"Его лицо, попавшее в кадр, поразило меня; на нем был черный берет со звездой майора и кожаная куртка, застегнутая доверху; ветер развевал его длинные волосы, а взгляд был устремлен в бесконечность…" (со слов фотографа Альберто Корды).
Иными словами, мастер увидел в фотографии что-то такое… величественное и мощное… То, что не поддавалось логическому объяснению. Он был просто поражён...
…5 марта 1960 года (!) в Гаване проходил траурный митинг и похороны 136 матросов французского парохода "Ла Кувр", доставлявшего на остров Свободы закупленное революционным правительством в Бельгии оружие и боеприпасы и взорванного американцами у берегов Гаваны.
Вот что известно об истории создания этого снимка со слов самого Альберто Корды (воспроизводится по: Корда Альберто. Фотография, облетевшая мир: фоторепортаж //Куба.– Март, 1987.– № 9 – с. 30 – 31).
Прибыв на митинг, фотограф пробрался сквозь толпу к помосту, на котором была воздвигнута трибуна, и принялся снимать – последовательно кадр за кадром – всех находившихся на помосте. Выступал Фидель Кастро. Рядом стояли высшие руководители страны, другие деятели, а также французский писатель Жан Поль Сартр. Было видно всех, кроме Че: он стоял в заднем ряду.
- И вдруг Че, который до этого момента держался сзади, сделал шаг вперед и оказался в первом ряду; это произошло почти одновременно с движением моего фотоаппарата, - вспоминал мастер. – Его лицо, попавшее в кадр, поразило меня; на нем был черный берет со звездой майора и кожаная куртка, застегнутая доверху; ветер развевал его длинные волосы, а взгляд был устремлен в бесконечность… Я успел трижды щелкнуть затвором; через минуту-полторы Че снова затерялся в глубине помоста...
"Patria o muerte!" - "Родина или смерть!", - этот лозунг впервые прозвучал тогда, на этом митинге, из уст Фиделя Кастро (лозунг сопротивления республиканцев Испании 1937г.; неправда ли - лицо Че на снимке соответствует этому лозунгу).
Когда митинг закончился, Корда поспешил в лабораторию, проявил негативы и напечатал снимки для утреннего номера газеты. Но фотография Че тогда не была опубликована: редактор отобрал другие, на которых был изображен Фидель Кастро и другие лидеры революционной Кубы. Тем не менее, Корда, чувствовавший, что ему удалось передать в ней личность, внутренний мир и характер Че Гевары, сохранил ее, сделал еще один отпечаток и повесил в своей студии, где она и провисела семь лет (!), ожидая своего часа.
И час этот наступил.
Осенью 1967 года фотографа посетил итальянский издатель Джанджакомо Фельтринелли (это тот, который стал первым издателем "Доктора Живаго"). Джанджакомо богат и много путешествует по миру, встречается с Фиделем Кастро и Эрнесто Че Геварой, пишет заметки о вооруженной национально-освободительной и революционной борьбе в странах третьего мира. В 1967 году Джанджакомо предпринимает попытку спасти Че Гевару, но, прибывшего в Боливию, арестовывают и со скандалом выдворяют из страны. Позднее ему будет передан знаменитый "Боливийский дневник" Гевары.
Но вернемся к портрету: Джанджакомо понравился висевший в студии Корда портрет, и он попросил автора сделать два отпечатка на глянцевой бумаге. Корда выполнил просьбу и подарил снимки Фельтринелли, не взяв с того ни сентаво. Через месяц после официального сообщения о гибели Че Гевары в Боливии (он погиб 9 октября 1967 года), когда ЦРУ распространяло повсюду фотографии убитого команданте, Фельтринелли выпустил в Милане плакат с полученным от Корды снимком, и студенты вышли с этим плакатом на улицы, скандируя:
![ЧГ96 (400x477, 40Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/758/105758405_CHG96.jpg)
Че – жив!.
Портрет имел сумасшедший успех: несколько миллионов экземпляров разошлись мгновенно. Отчасти успех был связан с подъемом левого движения: парижские студенты на баррикадах в 1968 году и молодежь по всей Европе избрали портрет Че Гевары символом свободы. Фельтринелли же заработал неплохие деньги, которые он вложил в "Группу партизанского действия", которую сам же и создал после смерти Че. По мнению Джанджакомо Фельтринелли ГПД должна была стать частью национально-освободительной армии, которая не позволит неофашистам совершить государственный переворот. После гибели от взрыва (в 1972-м году) при подозрительных обстоятельствах Фельтринелли, ГПД прекратила свою деятельность. (Часть ее членов ушла в "Красные бригады").
...Но в 80-90 годах портрет в значительной мере утратил смысловую нагрузку и превратился в китч, который используется в самых далеких от революции контекстах. Образ пламенного революционера стали использовать в торговых марках и рекламе...
А что же молчал автор снимка Альберто Корда?... Альберто Корда при желании мог бы доказать, что снимок является его собственностью и потребовать свою долю, но не стремился к этому - он очень любил Че. Он полагал, что свободное распространение образа Че Гевары в мире принесет пользу революционному движению.
