«Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам лучшие свои мысли».
Рене Декарт (1596-1650)
«Парадоксальное откровение о «царстве не от мира сего» содержит в себе два тесно связанные между собою положения. Им утверждается, ВО-ПЕРВЫХ, что именно ученики Христовы, т. е. избранные, призванные приближенные Царя, ближайшие участники его царской власти и царского достоинства, не только не пользуются никакими привилегиями в мире, но необходимо должны в нем терпеть страдания и быть гонимы. И им утверждается, ВО-ВТОРЫХ, что Христова победа над миром, спасение, принесенное Им миру, остаются в составе самого мира – до его последнего конца – НЕЗРИМЫМИ, так что мир, как таковой, продолжает во всем своем трагизме и во всей своей неправде так существовать, КАК ЕСЛИ БЫ не было никакой победы Христа над ним и не произошло никакого его спасения. Эти два положения настолько противоречат и «здравому смыслу», и естественным нравственным мотивам, настолько суть «иудеям соблазн и эллинам безумие», что подлинная правда откровения Христова навсегда остается величайшим парадоксом и подлинная вера в него дается человеку всегда лишь с величайшим трудом и доступна в сущности лишь меньшинству людей».
С. Л. Франк, «Свет во тьме»
«Революция бессильна изменить человеческую природу; она оставляет её органически ветхой, подчинённой старой и непреодолённой физиологии и психологии, но притязает механически создать из этой старой человеческой природы совершенно новое общество и жизнь. Это и делает революции в значительной степени призрачными, не имеющими корней».
Н. А. Бердяев, «Философия неравенства»
«Культура формирует всегда свой «передовой класс», в котором кристаллизуются творческие силы и устремления эпохи, – и в представителях этого «передового класса» постепенно слагается своя особая психология, существенно и глубоко отличная от церковности. Деятели культуры настолько обычно внецерковны в самых основах и глубинах своей творческой жизни, что среди них одинаково возможны (без серьезного перелома) и дружелюбное и враждебное отношение к Церкви. Но в обоих случаях светская культура стихийно движется в сторону вытеснения Церкви из жизни; этот внутренний конфликт Церкви и культуры объясним только из того, что секуляризация культуры (по крайней мере, в Западной Европе) развивалась в линиях отхода и разрыва с Церковью, но не с христианством. Вот отчего в самой динамике культурного творчества, в движущих силах культуры пылает видимым или скрытым пламенем вековая тяжба с Церковью».
В. В. Зеньковский. История русской философии
«Большинство людей к своим собственным погрешностям относятся снисходительно, а чужие осуждают. Так многие часто говорят, что государственные и общественные дела идут худо, и в качестве причины указывают на неразумие правительства; я же говорю, что не неразумие правящих лиц, а наш грех служит тому причиной: именно он всё расстроил, довёл до всех этих зол, именно из-за него, не по какой другой причине, разлился над нами этот рой бедствий».
Свт. Иоанн Златоуст
"Если не будешь услышан - благодари, и продолжай молиться, чтобы быть услышанным: нужно и то и другое - и получать, и не получать. Бывает, что лучше не получить: если бы просимое было нам на пользу, то Бог дал бы".
Преп. Иосиф Волоцкий
“О гордый человек, если бы Ангел-хранитель как-нибудь сбросил завесу с твоих глаз и показал тебе безбрежную пучину всего того, о чём не имеешь ты понятия, то бросился бы ты в ноги всякому человеку, перед которым дотоле кичился и которого уничижал, и со слезами воскликнул: “Прости, прости! Я ничего не знаю!”
Свт. Николай Сербский
"Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упрёков, жажда похвал, искание лёгких путей, непрерывное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают?"
О. Александр Ельчанинов
“Слово “смерть” имеет несколько смыслов в зависимости от употребления. Обычно когда говорят о смерти человека, то имеют ввиду разлучение его души с телом, но с христианской точки зрения такое понимание смерти является ущербным. У святых отцов под словом “смерть” имеется в виду прежде всего духовная смерть человека, его удалённость от Бога – источника истинной жизни. Смерть духовная есть по сути истинная смерть. Эта смерть и постигла прародителей сразу после грехопадения. От этой смерти прежде всего и избавил нас Господь наш Иисус Христос”.
Леонов В., протоиерей. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. СТСЛ, 2015. С. 62.