Воскресенье, 06 Августа 2017 г. 14:57
+ в цитатник
Камень на могиле композитора Альфреда Шнитке.
Пауза
Ферма́та (итал. fermata — "остановка", "задержка") — знак музыкальной нотации. Знак фермата над паузой буквально означает вечная тишина.
* "Заключительная фермата" - музыкальный термин, знак над последней нотой, определяющий её длительность до тех пор, "пока не исчезнет звук".
А (под знаком паузы) означает Forte fortissimo. "Форте-фортиссимо — самое громкое".
"Оглушающая тишина"
- вера в бессмертие, переложенная нотными знаками.
- Requiem Aeternam
“Музыка – это подслушанные крики времени” - такие слова Альфред Шнитке поместил в качестве эпиграфа к своему дипломному сочинению, оратории “Нагасаки”.
Имя композитора А. Шнитке (1934-1998) известно многим людям, он один из крупнейших композиторов XX века, давно вошедший в разряд классиков. Ещё при жизни его начали называть гением. За чисто музыкальными категориями угадывается человек с романтически чутким, обостренным отношением к миру. Человек и музыка оказываются для Шнитке героями одного ряда: музыка как бы становится в творениях композитора метафорой мира человека.
В 1985 во время отдыха в Пицунде Шнитке перенес первый инсульт. С 1990 жил в Германии. Здесь его поразил второй, а затем и третий инсульты. Его, практически, полностью парализовало. Однако он продолжал сочинять с помощью специально созданного аппарата, который помогал ему работать одной рукой, находящейся в подвешенном состоянии. В доведении рукописей до законченного вида композитору помогали сотрудники музыкального издательства Сикорского.
* * * * *
Русский композитор. Родился в немецко-еврейской семье в Республике немцев Поволжья. Ранние послевоенные годы (с 1946) провел в Вене, где его отец работал переводчиком. С 1948 в Москве. В 1958 окончил Московскую консерваторию (класс композиции Е.Голубева). В 1962-72 преподавал инструментовку в Московской консерватории. Он стал одним из лидеров советского авангарда. Если говорить обобщенно, то в целом творчество Шнитке сочетает в себе элементы классического и авангардного музыкального письма по принципу коллажа. Яркое сопоставление бытовизмов и отвлеченно-возвышенных музыкальных образов создает особую атмосферу восприятия, созвучную контрастам современной действительности, где простому человеку далеко не всегда удается понять свое место.
В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам. Это очень важный пласт пласт киномузыки , аналогов которой нет в истории мирового кинематографа, написав музыку почти к 70-ти фильмам (среди которых "Агония", "Экипаж", "Вызываем огонь на себя", "Восхождение" Л. Шепитько).
Что несет в себе музыка Альфреда Шнитке? - в его произведениях можно найти все: смерть, одиночество, страх, отчаяние..., пародию и гротеск на жизнь, на мёртвую действительность на фоне вечной и живой музыки.
В одном из интервью Альфред Гарриевич сказал, что дьявол должен быть привлекательным, чтобы ему поверили, и поэтому в наши дни дьявол скрывается под маской популярной музыки.
"Сюита в старинном стиле".
Ужас суеты и гниения духа Альфред Гарриевич противопоставляет настоящей вере, настоящему искусству и подлинной красоте, к которой должен стремиться желающий не только называть себя, но и поистине являться человеком.
(фуга - в переводе "бег", но полнее вижу "бег" жизни)
Шнитке — эта фигура, которая останется в истории надолго. Он очень часто исполняется до сих пор, люди с большим удовольствием берут его сочинения в свои программы. Так что с его наследием все будет хорошо, если... если и мир останется надолго.
полька
Вальс из фильма "Горячий снег"
Waltz of Farewell (прощальный вальс)
"когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь размышлять о вечности..."
(Иосиф Бродский)
Tango in a madhouse (танго в сумасшедшем доме)
* * * * *
Напротив камня "оглушительная тишина" стоит памятник с прозрачным (воздушным) крестом. Здесь - взгляд "сквозь тусклое стекло", звучание после глухой паузы.
И потом - Свет, Слово, Лик. И музыка уже без инструментов.
Уход - молчание - и, надеюсь, новый звук.
тема из док. фильма Михаила Ромма "И все-таки я верю" (Mosfilm), 1974.
А эту жизненную "фермату" с любовью позвольте подарить вам, читатели.
"признание в любви", тема из х/ф "Сказка странствий"
Лулу_Прада, Ларочка, доброго вечера. Как точно написано... Музыка – это подслушанные крики времени. А сколько этих криков в музыке Шнитке... Гениальный композитор. Ведь восприятие любого фильма во многом зависит от музыкального фона.
Спасибо тебе, как всегда изложено самое главное. "Краткость... сестра таланта" это про тебя. С удовольствием послушала и посмотрела видео.
Валюша, дорогая, доброго времени!
Спасибо что забежала!)
Этот пост - пост ассоциаций моего лета... умерла мама у меня на руках
и через 2 недели родился внук Андрей!
Жизнь продолжается - и я так вас, мои лирушные друзья, люблю!
Спасибо!
Лулу_Прада, Ларочка, прими мои соболезнования и в то же время поздравление с появлением на свет долгожданного внука. Ты права... жизнь продолжается. Возможно душа мамы, переселилась в вашего малыша. Пусть растёт здоровеньким на радость вашему семейству.
Благодарю Вас за великолепный пост! Я всего тремя годами младше Альфреда Гарриевича. Была с ним знакома. Не скажу. что близко, но как-то часа три у него дома проговорили... Я много лет дружила с Володей Тонха, нас связывали и музыкантские и почти братские отношения, а он был первым исполнителем всех троих "музыкантов-диссидентов" : и Альфреда, и Денисова и Сони Губайдуллиной. Он меня со Шнитке и познакомил. Когда-то Валентина Джозефовна Конен очень точно, на мой взгляд, написала, что Гении выполняют во времени РАЗНЫЕ РОЛИ: одни закрывают огромный пласт музыки уходящей эпохи, подводят итоги ушедших Великих, а иные возвещают о начале новой... на мой взгляд, Альфред Гарриевич именно завершил и закрыл огромный, великий пласт музыкально культуры Х1Х-ХХ столетия... Только пока что ничего нового и возвещающего не только нее появилось, но и не похоже, что в близком будущем появится... Так что, будем слушать, думать, размышлять о тех ГЕНИЯХ, которые жили с нами в одно время и кого мы утратили в нашей трагической эпохе... Спасибо Вам. К Вам в ПЧ я записалась. С глубоким уважением.
Очень рада Вашему комментарию, Светлана!
Мы с Вами встречались не раз на разных "полях" ЛиРу.
Ваше образование и жизненные встречи почему-то не "обязывают" Вас писать?
А ведь Вы могли бы многое рассказать при таком багаже встреч и воспоминаний!...
Повторюсь - очень жаль что Вы не пишите!
Благодарю Вас, с уважением, Л.
Я пишу, только на своём личном мемуарном сайте. Да и то под нажимом друзей. И то только потому. что нашёлся друг-доброволец, который вызвался его вести и оформлять лично. всё дело в том, что я "ленивый чайник" и, как говорю честно - не писатель, а собеседник. Я же из всех возможных деятельностей музыковедческих выбпрала именно СЦЕНУ. Меня и на книгу даже сватали в издательстве, но я отказалась. Вот "потрепаться с друзьями" - это моё. Даже Линда Гудмен про "близнецов" написала, что бдизнецы любое любовное свидание променяют на разговор с интересным человеком. И это сущая правда! К тому же сайт я завела гораздо раньше, чем зарегистрировалась в ЛиРу и специально осваивать разные прибамбасы компьютерные просто поленилась. А если интересно, заходите в гости http://svetkrym.esy.es/index.htm Там в меню есть полная карта сайта, то. что "красным" помечено - висит надо мной как долг. Но понемногу я его отдаю.
Вынужден одосадовать. В конце 60-х прочел в каталоге нотного издательства Соната для скрипки №1 А. Шнитке - интересная работа молодого автора. Купил, потом услышал в исполнении Лубоцкого. Действительно интересная работа. Какая-то непоколебимая мощь начального образа. Потом, правда, нарочитая линейность вторгшегося материала. Все потом трепетали от перенедосказанности этого бытового мотива (типа "Чижика-пыжика - нет возможности уточнить, простите), причем с назойливым повторением его "пыжевости". Это осталось. 2-я соната и особо, 2-й концерт для скрипки - это печать гения, но не гений. Остроумная работа. Очень сбалансированный материал, без рамплиссажей и прочей отсебятины. Но вот очень интересный момент. Пробный камень. Шостакович написал "О встречном", Романс из Овода, "Гамлет". Родиона Щедрина угораздило-таки сочинить "Не кочегары мы...". А уж какую красоту породил Хренников для "народа" - знают все. Это - важнейший критерий. Если я вас спрошу - помните ли вы песню, которую поет в "Вызываем огонь на себя" героиня Морозова. Я ее помню по обязанности слуха. Только ее никто не споет на встрече кого-нибудь с кем... А вот наш героический театр Покровского умудрился поставить оперу Шнитке "Жизнь с идиотом". Я имел лишний билет и затащил прохожую гражданку в надежде показать ей "шедевр" современного классика. Конечно, было очень конфузно. Я совсем не думал, что обремененный при жизни лаврами классика А.Гарриевич решится на такой performance. Густочерного цвета метровый фаллос был преподан публике, как нечто достойное не рассматривания, а учета для незадачливого зрителя, что тута оперировають толерантными хреновинами. Мы, дескать, на уровне!!!!!! Именно тогда я понял, всю "гениальность" Шнитке. Удивительная красота начальной темы его Реквиема, была совершенно неоправданно обрызганна гармонической грязью. Этот прием стал у Шнитке доминантным во всех его опусах, вплоть до симфоний. Спекулятивность приема просто зашкаливает. Это же образный "конфликт" с современностью и пр пр. Не надо. Мне это напоминает ситуацию с симфоническим творчеством Брукнера. И Шнитке вспомнят через сто лет и будут лить травяные слезы. Да, интересная страница истории искусства. Но совершенно не касающаяся красоты и трагедии России, где вырос этот дутый гений. И сам не рад. Но так уж выходит, милостивые государи. А, главное, государыни.
Дедушка_Кузьмич, доброе утро!
Понимаю Ваше негодование
Но взгляд Ваш был направлен только на режиссерскую работу оперы "Жизнь с идиотом":)))
На самом деле - здесь более глубоко - этот текст о ЗАВИСИМОСТИ и была написана во времена "нашей раскрепощенности (сексуальной революции 90-х) :), когда все экраны были заполнены порнухой. Отклик здесь, в опере, на этот период скорее, гротесковый (как и огромный фаллос на сцене)
К слову, гениальное танго из этой оперы у меня в посте - "танго в сумасшедшем доме".
Другое дело - нравится Вам это или нет, но слушайте тогда другое, например, потрясающие "Мертвые души" (с Геннадием Рождественским).
Спасибо за отклик, и все же Шнитке не Малевич со своим "черным квадратом".
Доброго дня, dlpL!
Для настроения Вам вот этот ролик молодых исполнителей, которые так обыграли польку (что выставлена в пост) К сожалению, это только фрагмент, но интересен юмором Гоголя:)
Среди всех праздников, самым важным во все века остается день рождение. День, когда человек является на свет божий, чтобы возвестить миру о своем рождении. Сегодня, твой главный день, Ларочка! И я спешу порадоваться вместе с тобой рождению твоему. Порадоваться и пожелать добра, яркого солнечного тепла. Пожелать любви и нежности близких тебе людей. Самого невероятного счастья и долголетия. Пусть исполнится твоя самая заветная мечта, и ты обретешь все то, о чем грезилось на протяжении долгих дней и ночей. С днем рождения, Лу!
Когда человек появляется на свет, то мир наполняется такими дивными красками радости и любви. А время останавливается, чтобы посмотреть и улыбнуться рожденному, взглянуть в глаза и запомнить этот блеск нежности и доброты. Для чего время смотрит в глаза? Оно запоминает, чтобы возвращаться. Время любит возвращаться каждый год, любит снова останавливать свой неукротимый бег и смотреть в глаза самому прекрасному и замечательному человеку для того, чтобы поздравить его и благословить на великие подвиги во имя жизни. С Днем Рождения, Ларочка и будь счастлива!
Дорогая Лу! От всей души и всем сердцем присоединяюсь к замечательнм поздравлениям!
С Днем рождения!
Пусть сбваются самые неисполнимые мечты и выполняются самые радужные планы!
Главное, не сбавляй жизненного темпа!
Счастья и здоровья тебе и всей твоей семье!