"В этой повести нет ангелов и нет злодеев...
Нет грешников и праведников нет. Да и в жизни их не существует...
Мы есть то, чем себя ощущаем. Наши свойства, достоинства и пороки извлечены на свет божий чутким прикосновением жизни".
(Сергей Довлатов, "Компромисс третий")
Таллинн, 2014 год, шли съемки фильма "Конец прекрасной эпохи" - экранизация нескольких рассказов Сергея Довлатова из сборника "Компромисс".
Фильм стал последней работой Станислава Говорухина:
"Я до сих пор считаю, что это моя лучшая картина. Более того, я решил больше вообще ничего не снимать, потому что мне кажется, что лучше уже не сделать".
Говорухин считает этот фильм, в некоторой степени, автобиографическим (хотя он снят по сборнику рассказов Сергея Довлатова) и полагает, что завершить карьеру на такой картине было бы правильно.
Критика писала: " Перед нами своеобразный эффект "отложенного кино".
Режиссеры одного с Говорухиным поколения снимают фильмы, которые они "могли бы" снять 40 и 50 лет назад, но не сняли в силу известных причин. Если бы такой фильм Говорухин снял в конце 1960–х, это, конечно, была бы бомба. Без заклинаний о "возвращении к ленинским нормам", без ретуши и лакировки, без цензуры, с амбивалентным героем и потрясающими деталями советского быта. "Конец прекрасной эпохи" - это на самом деле дань мечте, которая осуществилась только сейчас. Проблема российского кинематографа в том, что он все время опаздывает на эпоху: когда очередному поколению режиссеров наконец о чем–то становится "можно" говорить и снимать, это давно уже перестает быть откровением. время над ними не властно, а память хранит только хорошее.
Тоже по–своему счастье."
Названием картины стало заглавие известного стихотворения Иосифа Бродского
Конец прекрасной эпохи, написанного в 1969 году. Оно отсылает нас к той эпохе, которую сейчас называют "оттепелью" - несколько лет после смерти Сталина. И сам фильм призван перенести зрителя в тот период: сложный, смешной, несуразный, но такой близкий и родной каждому по духу.
Следует отметить работу оператора картины Геннадия Карюка, который не только принял решение вести съемки исключительно в черно-белом варианте, что позволяет смотреть фильм "Конец прекрасной эпохи" наравне с классическими советскими шедеврами, но и ввел в кадр акцентную деталь, благодаря которой глаз сразу фокусируется на самом важном в этом эпизоде.
Ну и, конечно, актерский состав - в основном, это уже приобретшие популярность: Лембит Ульфсак, Сергей Гармаш, Дмитрий Астрахан, Сергей Епишев, Федор Добронравов, Светлана Ходченкова. Со своей ролью своенравного журналиста и писателя отлично справился молодой начинающий актер Иван Колесников.
Журналист и начинающий писатель Андрей Лентулов (Иван Колесников) отправляется работать в газету "Советская Эстония". Это решение герой принимает прямо в пивной; за окошком идет умопомрачительный рождественский снег, превращая Ленинград 1960–х в технологическую сказку.
На улицах кургузые троллейбусы и грациозные "Волги"; пожилая продавщица, спрашивая: "Вам потеплее?" — подливает в пиво кипятка из монументального чайника с изогнутым носиком. На заднем сиденье редакционной "Волги" так сладко спится до Таллина...
ниже полностью представлен фильм "Конец прекрасной эпохи"
"Они тогда были молоды. А когда ты молод, то все интереснее и все видится в розовом цвете. Кроме того, в той стране действительно было много хорошего. Было много плохого тоже, но хорошего больше, в частности, отношения между людьми были иные. Не было такого меркантилизма по отношению к жизни, людей больше заботили проблемы эстетического, этического характера, философские. Обсуждались новые книги и спектакли. По этой атмосфере я лично скучаю."
Станислава Говорухин. (из интервью таллиннской "вечерке")
"А день вчерашний — куда он подевался?
И если забыт, то что же вынудило меня шесть лет спустя написать: "В этой повести нет ангелов и нет злодеев... Нет грешников и праведников нет..."?
И вообще, что мы за люди такие?"
(Сергей Довлатов, "Компромисс третий")
С.Д.Довлатов "Компромисс"
http://www.stena.ee/blog/v-talline-sostoyalas-premera-filma-govoruhina