Цитата сообщения Матильда_Пупкина
Методика обучения чтению. часть1.
Родители, начиная заниматься с малышом, обучать и развивать его, в первую очередь, стремятся научить ребёнка читать. Как сделать это занятие весёлым и интересным? По какой из существующих методик заниматься? Об этом — наш материал.
Главное — заинтересовать!
Приступая к обучению, не торопитесь ставить сроки, за которые ребёнок должен научиться читать. Стараясь привлечь внимание малыша к грамоте, наблюдайте за ним, отмечайте, что ему нравится, а что нет. Если он не проявляет никакого энтузиазма, не стоит настаивать. Значит, ещё не время. Продолжайте игры, ежедневно читайте ему вслух, сами же подковывайтесь в теории обучения.
Методики
Выделяют два основных, противоположных в своей основе метода обучения чтению: фонетический и лингвистический. В ходе экспериментов, проводимых с целью определить необходимость изучения фонетики, учёные пришли к выводу: для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками, а значит, большинству маленьких читателей фонетика необходима. Анна Шевякова, автор статьи «Читают все!», выделила следующие методы обучения чтению:
Фонетический метод
Основан на алфавитном принципе. Вначале ребёнок учится произношению букв и звуков (фонетике), а затем переходит к слогам и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления.
* Метод систематической фонетики. Перед тем, как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ — умение манипулировать фонемами.
* Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению. То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста. И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами.
Лингвистический метод
Лингвистика — это наука о природе и о строении языка. Часть её используется при обучении чтению. Этот метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребёнок усваивает соответствия между буквами и звуками.
* Метод целых слов. Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребёнку показывают слово и произносят его. После того, как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.
* Метод целого текста. Больше апеллирует к языковому опыту ребёнка. Например, даётся книга с увлекательным сюжетом. Ребёнок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель — сделать процесс чтения приятным. Если ребёнок читает слово неправильно, его не исправляют. Согласно этому методу, чтение, как и освоение разговорного языка — естественный процесс, и дети способны освоить все его тонкости самостоятельно.
* Складовой метод. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, КО-РО-ВА, КА-ПИ-ТА-Н, А-И-С-Т. Младенец начинает говорить МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественней научить его читать. Основоположником складового принципа в обучении чтению стал Н. А. Зайцев, придумавший свои знаменитые кубики. На их гранях он написал склады, сами же кубики сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
P.S. Какой бы метод обучения чтению Вы не выбрали, не забывайте о главном: поддерживайте интерес ребенка к учёбе. А малышу интересно, пока его возможности совпадают с поставленными задачами. Нужно сделать так, чтобы у ребёнка получалось, чтобы его успехи были очевидны. Только на фоне положительных эмоций дальнейшее обучение будет эффективным.
"Кубики Зайцева" — пособие для обучения чтению с двух лет и может использоваться в семье, детском саду и школе. Методика даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими. Пособие может использоваться при обучении детей и взрослых, для которых русский язык не является родным.
Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.
Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, — важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.
Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелёными знаками препинания), объёму (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель — обеспечить непроизвольное, быстрое, надёжное запоминание.
Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает ещё и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.
В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а ещё лучше пропевание с музыкальным сопровождением — мощное средство воздействия на память.
"Побочные" результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:
* появляются навыки грамотного письма,
* выправляются логопедические недостатки,
* речь становится чище и отчётливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
* быстро расширяется словарный запас,
* формируется логическое мышление,
* развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.
Методика является природосообразной и здоровьесберегающей. Ребята не только не теряют в результате обучения здоровья, но и зафиксированы случаи исправления уже имеющихся недостатков (улучшение зрения, выправление начинающегося сколиоза).
Многолетняя практика преподавателей, работающих по методикам Зайцева, позволяет привести статистику по срокам обучения детей разного возраста (при условии проведения занятий по 30-60 минут 2 раза в неделю):
* двух-трёхлетки начинают читать в течение 6-9 месяцев,
* четырёхлетки — через 16 занятий,
* пятилетки — через 5-10 занятий,
* шестилетки — через 4-6 занятий.
Взрослые иностранцы, не знающие ни одной русской буквы, на первом занятии минут через 30-40 начинают составлять из кубиков слова, произносимые преподавателем, а через некоторое время уже и прочитывать их.
Достигните ли вы таких результатов или даже превзойдёте их, будет зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в "Учебнике".
статья взята с сайта -
http://forum.detiangeli.ru, автор - Аллуся