-Цитатник

Что делать ,если плохо? - (1)

Что делать, если плохо   У многих людей в жизни бывают моменты, когда становится...

Красивые флешки - (4)

Красивые флешечки для дневника + код для вставки Украшайте и оформляйте свои дневники этими замеч...

Блистательный Санкт Петербург - (2)

Блистательный Санкт-Петербург! Сегодня  в Петербурге праздник -  городу 308 лет...

Тесто для пиццы - (0)

Беспроигрышное тесто для пиццы Тесто очень пластичное, а после выпечки - нежное и мягкое....

О "бесплатной" стоматологии... - (0)

О "бесплатной" стоматологии...       О том, что у нас неладно с медициной,...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Камилла_Л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.02.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 4389


Ко дню рождения Ритика Рошана

Вторник, 11 Января 2011 г. 12:37 + в цитатник
Цитата сообщения avistrix Негаснущая свеча любви (ко Дню Рождения Ритика Рошана)

С той поры Любовь и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За Любовью Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводня.
Ходит, околдована сестрою,
И везде – на свадьбе и на тризне —
Неустанно, неуклонно строит
Радости Любви и счастье Жизни.

М. Горький
 

Дорогие друзья! Я вообще-то не сторонник навязывания кому-либо своих вкусов, но иногда встречаешься с произведением искусства, о котором хочется рассказать всем просто взахлеб.
Этот фильм настолько потряс меня, что я решила пересказать вам его целиком, чтобы и вы как бы посмотрели его вместе со мной. В сети он есть, но еще в очень посредственном качестве, с бедными субтитрами либо вообще без перевода – а говорят там на невероятной смеси хинди и английского. Фильм индийский.

Индийские фильмы – жанр очень и очень своеобразный, если я их и смотрю, то только ради иногда появляющихся там потрясающих актеров, с которыми можно смотреть все, что угодно.


Амитабх Баччан


Смита Патиль

Хема Малини

 

Таким для меня являлся и является Амитабх Баччан; несравненные актрисы прошлого – Смита Патиль и Хема Малини; а сейчас я «открыла» для себя «гордость Болливуда», «болливудского Аполлона» - Ритика Рошана.


Ритик Рошан

«Открыла» именно я для себя, так как этот актер давно всемирно известен, и настоящие любители, фанаты индийского кино уже много лет восхищаются им.

 


Ритик Рошан в фильме "Крриш"

Я же впервые увидела его в фильме «Крриш» (именно так, с двумя «р») и сразу отметила его необыкновенную, нехарактерную для индийских актеров красоту. Что греха таить – на мой вкус индийские актрисы прекрасны, а вот мужики – чересчур «рахат-лукумы», жирненькие, маленькие, слащавенькие (за исключением, опять-таки, Амитабха Баччана).

 

Красота Ритика Рошана - это не просто изумительные черты лица, невероятные зеленые (!) глаза и безупречная фигура; его красота как бы светится изнутри, говоря о богатом внутреннем мире и создавая волшебный ореол того загадочного явления, которое называют «обаянием», «харизмой».

 


Детские роли Ритика Рошана

После «Крриша» я посмотрела все, где только играл Ритик, включая и его детские роли (а он, происходя из кинематографической семьи, снимается с 6 лет). Но о его биографии и фильмографии – в другом посте.

Ритик Рошан играет главную роль в фильме, о котором я хочу рассказать, и эта роль – его колоссальный взлет, гениальный (не побоюсь этого слова) прорыв в совершенно другое актерское качество. Это фильм режиссера Лила Санджая Бхансали «Guzaarish» («Мольба»). Итак, содержание фильма в моем вольном пересказе (в фильме события отображены в несколько другой последовательности, я же излагаю их по порядку).

 


Побережье Гоа

Прекрасна страна Индия, а жемчужиной ее по праву считается благословенный штат Гоа, расположенный на морском побережье, с мягким, благодатным климатом. Недаром когда-то его облюбовали и сделали своей колонией любящие комфорт португальцы.

 


Португальский католический собор в Гоа

Поэтому до сих пор 90 процентов жителей – христиане-католики. В этой же вере был крещен и родившийся там главный герой фильма, Итан Маскаренас.

 


 

Детство Итана нельзя было назвать очень благополучным – мама растила его одна и, чтобы подработать, пела в баре. Певица из нее была неважная: иногда подвыпившая публика даже бросала в нее объедки, освистывала и вопила, чтобы она замолчала. А мальчик, сочувствуя маме и желая ее утешить, научился показывать фокусы – сначала простенькие, потом все более сложные. И когда вырос – стал знаменитым иллюзионистом.

 


 

Был он очень талантлив, молод, красив; пришли к нему и слава, и богатство. Многие считали, что он в своем деле - № 1 не только в Индии, но и во всем мире. В 1991 году, на Московском международном фестивале иллюзионистов, ему была присвоена высшая награда – звание «Мерлин». Стоит ли говорить, как его обожали в родном Гоа!

Итан купил себе прекрасный старинный дом, сохранившийся еще со времен португальского владычества, с любовью отремонтировал и обставил его – получился замок настоящего волшебника! Мама не могла надышаться на сына, так и называя его – «мой волшебник». Была у него и любимая женщина – прекрасная Эстелла. Она работала с Итаном как ассистентка, и они собирались пожениться. Было у Итана Маскаренаса, конечно же, множество друзей, а самым лучшим другом он считал Ясира Сиддики. Считал – и напрасно. Ясир тоже был иллюзионистом, и очень хорошим, но на фоне Итана ему все время приходилось быть № 2… И вот его стала мучить профессиональная зависть, постепенно переросшая в ненависть под личиной дружбы.

У Итана было много прекрасных номеров, каждый из которых являлся маленьким спектаклем, несущим определенную мысль. Но самым, пожалуй, знаменитым был фокус со свечой.

 


 

На сцену выходил Итан с зажженной свечой в руке. Обращаясь к сидевшей у сцены Эстелле, он приглашал ее задуть свечу. Но как девушка ни старалась, свеча не гасла. Тогда Итан сам легонько дул на пламя, и оно вдруг отрывалось от свечи и легким, трепещущим светлячком медленно поднималось вверх.

 


 

А вслед за ним также медленно поднимался в воздух сам Итан. Настигнув пламя, он возвращал его на свечу и опять-таки медленно опускался вниз, в специальный большой прозрачный куб с водой, а свеча в его руке продолжала гореть и в воде!

 


 

Это было очень красиво и со смыслом – для каждого со своим. Кто-то видел в негаснущем пламени бессмертную человеческую душу, кто-то – всепобеждающую любовь…

Разумеется, хоть внешне этот номер и казался чудом, на самом деле – был результатом тщательно выверенного технического расчета и держался на хитроумных приспособлениях. Ясир Сиддики знал об этом. Однажды он праздновал день своего рождения в том варьете, где обычно выступал Итан, и попросил его исполнить свой любимый номер со свечой. И когда Итан поднялся в воздух, слуга Ясира, специально подосланный им за кулисы, испортил что-то в технических приспособлениях номера. Невидимые публике канаты, державшие Итана в воздухе, оборвались, и тот рухнул с большой высоты в куб с водой, да так, что ударился головой о дно емкости и сломал себе позвоночник.

 


 

И кончился великий фокусник Итан Маскаренас. С трудом спасли ему жизнь, но стал он полностью парализованным, прикованным к постели и к инвалидному креслу. Таким мы его и видим в фильме. Только немного может двигать он головой, а руки, ноги и все тело ему не повинуются. Долгое и разнообразное лечение оказалось безрезультатным. Так со времени несчастного случая прошло 14 лет.

 


 

Можно только представить, с каким отчаянием боролся этот человек, что он пережил, что творилось у него в душе. Гордый и независимый, он не хотел, чтобы его жалели. Итан не разрешил матери жить с собой, чтобы она не видела его в таком жалком состоянии. Он порвал отношения с любимой – и та, погоревав, вышла замуж за другого.

 


 


Со временем он вроде бы и смирился со своим положением, и нашел место в новой жизни. Он организовал у себя дома маленькую радиостанцию, назвал ее «Радио Жизнь» и ведет с помощью ассистента передачи для Гоа. В них он оказывает нечто вроде психологической помощи людям: утешает и подбадривает отчаявшихся, ставит любимую музыку, дает советы, которые часто оказываются мудрыми и полезными. Он написал книгу «Научиться летать», посвященную проблемам инвалидов. И люди потянулись к нему – радио его слушают, засыпают письмами и звонками, для инвалидов он вообще стал кем-то вроде гуру.


У Итана есть настоящие друзья, не оставившие его в беде.

 


 

Доктор Найк, спасший когда-то Итана от смерти, осуществляет необходимый регулярный медицинский уход.

 


 

Личный адвокат бывшего фокусника – Девьяни Датта – продолжает бескорыстно заботиться о его юридических делах. В доме остались две пожилые служанки – Мария и Рози, работающие за чисто символическую плату.

 


 

Но самым близким другом Итана на протяжении уже 12 лет является его верная сиделка – медсестра София д’Суза (ее играет Айшвария Рай).

 


 

Очень красивая, но строгая, молчаливая, организованная, одетая в странные длинные юбки, она всегда рядом с больным, с раннего утра до позднего вечера. Она не спешит домой – детей у нее нет, а с мужем, якобы художником, а на самом деле – безалаберным богемным пьянчужкой – она находится в состоянии вялотекущего бракоразводного процесса.

 



 


София кормит Итана с ложечки, умывает и обихаживает его, меняет белье, лечит пролежни, измеряет давление, делает уколы, читает вслух – словом, делает все, что положено с парализованным больным.

 


 

Когда у Итана нет больше денег, чтобы платить ассистенту в его домашней радиостудии, София берет на себя и эту функцию, и выполняет ее прекрасно. Она отнюдь не сюсюкает со своим подопечным – может и ответить резко, и настоять на своем – и эти маленькие перепалки тоже вносят оживление в жизнь Итана. Между ними явно уже существует неразрывная душевная связь, больше, чем просто между пациентом и сиделкой, но они боятся признаться себе в этом, да и какой смысл? Какими бы ни были их действительные чувства, - у них нет будущего. Но оба осознают, что друг без друга они уже не могут…

 


 

Когда-то богатый дом постепенно ветшает, в дождливую погоду протекает крыша, а денег на ремонт нет – длительное и дорогое лечение совершенно истощило банковский счет. И вот в этом старом, ставшем таким мрачным и печальным, доме, доживает свои дни когда-то прославленный артист.

 


 

Все хуже становится здоровье Итана: слабеет сердце, отказывают почки, уже требуется ему регулярный диализ. В перспективе – подключение к аппарату искусственного дыхания. Наяву страдает он от непрерывных болей, а заснет - все чаще мучают его сны, где он, здоровый и сильный, как прежде, выступает на сцене, где он успешен и любим. После таких снов так тяжело просыпаться – и просыпается он всегда в слезах.

 


 

Постепенно отчаяние охватывает Итана, он чувствует неимоверную усталость, воля к жизни покидает его. И он принимает решение. Вызвав адвоката Девьяни, он сообщает ей, что желает подать в суд петицию об эвтаназии. Сам себя он убить не может, пусть же его умертвят официально и избавят от мучений. Фильм поэтому и называется «Мольба» («Guzaarish») – Итан умоляет о смерти, как о милосердии…

Девьяни шокирована. Просьба Итана не только едва ли выполнима для нее как для адвоката – ведь в Индии эвтаназия официально запрещена! – но ей трудно представить, что человек, который был для нее и для многих других образцом сильной воли, жизнелюбия, который после трагедии не опустился, а нашел свое место в жизни, вдруг «сломался» и захотел уйти. Доктор Найк, вызванный Девьяни, тоже выражает решительный протест. Но Итан настаивает. Он считает, что его случай особый, и что суд, возможно, сделает для него исключение. «Сражайся за меня, как тигрица», - говорит он Девьяни.

 


 

И та, исполняя свой долг как юрист и как друг, начинает сражаться. Однако первая петиция, поданная ею от лица Итана, немедленно отвергается судом и даже не принимается к рассмотрению.

 


 

Примерно в это же время в доме Итана появляется новый человек. Это юноша по имени Омар Сиддики, страстный фанат Итана, сам начинающий иллюзионист. Он умоляет Итана взять его в ученики, обещает помогать Софии ухаживать за больным, делать все, что ему скажут, лишь бы только великий Мерлин передал ему хоть частицу своих знаний. Итан сразу догадывается (хоть и молчит об этом), что юноша не просто однофамилец Ясира Сиддики, который сломал ему жизнь, но его сын. Итан давно уже понял, кто подстроил ему «несчастный случай», но доказать ничего нельзя, Ясир все организовал очень ловко. Однако какая-то неодолимая симпатия привлекает Итана к молодому человеку, и он, несмотря на протесты Софии, оставляет Омара в доме и начинает учить.

Девьяни предлагает Итану обратиться за поддержкой к радиослушателям, чтобы они высказали свое мнение. Возможно, давление общественности заставит суд пойти навстречу Итану в его конкретном случае и тем самым создать прецедент для изменения закона вообще – ведь Итан далеко не одинок: множество таких же страдальцев хотели бы уйти из жизни с достоинством, без мучений.

 


 

Итан так и делает: в ближайшем же выходе в эфир он объясняет своим слушателям ситуацию и просит их высказать мнение о «Проекте Итаназия», то есть о своей эвтаназии («Эвтаназия Итана»).

Буквально весь Гоа «встает на дыбы». Большинство категорически против. Итану беспрестанно звонят и пишут, уговаривая его оставить мысль о смерти, напоминая ему, что он именно своим жизнелюбием, своим примером многих спас от отчаяния. Вокруг дома Итана собираются пикеты, люди стоят с плакатами «за» и «против», но голосов «за» - гораздо меньше.

 


 

Единственный звонок «за», полученный Итаном на радио, - это звонок от его бывшей возлюбленной, Эстеллы. Впервые за много лет она позвонила ему, чтобы отдать свой голос за прекращение его страданий. Она все еще любит его, и во имя этой любви говорит его смерти «да».

 


 

Бурная общественная реакция все же заставляет суд принять петицию к рассмотрению – и вот София и Омар везут Итана в суд. Впервые за долгие годы он покидает мрачный дом, едет в автомобиле, жадно глядя на мир вокруг.

 


 

Но судья под предлогом «случай сложный, суду нужно подумать» вновь откладывает рассмотрение дела. Чтобы не мучить больше больного поездками, он велит провести следующее заседание суда в доме Итана.

По дороге домой София и Омар завозят Итана в ресторан, где все узнают великого фокусника. В честь него поет солистка ресторанного ансамбля.

 


 

И вдруг строгая, сдержанная София пускается в пляс, да так весело и заразительно, что вся публика срывается с мест и начинает танцевать вместе с ней. Итан поражен – он смеется, как ребенок, давно он так не радовался, не испытывал таких эмоций.

 


 

Перед решающим судебным заседанием к Итану приезжает мать. После случившейся с сыном трагедии она, по его желанию, жила вдали от Итана, но сейчас приехала поддержать его. Итан понимает, как ему не хватало самого близкого, самого родного человека. Они не обсуждают дело Итана, просто наслаждаются общением и чувствуют, как взаимная любовь переполняет их.


И вот в доме Итана начинается судебное слушание. Идет «борьба» прокурора и адвоката, Девьяни изо всех сил старается добиться решения в пользу своего клиента. Допрашивают свидетелей, и когда доходит дело до матери, прокурор напрямую спрашивает, хочет ли она, чтобы ее сын умер и смогла бы она убить его сама.

 


 

«Да, - отвечает мать, - я дала ему жизнь, но он имеет право распоряжаться ей сам. Я люблю его и хочу, чтобы его страдания закончились». Еще одна женщина, самая главная, самая любящая в жизни Итана, вслед за его возлюбленной говорит «да» его решению умереть.

Судья опять откладывает окончательное решение. Он объявляет, что ему снова нужно время, чтобы все обдумать, а потом он известит Итана через его адвоката.

Но Итан в целом доволен – он почти уверен в положительном решении своего дела. Однако его ожидает еще одно трагическое испытание. В ночь после судебного заседания тихо умирает во сне мать – слишком тяжелым грузом легло ей на сердце все, случившееся с сыном. На похоронах Итан неожиданно начинает петь – он поет любимую песню матери: «Какой прекрасный, какой чудесный этот мир!..» Под его пение гроб опускают в могилу.

 


 


Итан продолжает вести передачи своей радиостанции; Омар, сменив Софию, помогает ему. Неожиданно звонит… Ясир Сиддики. Он выражает Итану соболезнование в связи с кончиной его матери, а затем просит у него прощения. «Как я могу простить человека, который для меня умер 14 лет назад?» - жестко отвечает Итан.

Казалось бы, он так и не простил своего злейшего врага. Но подходит время первого выступления Омара, уже готовы афиши. Итан ободряет своего ученика, и Омар хочет признаться, чей он сын, но оказывается, что Итан догадался об этом с самого начала. Тем не менее он щедро поделился с ним всем, что знал, отдал рукописную книгу с описанием всех своих трюков и благословил на счастливую артистическую жизнь.

Неожиданно приезжает муж Софии, который вдруг решил вернуть себе жену. «Нечего тебе терять время с этим "овощем", у тебя есть муж», - заявляет он Софии при Итане, избивает ее и насильно уводит с собой. Итан горько плачет от собственного бессилия.

Суд, наконец, объявляет решение по делу Итана. В иске об эвтаназии ему отказано окончательно.

Доктор Найк говорит Итану, что, поскольку София ушла, его нужно положить в больницу, где ему обеспечат должный уход. Итана охватывает тупое отчаяние.

Но тут возвращается София, вся избитая, в синяках, и... торжествующая – ей удалось, наконец, развестись с мужем и она свободна. «Что, не можешь жить без своего "овоща"?» - с мрачным юмором спрашивает Итан. – «Да, я не могу жить без тебя», - совершенно серьезно отвечает София. И затем говорит: «Я помогу тебе исполнить твое желание, помогу умереть. И мне все равно, что потом со мной будет».

 


 

Итан понимает, насколько сильно София любит его, и сам больше не хочет скрывать свои чувства. Он делает Софии предложение, и та с радостью соглашается. Конечно, этот брак – чисто символический, у них нет ни времени, ни физической возможности для всяких там официальных регистраций, белых платьев, церковных церемоний и прочего, но они – муж и жена, поскольку друг для друга они – самые близкие и любящие люди. «Ты можешь звать меня просто Итан», - говорит Итан Софии (до этого она обращалась к нему официально: «мистер Маскаренас»). «А ты зови меня "миссис Маскаренас"», - улыбается София.

 


 


И вот Итан собирает всех друзей на свой прощальный вечер. Хоть, казалось бы, повод очень грустный, но все веселятся, а больше всех – сам Итан: его страданиям скоро настанет конец, у его постели уже стоит капельница со смертельным препаратом. Он обращается с добрыми словами ко всем вместе и к каждому по отдельности, благодарит за все, что друзья для него сделали. А под конец объявляет, что они с Софией – теперь муж и жена. Это вызывает бурную радость у всех присутствующих, все поздравляют «молодоженов». София садится на постель Итана и обнимает его, а вслед за ней – все присутствующие подбегают к Итану и стараются вместе его обнять, как будто хотят удержать в этом мире силой своей любви. Последнее, что мы видим на экране – счастливое, смеющееся лицо Итана.


Вот такой фильм. Можно было бы много говорить о великолепной игре всех остальных актеров (невероятная Айшвария Рай – какие новые грани таланта она нам показала здесь!), о фантастической операторской работе, о прекрасной музыке, о глубинных смыслах…

Например: три женщины, больше всех любящие главного героя, но «приговаривающие» его к смерти – мать, возлюбленная и жена – могут ассоциироваться с тремя Парками.

Или вот: как друг-предатель Ясир сбросил Итана вниз головой с высоты – высоты всего, что он достиг – в бездну болезни и отчаяния, так и его сын, пришедший к Итану с самыми добрыми намерениями, начинает с того, что неуклюже поправляя больному подушки, роняет его вниз головой с кровати, не понимая, что парализованный не может удержаться сам – практически зеркальное отражение деяния отца. Да много в фильме таких моментов, нужно только смотреть и видеть.

Однако фильм этот, после успешной премьеры и хвалебных оценок прессы и многих зрителей, все же не имел высоких кассовых сборов. Слишком он серьезен и трагичен, слишком «не-индийский». В «настоящем» индийском фильме главный герой должен был бы обязательно чудесным образом исцелиться и сплясать со своей избранницей (а также с друзьями и пестрой массовкой в разноцветных сари) долгий, веселый танец, сопровождаемый соответствующими песнями.

Однако, как сказал в одном из интервью Ритик Рошан, «деньги должны склониться перед искусством». Он нисколько не сожалеет о кассовом провале «Мольбы».

 


Ритик Рошан и режиссер Саджай Бхансали на съемках фильма "Guzaarish"

Актер считает, что сниматься у такого режиссера, как Бхансали, само по себе было величайшим счастьем. Ритик признается, что роль Итана полностью изменила его, что он стал больше ценить жизнь и те простые радости, что она дает.

Ритик готовился к роли Итана 2 года. За это время он стал постоянным посетителем и спонсором дома инвалидов в Мумбае, подружился со многими его обитателями – их даже можно увидеть в фильме в нескольких эпизодах. Стараясь глубже вникнуть в психологию и стиль поведения парализованного человека, актер прочел много медицинской литературы. Зная о его великолепной, атлетической фигуре, просто поражаешься, как он ухитряется сидеть в инвалидном кресле таким бесформенным «мешком». Кстати, Ритик в период подготовки к фильму тренировался передвигаться в кресле у себя дома, к восторгу его сыновей, которым очень нравилось кататься с папой.

Специально для роли в фильме «Мольба» Ритик учился показывать фокусы под руководством одного молодого украинского иллюзиониста, и научился так профессионально, что при съемке соответствующих эпизодов ему аплодировала вся вся киногруппа.

«После этого фильма я никогда уже не буду прежним», - говорит Ритик. И действительно, глядя на его фотографии периода съемок «Мольбы», видно, как глубоко повлияла на него эта роль.

 


Ритик Рошан в период съемок фильма "Guzaarish"

А если посмотреть его предыдущие работы (не считая роли падишаха Акбара, конечно), видно, как резко отличается роль Итана от всех идиллических героев-любовников прежних фильмов.

 



Вот такими были раньше лирические киногерои Ритика Рошана (здесь он в фильме "Ни ты не знаешь, ни я")

Актер, который отказался от стереотипа «лирического красавчика», не побоялся предстать перед зрителями в отнюдь не традиционном образе, - достоин всяческого уважения.

И мне, написавшей этот пост, хотелось бы поблагодарить великого – именно великого! – актера за доставленную радость. Давно я не получала такого благодатного шока от встречи с искусством. Советую и вам посмотреть фильм Guzaarish, однако, повторяю, в сети пока нет копии хорошего качества, с переводом. Самое лучшее, что я видела, это на сайте Housefilms.ru онлайн, с субтитрами, но там – качество тоже не ахти, плюс навязчивая реклама все время лезет.

Вы скажете: а зачем смотреть, если ты уже нам все рассказала? Но ведь это не детектив, где неитересно, если знаешь, кто убийца. Этот фильм можно смотреть снова и снова, и я так и собираюсь сделать.

Многим, возможно, фильм не понравится, поскольку сочтут, что он пропагандирует эвтаназию. Но это не так. Во-первых, самой эвтаназии мы не видим, и у нас остается надежда: может быть, любовь сотворит чудо, и главный герой все же передумает? А, во-вторых, если мы не имеем право отнимать данную Богом жизнь, то имеем ли мы право, когда Бог явно хочет забрать душу человека, удерживать ее с помощью медицинской аппаратуры? В-третьих же, - и это самое главное - я не хочу рассуждать на тему «правильно-неправильно», просто хочу снова и снова смотреть этот фильм, снова и снова заглядывать в чудесные глаза Итана и проживать вместе с главными героями такие трудные, но такие прекрасные дни их жизни, полные страдания и негаснущей любви.

 

 

 

 

Рубрики:  Кино.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку