Существуют 7 библейских принципов восстановления разрушенных отношений:
1. Прежде чем разговаривать с человеком, поговори с Богом.
2. Всегда берите инициативу примирения на себя.
3. Отнеситесь к чувствам и поступкам другого с состраданием и пониманием.
4. Возьмите на себя ответственность и признайте свою долю вины в конфликте.
5. Занимайтесь решением проблемы, не нападая на человека.
6. По мере возможности стремитесь к сохранению сотрудничества.
7. Делайте упор на примирение и восстановление отношений, а не на немедленное решение проблемы и полное устранение разногласий.
И так, принцип первый:
1. Прежде чем разговаривать с человеком, поговори с Богом
Не предпринимайте никаких действий в отношении человека – обсудите сначала с Богом возникшую проблему, войдите в молитву, попросите совета, попросите показать пути выхода из ситуации. Если первым делом вы будете об этом молиться вместо того, чтобы обижаться, «наезжать», жаловаться или сплетничать о происшедшем с кем-то третьим, то ощутите благодать и увидите, что Бог либо будет менять, смягчать ваше собственное сердце, либо без вашей помощи изменит или научит того, с кем у вас конфликт.
Вся наша жизнь, все наши взаимоотношения станут гораздо более мирными, тёплыми и конструктивными, если мы будем больше о них молиться и отдавать на урегулирование Творцу. Обращения и молитвы могут быть самыми разными, начиная от внутренней умиротворённой «Отче наш», и заканчивая мольбой из сердца, просьбой или благодарностью. В зависимости от ситуации это могут быть:
а) «ОТЧЕ НАШ»…, – каждое слово этой молитвы прочувствуйте, примените к себе и возьмите на себя ответственность за повседневное и безусловное исполнение;
б) «Господи, я не знаю, как решить ситуацию, которая стоит сейчас передо мною. Я посылаю светлую Божественную энергию в эту ситуацию и прошу, чтобы эта энергия была использована для Божественного разрешения возникшей ситуации …» (указать суть проблемы);
в) «Все для меня Господь; я сам не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить, Он – сила моя!» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.470;
г) «Господь Бог, дай мне Внимание, дай мне Любовь и Мудрость для того, чтобы я смог правильно разрешить этот конфликт»;
д) «Господи, благодарю Тебя за трудности и испытания на моём пути, они необходимы для закалки тела и духа, для просветления разума и сердца. На всё Твоя воля, Господи!»;
е) «Отец мой Небесный, излей Твою любовь в мое сердце Духом Светлым, чтобы я смогла любить и прощать своего сына (дочь…) Твоей любовью!»;
ж) «Господь, благодарю Тебя за безграничную благодать. Прошу тебя, помоги мне сейчас принять ее, чтобы я могла отвечать своему ребенку с любовью Христа. Во имя Иисуса. Аминь»
г) «Господи, научи их (его …) различать добро и зло, и чтобы совесть их (его) была чиста пред Тобой, чтобы законы Божии были вложены в мысли их и в сердце их, чтобы они почитали своих родителей…»;
е) «Господи, помилуй его (их), он не ведает, что творит. Господи, как Ты хочешь – избавь его от плохого! Господи, как Ты хочешь – отдай ему Свою любовь и Свет, чтобы он вышел из темницы. Господи, помилуй!»
У каждого из вас есть свои сокровенные обращения и молитвы, но творить их нужно с пониманием того, какие это вибрации, что вы посылаете и о чём просите. Хочу заметить, что, попав в неприятную ситуацию, нужно не просто молиться заученными фразами и ждать помощи, а открыть своё сердце и использовать слова молитвы, чтобы излить Богу свои чувства, рассказать Ему о своих неприятностях, обидах, недовольстве, гневе, сомнениях или о каких-то других эмоциях, которые вы чувствуете в данный момент. Единственное, что категорически исключается, это плохие помыслы и проклятия обидчику и просьбы его наказать!!!
В корне большинства конфликтов лежат наши разрушенные мечты, потерянные выгоды или неудовлетворённые потребности, и некоторые из них может удовлетворить лишь Бог. Требуя от людей – будь то друзья, супруги, дети, родители, партнёры или руководители – выполнить просьбу, изменить отношение, стать другими или восполнить нужду, утолить которую способен только Бог, мы сами напрашиваемся и «нарываемся» на разочарование, раздражение и обиды. Важно помнить и верить: ни один человек, даже самый близкий, не может исполнить все наши прихоти и восполнить все наши нужды. На это способен только Бог!
В подавляющем большинстве конфликтов вместо того, чтобы открыться Богу и опираться на Него, мы надеемся на то (а иногда и требуем!), что близкие, друзья или другие люди сделают нас счастливыми, довольными или благополучными, а потом сердимся, обижаемся или даже ненавидим их, когда этого не происходит. А Бог ждёт с готовностью помочь, задавая каждый раз молчаливый вопрос: «Почему же ты с самого начала не обратился ко Мне? Почему ты Мне не веришь?»
Святой Иоанн Кронштадский учит: «Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, - проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.921.
И дальше он продолжает: «Соединяйся с Богом душою своею посредством сердечной веры, и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги видимые, внешние? Победишь. Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби? Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Всё с верою возможешь победить и самое царство небесное получишь. Вера - величайшее благо в земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нём делает его сильным и победоносным» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.129.
2. Всегда берите инициативу примирения на себя
Незыблемое духовное правило: неважно, кто из вас обидчик, а кто обиженный, Бог всегда ждёт, чтобы Вы сделали первый шаг к примирению, а не ждали инициативы с другой стороны. Восстанавливать разрушенные отношения так важно, что Иисус заповедал делать это прежде, чем идти и поклоняться самому Богу: «Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» //Мф. 5:23-24.
Второе правило: когда отношения становятся напряжёнными, невыносимыми или вообще прерываются, следует немедленно начать планировать мирные переговоры. Не надо откладывать их на потом, пытаться забыть, придумывать всяческие отговорки или обещать: «Когда-нибудь я этим займусь». Какие бы чувства вы не испытывали, постарайтесь как можно скорее встретиться с этим человеком лично или хотя бы позвонить, потому что задержка только углубляет чувство обиды, отдалённости и ухудшает ситуацию. В конфликте, если он так и остаётся неразрешённым, «время ничего не лечит», а только углубляет нанесённые раны, обиды и притягивает, как микробы, новые проблемы. И такая душевная рана начинает нагнаиваться, притягивая уже гнев Господний…
«Обиженный кем-либо, не будь злопамятен, и когда обидевшие тебя покажут тебе ласковый вид, обратятся с речью к тебе, не обрати сердца своего к злобе, а говори с ними ласково и добродушно, как будто бы ничего не бывало между тобою и ими; научись побеждать благим злое, злобу благостью, кротостью и смирением. Не говори в сердце обидевшему тебя: как! он говорит со мною, изобидев меня, ни во что вменяет обиду свою мне, да я не считаю его достойным говорить со мною; отвергаю, презираю его; пусть знает, каково обижать меня. - Не будь горд и злопамятен, не говори так, да не прогневается на твое жестокосердие Господь» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.325.
Таким образом, кроме успеха в урегулировании, быстрые действия уменьшают ущерб вам самим. Ведь несвоевременно разрешённый конфликт не только приносит нам массу неприятных эмоций, разрушает здоровье тела и души, но и препятствует нашему общению с Богом, так что мы не получаем ответов на наши самые сокровенные молитвы, лишаемся помощи и благодати.
Правило третье: успех мирных переговоров и восстановления добрых отношений зависит от правильного выбора места и времени их проведения. Не надо встречаться, когда один из вас спешит, чувствует себя усталым, раздражённым или знает, что вашу встречу непременно прервёт кто-то третий. Для такого разговора разумнее всего выбрать такое время, когда оба человека находятся в наилучшем физическом и психоэмоциональном состоянии.
Правило четвёртое: прежде чем разговаривать с человеком, поговори с Богом…
3. Отнеситесь к чувствам и поступкам другого с состраданием и пониманием
Откройте Евангелие: «Поступайте по отношению один к другому так, как Я поступаю; поступайте по отношению к людям так, как вы хотите, мечтаете, чтобы они поступали по отношению к вам»…
У многих людей этот принцип вызывает бурю эмоций или внутреннего несогласия. Но ведь вы, все мы мечтаем о том, чтобы к нам относились с пониманием, с лаской, с милосердием, с любовью, чтобы нас постоянно не осуждали, не учили, не настаивали, чтобы не требовали постоянно от нас того, чего мы сейчас не можем или не готовы дать, потому что «мы заняты, потому что мы устали, потому что голова болит, потому что жизнь слишком тяжело легла на наши плечи, потому что мы ещё не доросли до понимания, которое от нас ожидается», и ещё много и много потому… И будем так же с пониманием относиться и думать о других. Другие тоже нуждаются в нашем понимании и в нашей нежности, в нашем милосердии и сострадании, в нашей поддержке и помощи, в той силе и той теплоте, которые есть в каждом из нас.
Крепко подумаем об этом, потому что когда мы станем на суд перед Богом, Господь не будет нас спрашивать о том богословствовании и нравоучениях, которыми мы занимались или которыми даже и не занимались; не будет нас спрашивать о великих вещах и свершениях, а о вещах простых, житейских, человеческих. Он нам скажет: «С чем вы ко мне пришли?»… И что мы сможем ответить, кому нужны наши оправдания? Он же нам сказал в Евангелии: «Многие Мне скажут: Да разве я не бывал в Твоих церквях? Разве я не совершал те или другие обряды?»… А Христос нам так ответит: «А скажи – как ты отнёсся к самым близким твоим людям: к матери, например, к отцу, к братьям и сёстрам, к товарищам, к сотрудникам, ко всем людям, которые оказались у тебя на пути? Можешь ли ты сказать, что ты к ним отнёсся так, как ты мечтаешь – и мечтал – чтобы к тебе отнеслись?» И, увы, кто из нас может, как на духу, сказать: «Я так отнесся к каждому человеку, который оказался моим встречным, моим спутником, моим близким, как я мечтал, чтобы ко мне отнеслись люди: с пониманием, с состраданием, с готовностью отдать время и душевную силу»?
Подумаем об этом, потому что это в нашей власти; каждый из нас окружён людьми, от которых он ожидает (а то и требует) любви, понимания, поддержки – а кто из нас может сказать, что нет такого человека, мимо которого он не прошёл, не увидел или не услышал?!
И так, отнестись к чувствам другого с состраданием и пониманием – это значит, что участвовать, слушать и понимать нужно больше, чем судить, доказывать и учить. Поэтому, прежде чем вы попытаетесь разрешить свои несогласия или обиды, надо выслушать и понять чувства друг друга, их корни и причины, а не последствия, даже плачевные для вас.
Следовательно, правило такое: начните с сострадания, а не с возможных способов разрешения конфликта. Никогда не критикуйте и не опровергайте ощущения других людей, не говорите им, что их чувства нелепы и неадекватны, а сами они неправы, глупы или глубоко заблуждаются. Просто слушайте, не вступайте в перепалку, не ставайте в глубокую защиту, позвольте им излить все свои эмоции, обиды и претензии, сбросить с души тяжкий груз конфликта, сопротивления и осуждения. Показывайте глазами, кивайте головой в знак понимания, даже если вы пока не со всем согласны, потому что в такой момент наши чувства не всегда бывают истинными, логичными и чистыми. Все мы ведём себя подчас ужасно и небожественно, когда терзаемся болью, обидой, несправедливостью или ревностью.
Святые учат: «На озлобляющихся на нас или завидующих нам, гордящихся пред нами не должно взаимно озлобляться, сердиться, гордиться, как это обычно нашей растленной природе, но жалеть их, как одержимых адским пламенем и смертью духовною, молиться о них в глубине сердца, да разженёт Господь мрак души их и просветит сердца их светом Своей благодати. Мы бываем омрачены своими страстями и не видим нелепости, безобразия их и своих поступков, но когда Господь просветит нас светом Своей благодати, тогда мы как от сна пробуждаемся, видим ясно безобразие, безумие своих помыслов, чувств, слов, поступков; сердце наше, до того времени загрубевшее, размягчается, злоба проходит, и на место ее является благость, ласковость, снисходительность. Потому, по слову Спаса нашего, надо любить и врагов, благословлять проклинающих и добро творить ненавидящим нас [Мф. 5, 44; Лк. 6, 27, 28], ибо и они братия наши слепотствующие, заблуждающиеся» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.479.
Светлый разум и тёплое сердце, благоразумие и милосердие, понимание и терпение, добрая воля и прощение способны восстановить любые отношения. Откройте Библию: «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам» // Прит. 19:11. И все эти качества миротворца взаимосвязаны: терпение рождается из мудрости, а мудрость – из умения выслушивать чужую точку зрения. Слушая, понимая, соглашаясь, мы как бы говорим собеседнику: «Я понимаю твои чувства, я ценю твоё мнение, мне небезразличны наши взаимоотношения и мне важен ты сам».
Но чтобы терпеливо вбирать в себя чужой, не всегда обоснованный гнев, пропускать через своё сердце обиды и претензии, требуются мужество и самоотверженность. Потому что, как пишет владыка Антоний, «гораздо удобнее и приятнее признавать в человеке только ту сторону, которая к нам обращена улыбкой. Но беда то в том для нашего себялюбия, что есть другая сторона, что человек существует не только тогда, когда он с нами, вокруг нас, около нас, для нас существует. У него есть целая жизнь вне нас» // Митрополит Сурожский Антоний, «Встреча», стр. 123.
Таким образом, надо развивать в себе способность каждого человека, кого встречаешь, – встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать и, кроме того, признать, что он имеет право на существование, на ошибки и на прощение; а это бывает с нашей стороны очень и очень редко. А для этого надо уметь, надо учиться смотреть, что мы тоже потеряли. Мы все умеем глядеть перед собой и что-то воспринимать, но всегда осознаём ли, что мы видим? А видим мы два рода вещей – те, которые нам сродни, близки, которые нас согревают и которые нам подходят, или, наоборот, которые нас раздражают, обижают и отталкивают, например, человек нам симпатичен, или нет. И, чтобы не впадать в крайности, нужно уметь отрешиться от себя: в тот момент, когда мы отказываемся от суждения, мы приобретаем способность видеть вглубь, и здесь открывается свет, Божественная суть любого человека.
А чтобы смотреть глазами Бога, всегда помните совет отца Иоанна: «На злого, гордого, заносчивого человека смотри как на ветер и не обижайся его злобою, гордостью, заносчивостью, но будь сам в себе покоен. Враг намеренно раздражает тебя, раздувая страсти человеческие или возбуждая в сердце твоем разные подозрения злого свойства и мечты воображения» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.644.
Отец Евграф Ковалевский как-то сказал: «Когда Бог смотрит на каждого из нас, Он не обращает внимания ни на наши качества, ни на наши недостатки, а смотрит на Свой образ, который нас сродняет с ним». И если бы мы умели друг на друга так смотреть, то наши взаимные отношения были бы гораздо более чисты, теплы и плодотворны. Тогда мы не ставили бы вопросы: «Ты какого цвета? Какой нации? Каких убеждений? Каких заслуг? Каких кровей?» и т.п., а говорили бы: «Ты – человек, я верю в тебя». Именно «в тебя», а не обязательно «тебе», учитывая наши слабости, несовершенство и наклонность к творению плохого, и не просто верить, обманываясь, будто в человеке только хорошее, а верить в ту светлую сердцевину, что от Бога, и этой сердцевине мы должны верить и служить.
Это – видение. Но надо научиться ещё и слушать. А это тоже трудно, потому что слушать – значит согласиться на то, чтобы, как говорит владыка Антоний, «содержание другого человека стало нашим достоянием без процеживания» // Митрополит Сурожский Антоний, «Встреча», стр. 126. Слушать человека, не откидывая то, что мне не сродни, что меня не устраивает, что мне оскорбительно или отвратительно, слушать и приобщаться, принимать в себя всё, что этот человек изольёт, и пережить эти раны вместе с ним.
4. Возьмите на себя ответственность и признайте свою долю вины в конфликте
Если вы действительно серьёзно и осознанно взялись за восстановление тех или иных отношений, вам придётся в первую очередь признать собственные ошибки и прегрешения, вольно или невольно допущенные. Даже в мыслях.
В конфликте легче всего искать виноватого или «крайнего», чтобы переложить свою долю ответственности на другого. Но если человек, христианин заведомо считает себя лучше, чище, праведнее других, он, мягко говоря, «не ведает, что творит», и притягивает на себя гнев Небес. Потому что самая сущность христианской веры – смирение. Когда читаешь житие святых, поражаешься: мы, в общем, по сравнению с ними, никчемные люди, а вместе с тем чувствуем, что мы совсем не так уж плохи, а некоторые – так вообще на «божничку пора». Святые – потрясающие люди во всех измерениях, а видят себя греховными. Почему? Потому что они себя сравнивают с Богом, Каким они Его всё больше и больше видят, созерцают внутренним взором, и в этом ярком Свете видят себя если не тёмненькими, то тускло светящимися.
А если обычный земной человек считает себя во всём правым, начинает превозноситься над другими, потому что он, например, очень учёный, или богатый, или настоящий христианин, знает молитвы, ходит в храм, делает пожертвования, потому что он, как ему кажется, никому ничего плохого не сделал и т.д., то он серьёзно поражён тщеславием, гордыней и другими душевными недугами, а за ними непременно последуют и физические, и материальные. Преподобного Серафима Саровского раз спросили, какие признаки того, что человек укоренён в добре, в вере, воспринимает что-то от Бога – или от силы зла; и он сказал: «Дьявол холоден, он тёмен, горделив, он ненавистник. Если в твоей душе холод, если ты видишь всё во мраке, если ты гордишься и превозносишься над другими, если ты себя считаешь праведником, а других грешниками, то твои дела, слова и переживания не от Бога. А Бог, продолжает Серафим Саровский, есть Свет, Бог смирен. Когда у тебя сердце теплом горит, когда у тебя ум светел, когда ты чувствуешь, как грешен и хуже всех – и однако любим Богом и приемлем людьми, то можешь думать: Да, это от Бога…». Можно добавить – не то что признание себя хуже всех, - до такой меры могут дойти только святые, но реалистическое, критичное, осознанное отношение к себе, к своим мыслям и чувствам, к бросаемым взглядам и словам, а не только к поступкам и достижениям.
Прегрешения могут быть, если можно так выразиться, не «свежими» и не явными, негативные вибрации могут быть скрытыми, подсознательными, и это многих вводит в заблуждение и как будто снимает ответственность. Святой праведный Иоанн Кронштадский замечает: «Наши душевные расположения, даже не выражаемые внешними знаками, сильно действуют на душевное расположение других. Это бывает сплошь и рядом, хотя не все замечают это. Я сержусь или имею неблагоприятные мысли о другом: и он чувствует это и равным образом начинает иметь неблагоприятные мысли обо мне. Есть какое-то средство сообщения наших душ между собою, кроме телесных чувств; что же касается действия души на других через чувства, то через чувство зрения душа удивительно действует на другого человека, хотя бы он был вдали от нас…» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.108.
Поскольку у каждого человека есть т.н. «слепые пятна», накопленные вольно или невольно и непроявленные до поры до времени негативные энергии, вам может понадобиться участие третьего человека, а лучше духовного учителя, который незаинтересованным светлым взглядом поможет трезво и спокойно оценить ваше поведение и вашу ответственность ещё до того, как вы будете беседовать со вторым участником конфликта.
Кроме того, попросите Бога показать вам, какая доля вины за конфликт лежит на вас. Например, спросите Его: «Господи, быть может, всё дело во мне? Быть может я нарушил Твои Законы? Быть может, я требую невозможного, проявляю жёсткость, бестактность или чрезмерную чувствительность?» Святитель Иоанн учит: «Ничем не озлобляйся, побеждай все любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. – Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей. Говори: я виноват, я грешен. Помни, что как ты немощен, так и ближний, а немощь за немощь уничтожается, и винить нечего немощных и грешных, если они признаются в своей немощи. Диавола, сильного во зле, надо винить» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.1620.
Чистосердечное раскаяние – это могущественная сила, способствующая примирению: когда вы начинаете с того, что смиренно признаёте свои ошибки, гнев вашего собеседника и оппонента сразу же пропадает и ему уже не нужно набрасываться на вас с обвинениями и оскорблениями: ведь он, скорее всего, ожидал, что вы будете защищаться или оправдываться. Поэтому не надо искать оправдания или перекладывать вину на чужие плечи; лучше просто и честно признаться в том, насколько вы сами ответственны в возникновении конфликта и разногласий. Поверьте, ваши слова, идущие из глубины сердца, сдвинут горы недовольства, растопят ледники непонимания, сотворят чудо примирения! О силе слова читаем у великого пастыря Иоанна Кронштадского: «Что тверже, неизменнее и могущественнее Слова? Словом мир сотворен и стоит; и однакож мы грешные обходимся со словом так легкомысленно, небрежно. Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? - О, окаянные мы человеки! С какою драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово - начало жизни» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.369.
И после такой доверительной беседы-раскаяния немедля начинайте работу по собственному совершенствованию – это будет лучшей профилактикой дальнейших размолвок и конфликтов. Коротко об этом пишет святой Иоанн: «Чтобы управлять другими, надо научиться наперёд управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание. Когда я не умею владеть собою, когда нет во мне духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я - плохой управитель. Когда играют мною всякие страсти, - лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда и себе и им» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.345.
И так, признайте свою долю вины в конфликте, возьмите на себя ответственность за свои ошибки и упущения и попросите прощения. Только впредь будьте бдительны, чтобы чувство вины не притянуло наказание – очередной конфликт, неблагополучие или болезнь.
5. Занимайтесь решением проблемы, не нападая на человека
Вы никогда не сможете разрешить проблему и восстановить отношения, если будете стремиться только к тому, чтобы выяснить, кто во всём виноват. Выбирайте: либо одно, либо другое. В книге притчей сказано: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» // Прит. 15:1. Гнев, возникший при любом неосторожно брошенном слове, не поможет вам как следует объяснить, что вы думаете о случившемся, затруднит искреннее раскаяние и так желанное восстановление общения. Поэтому при разрешении конфликта важны не только желание, время и место, не только то, что мы чувствуем и говорим, но и то, как мы это делаем. Если высказывать свои мысли высокомерным, презрительным или оскорбительным тоном, если обижаться, ворчать или придираться, то ваш собеседник будет непременно защищаться и отвечать тем же.
Следовательно, кроме наработки и проявления добродетелей (благоразумие, милосердие, понимание, терпение, добрая воля, прощение, раскаяние, смирение) ради сохранения и восстановления общения нам ещё нужно разоружиться – уничтожить арсенал энергетического оружия, губительного для любых отношений. Это осуждение, унижение, сравнение человека с кем-то другим, с идеалом, наклеивание оскорбительных ярлыков, высокомерное снисхождение, ожидание выгоды, злопамятство и т.п.: «Такой-то человек мне пригоден, а такой-то непригоден; от такого-то бывают неприятности, а от такого-то их не бывает, с ним и нужно дружбу водить и угождать ему; если мне плохо и хочется получить тепло, я к этому (или к этой) пойду, как я иду к печке, чтобы согреться, или в булочную за хлебом; обещал всю жизнь на руках носить и цветы дарить, а теперь на кого стал похож, и кому он такой нужен, век бы его не видела…». Нет, мы не всегда такие эгоистичные и непримиримые, мы бываем иногда милостивы, добры, милосердны и дружелюбны, но как глубоко и что это значит? Это значит, что той «челяди», грубо говоря, которая вокруг нас, мы уделяем столько-то внимания, особенно близким; как мы наводим блеск перед приходом гостей, так мы при случае можем одарить кого-либо улыбкой, вниманием или добрым словом. Но ведь вокруг нас не предметы и вещи, а люди, живые иконы Божии, и каждый из этих людей имеет право быть самим собой, а не только частью моей жизни, этакой вещью с печатью в паспорте. А это осознавать надо, этому учиться надо, учиться долго и мучительно, признавать, что этот человек существует совершенно вне и даже иногда против меня, что он имеет право и свободную волю быть самим собой, как бы это ни оказалось неудобным, мучительным, убийственным для меня. Так мы учимся ещё одному качеству, сохраняющему и поддерживающему подлинное общение, качеству справедливости, непритязательности и несуждения, или способности отстраниться от своих привязанностей, суждений и нетерпимости, посмотреть глазами Бога и увидеть человека в нём самом.
Вслушайтесь в слова: «Душа моя! помни свое небесное достоинство и не возмущайся из-за вещей тленных и ничтожных. Уважай и в других людях небесное их достоинство и из-за чего-либо тленного не дерзай оскорблять или ненавидеть их. Всею силою возлюби духовное и небесное и презирай вещественное, земное. Помни слова своего Спасителя: хлеб наш насущный даждь нам днесь, только днесь. Великая мудрость христианская сокрыта в этих словах» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.164.
6. По мере возможности стремитесь к восстановлению мира и сохранению сотрудничества
Покой, гармония, мир представляют собой величайшую ценность, это то состояние, которое до сих пор не наступило не только на планете Земля, но и в душах большинства людей. Павел писал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» // Рим. 12:18. Мир всегда чего-то стоит – иногда он стоит нам гордости или обиды, часто – упрямства и эгоизма, а бывает – и великого множества человеческих жизней.
Ради подлинного общения и продолжения человеческих отношений мы должны делать всё возможное для того, чтобы достичь компромисса, взаимопонимания, понять, принять, простить друг друга и уступить. Даже в самом малом. Просто постой и подумай, прежде чем приступать к выяснению отношений, от чего из того, что тебе мешает в общении, ты можешь отказаться, на что у тебя хватит мужества и что тебе позволят сложившиеся обстоятельства? И если ты самое малое из великого сможешь выполнить и окажешься верен в малом, Бог поможет тебе освободиться от большого несовершенства.
Поможет восстановлению мира предварительное прочтение седьмой заповеди блаженства Нового Завета: «Блаженны вы, когда показываете людям, как трудиться сообща, вместо того, чтобы соперничать или ссориться. Именно тогда вам открывается, кто вы такие на самом деле, и вы осознаёте своё место в Божьей семье» // МФ. 5:9.
Бесценной помощью, универсальным наставлением в восстановлении покоя и сохранении сотрудничества являются советы святых отцов: «Высоко цени и храни всегда христианскую кротость и незлобие, мир и любовь взаимную, всевозможно подавляя порывы самолюбия, злобы, раздражительности и смущения. Не смущайся и не озлобляйся, когда кто-либо говорит тебе в лицо неправду, или выражает какое-либо несправедливое притязание, или говорит обидные слова, или смело обличает какую-либо в тебе слабость или страсть, несправедливость коих ты по самолюбию не замечаешь. Всегда наперед размысли хладнокровно о том, что говорит тебе противник, и о своих собственных словах и поступках; а если при всем беспристрастном суждении о своих словах и действиях найдешь их справедливыми, то успокойся в совести своей и ни во что вменяй слова противника, умолчав пред ним или спокойно, кротко, в незлобии сердца показав ему его неправду; а если найдешь себя виноватым в том, в чем обличает тебя противник, то, отложив самолюбие и гордость, проси извинения в вине своей и на будущее время постарайся исправиться. Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.674.
7. Делайте упор на примирение и восстановление отношений, а не на немедленное решение проблемы и полное устранение разногласий
В событиях повседневной жизни бестактно и нереально настаивать и требовать от людей, чтобы они всегда и во всём друг с другом соглашались. В первую очередь надо стремиться к простому человеческому примирению, а не к разрешению возникшей жизненной ситуации. Потому что примирение основывается на самом ценном, на взаимоотношениях, на Заповедях, наконец, а стремление во что бы то ни стало достичь какого-то решения уделяет основное внимание самой проблеме, и здесь интересы сторон могут в данный момент не совпасть. Но когда мы, видя перед собой не изверга или обидчика, не обманщика или ловеласа, а образ Божий, заботимся прежде всего об отношениях, проблемы утрачивают своё значение и часто становятся неважными.
«Если встретишь от кого-либо из посторонних невнимание и пренебрежение к себе, не оскорбляйся, не обижайся этим, но скажи себе: я достоин того; слава Тебе Господи, яко сподобил мя еси непотребного по делам моим бесчестие прияти от подобных мне сочеловеков. Сам же заявляй всегда любовь ко всем, особенно к своим, искренно, усердно, всесердечно, громогласно, а не холодно и вяло, лениво, притворно, неохотно, вполголоса» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.1666.
Каждый из нас придерживается разных и притом, как нам кажется, вполне обоснованных воззрений, каждый из нас видит правду под своим углом зрения, каждый из нас обладает свободной волей, однако всегда можно восстановить нарушенные отношения, даже если не удаётся найти компромисс. Можно оставаться при своём мнении (если оно действительно обосновано и чисто), не переходя на уровень личных оскорблений, осуждений и обид, ведь Бог призывает нас к единству, а не к единообразию; можно идти по жизни рядом, взявшись за руки, даже если мы смотрим, образно говоря, в разные стороны. Для этого нужно положиться на библейские принципы и свою добрую волю.
Но нужно понимать, что это ещё не является полным решением проблемы, и это не значит, что нужно махнуть на всё рукой и даже не пытаться найти общее взаимоприемлемое решение возникшего разногласия: жизнь всё равно заставит это сделать. Возможно, что для этого вам придётся разговаривать дальше, и не раз, даже спорить, но делать это в духе мира и согласия, к которому вы несомненно придёте, используя разобранные сегодня принципы.
Обратимся в который раз к наследию святых отцов – Учителей, проводников и защитников наших: «Помни изречение Св. Писания: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое [Рим, 12, 21]. Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобою, – не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и – любящ к тем самым, которые недостойно ведут себя пред тобою. Если ты сам смутишься и будешь говорить с волнением, грубо, презрительно и, значит, без всякой любви, тогда ты сам побежден и тебе вправе сказать обидевшие: врачу, изцелися сам [Лк. 4, 23], или – что видиши сучец во оце брата твоего, бревна же во оце твоем не чуеши?.. Изми первее бревно из очесе твоего [Мф. 7, 3, 5]. Не дивись тогда, если и часто будут повторяться тебе грубости от оскорбляющих тебя, ибо они заметят твою слабость и будут намеренно раздражать тебя. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое. Покажи оскорбившему тебя, что он не тебя обидел, а сам себя, пожалей его сердечно, что он болен душевно, покажи к нему тем большую кротость и любовь, чем он грубее и раздражительнее, чем он больше питает к тебе ненависти, – и ты верно победишь его. – Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны, чрезвычайно удобно побеждаемся от всякой страсти и потому будь кроток и снисходителен к согрешающим пред тобою, зная, что и ты сам часто тем же недугуешь, чем брат; оставляй долги должникам твоим, да и тебе Отец Небесный оставит твои долги, не в пример большие долгов твоих должников. Будь всегда покоен, возвышен, немнителен, тверд духом, прост и добр сердцем, – и ты всегда будешь торжествовать над своими врагами» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.313.
И так, добиваясь примирения, мы не просто исполняем заповеди Христа – не просто вдруг вспоминаем и из чувства долга выполняем закон, а нечто большее: мы проявляем Христову заботу, Христово милосердие и Христову любовь к тем, чьё сердце закрыто и ноет от боли, обид, зависти и зла, к тем, кто кому наше тепло очень нужно, без разбора, не ставя вопроса: не обманщик ли он? А заслужил ли он? А достоин ли он? Не плохой ли он? – за это он ответит, а мы ответим за то, как мы к этому человеку отнеслись, каким бы он с нашей точки зрения не был. В сущности, все вопросы Страшного суда из Евангелия сводятся к одному только: был ли ты человеком или нет? А если нет, то как же ожидать, что в твою нечеловечность, если так можно резко выразиться, может влиться Божество? И не ставится даже вопрос о том, веришь ли ты, и во что ты веришь; самый основной вопрос – ты человек или нет? Христос спрашивает: «Ввёл ли ты бездомного под свой кров? Накормил ли ты голодного? Посетил ли ты больного? Не постыдился ли признаться в том, что ты – друг и знакомый человека, посаженного в тюрьму?». И т.д. В разрезе темы можно продолжить: «Пошёл ли ты на примирение с ближним своим? Взял ли ты ответственность на себя? Отнёсся ли ты с состраданием и пониманием к человеку? Понял ли ты, наконец, что это конфликт не между тобой и этим человеком, а между тобой и Богом?!»… И если ты здесь проявил себя не как Человек – не о чём говорить дальше, какого тут здоровья, успеха, благополучия и какой милости ожидать…
Снова откроем дневник отца Иоанна и зарядимся его мудростью и любовью: «Надо, чтобы на сердце нашем начертаны были неизгладимо слова: возлюби ближняго, яко сам себе [Мрк. 12, 31], и чтобы они служили всегда руководством для сердца при встрече с ближним где бы то ни было и когда бы то ни было: он ли когда придет к нам, мы ли к нему, дело ли какое для него надо сделать, дать ли ему что надо, при беседе с ним. И так, носи в сердце слова: люби, яко сам себе и веди постоянно умную войну за соблюдение этих живых словес Господа нашего. Принуждай себя к любви взаимной, намеренно беспокой, тревожь, мучь скрывающегося внутри червя самолюбия и злобы, распинай его, побеждай его силой Господа нашего Иисуса Христа» // Св. И. Кронштадский, «Моя жизнь во Христе», п.1681.
И когда вы ежедневно будете заботиться о здоровье и чистоте своего тела, своих помыслов и чувств, сверять свое бытие по Христу, приглашать Бога в себя, в свой храм, Бог усилит поток живительной энергии, чтобы вы не только развивали и восстанавливали взаимоотношения, но и через любовь, помощь и поддержку освещали путь другим идущим за вами. Ведь порой достаточно проявления лучших качеств души, чтобы посеять свет тепла, любви и надежды в мятущейся душе другого человека. Всегда помните: ваша улыбка ничего не стоит, ваша доброжелательность ничего не стоит, ваше милосердие ничего не стоит, ваша любовь ничего не стоит. Все это вам дает Бог! И все это вы должны преумножать в своём сердце и отдавать, отдавать, отдавать, ежедневно нести в мир. Не лишайте других и себя этой благодати!
А чтобы преумножать и безкорыстно отдавать, нужно всегда помнить и нести через жизнь слова митрополита Антония Сурожского: «… то, что нам даёт Бог, не значит, что мы этим обладаем». То есть, мы должны усвоить, пропустить через себя и умножить то, что даёт нам Бог, что вкладывает в разум, сердце и душу, иначе нам даруется как бы аванс, как бы запечатанный конверт, что-то за семью печатями, и у многих этот Божий дар остаётся халатно или преступно нераспечатанным, неоплаченным или неотработанным всю жизнь…
Помните это, а также то, что Бог может вступить в любое сердце, лишь бы оно ему открылось. Насильственно Бог не входит; но мы можем играть роль привратников, открыть Богу дверь и с благоговейной верой сказать: «Приди, Господи, войди в сердце мое изнутри, руководи мною всегда!». Но вера вере рознь, вера не заключается в том, чтобы только хвалить себя и везде говорить: «Да, я верующий, я хожу в храм, я пощусь и т.п.»; вера без дела мертва, как апостол Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих».
Для укрепления веры чаще используйте обращение от митрополита А. Сурожского:
«Боже, научи нас верить друг во друга и верить в Тебя; и верить в любовь и Божию, и человеческую, как бы несовершенна ни была последняя. И дай нам, Господи, из малой любви, которая живет в наших сердцах, научиться благоговейной чистоте по отношению друг ко другу, и благоговейному поклонению Тебе, Богу нашему и Спасителю!» // Митр. А. Сурожский, «Пастырство», стр. 437.
Грядут грандиозные изменения на планете Земля, наступило время, когда необходимо вернуться к действительному ощущению Бога в себе и к осознанной реализации Божественных Законов в повседневной жизни. И дай нам Бог сил в этом великом и многотрудном Служении!
Апостол Павел, который знал о предстоящем ему большом служении, молил Бога о силе, и Господь ему ответил: «Моей благодати тебе довольно, Моя сила проявляется в немощи».
Так давайте дадим Богу действовать в нас через нашу податливость и нашу «немощь», нашу устремленность и веру, и да укрепит нас сила Христова в нашей любви, в нашей вере и в нашем служении!
Серия сообщений "Молитвы":
Часть 1 - Молитвы Ангелу Хранителю
Часть 2 - Молитвы для благосостояния
Часть 3 - молитвы
Часть 4 - Без заголовка
Часть 5 - Молитва избавляющая от всех проклятий:
Часть 6 - Без заголовка
...
Часть 24 - Молитва - Призыв
Часть 25 - МОЛИТВА О СОБСТВЕННОМ ИСЦЕЛЕНИИ
Часть 26 - МОЛИТВА