С тех пор образ героического партизана, созданный фотографом Альберто Кордой, разошелся по всему миру и стал жить своей, не зависимой от воли его создателя жизнью.
Альберто Корда и наследники команданте не выдержали лишь тогда, когда увидели знакомую фотографию на этикетке водки Smirnoff. Корда возмутился: "Использование лица Че для продажи водки — это глумление над его именем и его памятью",- заявил фотограф и подал в суд. Несмотря на то, что Корда не оформил прав собственности на фотографию, он выиграл процесс против водочной компании и получил 50 тысяч долларов в виде компенсации, которые тут же и отдал министерству здравоохранения Кубы.
( В 2001 году фотограф скончался на родине в бедности, а наследники начали борьбу за миллионы, ежегодно извлекаемые торговцами из знаменитого снимка. По последним данным, права на его тиражирование у потомков Корды и потомков самого Че выкупила американская компания с названием Fashion Victim ("Жертва моды"). Она сообщила, что будет проводить судебные процессы против всех, кто печатает фото Че Гевары на одежде и сувенирах.)
CHE
Прозвище "Че" Эрнесто Геваре дали кубинцы за привычку использовать данное слово в речи.
"Че" — аргентинское междометие (при общих корнях испанского "взросло" именно в Аргентине), если обосновать, то урезаннaя форма от глагола "escuCHE" (послушайте), то есть аналог нашего "слышь", "эй", "ну", повторявшееся Эрнесто при каждом обращении. За эту привычку кубинцы и прозвали своего команданте "Че", что и понравилось Геваре, поскольку только этим он мог подчеркнуть свое аргентинское происхождение.
![ЧГ97 (360x469, 31Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/760/105760809_CHG97.jpg) | Звездочка на берете:
17 июля 1957 года во время совещания штаба Фидель присваивает звание капитана Рамиро Вальдесу, Сиро Редондо, а также Че. Последнему поручено отвечать за новое формирование - это разношерстная масса из семидесяти пяти барбудос, растерзанных, одетых и вооруженных кое-как. Че теперь твердо решает создать из них спаянную, дисциплинированную группу, которая будет достойно нести цвета крови и ночи "Движения 26 июля" - это напомнило Эрнесто "Красное и черное" Стендаля (замечу, что эти два цвета стали использоваться в плакатных изображениях портрета). Несколькими днями позже, 21 июля, неожиданное событие. Че рассказывает:
Фидель мне просто так приказал: "Стань "команданте"! Таким неформальным способом, почти между прочим, я оказался команданте второй колонны повстанческой армии, которую позднее будут называть "Номер четыре". |
Он, иностранец, аргентинец, возведен в чин
команданте! (в чин майора - высшее звание среди повстанцев) даже раньше Рауля, родного брата Фиделя, даже раньше Альмейды, воюющего с Монкады. По просьбе Фиделя Селия Санчес вручает ему "звезду команданте", маленькую позолоченную звездочку, которую она вынула из своего мешка, — звезду Хосе Марти, отца Кубинской революции. Че поспешил прикрепить ее к черному берету, которым заменил каскетку с козырьком. Таким он будет запечатлен в Гаване на известном снимке Альберто Корды.
Но были и другие снимки Альберто Корда, вот, например этот снимок.
К сведению замечу, что сам Че с юности любил фотографировать, возил с собой в путешествиях "мыльницу", а в 50-х даже зарабатывал фотографией в Мехико.
Но больше всего изображений Че на Кубе всюду и везде.
![ЧГ103 (700x400, 77Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/827/105827873_CHG103.jpg)
Самое большое количество фотографий Че можно увидеть в музее-мемориале в Санта-Кларе (памятник Че Геваре и революции). В самом музее много личных вещей и фотографий Че Гевары -
все эти фотографии мастера Альберто Корда, который долгие годы фиксировал на камеру Че Гевару, Фиделя и моменты революции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Журналист Джеймс Льюис рассказывает о своем знакомом — университетском профессоре, который прилепил к внутренней поверхности крышки своего дипломата фотографию Че Гевары, чтобы всякий раз, открывая этот походный складень, он мог благоговейно лицезреть священный лик.
![ЧГ81 (600x437, 82Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/758/105758213_CHG81.jpg)
Пули — что могут пули сделать со мною,
Когда утонуть я должен?
Но я судьбу хочу одолеть.
Судьбу подчинить можно воле.
Умру я, пускай, но пулями изрешеченный,
Штыками истерзанный, — только не сгинув в пучине…
Память, что имени дольше живет, —
В сраженье, в гибельной битве.
(стихи Че Гевары)
литера: (...много...)
http://www.marxists.org/archive/guevara/
статья Германа Ломова, 2005г.
http://www.che-lives.com/
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1445480/
http://erast.ru/menu/almanah-zero/
http://annyfoto.com/moi-albomi/journey/kuba-che
и т.д .................................................