Пароход "Святитель Николай" пришвартован на вечной стоянке на набережной Енисея в качестве музея. У этого парохода интересная и непростая судьба, о которой я сейчас вам расскажу. Начну вот с этой фотографии более чем столетней давности, всмотритесь, и вы почувствуете, как веет от неё сырым и холодным воздухом Енисея, духом сибирской тайги, золотыми приисками, связками соболиных шкур, свободой, приключениями и авантюризмом:
Пароход "Святитель Николай" был построен золотопромышленником А.М. Сибиряковым 128 лет назад в Тюмени на заводе Курбатова. Сорок лет с 1886 по 1927 год ходил он по Енисею между городами Енисейск, Красноярск, Минусинск. Возил товары и пассажиров по великой сибирской реке.
Но шло время. В 1927 году из корпуса парохода сделали несамоходную нефтеналивную баржу, которая проходила до 1960 года, после чего была благополучно списана и отправлена на кладбище кораблей.
И сгинул бы "Святитель Николай", как и многие его современники, в металлоплавильных печах, если б не довелось ему в своё время прокатить одного очень почитаемого в СССР пассажира. А имя тому пассажиру - Владимир Ильич Ульянов. Именно к столетнему юбилею вождя мирового пролетариата и был восстановлен пароход.
Но о том, каким образом Ленин оказался среди пассажиров "Святого Николая", мы с вами узнаем чуть позже, чтобы не нарушать хронологию повествования.
Сначала ещё немного исторических артефактов. Вот фотография ещё одного парохода тех времён (фото я увидел и переснял на борту "Св. Николая"). Пароход как две капли похож на наш, только с одной трубой. Это фото даёт возможность ещё раз прочувствовать эпоху конца XIX и начала XX веков:
Ну, а чтобы совсем окунуться в историю, почитаем рекламные объявления тех лет, их я тоже обнаружил на борту "Св. Николая" и перефотографировал (картинки кликабельны):
На стыке XIX и XX веков "Св. Николай" считался самым быстрым пароходом на Енисее, имел шведские паровые машины и мог развивать скорость против течения до 8 километров в час. При этом топливом ему служили дрова. К тому же слыл самым комфортабельным судном - здесь было шесть кают первого класса, восемь второго. Был и третий класс, пассажиры которого располагались прямо на палубе - без кроватей и удобств. Всего же пароход мог взять одновременно на борт до 200 пассажиров.
Вот так пароход-музей выглядит сейчас:
Как я уже упоминал, вторую жизнь пароход получил благодаря тому, что однажды его пассажиром стал Ленин. Но задолго до этого возил наш речной труженик персону и поважнее, о которой в советские времена предпочитали умалчивать. Но хватит мне, пожалуй, говорить загадками и излишне интриговать вас. Давайте спустимся со мной к каютам и я вам всё расскажу, только аккуратнее, лестница очень крутая:
В июле 1891 года на пароходе "Святитель Николай" переплыл Енисей наследник русского престола цесаревич Николай Александрович Романов (будущий император Николай II). Ехал он на нём правда недолго от села Берёзовка, которое сейчас является пригородом краевого центра, до Красноярска, в этой каюте:
А спустя шесть лет в апреле 1897 года в ссылку в село Шушенское плыл на этом пароходе долгих и томительных четыре дня Владимир Ильич Ленин. Плыл в компании соратников по партии и товарищей по несчастью В. В. Старкова и Г. М. Кржижановского.
Кстати, в архивах речного пароходства сохранились интересные документы, из которых следует, что уже тогда в далёком 1897 году Ленин был добрым и отзывчивым человеком. Узнав, что в 3-м классе (а мы помним, что третий класс - это палуба на свежем воздухе, без кроватей) следует тем же маршрутом некая молодая особа фельдшерица Л. И. Удимова, Ленин не в силах допустить, чтобы женщина испытывала лишения, предложил ей разделить место в своей каюте. На что Л. И. Удимова охотно согласилась. А поскольку Ленин ехал в ссылку без Крупской, то ничего не мешало молодым людям "беседовать" (как уверяют источники) весь долгий путь в ссылку:
Погуляв по недрам парохода, я вновь поднимаюсь на среднюю палубу.
Я думаю о том, что за сорок лет своей работы на реке пароход "Святитель Николай" кроме VIP-персон повидал немало простых людей, о которых сейчас мало кто вспомнит. Но люди эти были не менее интересны. Сколько же искателей приключений ходило по палубе этого парохода. Сколько авантюристов, которыми всегда так богата была Сибирь, повидал он - путешественники, охотники, золотоискатели...
Наверное, если бы пароход мог рассказать всё что видел за свою жизнь, получился бы лучший из всех романов, написанных когда-либо о Сибири.
На следующем фото одно из главных мест любого судна - камбуз. Мы с вами видим сквозь окна связки с луком, бублики, пирожки, хлеб и рыбу. Незамысловатая еда для обычных непритязательных пассажиров третьего класса. А чем же потчевали состоятельных путешественников?
Вот выдержка из меню, которое я увидел на стене парохода:
От такого меню потекли слюнки, очень захотелось срочно пойти и пообедать, можно даже чего-нибудь попроще чем "таймень под майонезомъ", но я-то сюда пришёл за пищей духовной. Поэтому не отвлекаюсь на соблазны и продолжаю экскурсию, поднимаюсь выше - на самую верхнюю прогулочную и смотровую палубу.
Перед нами ходовая рубка - отсюда осуществлялось управление пароходом:
Стоя у штурвала парохода, пробую себя в роли капитана. Видимость на реку не очень хорошая, потому что огромная дымовая труба спереди загораживает собой весь обзор, это хорошо будет видно на следующем фото.
На верхней палубе вдоль леерного ограждения расположены лавочки, где сидели и любовались на Енисей во время плавания состоятельные дамы и господа прошлого и позапрошлого веков:
Сейчас с прогулочной палубы открывается чудесный вид на Коммунальный мост, так же, как и часовня с Караульной горы, попавший на изображение десятирублёвой купюры:
Небо в тот августовский день над Енисеем было по-сибирски суровым:
Вот такая у меня получилась небольшая, но незабываемая экскурсия в прошлое, которую я провел на пароходе "Святитель Николай", надеюсь вам было не менее интересно, чем мне.
По сложившейся традиции сканированное изображение входного билета, которые я большой любитель собирать, по билету видно, что пароход является частью Красноярского краеведческого музея:
P.S. Первое фото взято
отсюда.
Другие материалы по теме моей поездки в Красноярск в августе 2013 года:
Красноярск: восхождение на Караульную гору
Овсянка и окрестности: на родине Виктора Астафьева
Прогулка по зоопарку Красноярска
Экскурсия в Красноярский краевой краеведческий музей
Красноярск - 2013. Заключительная часть