-Метки

3d забор boosty et cetera БАМ Леся аська весна видео виктор астафьев владимир набоков выставка гуси гусята дальний восток деревня дом на реке елена елова енисей зимовьё зимовьё на гилюе иллюстрации ирина зайцева история тынды карело-финская лайка католический храм книги кой коляда-театр красноярск красноярский край курагино курочки курчата лев толстой ленком малый театр мастерская фоменко маяковский москва музеи николай коляда огород одиночество осенняя охота осень отроги охота охота на уток охотничьи просторы охотничья избушка повесть подмосковье рассказ рецензия романтика севера роска русский охотничий спаниель рыбалка сад саянский декаданс сборник рассказов таёжная заимка тайга театр театр вахтангова театр виктюка театр им. моссовета театр луны театр на малой ордынке театр наций театр сфера театр терезы дуровой театр у никитских ворот театриум на серпуховке тенесси уильямс теннесси уильямс трамвай желание тында тындинский район тюхтят тюхтята хабаровск храм сен-луи цветы цыплята юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Природа Тындинского района.
Природа Тындинского района.
14:26 14.05.2017
Фотографий: 21
Посмотреть все фотографии серии Охота и рыбалка
Охота и рыбалка
08:39 18.05.2013
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Тында - любимый город.
Тында - любимый город.
06:09 02.12.2010
Фотографий: 17

 -Цитатник

В помощь автору поста - (0)

В помощь автору поста Поскольку сообщество является преимущественно русскоязычным, мы просим авто...

Все вопросы по ЛиРу. - (0)

Всё, что вы хотели знать о ЛиРу, но... вам никто не рассказал. Скажу сразу и честно: решил собрать ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шаманов

 -Подписка по e-mail

 


"Ревизор. Версия". Сходил на все спектакли Калягина

Воскресенье, 23 Апреля 2023 г. 12:07 + в цитатник
Хотел даже добавить в заголовке "закрыл гештальт", но не люблю захватанные выражения. Так вот, сходил на все спектакли Калягина, а сделать это было не так трудно, потому что в 30-м сезоне театра "Et Cetera" их всего два. На "Лицах" (по рассказам Чехова) я побывал ещё осенью, а теперь вот сподобилось и "Ревизор. Версию" почтить своим присутствием.
Честно сказать, слово "версия" в названии спектакля очень настораживало. Учитывая современную тенденцию к вольному обращению с первоисточниками (и даже в некотором роде надругательству и глумлению над ними), ожидать от такого тревожного слова можно всякого - нагота, публичный коитус, непечатная лексика и т.д. Что само по себе и не ново, и не плохо, а иногда даже бывает очень хорошо, но только не в комедии Гоголя! Но, Бог миловал. Обошлось (тут автор, отвернувшись от зала, кидает на себя крёстное знамение троекратно).
b36cf0a57f821001beabdf5d7f64b0b6 (700x466, 379Kb)

Самое большое отличие "Версии" режиссёра Роберта Стуруа от классического "Ревизора" - это Хлестаков. У Гоголя главный герой "молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове". У Стуруа Хлестакова играет Калягин. Что создаёт ощущение будто бы этот тот же самый гоголевский "чиновник из Петербурга", но только значительно постаревший с 1835 года (когда была написана первая редакция пьесы). Этот 200-летний Хлестаков грузен, обрюзгш, нарочито недвижим (прикован к инвалидной коляске). Голосок его тих, испуган и заискивающ. Единственное, что осталось неизменным - приглуповат. Этого не отнять. Приглуповат даже несколько более, чем предполагалось в оригинале. Тем мощнее эффект в финале. Когда под гром и молнию, мигание света и оглушительные вскрикивания музыки Хлестаков вдруг встаёт на ноги, голос его становится грубым и властным, от приглуповатости ни следа, с царём в голове всё в порядке; и выясняется вдруг, что это и есть настоящий ревизор. Выясняется уже после разоблачения, что он дескать, никакой не ревизор, а так - "сосулька, тряпка" и т.д. Этот страшный грозный Хлестаков с криками: "How much is the fish?!" Упс! простите, это "Scooter". В реальности было так: Хлестаков - этот, как оказалось, истинный чиновник по борьбе с коррупцией, с полным чемоданом накиданных ему взяток, неуклюже уходя за кулисы, на чистейшем русском языке выкрикнул: "А как рыба-то называлась?!" "Лабардан-с": подобострастно и обречённо промямлили государственные служащие. Грохочет музыка! Актёры замирают в причудливых позах (как на картине Брюллова "Последний день Помпеи"). Занавес. Конец! Овации! Браво!
Ну, и как вам финал? "У Гоголя немножко не так", - обижено скажете вы, и будете правы.
Да, у Гоголя этот пресловутый лабардан упоминается только в середине пьесы, после того, как бедного страдальца Хлестакова обкормили и накачали жидкими психотропными препаратами (читай алкоголь). Финал первоисточника открыт. Кто там истинный ревизор - пойди сейчас разбери. А вот финал Стуруа и Калягина бесподобен. Самого Гоголя переплюнули! Вот, почему я люблю театр "Et Cetera".
Пока не забыл расскажу интересные факты об истории написании пьесы и вернёмся "к нашим баранам". Идею "Ревизора" подсказал Николаю Васильевичу Пушкин. Видимо, поэтому в тексте пьесы Хлестаков хвастливо и панибратски упоминает Пушкина как своего друга. Более того, пьеса основана на реальной истории, случившейся в Устюге. Хотя, кажется, что такая фантасмагория в реальной жизни и быть-то не могла. Где вы видели чиновника мало того, что глупого, да ещё и взятки берущего, пусть и борзыми щенками? Выдумка щелкопёра и бумагомарателя.
Ещё одно ключевое отличие от оригинала - это сокращение. Пьеса идёт всего полтора часа без антракта. Можно было бы назвать "Ревизор. Краткое содержание". И попали бы в точку. Местами эти сокращения незаметны. Но чаще всего досадны. Например, в оригинальном тексте пьесы судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин произносит фразу, которая стала, говоря современным языком, мемом: "Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками". А у Стуруа: "Я говорю всем открыто, что беру взятки, беру". И всё. Похоже на какой-то будничный каминг-аут. Беру взятки. Эка невидаль. Кто не берёт. А щенки борзые где? Где метафора основная? То, что он берёт взятки борзыми щенками и даже гордится этим - это смешно. То, что он берёт взятки деньгами - это не смешно, это обычная рутина чиновника, работает в поте лица, на износ.
8650abee7148b4e0bab4fc7c7adef6e8 (700x466, 404Kb)

Ну, и ауру спектакля нужно отметить особенно. У Гоголя в тексте никаких рекомендаций по этому поводу нет (откуда ему было знать, что в театрах будущего звуко- и светорежиссёры появятся). Свет мрачный, мигающий; то вспыхнет ярко, то внезапно погрузит сцену во мрак (как говорится: то потухнет, то погаснет). Из декораций только окна, окна, окна... похожие на Колизей. Кстати, на прошлой неделе я был в "Et Cetera" на спектакле "Сердце не камень" и вместо декораций были только двери. Чувствуете какую-то навязчиво схожую метафоричность строительных элементов при выборе декораций? Кроме окон иногда фигурирует стул. Но главное - это люстра. Огромная страшная люстра, выныривающая из поднебесья сцены, зловеще колыхающаяся, вспыхивающая, гаснущая. Причём однажды там перегорело с тресками и взрывами несколько лампочек кряду. И я очень надеюсь, что это была срежиссированная поломка, а не реальное короткое замыкание. Пару раз люстра падала с потолка с такой силой, что едва не убила Калягина, выписывающего в тот самый миг под ней причудливые виражи на инвалидной коляске. Люстра с разлёту останавливалась в нескольких сантиметрах от черепной коробки мэтра. У меня перехватывало дыхание. Не хотелось войти в историю, как писатель, воочию наблюдавший трагическую гибель Александра Калягина под театральной люстрой. Но обошлось (тут автор снова, отвернувшись от зала, кидает на себя троекратное крёстное знамение ещё более исступлённо, чем в первый раз).
И вот эта причудливая, искусственно созданная аура, эта атмосфера нагнетания смешивала "Ревизор" с гоголевским же "Вием" и "Мёртвыми душами". То есть, иногда забываешь, что смотришь: историю дураковатых тряпочных кукол-взяточников или хоррор про Хому Брута и мёртвую панночку. Или мистическо-авантюрные похождения Чичикова.
Кстати, раз уж зашёл разговор про Чичикова (прелесть эту обаятельную), то именно с этой роли я полюбил Калягина. Фильм "Мёртвые души" 1984 года у меня "настольный". Я пересматриваю его раза три-четыре в год. Любуюсь разными актёрами. Но больше всего Калягиным. Хотя, нет, вру - Калягиным и Богатырёвым.
И вот, когда я во время спектакля задумываюсь о том, что сейчас происходит чудо; что вот я сижу и вижу на сцене легенду, то в этот момент я ищу способы передать свои ощущения читателю. И если я скажу обыденно, что видел Калягина - легенду театра и кино, то не скажу ничего. (Видел и видел). Но, если я сравню поход в театр "на Калягина" с таким же чудом, как если бы внезапно мне посчастливилось увидеть живого Юрия Богатырёва, то поймёте ли вы меня лучше? Поймёте, какое это счастье соприкоснуться с живой легендой, с которой могли никогда не пересечься в этой жизни, как не пересёкся я с Богатырёвым (и тут тихо играет музыка Артемьева из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" вплоть до финальных слов этой статьи). Почувствуйте, пожалуйста, внутренний трепет, волнение, ощущение чуда, которое возникает у меня при виде Александра Калягина, не зависимо от того, кого он изображает на сцене. Почувствуйте эмоции, которые я постарался сейчас передать вам. Письменно ответьте на вопрос: а есть ли у вас такие артисты, встреча с которыми была бы для вас праздником, чудом? Зафиксируйте, пожалуйста, ответы в своих рабочих тетрадях и это будет ваше домашнее задание.
А я на этом заканчиваю. Кланяюсь.
Рукоплескания. Занавес.
Рубрики:  Театр
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку