовать и лепить.
Красивая большая женщина - любимая модель художника Кустодиева, которую мы сразу узнаём в купчихах художника.
. По стенам развешаны картины, их много было у Шаляпина - вкус к живописи привили ему друзья- которые часто бывали гостями семьи Шаляпика.
.
Дальше мы проходим в большую гостиную.
В огромной гостиной на стене висит коллекция старинного оружия – сабель, кривых мечей, ятаганов.
Этот арсенал подарил своему другу Максим Горький. «Шаляпин не любил в театре бутафорию,он же пел много ролей, связанных с оружием. Дон Кихот, дон Карлос или хан Кончак – всем этим персонажам нужны были копья, кривые сабли, щиты, шлемы. И он использовал в ролях подлинное оружие и держал его дома».
Собрание фарфоровых статуэток - подарки друзей и коллекция, любовно собранная хозяевами.
Картины великих художников.
Красивая старинная мебель, украшенная барельефами
Шахматная доска с фигурами, которых касались руки певца и его знаменитых друзей, настольные лампы, украшенные фарфоровыми фигурками.
Самовар, из которого пили чай - Шаляпин очень любил чай и горячие бублики.
В доме Федора Шаляпина было очень много затейливо украшенных каминных печей – они сохранились или восстановлены.
Огромный мраморный камин обогревал малую гостиную и будуар жены артиста Марии Валентиновны. На камине, как при хозяине, стоит бюст Пушкина. «Где бы Шаляпин ни жил, он всегда возил с собой маленькие изваяния Пушкина, потому что он его обожал. С творчеством Пушкина связано у него было много ролей. Возле камина портрет хозяйки дома работы Кустодиева.
Это и Мельник из «Русалки», и Борис Годунов, и Алеко, а сколько романсов он спел на стихи любимого поэта! Не зря Станиславский, обучая студентов, поучал их, подчеркивая: «Моя система для вас – это система. А вот Шаляпин для вас – идеал моей системы». Станиславский приглашал Шаляпина на свои занятия, и артист читал студентам пушкинского «Моцарта и Сальери».
Подлинные люстры и светильники, освещавшие вечерами комнаты, где собирались друзья или отдыхали хозяева.
В прихожей на вешалке плащ и пальто огромных размеров, сверху лежат шляпы, будто ждущие хозяина.
Часы остановлены и время показывает час и минуты, когда Шаляпина не стало...
В музее можно увидеть и знаменитый портрет кисти Б.М. Кустодиева (1921) - своего рода живописную биографию артиста, запечатлевшую путь певца от ярмарочных театров до лучших оперных сцен мира. Шаляпин очень любил этот портрет и увез его с собой за границу. В 1968 году Марфа Федоровна и Марина Федоровна прислали этот замечательный шедевр живописи в дар Театральному музею.
Аллегорический портрет Шаляпина кисти художника Яковлева - друга Шаляпина. Пришёл, сделал своё дело и ухожу...
Портрет Кустодиева интересен ещё и тем, что в нижнем левом углу написаны фигуры дочерей Шаляпина и его друга и секретаря Исайи Дворищина. Его же портрет висит ина стене комнаты. Об этом человеке нельзя не сказать отдельно, т.к. именно он спас вещи, принадлежавшие Шаляпину.
После отъезда певца, в течение 20 лет, интерьеры квартиры и вещи Шаляпина бережно хранились его другом и секретарем Дворищиным, которому певец передал свою квартиру, уезжая. Во время войны квартира стала коммунальной - здесь поселились 17 семей. Все вещи своего друга и хозяина Дворищин вынужден был перенести в свою небольшую комнатку, которая стала напоминать скорее мебельный склад, чем жилое помещение, ходить по ней стало можно только "бочком". В 1942 году друг певца скончался и уникальные документы из архива Шаляпина, его личные вещи и подлинные интерьеры квартиры оказались под угрозой уничтожения.Спасены они были чудом, благодаря счастливой случайности, и затем переданы в театральный музей.
Особое место в этой гостиной занимает огромный белый рояль, за которым музицировал Фёдор Иванович.
Певец учился игре на фортепиано уже в зрелом возрасте и учителем его был никто иной, как мой любимый русский композитор Сергей Рахманинов - один из ближайших друзей Шаляпина.
Рабочий стол Шаляпина.
Даже оконные ручки на окнах выполнены оригинальной ковкой и привораживают взгляд.
А эта замечательная золотистая коробочка, украшенная красивой росписью - английский граммофон, на котором Фёдор Иванович слушал записи, сидя в кресле и крутя ручку.
А дальше начинается музейная экспозиция. За стеклом выставлены знаменитые костюмы Федора Шаляпина, в которых он исполнил свои лучшие партии: царский кафтан Бориса из оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, плащ, колпак и парик Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно, простая рубаха Мельника из «Русалки» Александра Даргомыжского, трость и наряд Ивана Грозного из «Псковитянки» Николая Римского-Корсакова, шубейка Сусанина из «Ивана Сусанина» Михаила Глинки.
Костюм и шляпа дона Базилио из оперы Россини "Севильский цирюльник", так и слышу его "Клевету"...
Царь Борис Годунов и Сальери - певцу была подвластна любая роль, искусством перевоплощения Шаляпин владел в совершенстве.
Старый мельник из "Русалки" Даргомыжского, увещевавший "молодых девок" и хитрый Мефистофель, певший о людях, "гибнущих за металл" - выражение ставшее крылатым и очень подходящее к некоторым из нашего времени.
Коллекцию дополняет реконструированная и перенесённая из Мариинского театра гримёрная Фёдора Ивановича Шаляпина, который сам придумывал грим своих героев, об этом говорят рисунки у зеркала.
Мне показалось, что испанский идальго Дон Кихот был одним из самых любимых героев Фёдора Ивановича - столько рисунков, скульптурки, костюм и вооружение романтичного рыцаря. Шаляпин даже в фильме о нём снялся...
Главные этапы жизни и творчества Шаляпина представлены в экспозиционном зале письмами и фотографиями, театральными костюмами и эскизами декораций к спектаклям, в которых Шаляпин играл, афишами и программами, его личными вещами и предметами быта, живописью и рисунками.
На стене появился портрет самой младшей дочери певца Дассии, ранее не выставлявшийся. На этом портрете кисти Савелия Сорина, Дассия предстает в виде прекрасной кубанской казачки с гармошкой, в комиссарской тужурке. Портрет был написан уже после революции 1917 года. Рядом ещё один портрет жены художника.
Уходить не хотелось, так интересно было разглядывать фотографии, читать письма, собственноручно написанные Фёдором Ивановичем, слушать его голос и представлять, как выглядел он в том или ином костюме... Но всему приходит конец. Продолжаю слушать и слушать голос певца уже дома. Закрыв глаза, представляю певца в той роли, отрывок из которой слушаю. Это замечательно, что благодаря самоотверженным людям, мы имеем возможность вот так, запросто, зайти в гости и соприкоснуться с ушедшим великим в нашей истории.
Уже выйдя из музея, увидела ещё одну мемориальную доску - оказывается не только великий певец жил в этом доме, но и...
Материалами для поста послужили статьи с сайтов http://www.newizv.ru/, http://www.regnum.ru/, http://gorod-plus.tv/, http://a-a-ah.ru/city/spb, www.museum.ru/M162, http://ru.wikipedia.org/wiki/
Спасибо авторам статей!
Рубрики: | Музыка Это город Петербург Музеи,выставки Театр Кумиры Любимые актёры Опера Вокал |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение ИМеля
Обязательно побывайте! Уверена, что получите огромное удовольствие!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |