-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Выбегалло

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 181





Без заголовка

Вторник, 23 Декабря 2014 г. 17:35 + в цитатник
Это цитата сообщения ravingdon [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Спортсменки, комсомолки, красавицы 1930-х

sovietgymnasts20 Спортсменки, комсомолки, красавицы 1930 х

Какой мы представляем себе образцовую девушку? Достаточно вспомнить слова товарища Саахова из знаменитой комедии «Кавказская пленница». Студентка, спортсменка, комсомолка. Наконец, просто красавица!

Что ж, в этом посте вы найдете именно таких девушек. Советские физкультурницы и спортсменки, гордость СССР и действительно просто красивые девушки.

 

ЧИТАТЬ ПОСТ ЦЕЛИКОМ

Без заголовка

Вторник, 09 Июля 2013 г. 12:45 + в цитатник
Это цитата сообщения Topbot [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

рожай! Я не понимаю. Честно. Не понимаю, почему русские такие

...Читать далее

источник - [info]aridmoors
[0 ссылок 136 комментариев 1350 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями

Без заголовка

Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 13:06 + в цитатник
Это цитата сообщения Pro_Life_Li_Ru [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Беседа - Сталин запретил аборты

БЕСЕДА

На улице пляшет дождик. Там тихо, темно
и сыро.
Присядем у нашей печки и мирно поговорим.
Конечно, с ребенком трудно. Конечно, мала
квартира.
Конечно, будущим летом ты вряд ли поедешь
в Крым.

Еще тошноты и пятен даже в помине нету,
Твой пояс, как прежде, узок, хоть в зеркало
посмотри!
Но ты по неуловимым, по тайным женским
приметам
Испуганно догадалась, что у тебя внутри.

Не скоро будить он станет тебя своим плачем
тонким
И розовый круглый ротик испачкает молоком.
Нет, глубоко под сердцем, в твоих золотых
потемках
Не жизнь, а лишь завязь жизни завязана
узелком.

И вот ты бежишь в тревоге прямо к гомеопату.
Он лыс, как головка сыра, и нос у него в угрях,
Глаза у него навыкат и борода лопатой,
Он очень ученый дядя - и все-таки он дурак!

Как он самодовольно пророчит тебе победу!
Пятнадцать прозрачных капель он в склянку
твою нальет.
"Пять капель перед обедом, пять капель после
обеда -
И всё как рукой снимает! Пляшите опять
фокстрот!"

Так, значит, сын не увидит, как флаг над
Советом вьется?
Как в школе Первого мая ребята пляшут
гурьбой?
Послушай, а что ты скажешь, если он будет
Моцарт,
Этот не живший мальчик, вытравленный тобой?

Послушай, а если ночью вдруг он тебе
приснится,
Приснится и так заплачет, что вся захолонешь
ты,
Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные
ресницы
И волосы разовьются, старательно завиты,

Что хлынут горькие слезы и начисто смоют
краску,
Хорошую, прочную краску с темных твоих
ресниц?..
Помнишь, ведь мы читали, как в старой
английской сказке
К охотнику приходили души убитых птиц.

А вдруг, несмотря на капли мудрых гомеопатов,
Непрошеной новой жизни не оборвется нить!
Как ты его поцелуешь? Забудешь ли, что
когда-то
Этою же рукою старалась его убить?

Кудрявых волос, как прежде, туман золотой
клубится,
Глазок исподлобья смотрит лукавый и голубой.
Пускай за это не судят, но тот, кто убил,-
убийца.
Скажу тебе правду: ночью мне страшно вдвоем
с тобой!

1937

Боря Стругач и Миша Ходорковский

Понедельник, 06 Сентября 2010 г. 22:01 + в цитатник
Российские знаменитости требуют признать Ходорковского политзаключенным
23.02.2005 13:21



22 февраля пресс-центр Михаила Ходорковского опубликовал открытое письмо российских деятелей культуры и науки, в котором они призывают международное правозащитное сообщество признать бывшего руководителя и совладельца компании "ЮКОС" политическим заключенным.
Восемь месяцев назад, до начала процесса над Ходорковским, авторы письма надеялись, что "человек, обвиняемый в хозяйственных и налоговых преступлениях, сможет участвовать в этом процессе, не находясь в заключении". Однако их надежды не оправдались. Так же, как не оправдались надежды подписавших письмо на то, что судебный процесс будет проходить непредвзято.

"Суд последовательно выполняет практически все запросы и ходатайства стороны обвинения, в подавляющем большинстве случаев отвергая процессуальные инициативы адвокатов. Против свидетелей защиты возбуждаются уголовные дела, их подвергают тюремному заключению", говорится в письме.

"Никакие политические обстоятельства не могут служить оправданием, освобождающим Ходорковского, как и любого гражданина, от ответственности перед законом. Точно так же, как никакие государственные интересы не могут оправдать злоупотребления правосудием для борьбы с политическими оппонентами", отмечают российские артисты, писатели и ученые.

Подписавшим обращение очевидно, что "вне зависимости от политических взглядов Ходорковского, его материального положения и преступлений, в которых его обвиняет Генеральная прокуратура, этот человек имеет те же права на защиту, как и все граждане стран-подписантов Европейской конвенции о правах человека". До сих пор это право в отношении Ходорковского не соблюдается, говорится в письме.

Обращение подписали артисты Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили и Сергей Юрский, писатели Даниил Гранин, Борис Стругацкий , Людмила Улицкая и Эдуард Успенский, а также академики Михаил Гаспаров, Юрий Рыжов и Александр Яковлев.

Между тем, в четверг признать Ходорковского политическим заключенным предложил и управляющий директор Group MENATEP Тим Осборн на слушаниях по делу "ЮКОСа" в Комитете по международным делам Сената США. В своем докладе Осборн отметил, что "политическая активность Ходорковского заставила правительство России заняться вендеттой против него и компании "ЮКОС", а содержание Ходорковского под стражей не соответствует предъявленному ему обвинению".

В тот же день стало известно, что Мосгорсуд подтвердил законность решения Мещанского суда Москвы, продлившего срок содержания Ходорковского под стражей на три месяца, до 14 мая. Это решение было вынесено по ходатайству прокурора, заявившего, что "Ходорковский, будучи освобожденным, может скрыться от суда и воспрепятствовать восстановлению истины по делу, в том числе оказать воздействие на свидетелей".

====================================================================================
Такова судьба сих борцунов за всеобщее счастье человечества. Как бы они не орали в начале своей карьеры, что они-де за коммунизм, потом - дружно лижут задницы господам буржуям, точно шалава с Тверской - богатенькому клиенту. Не об "обиженных и угнетённых" они думают, а о собственных похабных желаниях, реализовать которые в условиях "тоталитарного Совка" можно только на зоне в Магадане. Ненависть к государству и его институтам автоматически означает поддержку всякого, кто это государство разрушает, даже если это бандиты и жулики, вроде Ваги Колеса и Мишки Ходорковского.

Метки:  

Понравилось: 9 пользователям

Стругачи и хищные вещи нашего века

Суббота, 28 Августа 2010 г. 23:37 + в цитатник
Борис Стругацкий:
В западном Обществе Потребления не вижу ничего плохого.

Автор:
Владимир Кожемякин

Статья «Борис Стругацкий. О, дивный, потребительский мир!» из номера:
АИФ №30
от 28 июля 10

Опубликовано:
28 июля 10 (0:05)

Хищные вещи, по мнению известного писателя, не так уж опасны

Книги Стругацких экранизируют одну за другой. Значит, они многое предсказали правильно.

И в «Обитаемом острове», и в повести «Трудно быть богом», экранизация которой скоро появится на экранах. Еще одна их злободневная вещь, написанная в 60-х, тоже ждет своего режиссера – о хищных вещах Мира потребления. Сегодня младший из братьев, Борис Стругацкий не видит в нем никакой угрозы русской душе.
О Мире Потребления

«AиФ»: - Борис Натанович, говоря о надежде на лучшую жизнь, вы упомянули об «островках будущего» - группах людей «с моралью, основанной на желании познавать новое и строить новый мир». Сейчас их становится больше или меньше?

Борис Стругацкий: - «Островками будущего» я склонен называть, по сути, отдельные, не часто встречающиеся, но и не слишком редкие творческие коллективы, образующиеся иногда в стенах некоторых (как правило, естественно-научных) НИИ, - специфические группы ученых, лаборантов, изобретателей, объединенных «духом нестяжательства», стремлением к познанию и созданию нового, пониманием того, что нет в мире ничего более привлекательного и желанного, чем успешный творческий труд. Как правило, такие группы создаются вокруг Личностей с Большой буквы, талантливых, невероятно трудоспособных, обладающих умением объединять, увлекать, вдохновлять. Очень важным условием реализации такого «островка будущего» является еще и существование мощной, разветвленной, захватывающей задачи, для решения которой такая группа, как правило, и создается. К сожалению, «островки» эти недолговечны и неустойчивы. Исчерпывается идея; уходит Личность с Большой буквы; просто стареют и утрачивают энтузиазм члены группы; вечно чавкающая Свинья Жизни вторгается в ход творческого процесса, - и группа распадается, рассеивается навсегда, оставив по себе либо решенную задачу, либо одни лишь прекрасные воспоминания «о самом золотом времени нашей жизни».

Я не взялся бы назвать сегодня, сейчас конкретные примеры таких «островков», я только слышу о них иногда от своих знакомых, и я убежден, что островков этих не становится меньше со временем. К сожалению, впрочем, не возрастает со временем и тенденция к их сближению и слиянию, они как прежде, как и всегда, разрознены, самодовлеющи, друг от друга далеки, и не видно той силы, того социального поля притяжения, на которое можно было бы уверенно рассчитывать нашему брату-оптимисту. Слияние «островков» до состояния «континента» по-прежнему остается делом далекого будущего.

«AиФ»: - Вы однажды сказали: «Очень редко удается обнаружить в будущем нечто такое, что оказывается там жизнеспособным, – как удалось предсказать нам мир «хищных вещей века»...». В повести братьев Стругацких с таким названием речь идет об обществе потребления. Отличается ли наш российский вариант такого общества от его западного образца? Все-таки, «русская духовность», «что русскому хорошо, то немцу смерть» и так далее...

Б. С.: - Не вижу ничего такого в западном Обществе Потребления, что не годилось бы для нас. Стремление достичь состояния, когда «весело и ни о чем не надо думать» представляется таким же общечеловеческим, как и желания дышать, есть или заниматься сексом. Разумеется, возможны нюансы, проистекающие из различия традиций или менталитетов. Но эти различия вряд ли способны исказить общую единую картину западного и евразийского Мира Потребления. Будет весело и ни о чем не надо будет думать. Только европеец не будет думать о своем бизнесе, а русский – о непостижимости своей души.

«AиФ»: - Значит, русский в Мире Потребления неизбежно перестанет быть русским? Исчезнет национальная самоидентификация? Ведь поиск себя и «постижение души», насколько я понимаю – краеугольный камень нашего менталитета.

Б. С.: - Насчет краеугольных камней менталитета сказать ничего определенного не берусь, - это далеко выходит за пределы моей компетентности. Что же касается национальной самоидентификации, то несомненно да, она в значительной степени падет жертвой Глобального Потребления. Этот процесс происходит уже сейчас, на наших глазах: национальные культуры отступают под
натиском некоей «синтезированной» глобальной культуры, в которой понамешено всего и отовсюду, взято из разных времен и у непохожих народов, и уже целые континенты искусства возникли, к которым все труднее крепится ярлычок «национальное». Что такое сегодня «русское кино»? Да и существует ли оно, такое, вообще? Или «русская музыка»? Или, скажем, «русская живопись»?

«AиФ»: - Выходит вы – за Мир Потребления? То есть, за мир благонамеренных обывателей, не затрудненных мыслительным процессом. Но ведь это и есть «вечно чавкающая Свинья Жизни», разве не так? Разве не из этого мира в нужный момент выходят серые бригады и колонны, чеканящие шаг по мостовой?

Б. С.: - Я поправляю вас немедленно и со всею решительностью! Никогда и нигде не выступал я сторонником Мира Потребления! Я только утверждал (и продолжаю утверждать), что из всех реально возможных, - подчеркиваю: не из всех мыслимых; не из всех воображаемых; и конечно уж, не из всех желанных, а именно из реально возможных, - Мир Потребления является наиболее подходящим для жизни и наименее жестоким по отношению к своим обитателям. И «серые бригады и колонны» как раз из этого мира не выходят никогда, ибо на знамени его начертано «Пусть будет весело и ни о чем не надо думать!» Под такое знамя серые колонны не загонишь: сначала вам придется этот мир изменить самым решительным и жестоким образом, чтобы сделать его принципиально другим. У Мира Потребления много недостатков, они общеизвестны, это мир развлекающегося обывателя-потребителя, но одного плюса у этого мира не отнимешь: он дает максимальную свободу выбора, которую способно дать общество хомо хабилис (Человека Умелого).

«AиФ»: - Герои «Хищных вещей века» используют слег – новый общедоступный наркотик, который можно легко изготовить из бытовой химии. Недавно в реальной жизни, на Ставрополье, появились наркотические шампуни и соли для ванн - синтетические вещества психотропного действия. Тут вы тоже как в воду глядели...

Б. С.: - Слег (в том или ином виде) неизбежен. Надежда может быть только на существование природного иммунитета большинства к «вторжению наркоты». Природный иммунитет спас человечество от чумы и оспы. Природный иммунитет спасет нас от сладостного умирания в горячих ваннах.
О либерализме на русской почве

«AиФ»: - Ваши слова: «Либерализм есть идея, по сути своей, «слабая»... В этом смысле судьба либерального общества всегда печальна, и низкая рождаемость отнюдь не самое грустное, что его ждет «за поворотом, в глубине лесного лога»...». Вам не кажется, что Россия не приемлет демократии вообще? Что это и есть неприглядная реальность (и будущность), а все остальное – прекраснодушные мечтания интеллигенции?

Б. С.: - Я и сам так думаю. Тысячелетняя (без перерывов!) история холопства нашего оставила отпечаток неизгладимый на общенародном менталитете. Неувядаемая вера в доброго царя; представление о свободе, как неизбежном и опасном хаосе; готовность променять эту свободу на самую малую, но все же уверенность в завтрашнем дне; нежелание и неумение брать ответственность на себя, - какой уж тут может быть либерализм! И это – надолго. Понадобится несколько поколений проб и ошибок, пока либерализм не возьмет свое. А он возьмет свое обязательно, потому что любой другой путь, кроме либерального, это путь в застой. Потому что без свободной экономики, без реальной демократии, без возникновения свободного гражданского общества, - любой социум обречен на загнивание, на отставание, на потерю конкурентоспособности, на неизбежный тупик во всем. И мы будем снова и снова увязать в болоте, а потом устраивать очередную перестройку, мучительно пытаться внедрить все-таки в социум основы либерализма, снова «возвращаться в совок»... И так до тех пор, пока не вырастет, наконец, поколение готовых и способных полагаться на себя, понимающих вкус «плодов свободы» и не понимающих удовольствия освобождения от ответственности... «Жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Но это лишь полбеды. Беда будет, если где-то на полпути тоталитаризм с нечеловеческим лицом возобладает, - временно, разумеется, временно! – и зальет страну кровью.

«AиФ»: - А как же тогда Китай, Япония и другие «азиатские тигры», лидеры арабского мира и вообще Восток? Там, насколько известно, демократией и не пахнет. А они, тем не менее, «обгоняют Америку». Там что, общечеловеческие законы либерализма не работают?

Б. С.: - Все эти тигры и эмиры достигают (оставаясь в общем в рамках тоталитаризма) успехов только постольку, поскольку позволяют себе либерализовать экономику. И обгонять Америку они будут лишь до тех пор, пока (под давлением своих ястребов, своих партайгеноссе и своих мелких, но крутых тиранов) они эту либерализацию не прекратят (как Сталин в начале 30-х прекратил НЭП, раз и навсегда определив для России чисто тоталитарный курс на милитаризацию экономики, - что и привело, спустя полвека, к обрушению бронированного колосса, утонувшего в болоте всеобщего застоя). Я же говорил: либеральная идея слаба. Она беззащитна перед железной рукой и костяной ногой авторитаризма, у нее нет защитников, кроме умных людей (которые и сами нуждаются в защите в нашем мире). Но если эта идея воцаряется (волею обстоятельств, а как правило, - волею властителей, загнавших себя в застой и осознавших, что другого выхода у них нет), она способна творить чудеса в самых отсталых и запущенных экономиках мира.
О судьбе науки (в том числе и лженауки)

«AиФ»: - И еще о свободе. Однажды, говоря о вероятности новых гонений на науку, вы заметили: «Прививку от этой страшной эпидемии мы, вроде бы, уже получили в полной мере...». Но тем не менее в Российской академии наук уже 10 лет действует Комиссия «по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований»...

Б. С.: - Комиссия по лженауке задумана была, по-моему, в первую очередь, как ответ на вспышку всевозможных астрологий, предсказаний судеб, психолечений, уфологий с мистическим отливом, «научных» исследований призраков и привидений, а равно и прочей лабуды, вырвавшейся на волю после упразднения цензуры в СМИ. Конечно, борьба с неистощимым потоком изобретателей вечного двигателя, равно как и с адептами всевозможных «торсионных полей» тоже всегда оставалась в программе действий этой комиссии, и тоже была беспобедной - что лишний раз доказывает, что в союзе и при покровительстве властных структур лженаука не может быть укрощена никакими средствами.

«AиФ»: - Но в черном списке Комиссии по лженауке, помимо упомянутых Вами всяческих астрологий и торсионных полей, а так же экстрасенсов и «целителей» (типа Кашпировского,
Чумака и Грабового), «биокорректоров», биодобавок и циркониевых браслетов, есть еще и вполне вменяемые, может быть, исследования в области альтернативной энергии (например, холодной трансмутации ядер и водородной энергетики), сверхсветовые скорости, машина времени, антигравитация и телепортация, то есть та же легендарная «нуль-Т» братьев Стругацких. А кроме того, психотронное оружие и парапсихология (ясновидение, телепатия, лозоходство и телекинез).
Как это вам?

Б. С.: - А никак. Почти все, вами перечисленное (можете записывать меня в инквизиторы) явно относится к категории лженауки, и с точки зрения здравомыслящего и уважающего «гигиену мышления» ученого иначе и рассматриваться не может. Но речь при этом не идет о каких-то «гонениях», «изничтожениях» и «отлучениях от». Все это следует рассматривать просто, как малоперспективные и (или) сомнительные направления исследований. Вам кажется достойным и многообещающим ваш вариант машины времени? Ради бога – работайте, удачи вам, постарайтесь найти спонсора. Никто не станет громить ваше оборудование и разгонять ваш дружный коллектив энтузиастов. Но и казенных денег вам никто не даст тоже: за свой счет, пожалуйста, за свой счет! Это единственная «бескровная» возможность отгородиться от маньяков и откровенного жулья, готового присосаться к государственным источникам финансирования.

«AиФ»: - А вам не напоминает все это далеко не лучшие страницы прошлого в духе 30-х: когда, например, выдающегося генетика-селекционера Вавилова проклял «народный академик» Лысенко, а затем гонениям подверглась кибернетика?

Б. С.: - Нет, не напоминает. Не вижу всенародных кампаний осуждения, ничего не слышал об арестах новых «вейсманистов-морганистов», пальцем никто не тронул даже самых отпетых борцов с теорией относительности, бесчисленные уфологи и адепты Чистой Воды благополучно процветают... Слава богу, никаких эксцессов и жестокостей. Хотя, иногда цена вопроса – триллионы (!) рублей.

«AиФ»: - А судьи – кто? Чем, по-вашему, «лженаука» отличается от просто науки? Кто вправе судить: вот это, господа – лжеученый, еретик, а это – благонравный профессор?

Б. С.: - Наука – дама строгая и не может существовать вне хорошо известных постулатов и общепринятых (сегодня) аксиом. Вместе они составляют как бы «атмосферу истины» и нарушать эту атмосферу не позволено никому. Истина устанавливается только опытным путем. Любой опыт только тогда считается доказательным, когда и если доступен повторению. Не следует плодить новые гипотезы без крайней на то необходимости. Отказ от тщательно установленной истины возможен только при возникновении очень серьезных опровергающих обстоятельств. Чтобы опровергнуть теорию относительности, надо как-то по-новому, принципиально по-другому объяснить целую цепь тщательных, многажды повторенных экспериментов, подтверждающих эту теорию. Чтобы доказать существование в природе «холодной трансмутации», надо предъявить однозначно трактуемый эксперимент, учитывая при этом принцип «презумпции ошибочности» (когда неизвестный эффект наиболее вероятным образом надлежит объяснять ошибкой или селекцией наблюдения, и лишь в самом крайнем случае – открытием чего-то принципиально нового).

Лженаука отличается от науки прежде всего тем, что нарушает многие (или все) из этих правил «гигиены эксперимента» или «гигиены мысли». Трудность (не принципиальная, но реальная) заключается в том, что мало-мальски серьезные эксперименты всегда дьявольски сложны, и найти ошибку (следствие которой автор выдает за великое открытие) зачастую означает потратить многие десятки часов квалифицированного труда, - потратить впустую, зря, ибо любой профессионал уже а приори видит, что «великое открытие» не стоит ничего, ибо нарушает Второе начало термодинамики; или принцип причинности; или сводится к тому, что пробирки не были как следует продезинфйцированы. Мне самому по крайней мере дважды довелось наблюдать этот поразительный процесс: «закрытие открытия». Однажды речь шла об очередном доказательстве теоремы Ферма, другой раз – об основании новой науки «асимметричной механики» (доказывающей между прочим, что «ход времени» является источником энергии). В первом случае на опровержение понадобилось несколько часов, во втором – несколько месяцев, но – что характерно! – в обоих случаях авторы открытия так и остались не убежденными.

Конечно, никогда нельзя исключать возможность того, что некое «лжеучение» опровергнет своих критиков и подарит миру нечто действительно новое. Просто это дьявольски маловероятно. Разумеется, никто не станет выбрасывать только что купленный лотерейный билет в ближайшую урну, но ведь и гараж покупать под «лотерейного жигуля» тоже никто не побежит. С научными открытиями дело обстоит примерно так же, только вероятность выиграть «жигуль» гораздо, несравненно выше!
О Писателях с большой буквы

«AиФ»: - Почему тоталитарный строй, который вы так не приемлете, тем не менее, родил Писателей с большой буквы (в том числе и братьев Стругацких, например), а новейшая российская история – нет?

Б. С.: - Подождем пару десятков лет. Большими Писателями, знаете ли, не рождаются. Большие Писатели «вызревают», им нужно время для разгона. Сегодня каждый квалифицированный читатель без труда насчитает десяток-другой имен, о которых ему точно известно, что это – «серьезные», «заметные», «хорошие», но понадобятся еще годы и совместная шлифовка сотен тысяч компетентных мнений, чтобы «все поняли», кто из этой «десятки заметных» - «видные», «превосходные» и, может быть, «великие». В тридцатых ни Бабель, ни Булгаков великими отнюдь не считались. Течение времени и коловращение невероятных событий понадобилось, чтобы определиться: Булгаков – «великий», а Бабель – «выдающийся», - да и то по шкале относительной и далеко не общеупотребительной. Так что подождем. Заметные и даже отличные писатели у нас есть точно, - поговорим о них в середине века.
О судьбе бумажной книги

«AиФ»: - Вы не раз предрекали, что бумажная книга обречена: «Она становится занятием изысканным, даже экзотическим, и мощный напор все новых и новых способов «развлекаться не думая», не оставляет ей никаких шансов. Читатель (книгочей!) не исчезнет, конечно, совсем, но станет редкой элитарной фигурой типа посетителя картинных галерей или филармоний.». И еще: «Электронная книга забьет бумажную одной левой. Бумажные тиражи станут микроскопическими, издательства пойдут по миру, писатели положат зубы на полку...». Но сейчас мы наблюдаем обратную картину. В книгоиздании и книготорговле никакого спада нет. Наоборот, тиражи и ассортимент растут, продажи тоже. Книжные магазины переполнены – тот же «Буквоед» или Дом книги в Питере, «Библиоглобус» в Москве. Да и газеты с журналами читают не меньше.

Может быть, вы ошиблись, и бумага все-таки переживет компьютер? Вспомните, в эпоху появления кино и телевизора тоже предрекали смерть театру. Но и сейчас на спектакли по-прежнему не
пробиться, а число театров только увеличивается.

Б. С.: - Преимущества электронной книги перед бумажной слишком очевидны. Разумеется, «бумага переживет компьютер», - просто удельный вес ее в культурном бытии станет заметно меньше. Как сделался уже в прошлом веке заметно меньше культурный вес театра в сравнении с кино. Вы просто поспрашивайте своих знакомых: как часто последние годы они посещали театр? А кино? Ответы производят ошеломляющее впечатление. Особенно, когда понимаешь, что и кино не главенствует сегодня, а – видеоплейеры и компьютерные игры. Такое впечатление, что не столько даже Всемогущий бог Электроники побеждает Мельпомену, Терпсихору и братьев Люмьер, сколько маленькая отдельная комнатка со своим собственным столом и своим экранчиком побеждает многолюдные и роскошные храмы зрелищ.

«AиФ»: - То есть, эта самая маленькая комнатка со столом и экранчиком – и есть конечная цель эволюции человека и общества? Венец творения – «одиночество в Сети»? А как же – «Хлеба и зрелищ!»? Значит ли это, что мы идем к обществу аутистов - Миру Замкнувшихся в Себе?

Б. С.: - Я не взялся бы делать столь далеко идущие выводы, опираясь всего лишь на ощущение, что образовался большой слой «аутистов», адептов и поклонников компьютерного экрана. Просто надо иметь в виду, что такого рода «зрелища» теперь тоже овладели миллионными массами, оторвав Человека Развлекающегося от театра, стадиона, 3D и всего прочего. Некий новый социальный фактор, и более – ничего. Я не говорю уж о том, что, на мой взгляд, тихий «аутист» существо несомненно более привлекательное и даже вполне человекообразное, в сравнении с обожравшимся пивом тиффози, готовым крушить все и вся во имя любимой команды.
О неумолимости рока

«AиФ»: - Вы как-то заметили: «Религия - прибежище слабых и одиноких...». А как же инквизиция, крестовые походы, прошлые и нынешние религиозные войны с их терроризмом и немилосердной резней? Все это тоже - от одиночества, слабости и убогости?

Б. С.: - Здесь нет никакого противоречия. Религия – явление сложное и даже сверхсложное. Религия прибежище слабости, это верно, но религия же (если понадобится) – безотказная школа ненависти и жестокости. Нет религии без фанатизма, а самое естественное проявление фанатизма – жестокость.

«AиФ»: - «Мне приходилось слышать и читать, - сказали вы, - что лучший солдат – это, конечно, профессионал, но из дилетантов лучше всего воевали добрые, честные, чистые люди, не имеющие богатого «отрицательного опыта». Богатые опытом уголовники воевали гораздо хуже». А почему? Разве бою не главное – жестокость, месть и умение убивать? То есть именно отрицательный опыт?

Б. С.: - По моему глубокому убеждению, главное в бою это способность и умение преодолеть страх смерти. Никакого отношения к «отрицательному опыту» эти человеческие качества не имеют. Уголовники жестоки и умеют убивать, но невозможно представить себе такую нравственную идею, во имя которой они готовы были бы преодолеть инстинкт самосохранения. Для этого они, как правило, слишком «конкретны» и незамысловаты.

«AиФ»: - Историки говорят, что перед Первой и Второй мировыми войнами народы были уверены в непоколебимости мира. Никто, мол, не хотел войны, тем более тотальной, и тем более – взаимного уничтожения миллионов. Тем не менее, мир был втянут в мясорубку. Сейчас, вроде бы, все тоже (кроме террористов и адептов воинствующих конфессий) против всеобщей бойни. В чем сегодня проявляется неумолимость рока?

Б. С.: - И перед Первой, и перед Второй вовсе не все народы были настроены миролюбиво. Чего там только не было в идеологиях того времени! И жажда реванша. И открытые стремления к мировому господству. И расовые теории, обосновывавшие покорение неполноценных народов. И классовые теории, призывающие: «весь мир насилья мы разрушим до основанья...» Агрессивные милитаристские силы и государства существовали всегда. Они и сейчас есть. Вы же сами их называете. Это Старый Добрый Богатый мир малость подуспокоился последнее время, осознав (прямо по Шварцу), что проще, экономнее, политкорректнее «ку...», чем «у...» (Учитывая, опять же, существование ядерного меча). Но есть ведь еще мир бедный, отставший, оказавшийся «Третьим». И есть «пассионарная» исламская идея – очень простая, однозначно делящая всех на «своих» и «чужих», обещающая Великий передел собственности – рай тому воину, который победит, и – рай воину, который падет в бою. Я не стал бы преувеличивать степень этой угрозы, «неумолимость Рока» все еще на стороне Большой Экономики, но и настраиваться на безмятежное будущее я тоже не рискнул бы. Хотим мы этого, или не хотим, но время жестоких чудес, как говаривал пан Станислав Лем, еще не миновало.
Досье

Борис Натанович Стругацкий родился в 1933 г. в Ленинграде. По специальности - «звёздный астроном». Писатель, сценарист, переводчик. Большинство произведений создал в соавторстве с братом Аркадием
Стругацким.

Метки:  

Новаторство ли это (В. Васильева, Литгазета 1969, 15 октября)

Вторник, 27 Июля 2010 г. 01:29 + в цитатник
Уважаемая редакция!

Вы начали большое и нужное дело, затеяв разговор о советской фантастике, ее проблемах и возможностях. Я с интересом прочла обе дискуссионные полосы. Чувствуется, что это только начало, ибо не выяснены еще многие точки зрения, не прояснена позиция самой газеты на важные аспекты проблем, которые волнуют сегодня многочисленных читателей книг этого направления. Вес это и побуждает меня включиться в разговор, не дожидаясь, куда он повернет дальше.

В своей статье "Иллюзия простоты" З. Файнбург справедливо отмечает огромные возможности научно-фантастической литературы, повышенный спрос на нее со стороны читателей.

Особое внимание автора обращено к творчеству А. и Б. Стругацких, вокруг последних произведений которых идут постоянные споры, высказываются подчас диаметрально противоположные мнения на то, в чем же заключена суть научной фантастики, какова ее роль в формировании мировоззрения нашего современника.

З. Файнбург делает попытку разъяснить читателю, в чем, по его мнению, заключена сложность современной фантастики и почему некоторые любители фантастики не поняли последних произведений братьев Стругацких. Причина, как я поняла, в том, что мы, любители этого рода литературы, хотим, чтобы в научно-фантастических книгах образы героев будущего были полнокровными, психологичными. А этого как раз и не надобно требовать, потому что фантастика ориентирует читателя прежде всего на сопереживание с идеей, персонифицированной в герое, а не с самим героем.

Схематизм героев, таким образом, вполне оправдан.

Нет! Нет и нет. С таким утверждением согласиться я никак не могу. Любая литература, в том числе и научно-фантастическая, есть прежде всего человековедение. Это хорошо понимали классики фантастического жанра. Поэтому и капитан Немо, и Лось, и Гусев - это прежде всего люди с ярким, страстным характером. Поэтому-то они так долго живут в нашей памяти. А в последних произведениях Стругацких таких живых и понятных в своих проявлениях героев нет. Я пишу об этих писателях потому, что всегда внимательно следила за их творчеством. Их талант несомненен. З. Файнбург назвал их первые произведения добротными, хорошо сработанными, но традиционными. Пусть так. Традиционно - это не значит плохо. Я не против новаторских книг, наоборот, я - за новаторство. Только вот за то ли новаторство, какое есть в их последних книгах? Я имею в виду такие, к примеру, повести, как "Хищные вещи века", "Улитка на склоне", "Второе нашествие марсиан", наконец, "Обитаемый остров". Тревожно и тяжко становится на душе после их прочтения. Я знаю, что критика называет эти произведения "предупреждениями".

Но кого и о чем они предупреждают? Об опасности материального изобилия для человечества? О том, что будущее зависит не от социальной структуры общества, а от человеческой натуры? Но ведь пути развития человечества могут быть разными, и то, что грозит буржуазному обществу, не может грозить нам.

Мне кажется, что создаваемые писателями-фантастами мрачные картины нравственного распада и измельчания человеческого общества никак не согласуются с традициями советской фантастики, возвеличивающей человека - творца, созидателя всех материальных и духовных ценностей, преобразователя природы.

Мне очень хотелось бы прочесть на страницах "ЛГ" статью, в которой содержался бы объективный критический анализ творчества этих писателей.

Метки:  

КОЕ-ЧТО О "МАЛЬКАХ..." (Б. Голдовский, 1961)

Вторник, 27 Июля 2010 г. 00:56 + в цитатник
...Перед пультом толпилась целая куча явных мальков. Они переругивались, размахивая руками, и отпихивали друг друга... Мальки взревели. Кого-то стащили с кресла и выпихнули прочь. Он был взъерошен и громко кричал:

- Я же говорил!

- Почему ты такой потный? - презрительно спросил его Панин (стр. 93).

- Ну, - сказал Панин, - чтобы в такой обстановке остаться че-ло-ве-ком, надо озвереть.

Он схватил Гургенидзе за шею и согнул его пополам (стр. 106). (то ли самбо, то ли дзюдо какое-то)

- Трепачи, - возразила Гала (стр. 32).

- Не понимаю, как можно так откровенно заботиться только о своем брюхе... (стр. 33).

- Не ори на нее, козел! - гаркнул с другого конца столовой атмосферный физик Потапов (стр. 8).

- Изверг! - воскликнул Дауге.

- Без-здельники, - сказал Быков.

- Это он, - сказал Дауге трагическим голосом. - Посмотри на его лицо, Владимир! Палач!..

- Знаете что, планетологи. - сказал Быков. - Подите вы к черту! (стр. 11).

Это не сценки из быта малолетних правонарушителей. Это описание жизни людей будущего в книге А. Стругацкого и Б. Стругацкого "Путь на Амальтею", изданной "Молодой гвардией" в 1960 году.

Да и внешне все эти скандалисты (простите, люди будущего) малопривлекательны.

"...за столом у вычислителя сидел штурман.., подперев пухлым кулачком двойной подбородок" (стр. 11).

"Отсидел физиономию, - подумал Жилин" (стр. 77).

Прочтешь такое и подумаешь: "Спасибо братьям Стругацким за то, что "ясную" картину будущего нам явили. А то ведь иной чудак живет и не ценит нынешней благодати, в будущее рвется. Сейчас хоть милиционеры есть. А если в будущем начнут хватать за шею, гнуть в дугу, всякими словами обзывать, кому пожалуешься?

И еще спасибо издательству "Молодая гвардия" за то, что столь своевременно останавливает нашу не в меру горячую молодежь на полпути в грядущее, издав книгу Стругацких тиражом в 315000 экземпляров.

 

    Б. ГОЛДОВСКИЙ

=====================================================================
Будущее и впрямь оказалось ужасным и принадлежащим шпане, жлобам и отребью. Не зря я свою девицу-красавицу запрограммировал, среди всего прочего, и на рукопашный бой от самбо до таэквондо, не пожалев гигабайт "Алдана". Роза должна быть с шипами, иначе её растопчут. Она может справиться и с противниками посерьёзнее, вроде ифритов из ЧОП (частных охранных предприятий), а уж этим "малькам" - мелкой шпанюге - быстро бы объяснила, что к чему. И пусть бы кто её попробовал "схватить за шею и согнуть пополам" - скрючился бы на полу с дикими воплями, сам согнувшись. Но она всего одна такая и на целую страну в 1/6 земного шара её не хватит.

Метки:  

НЕ ТОЛЬКО ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (М. Федорович 1966 Литгазета 1966 10 февраля)

Вторник, 27 Июля 2010 г. 00:27 + в цитатник
В ПОСЛЕДНЕЕ время научно-фантастическая литература стала привлекать все большее внимание советской общественности. Издаваемые массовыми тиражами, книги этого жанра приобрели широкий круг читателей, и в первую очередь среди подростков и молодежи. Это обстоятельство налагает особую ответственность на наших издателей.
Читать далее
Итак, всемерно желая фантастическому жанру дальнейшего развития, приветствуя появление новых книг писателей-фантастов, нельзя не помнить при этом о требованиях социальной четкости авторских позиций. Нужно всегда помнить, что каждая советская книга, в том числе и фантастическая, это не только занимательное чтение, но в первую очередь средство воспитания человека.
==================================================================
Ну, а кого воспитали Стругачи на своём бреде? Ойру-Ойру, торгующего собачьей шаурмой? Или кавказского наркоторговца Эдика Амперяна? Или Кристобаля Хунту - колумбийского наркобарона и члена хунты? Такие вот сволочи-"майонезы" и угробили страну и привели к власти Ельциных, Гайдаров (зять Аркаши и прототип голого вепря)

Метки:  

ОБИДНО ЗА АВТОРОВ (Л. Богоявленский, 1966, Молодой дальневосточник 1966, 3 июля)

Вторник, 27 Июля 2010 г. 00:19 + в цитатник
Придет время, когда страстная, бескорыстная жажда познания станет одной из главных сил, определяющих деятельность человека. Нечего и говорить о том, как важны книги, будящее воображение, заставляющие стремиться к неизведанному. Как ни жаль, образам людей будущего не часто везет в нашей фантастике.

Передо мной повесть А. и Б. Стругацких "Возвращение". Странное впечатление производит эта книга. Авторы рассказывают о будущем. Действие происходит в XXII веке. Здесь и быт людей той эпохи, и сельское хозяйство, и освоение морских глубин, и исследование космоса, и посещение неведомых планет с разумными обитателями, и многое другое.

Но главное не в этом. Два века, которые отделяют нас от героев повести, конечно же, должны существенно изменить духовный облик людей, их взаимоотношения, речь, нравственные качества. Однако герои повести по своему духовному облику очень бедны, если не сказать - примитивны. Правда, подростки, с которыми читатель встречается в начале книги, могут говорить о сложнейших научных проблемах, они умеют подражать вою гигантского ракопаука с планеты Пандора, но друг с другом они изъясняются на жалком жаргоне. Лексика их очень бедна.

К тому же, если проследить за действиями этой дружеской компании молодежи, видно, что им не чужды и мелкое честолюбие, и даже - жестокость, проявившаяся в расправе над одним из соучеников.

Право, обидно за авторов, умеющих создавать действительно хорошие книги, и очень хочется, чтобы все, что появляется в области фантастики, было бы действительно художественно и идейно полноценным.
======================================================================
Ну, действительно хороших книг, у них, предположим не было, не считая ранних. К совету они не прислушались, а только закусили удила, выпуская всё более бредовые и тошнотворные опусы
От голых вепрей и ракопауков, к голому вепрю реальному - Егорке Гайдару и бредням про затопленные баржи с комсомолками.

Метки:  

Без заголовка

Суббота, 24 Июля 2010 г. 13:07 + в цитатник
Это цитата сообщения [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

МИР ИДИОТОВ

 (133x223, 9Kb)
МИР ИДИОТОВ (Ю. Мухин)

(интеллигентная московская среда)


Откуда взялась, как сформировалась и кто она такая, эта советская интеллигенция, хорошо показано в автобиографическом романе М. Арбатовой. Правда, М. Арбатова описывает клинический случай - московскую интеллигенцию, но думаю, что периферийная, если и была лучше, то ненамного.

Анализ, представленный здесь, сделан на основе фактов, данных Арбатовой в своем романе.



Девушка из хорошей семьи

По отцу Арбатова происходит из русских крестьян.
Ее дед Гавриил Гаврилин, в душе пацифист, с началом войны с Германией пошел на фронт, там получил три Георгиевских креста вместе с чином офицера. После революции стал большевиком, окончил заочно Экономическую Академию, был хорошим хозяйственником, арестовывался, сидел в тюрьме, был оправдан и в 1941 г. пошел записываться в трудовое ополчение.
Сыновья и зятья его пошли на фронт, один зять погиб.

Его сын Иван, будущий отец Арбатовой, вопреки воле отца стать инженером, поступил на редакционно-издательский факультет МГУ, во время войны стал офицером-политработником, а после войны в звании подполковника преподавал марксизм-ленинизм в военных академиях, и в этом качестве женился на матери Арбатовой.

Линия и наследственность по отцу Арбатовой никак не передалась, отец умер, когда ей было 10 лет, а мать с отцовскими родственниками-плебеями не общалась. Она была аристократкой.

Ее дед Илья Айзенштадт в 1914 г. окончил гимназию и с началом войны мог бы уйти на фронт, но поступил по-еврейски - уехал в Палестину и околачивался там и в Европе всю войну.
Читать далее

Анатолий Юркин Стругацкие как угроза

Суббота, 24 Июля 2010 г. 01:21 + в цитатник
Анатолий Юркин Стругацкие как угроза

газета "Пророчества и сенсации"
Рубрика: передовица
Дата: 2 апреля 2005г.
Номер газеты: 724 (14)

Кого травят консервами из Левиафана?

"У Карфагена не было собственного национального искусства, но щедро оплачиваемые ремесленники торгового города создавали новые формы, руководствуясь опытом западного мира и восточными традициями".
Гарри Бронзик
Лезвие зеркала


Мы вступили во вторую половину первого десятилетия XXI века, но до сих пор под жесточайшим табу находятся простые и очевидные факты. Например, под негласным запретом находится любая информация о том, что в психиатрических лечебницах бывшего СССР находились больные, чью психику повредили книги и журнальные публикации Стругацких. В частных беседах с представителями операторского движения специалисты по работе мозга неоднократно заявляли, что "Стругацкие – "темные авторы" и для подростка и юноши "погружение в литературный мир Стругацких чревато последующим обращением в сатанинские культы" и т.д.

Стругацкие – Черные Колдуны? Да, но не подобный тезис должен стать поводом для серьезного разговора. Вне зависимости от того, удастся ли документально подтвердить психиатрическую угрозу Стругацких в современной России или нет, следует сформулировать однозначный запрет на приобщение детей к творчеству Стругацких. Прежде всего, в книжных магазинах тома со сборниками повестей Стругацких должны находиться в помещениях, не имеющих общего входа с разделом "Литература для детей". Ибо новые книжные и электронные издания Стругацких – это смертельно опасные консервы, набитые гниющей плотью заживо смердевшего Левиафана.
Читать далее
Творчество писателя "Братья Стругацкие" - это "дудочка крысолова. Потому что мы послушно прошли за нею через рай коммунизма, по чистилищу его, и забрели потом в ад, да и остались там, в аду все пути открыты. Дальше - уже сами. Но лично я хочу продолжения. Я не приучен ходить сам". (А.Карапетян). остается уточнить такую малость как - почитатели Стругацких, вы забрели или Крысоловы Вас сюда завели? И потом, какого Вы, наши оппоненты, биологического вида, если на Вас действует дудочка крысолова? Сытного Вам ужина в аду, а мы, люди-операторы, продолжим поиски своего пульта управления без подсказок Стругацких!

Вывод: так заразительно писавший о Р-fobia, Сергей Переслегин ведет себя настолько безнравственно, что впору ввести понятие "П-фобии". То есть, феномена читательского страха перед начетничеством переслегиных, которые любую неудачу и ошибку Стругацких способны показать достижением оккультно-мистической традиции. Аморальный автор предисловия - покоренный читатель.


http://polygamist.narod.ru/0700/0024.htm
Рубрики:  Советская критика о Стругацких

Метки:  

ГАДКИЙ УТЁНОК (Н. Шпаковский, Южная правда, Николаев.- 1984.- 30 июня)

Среда, 14 Июля 2010 г. 19:40 + в цитатник
КЛФ "Арго". Это не моторная лодка, не мопед новой модификации и даже не стиральный порошок, а клуб любителей фантастики - общественная организация, о которой мало кто знал, ибо заметных и полезных действий за ней но наблюдалось. "Арго" - дитя городской организации общества любителей книги. Оно родилось от чрезмерной любви отдельных членов этого общества к НФЛ - научно- и ненаучно-фантастической литературе. Отцы справили дитяте родины, радуясь, что отныне можно отчитываться о наличии клуба читательских интересов, и подбросили свое недоношенное чадо в Дом культуры железнодорожников. Железнодорожники приняли "аргонавтов", как пассажиров: доедут себе до станции назначения и рассеются в толпе. Посему люди, которые по воскресеньям собираются в малом зеле, не вызвали особого интересе тех, кто должен заботиться об эффективности культурно-массовой работы. А жаль. Публика собиралась весьма интересная - эрудиты в направлении развития современной техники, НФЛ, даже библии и йоги. Они бы могли без особой подготовки доказать, например, что на Марса будут яблони цвести. Тем более, что цель "Арго" - пропаганда научно-фантастической литературы, развитие творческих способностей членов КЛФ, воспитание литературных вкусов у читателей.

Цель, конечно, благородная, но очень сомнительно, чтобы можно было достичь ее с помощью одной НФЛ, как это собирались делать "аргонавты". Читать далее
Запротестуют, смотри, против дальнейшего существования "Арго" отдельные преподаватели общественных наук, кураторы пединститута, ведь это стыд какой, что у некоторых будущих учителей знания не становятся убеждениями. Вырастают таковые Иванами, не помнящими родства.

Так что же делать с "Арго"?

Исчерпывающий ответ на вопросы идеологической и воспитательной работы в целом следует искать в решениях июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС. А в данном случае надо обратиться и к другому партийному документу большом глубины и силы - речи товарища К. У. Черненко на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций. Константин Устинович подчеркнул: "Формы работы не могут быть застывшими, окостенелыми. Они нуждаются в постоянном развитии. Нельзя к тому же не учитывать и присущего молодежи стремления к новому".

Такой подход, такая позиция - гарантия того, что у нас не станет гадких утят, из которых могут вырасти вот такие гуси.

====================================================================================
Не могу не пропиарить своего земляка. Я ведь тоже из Николаева.
Рубрики:  Советская критика о Стругацких

Метки:  

Размышлизмы Бори Стругача

Воскресенье, 04 Июля 2010 г. 16:27 + в цитатник
Интервью с Борисом Стругацким
14.01.2009
Борис Стругацкий: «Все попытки доказать, что то-то и то-то в СССР было хорошо, напоминают мне разговоры о том, какие замечательные при Гитлере были построены автобаны»

6 января 2009г. “Maxim”

Слово «великий» не принято употреблять в отношении современника. И все же в этот раз мы взяли интервью именно у великого писателя. Борис Стругацкий рассказал, почему почти так скупо писал о женщинах, как относится к Сергею Лукьяненко и что самое страшное в нынешнем застое.
Читать далее
====================================================================================
О да, СССР - с их точки зрения империя лжи. А сами-то куда смотрели? Кто ж их самих-то ЛГАТЬ заставлял? Могли бы ведь не бредятину про голых вепрей и зомбобашни писать, а, как я, уйти в деревню и выращивать овощи и фрукты, или, как Григорий Проницательный и Борис Питомник, пойти уборщиками в местную больницу. А насчёт женщин тоже всё ясно. Не зря Румата красовался голым перед мальчиком-слугой, надевая и снимая нейлоновые трусы. Ещё раз респект Шико за разоблачение этих гнусных типов.

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 11 Мая 2010 г. 20:21 + в цитатник
На сцене некоторых театров, на экранах кино и телевизоров ныне появился скептически настроенный молодой рабочий, одетый хотя и модно, но не с иголочки, причесанный кое-как, но тоже по моде. Он слишком умен и небрежен, чтобы придавать значение внешнему виду. Каждым жестом он демонстрирует принадлежность к атомному веку - эпохе кибернетических роботов и сверхзвуковых скоростей.

Посмотришь иногда на такого героя, послушаешь его речи и придешь к невеселому заключению: парень этот вышел не из реальной жизни, порожден тенденциозностью некоторых литераторов и режиссеров, сосредоточивших свое внимание на той незначительной части молодежи, которая откровенно склонна к легкомысленному скептицизму, социальному эгоизму, к громкой "левой" фразе. Только им одним ясно, что мир устроен не так, как бы они желали, и потому не может быть ими принят. Это одна из разновидностей героев так называемой исповедальной прозы, но только подновленных, притянутых за уши к заводу и расцвеченных красками экрана. Породившим его на свет божий фактически нет дела до подлинного образа рабочего. Отцы литературных и сценических персонажей постоянно "обтесывают" излюбленное детище, пытаются увести его из-под огня критики и для этого надевают на него то маску физика, то маску рабочего; они даже могут послать его на Усть-Илим или на острова в северном море. Смелости в этом смысле им, как говорится, не занимать. И мы, пожалуй, не удивимся, если завтра наиболее дерзкие из литературных отцов нарядят своего героя в космический скафандр и пошлют открывать звездные миры.

Впрочем, почему завтра?.. Братья Борис и Аркадий Стругацкие уже "порадовали" читателей книгой, в которой, правда, битлсы не покоряют космос, но в делах участвуют вполне космических...

Но вот начинаешь читать - все та же старая песня: молодой человек брюзжит и кривляется, он не видит в жизни никаких просветов, ему некуда и незачем стремиться, и прочее и прочее. Одним словом, старенький набор расхожих идеек, порядком приевшихся и, как показывает время, бесплодных.
Читать далее

Метки:  

Реалистическая фантастика и фантастическая реальность (Александр Лебедев, 1970)

Суббота, 08 Мая 2010 г. 20:43 + в цитатник
"Hа холме и вокруг холма происходило что-то странное... Из леса с густым басовым гудением вдруг вырывались исполинские стаи мух, устремлялись к вершине холма и скрывались в тумане. Склоны оживали колоннами муравьев и пауков, из кустарников выливались сотни слизней-амеб... Один раз из тумана со страшным ревом вылез молодой гиппоцет, несколько раз выбегали мертвяки и сразу кидались в лес, оставляя за собой белесые полосы остывающего пара..."

Перед нами "фантастическая повесть" Аркадия и Бориса Стругацких "Улитка на склоне".

Опять фантастика!

Диву даешься, как подумаешь, сколько всяких фантастических чудищ приходится ныне на одну человеческую душу в литературе. И произошло это прямо на наших глазах. Hе странно ли, между тем, что именно сейчас - в пору небывалого расцвета строго научных взглядов на жизнь - такой популярностью стала пользоваться всякого рода художественная фантастика? В чем смысл сего парадокса?
Читать далее
==========================================================================================
Очередное подтвеждение тезиса Шико об ориентации братцев Стругачей. Если женщины у власти - значит пробивные стервы. То ли дело Румата, являющийся в непотребном виде перед своим смазливеньким мальчиком.

Ну, а начало этой опупеи объясняется очень просто: росли в этом лесу грибочки колдовские галлюциногенные, пришли братки Стругачи и грибочки эти скушали да пепси-колой запили. Ещё там трын-трава росла особая, какой ни у султана Пакистанского, ни у хана Чуйского не видывали. Ну и пошли галлюцинации. Впоследствии под влиянием этих же грибочков и травки было написано про знаменитые баржи.
Рубрики:  Советская критика о Стругацких

Несообразности в фантастике 1972 год

Понедельник, 19 Апреля 2010 г. 11:14 + в цитатник
Несколько замечаний о стиле А. и Б. Стругацких

Фантастика - трудный жанр. Он требует от автора не только богатого воображения," но и умения заставить читателя поверить в невероятное. Вместе с тем это жанр очень увлекательный и очень массовый; круг читателей фантастических произведений нельзя определить ни социальными, ни возрастными признаками. Для автора - это жанр больших возможностей, но еще больших требований. Авторов- "детективов" и авторов- "фантастов" подстерегает одинаковая опасность: не выручит ни лихо закрученный сюжет, ни неистощимая выдумка, если беден язык. Ведь язык фантастических произведений подчиняется условиям, специфичным для всей художественной литературы.
Читать далее

Метки:  

Боря Стругацкий раскрылся во всей своей красе

Вторник, 13 Апреля 2010 г. 12:27 + в цитатник
<Уважаемый Борис Натанович!
Спасибо Вам за книги. Когда я читал их в 80-е, я читал в одиночестве: моим друзьям было неинтересно читать о проблемах. Я ненавидел нашу власть, которая сживала со света талантливых людей. Живя в Канаде, я вижу, что под свободой здесь понимается жизнь, состоящая только из физиологии и распутства. Понятие «культура» относится к чему-то старому и далёкому. Торговля детьми из Восточной Европы, для хирургических операций богатым, и враждебность именно к русским, а не к коммунизму, – это здешняя реальность.
Желая свободы, Борис Натанович, желали ли мы такой свободы?
Валера Саранчук < valeri.s@lycos.com>
Toronto, Canada - 11/22/01 20:36:41 MSK

БС Вы задаете, по сути, совершенно риторический вопрос. Конечно же, нет. Но даже такая «свобода» все-таки лучше любой несвободы.



Ну, вот он и раскрылся. Как говорил Эркюль Пуаро, дайте преступнику выговориться. Теперь последний Стругач признался, что его идеалы - половая распущенность, оголтелая русофобия, разделка детей на органы для богатеньких господ, живущих так же, как и он - в пьянстве и б$%^стве. А несвобода - это когда заставляют смирить похоть и пахать. Чего бр. Стругачи не вынесут.

Читать далее

Метки:  

Тайны марсианских лун (Валерий Жарков)

Вторник, 13 Апреля 2010 г. 01:16 + в цитатник
Придет время, и на Марс полетят люди. По мнению авторов книги, это случится в XXI веке. Но задел создается уже сегодня. Длительные полеты советских космонавтов на орбитальных станциях можно считать предварительным шагом к будущим межпланетным экспедициям. Ведь один из главных вопросов — сможет ли человек находиться в невесомости два-три года, или же потребуется создать условия искусственной гравитации.

Может быть, что-либо из научно-технических прогнозов авторов станет реальностью. Ведь они специалисты в космической области. Но в одном они безусловно правы: чтобы человеку достичь Марса, на Земле должен быть мир.

Думается, справедливо и обратное: совместные международные проекты освоения космоса такого масштаба, как высадка человека на Марсе или его спутниках, способствуют сохранению мира.

Есть, правда, бескрылая фантастика, без мечты, которой не угнаться даже за повседневной работой ученых. Так, А. Стругацкий считает, что проект высадки на Марс не нужен. Недаром известный американский астрофизик Карл Саган сказал в ответ на это:

«Это редчайший случай, когда у ученых воображение работает лучше, чем у писателей-фантастов».

К этому можно добавить, что фантаст не только оказался позади ученого, как впрочем и в литературных произведениях, но он оказался во вчерашнем дне, ибо давно известно, что ничегонеделание обходится науке дороже, чем осуществление даже сложных проектов.

Впрочем, и носители социальной идеи в бескрылой фантастике взахлеб выдаваемые иными нуль-критиками за героев светлого будущего, увешанные средневековыми реалиями вроде мечей, ножей, арбалетов и действующие во имя этого будущего на планете туземцев (как это у Стругацких в «Трудно быть богом»), любят помечтать совершенно приземленно, например, в объятиях милой туземочки Киры, как это делает некий Румата. А когда дом, где носитель светлых идей называет туземочку своей маленькой, осаждают и мелодраматическая концовка вызывает усмешку у самых нетребовательных читателей поп-фантастики, Румата, этот разведчик и носитель идей, сокрушает дикарей и аборигенов, снося им головы так, что его сотоварищи, тоже носители светлых идей, потом говорят: «видно было, где он шел».

После таких носителей света, говоря языком вполне земного фольклора, там, где они прошли, делать нечего: все мертвы.

Но вернемся к научной мечте в точном значении этого слова.

Когда-нибудь в XXI веке люди всерьез задумаются над такой проблемой: как спасти Фобос от гибели, ведь при освоении Солнечной системы он может пригодиться. В принципе это возможно. Надо только изменить знак векового ускорения на противоположный. Со временем космические возможности человечества многократно умножатся, и такая задача будет ему по силам. А пока эта тема остается в ведении фантастов…

Метки:  

Блеск и нищета философской фантастики (В. Свининников, отрывки)

Вторник, 13 Апреля 2010 г. 00:34 + в цитатник
"Немало ярких и оптимистических страниц о будущем написали Стругацкие. Но постепенно, от книги к книге все менее привлекательным становится будущее, которое рисуют Стругацкие. В "Далекой радуге" довольно симпатичные молодые ученые... жулики, которые ради своих - научных, правда, - увлечений готовы оставить всю планету без энергии. И некоторая грубоватость героев, которую у "ранних Стругацких" можно бы расценивать как одну из привлекательных "земных" черточек, оборачивается от недостатка чувства меры примитивом. И надуманный, из пальца высосанный морально-этический конфликт: кого спасать - ученых ли, чьи знания очень нужны планете, или детей... Трижды прав Ю. Котляр, который замечает в своей критической статье, что при любом общественном строе такой конфликт решается однозначно, не то что в коммунистическом будущем..."


«Разгул машин, все пожирающий и подавляющий в бесчеловечности своей технический прогресс («Улитка на склоне»)? Страшную силу вещей над опустошенными душами людей («Хищные вещи века»)? Массовое оболванивание людей при помощи довольно примитивных технических средств и во имя каких-то неясных целей («Обитаемый остров»). На самом деле эти модели не столь уж нейтральны к нашему миру. Рисуя как нечто фатальное, неумолимое и неподвластное социальной воле людей это торжество вещей, авторы в вольно или невольно в обесценивают роль наших идей, смысл нашей борьбы, всего того, что дорого народу.
Нас почему-то настойчиво убеждают не искать в творчестве Стругацких каких-то намеков, подтекста и т.д. Но, встречая в их повестях-предупреждениях какие-то детали, черточки, выхваченные из жизни нашей страны, но перевернутые, исковерканные, чудовищно деформированные, поневоле начинаешь задумываться: во имя чего?.. Известно, что любое литературное произведение, как явление советского искусства, должно по идее утверждать социалистический гуманизм, веру в человека, в его духовные силы. О последних книгах Стругацких, особенно о Сказке о тройке, этого не скажешь... Социальный эквивалент их картин и сюжетов - это в лучшем случае провозглашение пессимизма, идейной деморализации человека.


"Здесь же описаны десятки непонятных, но омерзительных сцен" (об УнС)

«Это произведение, названное фантастической повестью, является не чем иным, как пасквилем на нашу действительность. Авторы не говорят, в какой стране происходит действие, не говорят, какую формацию имеет описываемое ими общество. Но по всему строю повествования, по тем событиям и рассуждениям, которые имеются в повести, отчетливо видно, кого они
подразумевают», - пишет в газете «Пра вда Бурятии» (19 мая 1968 года) В. Александров.


ЗЫ Кто знает полный текст этой статьи - пришлите мне, пожалуйста!

Метки:  

ДОРОГИ ЗЕМНЫЕ И ЗВЕЗДНЫЕ (А. Рябченко)

Вторник, 13 Апреля 2010 г. 00:00 + в цитатник
...Рассмотрим с позиции высокой требовательности повесть братьев Стругацких "Страна багровых туч".

Обилие общеизвестных астрономических данных о Венере, пространные весьма спорные соображения о принципах устройства фотонной ракеты, наконец, местами нарочитая грубость языка героев настораживают требовательного читателя с первых же страниц и... утомляют. Разумеется, ознакомление читателя с теми или иными научными данными - обязательный компонент фантастического произведения. Но превращение значительной части книги в лекционное описание научной проблемы утомляет читателя и снижает его интерес. За обилием описательных сцен и картин, научных выкладок теряется идея произведения, снижается сила его воздействия.
Читать далее

Метки:  

Поиск сообщений в Выбегалло
Страницы: [2] 1 Календарь