«Ловушки» сознания! |
Мозг человека обладает мощностью, превосходящей таковую самого «навороченного» компьютера. Однако, один из главнейших органов живого организма – не машина, потому он нередко может давать сбои в виде замедленного мышления, нарушений памяти и прочих неприятностей. Есть ещё одна проблема, касающаяся исключительно человеческого мозга, – это так называемые «ловушки» сознания. Учёные именуют их «когнитивными искажениями» и считают важной причиной осуществления людьми ложных выводов, а также принятия представителями Homo sapiens сомнительных решений.
Ловушка первая – пренебрежение вероятностью.
Она заключается в том, что наш мозг ставит, образно говоря, гриф «опасность» на тех состояниях и событиях, которые по статистике несут минимальную угрозу. К примеру, риск погибнуть в автокатастрофе намного превышает таковой разбиться при полёте на авиалайнере, однако львиная доля людей чувствует себя более комфортно в психологическом плане как раз-таки в салоне авто, но никак не на борту самолёта.
Ловушка вторая – акцент на негативе.
Человеку свойственно в силу особенностей работы его мозга и сознания обращать внимание на новости и сведения, имеющие отрицательную смысловую нагрузку. Хорошие же вести мы либо пропускаем мимо ушей, либо воспринимаем как должное, без особых эмоций, а иных они и вовсе раздражают. Учёные объясняют данный феномен тем, что мозг человека придаёт плохим новостям большее значение, определяя их как важные и как те, которым – вот парадокс! – можно доверять. В этом «виноваты» особенности подсознания, а вовсе не психологические отклонения.
Ловушка третья – эффект переноса и «ложного консенсуса».
Многие люди считают, что окружающие мыслят в одинаковом с ними направлении, хотя, по большому счёту, очень сильно заблуждаются. Это и есть эффект переноса: переоценка представителями человечества собственной «нормальности». Вторую часть ловушки, именуемую эффектом «ложного консенсуса», можно охарактеризовать как лишённую всяческих обоснований уверенность в согласии окружающих с нашей точкой зрения по умолчанию.
Ловушка четвёртая – повальное увлечение чем-либо/кем-либо.
Её можно ещё назвать эффектом стадности. Проявляет себя последний так: окружающие за нас выбирают кумира, фаворита, хобби и т.п., одним словом – объект, который все начинают считать «крутым», «самым лучшим», «классным», «эффективным», почитать и превозносить его, активно им пользоваться, если речь идёт о вещи, потому что это «модно» – и мы следуем за толпой. Почему? Да потому что в таких ситуациях часть мозга, отвечающая за индивидуальное, отключается, а сознание, напротив, подключается к так называемому «групповому мышлению» или эгрегору, что одно и то же. Эффект повального увлечения может проявляться с разной силой в зависимости от конкретного человека, но он, безусловно, актуален для каждого из нас.
Ловушка пятая – эффект текущего момента.
Нам сложно зачастую соотнести себя настоящих с собой завтрашними. Поэтому действия сегодняшнего дня нередко ведут к необдуманным последствиям дня грядущего, за которые расплачиваться в любом случае приходится нам же. Но мы не всегда это осознаем. Вот и получается, что в супермаркете покупаем полезные крупы и фрукты на неделю или месяц, то есть неопределённое «завтра», а в качестве сегодняшнего лакомства выбираем шоколадку, мороженое или аппетитный тортик.
Ловушка шестая – выборочный характер наблюдения.
Этот эффект сознания связан с тем, что человек в результате определённых событий начинает повсюду замечать то, что раньше не замечал вовсе. Например, мужчина обзавёлся новым автомобилем, и теперь вокруг видит с завидной частотой такие же авто, как у него. Или женщина родила ребёнка и после этого ей на каждом шагу попадаются мамы с маленькими ребятишками, исключая поликлинику и детский сад. В действительности же реальность для таких людей никак не изменилась – перемены произошли в сознании индивидуумов: мозг стал акцентировать внимание человека на том, на чём раньше упора не делал.
Ловушка седьмая – «покупательский стокгольмский синдром».
Другое название данного когнитивного искажения: «пост-шопинговая рационализация». Связано оно, как вы уже наверняка догадались, с покупками, а точнее – с психологическим состоянием человека, совершившего покупку. Указанная «ловушка» сознания начинает работать в том случае, если человек сделал при походе в магазин совершенно ненужное ему приобретение, но после пытается найти оправдание своему поступку, дабы почувствовать некоторое облегчение от угрызений совести. Данная программа встроена в наше сознание и запускается автоматически.
Ловушка восьмая – предвзятость подтверждения.
Здесь тоже всё просто: человек склонен соглашаться с теми лицами, которые поддерживают его точку зрения. Этим обусловлено наше стремление обрести единомышленников в той или иной области, друзей по интересам. Люди же, чьё мнение в каком-то вопросе резко расходится с нашим, вызывают у нас психологический дискомфорт. Это происходит потому, что такие лица и их суждения заставляют нас подсознательно испытывать сомнения в собственной правоте. Название данному явлению: «когнитивный диссонанс».
Конечно, «ловушек» сознания гораздо больше. чем описано в данной статье. Но все они так или иначе сильно мешают нам рационально мыслить, принимать правильные, эффективные решения в определённых ситуациях, делать верный выбор, а в конечном счёте – чувствовать себя счастливыми без оглядки на вероятность поплатиться за последствия собственных поступков. Поэтому нужно стремиться к исправлению когнитивных нарушений. Впрочем, это уже совсем другая история…
Рубрики: | Жизнь |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |