-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лулу_Прада

 -Подписка по e-mail

 


Две Кармен

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 03:45 + в цитатник

Став на пуанты становлюсь другой,
и снова я способна к наслажденью...
В балете мне дарован мир иной,
где музыке подвластно все движенье ...



!!!014 (555x700, 290Kb)

Эта фотография была сделана в марте 1963 года в Гаване фотографом Освальдо Салас. Алисия Алонсо и Майя Плисецкой в совместном галаконцерте в театре Чаплина (ранее "Blanquita" и сегодня "Карла Маркса" в Гаване). Тогда кубинский балет представил балет "Коппелия" и российский балет - "Лебединое озеро".
Обе были образцом для большинства танцоров в мире во второй половине этого столетия, легендами балета прошлого и этого столетия.
Алисия Алонсо страше Майи Плисецкой на 5 лет и один месяц:

20 ноября Майе Плисецкой исполнилось бы 90 лет!
21 декабря 2015 года Алисии Алонсо исполнится 95 лет.


Эти две примы балета прожили на сцене множество жизней...
Если о первой приме балета Майи Плисецкой нам известно почти все, то редкий читатель вспомнит про вторую. Маленькую информацию вам предложу.
Алисия Алонсо начала учиться балету в 9 лет и, после своего первого урока в единственной в то время на Кубе частной балетной школе русского балетмейстера Николая Яворского Алисия поняла, что балет – это вся ее жизнь.
Танцовщица продолжила обучение в США, сначала в школе Анатолия Вильтзака и Людмилы Шоллар, затем в Школе американского балета. Там она познакомилась c хореографией Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Брониславы Нижинской, Джерома Роббинса, Агнес де Милль. И там же она встретилась со своим будущим партнером Игорем Юшкевичем.
Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены.
Осенью 1948 года кубинская пресса опубликовала своеобразный "манифест" Алисии Алонсо о создании первой кубинской профессиональной балетной труппы. Она действовала стремительно, привлекла к делу своего супруга Фернандо Алонсо и его брата, хореографа Альберто Алонсо, ей помогал присоединившийся к новорожденной труппе Юшкевич.
После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции".
Тут я подхожу к "особенностям" балерины - дело в том, что к 35-ти годам она потеряла 70% зрения и могла видеть только очень близко, но лицо Майи она все же успела запомнить и увидеть ее абсолютное исполнение.
Для поднятия балета Кубы министерство культуры СССР предложило в партнеры младшего брата Майи Азария Плисецкого. Так 10 лет Азарий Плисецкий был одним из партнеров Алисии Алонсо и одновременно педагогом в школе классического балета Кубы.

!!!016 (441x640, 39Kb)
"Кармен". Алсия Алонсо и Азарий Плисецкий.

!!!022 (700x400, 69Kb)

Теперь я перехожу к "противостоянию" двух балетных кланов!
Казалось бы, дружба двух стран только сближает и помогает, так что же может быть таким "неразделимым"?...
Таким оказался балет "Кармен"! Вот эта история.

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. В этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в опере "Хованщина". Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета "Кармен", в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:

"- Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как "Дон Кихот", верно?. Это может укрепить советско- кубинскую дружбу".

Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к "Кармен", но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ.
— Делайте на Бизе! — сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна "уже вчера". Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы "Кармен" и "Арлезианки" Жоржа Бизе. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола.

Альберто помнил несколько слов по- русски со своей молодости, когда он танцевал в русском балете Монте Карло. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его же постановщик, Альберто Алонсо. Он приступил к репетициям своего балета, версии "для советской сцены". Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки (виза Альберто Алонсо была всего лишь на месяц), не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.
!!!024 (519x700, 118Kb)

Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер (двоюродный брат Майи Плисецкой), дирижер Г. Н. Рождественский). В спектакле: Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталья Касаткина (Рок).

По воспоминаниям Майи Плисецкой:

..."Советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был "свой", с острова Свободы, но этот "островитянин" как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою "ходьбу" всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.
После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. А 22 апреля, но был отменен,так как Фурцева заявила:
"- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать".
После доводов о том, что "придется отменить банкет" и обещаний "сократить все шокирующие Вас эротические поддержки", Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошел в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру."

Ну а что же Алисия Алонсо? О, Она "рвала" и "метала"! От своего девера Альберто она не ожидала такого "предательства". Этот спектакль был задуман только для нее, дело затягивалось из-за музыки. Когда партитура "Кармен-сюиты" была получена от Радиона Щедрина, началась работа над балетом. 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете. В следующем 1968-м году Майя Плисецкая танцевала свою "Кармен" на сцене Гаваны. А еще позднее Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет, готовил партию Хозе Александра Годунова для фильма "Кармен-сюита"
По сей день, критики спорят, чтобы определить, какая из двух "Кармен" Альберто Алонсо является лучшей. А что думал он, хореограф? На самом деле он не предпочитал один или другой - возможно, по причинам дипломатии семей, хореограф объяснил, что Майя Плисецкая танцует волю женщины, которая хотела быть свободной, в то время как Алисия была, естественно, более Латинской и чувственной.
Обе примы танцевали этот спектакль 20 лет! и кроме них никто... - если учесть, что тогда одной было 42, другой 47 лет..
Портрет Кармен примы окрасили цветом: Алисия танцевала в красном, Майя - в черном с красной розой. Конечно же, мы всегда будем предпочитать "нашу Кармен"!

!!!040 (640x540, 61Kb)
!!!047 (640x530, 39Kb)




Кармен - Алисия



Кармен - Майя
!!!024.89 (660x420, 98Kb)
Браво, Майя! Последнее выступление (1989) Майи Плисецкой в роли Кармен.
!!!Carmen (500x140, 153Kb)




Рубрики:  ВЕЛИКИЕ ЖЕНЩИНЫ
БАЛЕТ
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 15 пользователям

Pannat   обратиться по имени Пятница, 20 Ноября 2015 г. 04:27 (ссылка)
Очень понравилось, взяла себе! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 13:25ссылка
Доброго Вам времени!
(и Пусечке - привет)
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 13:45ссылка
Пуся не моя, а Татьяны, моя Бася:)) Но привет передам!
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 13:47ссылка
точно - Басенка:) - а ведь с Басей через котоманию я знакома не первый год...:)
Юрий-Киев   обратиться по имени Пятница, 20 Ноября 2015 г. 06:29 (ссылка)
Огромное спасибо за интересный пост. Две самые великие балерины современности. Когда то мне случайно попался журнал "Куба" с большой статьёй о Алонсо и массой фото. Тогда впервые узнал о ней.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 13:29ссылка
Доброго дня, Юрий!
Очень интересное "переплетение" двух "балетных кланов", которые по сути создали шедевр "Кармен", такое вот фантастическое "пересечение"...
красавицу_видеть_хотите   обратиться по имени Пятница, 20 Ноября 2015 г. 22:53 (ссылка)
Лулу_Прада, Ларочка, солнышко!!!! Спасибо тебе, и помню эту дату и ничего толком не приготовила))) С благодарностью унесла.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 01:31ссылка
Приветик, душечка-голубушка Красавица!
Я так рада была тебя порадовать!:) удачных тебе выходных!
любитель_оперы   обратиться по имени Пятница, 20 Ноября 2015 г. 23:26 (ссылка)
с величайшем наслаждением прочитала и просмотрела пост. Изумительно! Конечно они обе--и Плисецкая и Алонсо--величайшие балерины 20 века...Но вот такая деталь--Алонсо танцевала Кармен ВСЕГДА в красном платье--а Плисецкая--Всегда-в черном. Сейчас самые лучшие исполнительницы на мой взгляд это Захарова и Вишнева...Но обе выбрали красное платье...Только Плисецкая рискнула одеть черное и не побоялась этого цвета..обратите внимание--как играет ее наряд...великая балерина...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 02:15ссылка
Доброй ночи Вам:)
Спасибо за комментарий. Сразу же перейду к костюму Кармен: мы привыкли видеть Плисецкую-Кармен в черном и даже иначе не желаем ее представить. Но фактически для молодой испанки (цыганки) черный цвет не был к лицу, поскольку цвет лица смуглый. Для привлекательности выбирались яркие цвета, черный тоже присутствовал либо в лифе, оборках, но не доминировал. Если же еще добавить, что история Мериме проходила в Испании, то тут еще я вижу аллегорию красного цвета в костюме с красной мулетой - это красная ткань, которой дразнит быка торерро. Вот тут изощренная игра мулетой, исполнение "вероник" (это тоже особый "балет" торерро на арене). Заметьте! арена круглая - так же оформлена площадка для танца и к тому же на сцене заграждения и посадочные места - как на корриде... и начитается представление, в конце которого один из героев должен погибнуть. Поэтому я тоже за красный цвет костюма, и даже в контрасте с полумраком сцены - тоже за него...
Ну вот так мне представляется в идеале. Но Майя- это то исключение из правил и ее выбор всегда лучший.
Хороших выходных Вам!
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 02:25ссылка
Спасибо Вам за познавательную информацию. Не обращала внимание на то что декорация напоминает арену для корриды..Сейчас пересмотрела некоторые роли Плисецкой....драматические--Даму с собачкой...Анна Каренина...( прав был Товстоногов когда говрил что место Плисецков в драматическом театре и звал ведь ее...Конечно признание драматического таланта у Плисецкой не умаляет ее значение как балерины да к тому же Товстоногов считал балет не очень серьезным искусством...но в чем то он прав конечно..поэтому Плисецкая это актриса которая танцует и поэтому она бех труда обыграла черный цвет своего костюма...ну как траур по мечте.. по своей любви...словом--я очень вам благодарна за ваш пост)
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 02:31ссылка
Если у Вас найдется еще 5 минут, то посмотрите вот это:
http://www.liveinternet.ru/users/3701366/post258774397/
kirovogradka   обратиться по имени Суббота, 21 Ноября 2015 г. 00:36 (ссылка)
Очень интересный пост. Спасибо Лулу. Прочла м посмотрела с удовольствием. Гениальные балерины. Восхищена.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Ноября 2015 г. 02:16ссылка
Рада была угодить и порадовать!
ovenca   обратиться по имени Воскресенье, 22 Ноября 2015 г. 02:49 (ссылка)
Потрясающие балерины!!! Спасибо, Лара!
Ответить С цитатой В цитатник
Seniorin   обратиться по имени Пятница, 11 Декабря 2015 г. 21:06 (ссылка)
Благодарю! Это настоящий подарок!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 11 Декабря 2015 г. 23:51ссылка
Рада была порадовать! Доброго Вам времени!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку