Христианские мотивы войны по Клаузевицу |
Начал читать "О войне" Карла фон Клаузевица.
Вспоминается все немецкое философское со студентческой скамьи: Кант, Гегель, Марк и Энгельс. Обстоятельное, систематичное, разжевываемое и нудное. Все по полочкам: цель, уровни, задачи.
О многом уже слышал раньшге, поэтому "война есть продолжение политики, только иными средствами" не является откровением.
Первое интересное впечатление - определение войны как троицы:
"....война представляет удивительную троицу, составленную из насилия, как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать, как слепой природный инстинкт ; из игры вероятностей и случая, обращающих ее в арену свободной духовной деятельности ; из подчиненности ее в качестве орудия политики, благодаря которому она подчиняется чистому рассудку.
Первая из этих 3 сторон главным образом относится к народу, вторая — больше к полководцу и его армии и третья — к правительству. Страсти, разгорающиеся во время войны, должны существовать в народах еще до ее начала; размах, который приобретает игра храбрости и таланта в царстве вероятностей и случайностей, зависит от индивидуальных свойств полководца и особенностей армии; политические же цели принадлежат исключительно правительству.
Эти 3 тенденции, представляющие как бы 3 различных ряда законов, глубоко коренятся в природе самого предмета и в то же время изменчивы по своей величине. Теория, которая захотела бы пренебречь одной из них или пыталась бы установить между ними произвольное соотношение, тотчас впала бы в резкое противоречие с действительностью и поставила бы на себе крест.
Таким образом, задача теории — сохранить равновесие между этими тремя тенденциями, как между тремя точками притяжения. "
Вот такие христианские мотивы у Клаузевица... Но самое восхитительное место на сегодня - о месте боя в системе войны (а война у Клаузевица - система. В этом смысле Клаузевиц ввел системный подход еще раньше фон Берталанфи)
"Бой в крупных и мелких военных операциях представляет то же самое, что уплата наличными при вексельных операциях: как ни отдаленна эта расплата, как ни редко наступает момент реализации, когда-нибудь его час наступит"
И комментрий переводчика (А.К Рачинский) к этому месту: Это место в труде Клаузевица, а также § 3, главы III, части 2-й имел в виду Фридрих Энгельс в письме к Карлу Марксу от 7 января 1858 г.: «Между прочим я читаю теперь «Войну» Клаузевица. Оригинальный способ философствования, но по существу очень хорош. На вопрос, на каком наименовании остановиться — на военном искусстве или военной науке, ответ гласит, что война всего более подобна торговле векселями. Бой для войны, что расчет наличными в банкирском деле; как бы редко он в действительности ни происходил, но каждый оборот имеет в виду исключительно его, и в конце концов он должен иметь место и всё решить». («Briefwechsel zwischen Marx und Engelis, Stuttgart, 1913 т.II, стр. 281-282)
Мне это напомнило из блатного: вынул нож - режь. Так и здесь: начал войну, платить придется...
Рубрики: | Историзмы-размышлизмы Искусство войны |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |