-Рубрики

 -Метки

(часть 1973 ЖЗЛ автопортретов акварель александр генис альтернативное топливо блог блоги вобан война вышивка вышивки вышинский гент года города грузенберге дмитрий быков дневник дополняю_парашутова евреев евреи живопись здоровье израиле израиль иллюстратор история израиля их имена - на карте хайфы картины картофель китай книги к прочтению комментарии леди_годива леонид броневой леонид радзиховский лживый метки моссад музыка натана общество огонь осиповиче отличие парк цветов пекин песочные скульптуры плетение полезных политика посягнул просят противостоять профессиональный путешественник психологическое лечение путешествие в юго-восточную азию путешествия разметки рассказ растения израиля реставрация архитектуры свердлов сегодня смешное советы сохранение памятников культуры сутин теперь послушаем вертинского... украдены хаим хайфа художник цитата цфате чайковский что_слушала_с _ipo шанхай

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Москва-Хайфа

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.03.2010
Записей: 1737
Комментариев: 129
Написано: 2163


Чехов в помощь.Александр Генис

Пятница, 18 Октября 2013 г. 21:43 + в цитатник
http://www.svoboda.org/content/article/25139791.html Теперь это официально: ученые (в исследовании, опубликованном журналом Science) доказали, что читать полезно, но далеко не все равно что. Впервые наука экспериментально показала, чем хорошие книги отличаются от каких попало. Суть опыта заключалась в том, что добровольцев (и не только, как обычно, студентов) просили прочесть несколько страниц хорошей прозы. А потом, пока она еще звучала в их головах, участников эксперимента тестировали на эмоциональную интеллигентность, эмпатию и способность "читать" другого. Все эти качества, уверяют психологи, совершенно необходимы для успеха в жизни на любом поприще – от удачного любовного свидания до продвижения по служебной лестнице, от воспитания детей до политической борьбы, от супружеских отношений до финансовых операций. Экзамен показал: чтение резко увеличивает эмоциональную грамотность. Для этого, однако, не годится ни публицистика, ни научно-популярная литература, ни расхожая беллетристика бестселлеров, а только и именно высокая словесность признанных мастеров. Таких, говорят исследователи, как Чехов. Почему? Да потому, что большие писатели в прямом смысле слова занимаются Недосказанность – капитал, процентами с которого мы пользуемся всю, а не только читательскую жизнь воспитанием чувств. Они учат читателя разбирать хитросплетение мотивов, расшифровывать намеки и воссоздавать целое по скупым, но метким деталям. Хорошая книга, в отличие от той, что исчерпывается сюжетом, никогда ничего не говорит в лоб. Изъясняясь обиняками, она ухватывает реальность, не перечисляя ее. Превращая читателя в следопыта, автор ведет его к открытию, но сам останавливается за шаг до него. Недосказанность – капитал, процентами с которого мы пользуемся всю, а не только читательскую жизнь. Характерно, что, делясь результатами своего опыта, западные ученые первым делом вспомнили о нашем Чехове. И правильно сделали, ибо чтение его книг воспитало несколько поколений интеллигентов – и не только в России, конечно. Чтобы понять механизм чеховских уроков, лучше всего читать (а не только смотреть) его пьесы, приучаясь ценить даже не реплики, а скупые ремарки, дирижирующие диалогом. Главная из них – пауза. Когда молчание заменяет реакцию, пауза служит немым восклицательным знаком. Так, в "Трех сестрах" каждый раз, когда Вершинин рассуждает о том, какой прекрасной будет жизнь через двести лет, остальные смущенно молчат. Не удивительно, что в трагическом чеховском театре столько смеются. Каждая его пьеса – диалог из плохо пригнанных частей. Комический эффект – признак смущения от несовпадения нас с нашей речью. Это неизбежно, ибо в театре все врут. Но в жизни – тем более, только от безвыходности. Мы ведь всегда говорим не то, что думаем, не то, что чувствуем, а то, что можем. Этого отнюдь недостаточно, но делать нечего, и в пьесах Чехова царит сплошное "вместо". Чтобы не сказать важного или страшного, говорят пустое или бессмысленное. Чехов нам показал, что сила слов заключена в их слабости. Отсюда знаменитое "А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища" из "Дяди Вани". Реплика без содержания – мантра, которая должна остановить поток дурных мыслей, мучающих героя. Чем чернее эпизод, тем менее осмысленно его словесное оформление: несказанное горе – невысказанное. Всякий раз, когда в пьесе появляются ничего не значащие слова, мы задеваем голый нерв драмы – и познаем житейскую истину, которая тем важнее, что ее нельзя высказать словами.

Серия сообщений "уроки чтения":
Часть 1 - Александр Генис. Фантики
Часть 2 - Александр Генис. Чехов понятен каждому, особенно женатому
...
Часть 9 - описать свою библиотеку
Часть 10 - Смешное нельзя пересказать, только — процитировать.
Часть 11 - Чехов в помощь.Александр Генис


КристинаТН   обратиться по имени Здравствуйте! Суббота, 14 Декабря 2013 г. 01:29 (ссылка)
Читая классику - это чувствуешь
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку