-Метки

Достоевский Царицыно александр ii александр iii александр невский англия бисмарк бокс болотная борхес булгаков великие арабские завоевания византийские императоры византия виктор суворов витте выставки гай юлий цезарь ганнибал гитлер гумилев джон норвич дмитрий быков довлатов екатерина ii екатерина великая жан-поль ру занимательная греция записки о галльской войне иван грозный иосиф флавий история венецианской республики история византии история византийской империи история второй мировой войны история ирана и иранцев иудейская война казаки киев китай клаузевиц коломенское красноярские столбы крестовые походы крымская война ленин лики срединного царства львов маннергейм мария гимбутас михаил гаспаров монголы мохамед али муравьев-амурский навальный наполеон натан эйдельман наука и жизнь николай i николай ii осень пабло пикассо павел i павич папы римские патриарх кирилл первая мировая война петр i пикассо пирс брендон поездка в киев поездка в одессу поездка во владимир поездка во львов потемкин протопоп аввакум и начало раскола путин пушкинский музей пьер паскаль римские императоры россия рузвельт святослав скобелев славяне славяне. сыны перуна события в крыму сталин стратегия византийской империи стратегия непрямых действий суворов телеканал культура тибет упадок и разрушение британской империи федор успенский хью кеннеди черчилль чистые пруды шлиффен эдвард люттвак

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в edvb

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.02.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 8975


Христианские мотивы войны по Клаузевицу

Воскресенье, 06 Февраля 2011 г. 17:21 + в цитатник

Начал читать "О войне" О войне Карл фон КлаузевицКарла фон Клаузевица.

Вспоминается все немецкое философское со студентческой скамьи: Кант, Гегель, Марк и Энгельс. Обстоятельное, систематичное, разжевываемое и нудное. Все по полочкам: цель, уровни, задачи.
О многом уже слышал раньшге, поэтому "война есть продолжение политики, только иными средствами" не является откровением.
Первое интересное впечатление - определение войны как троицы:

"....война представляет удивительную троицу, составленную из насилия, как первоначального своего элемента, ненависти и вражды, которые следует рассматривать, как слепой природный инстинкт ; из игры вероятностей и случая, обращающих ее в арену свободной духовной деятельности ; из подчиненности ее в качестве орудия политики, благодаря которому она подчиняется чистому рассудку.

Первая из этих 3 сторон главным образом относится к народу, вторая — больше к полководцу и его армии и третья — к правительству. Страсти, разгорающиеся во время войны, должны существовать в народах еще до ее начала; размах, который приобретает игра храбрости и таланта в царстве вероятностей и случайностей, зависит от индивидуальных свойств полководца и особенностей армии; политические же цели принадлежат исключительно правительству.

Эти 3 тенденции, представляющие как бы 3 различных ряда законов, глубоко коренятся в природе самого предмета и в то же время изменчивы по своей величине. Теория, которая захотела бы пренебречь одной из них или пыталась бы установить между ними произвольное соотношение, тотчас впала бы в резкое противоречие с действительностью и поставила бы на себе крест.

Таким образом, задача теории — сохранить равновесие между этими тремя тенденциями, как между тремя точками притяжения. "

Вот такие христианские мотивы у Клаузевица... Но самое восхитительное место на сегодня - о месте боя в системе войны (а война у Клаузевица - система. В этом смысле Клаузевиц ввел системный подход еще раньше фон Берталанфи)

"Бой в крупных и мелких военных операциях представляет то же самое, что уплата наличными при вексельных операциях: как ни отдаленна эта расплата, как ни редко наступает момент реализации, когда-нибудь его час наступит"

И комментрий переводчика (А.К Рачинский) к этому месту: Это место в труде Клаузевица, а также § 3, главы III, части 2-й имел в виду Фридрих Энгельс в письме к Карлу Марксу от 7 января 1858 г.: «Между прочим я читаю теперь «Войну» Клаузевица. Оригинальный способ философствования, но по существу очень хорош. На вопрос, на каком наименовании остановиться — на военном искусстве или военной науке, ответ гласит, что война всего более подобна торговле векселями. Бой для войны, что расчет наличными в банкирском деле; как бы редко он в действительности ни происходил, но каждый оборот имеет в виду исключительно его, и в конце концов он должен иметь место и всё решить». («Briefwechsel zwischen Marx und Engelis, Stuttgart, 1913 т.II, стр. 281-282)

Мне это напомнило из блатного: вынул нож - режь. Так и здесь: начал войну, платить придется...

Рубрики:  Историзмы-размышлизмы
Искусство войны
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку