Финская Лапландия - часть II - Оулу

10 дней, которые потрясли меня

Четверг, 25 Марта 2010 г. 09:08 + в цитатник

Поездка в соседнюю коммуну

Итак, на календаре 30.июля, четверг...

В этот день практически впервые я буду писать о фьордах. И хотя в понимании туристов Норге чаще всего ассоциируется именно с фьордами, норвеги не называют свою страну "страной фьордов". Они, скорее всего, скажут о традиционной Норвегии "страна водопадов", а о северной "страна полуночного солнца".. Но все же вернемся к фьордам...

Опять все традиционно - ранний подъем, первый автобус, два туннеля, Гудванген (Божья трава). Мы бежим к пирсу, покупаем у капитана билеты в Лаэрдаль. Это столица соседней коммуны, от Флома до него всего минут 40 автобусом, но мы хотим приключений. Поэтому мы будем плыть на корабле целых три часа. Вообще с современными технологиями, с постройкой бесконечных туннелей, Норвегия стала менее романтичной страной, но все чаще вспоминается жители подземного царства... Как тут не вспомнить великого Грига?

Капитан парома узнает откуда мы. Сначала я думаю, что это просто праздное любопытство. Лишь мы успели войти на паром, как он отправился. Все было спланировано четко. Мы плывем по Нэройфьорду. Это самый узкий фьорд в мире. Он является рукавом самого длинного фьорда в мире - Согнефьорда. Вся эта территория охраняется ЮНЕСКО. Погода сомнительна - пасмурно, время от времени идет дождь. Но сидеть в теплом помещении, уж точно, не по мне. Я стою наверху, обдуваемая всеми ветрами.

С левой стороны видим белоснежную церковь. Это же Бакка! Мы были там в понедельник. Но за это время с нами было уже столько событий, что кажется, что это из другой жизни... Далее видим огромные горы в тумане – это покоренная нами Римстигген. Дух захватывает!!! Мы были в горах выше птиц. Вершин этих гор даже не видать сейчас... Вообще мы едем на обычном для норвегов транспорте. Это не туристический паром. Паромы в Норвегии это тоже отдельная история. Они ходят точно по расписанию, при подходе к пристани они поднимают нос (мне удалось это слово - Аппарель - выучить только в прошлом году), минута и уже машины съезжают с него, еще минута и стоящие в очереди транспортные средства уже на пароме.

Стоянка всего пару минут и снова в море. Тут выясняется, что у капитана не было праздного любопытства - нам рассказывают о данном регионе на родном языке. Очень приятно! Мы видим место слияния Аурланнфьорда и Нэройфьорда. Где-то там остался наш Флом. Там свинцовое небо. У нас погода получше, но временами дождит. Кораблик переплывает Согнефьорд и мы мгновенно причаливаем в Каупанген. Это древний город, но друзья-норвеги объяснили, что там нам делать нечего, только разве что посмотреть церковь. Решаем, что нам туда не надо. В нехитром буфете парома покупаем кое-какую еду - какао, вафли, сосиски... Я снова иду на верхнюю палубу. Навстречу плывут такие же паромчики. Туристы радостно машут друг другу руками.

Везде неприступные горы. Люди говорят о троллях, что они боятся солнечного света. И те тролли, что не успели спрятаться до утра, превращаются в камни. Поэтому одно из развлечений в Норвегии, рассматривать эти гигантские скалы, в надежде увидеть каменного тролля. Получается часто - вот молодой тролль, а вот старая трольчиха... Вдруг мы увидели на горе изображение тюленя.

С     овсем как настоящий - нос бусинкой, глаза, белый живот и два ласта. Не успели мы это обсудить, как в воде показались настоящие тюлени (котики?). Прикольное совпадение! Только вот заснять их не получилось. Только изображение на скале... Тем временем рассказывается экскурсантам, что здесь водится Морская корова, которая является китом. Сколько мы не смотрели на воду, ее мы не увидели. В другой раз мне точно повезет!

Вот уже справа виднеется Лаэрдаль. Паром быстро причаливает к пристани... Нам очень повезло, что мы плыли на первом пароме. Мы не прочувствовали всю суету туристов... Сходим с парома. На него готовы усесться толпы туристов. А мы ведь были почти одни...

Лаэрдаль - это небольшой и уютный городок (все те же слова - nydelig og koselig). Это столица коммуны. Его название означает "долина вдоль медленной реки, идущей через пастбища". Такте длинное объяснение всего в 6 буквах! Это размеренность в названии очень хорошо отражает и сущность города.

Здесь очень спокойно. Даже ветра не бывает и поэтому получаются такие зеркальные фотографии!!! Мы идем по "старому Лаэрдалю" - миленькие домики из 17-18 веков. Все очень трепетно сохраняется. Домики утопают в цветах.

Я должна зайти в один из этих домов. Но еще не знаю в какой... Дело в том, что в прошлом году я общалась со старым норвежцем. У него был самый красивый дом, но мне было как-то неудобно его фотографировать - там сидел хозяин. Я спросила разрешение сфотографировать дом. Норвег спросил: "Откуда вы?". Он был очень удивлен, что мы из России, да еще и говорим по-норвежски. Он заявил, что впервые в жизни разговаривает с россиянами, и изъявил желание сфотографироваться с нами. Прошел год. Я в Питере распечатываю эту фотографию, пишу письмо, бегаю по городу, чтобы найти красивый конверт с видом Питера и боюсь все это забыть впопыхах... Я иду по "старому Лаэрдалю" и по фото ищу этот дом. Кажется, нашла. Хочу опустить письмо в ящик, но ящика нет. Что делать? Надо идти в дом. Звоню в звонок. На пороге стоит пожилой мужчина.

Он очень удивлен мне. Я рассказываю ему эту историю и даю его фото. По его глазам видно, что ему это очень приятно. Много ли для счастья надо! Мы прощаемся. Я рада, что я сделала кого-то хоть на капельку счастливым...

Далее мы идем в музей почты. Он тоже nydelig og koselig. Там все о почте - и про старую королевскую почтовую дорогу и про первые марки. Там есть и почтальонские сумки и бляхи почтальонов. Все можно потрогать, на всем посидеть. В какой-то момент мне в голову пришел Ленин (!). Это было, когда я изображала телефонистку начала прошлого века и соединяла телефонные номера вручную. Ну, чем не "Барышня, Смольный". Прикольно...

Прошли через весь городок. Дошли до церкви. Ощущение абсолютного спокойствия. Город очень приятный. Но в этом городе главный аттракцион - центр Дикого лосося. Двигаемся в его сторону.

Мы там поделали кое-какие фото, но скажу честно, внутрь не ходили - было жалко денег... Мои попутчицы уже устали от еды из пакетиков. Хочется, чего-то более натурального. На улице продается картофель. Хотели купить 21 (!) картофелину, но продавец нас не понимает. Он испанец, говорит только по-испански...

С трудом купили у него пару килограмм картофеля и три морковки. Об этих морковках я еще напишу! Нашли в городе наш любимый продуктовый магазин КИВИ. Пытаемся там купить сувениры в виде норвежского сыра. Вообще-то типичных норвежских сыра два - это старый сыр и коричневый сыр. Я пробовала только коричневый сыр (брюнуст). Вкус очень странный. Это похоже на вареную сгущенку.

Старый сыр (гамлеуст) для меня большая загадка. Спрашиваю у продавщицы, что она думает о нем. Она не советует его покупать, мотивируя специфичным запахом сыра. Так я его и не попробовала! Мы покупаем сыр и норвежские рыбные супчики в пакете. Трудно себе представить, но норвеги практически не готовят. Еда из пакетов для них почти норма... Я покупаю свое любимое молоко. С пакета на меня смотрит все тот же Александр Рыбак... Еще по дороге нам попадается уютный магазинчик. Здесь мы покупаем несколько настенных тарелок. На них изображены темы из норвежского фольклора - норвежский дед мороз Юле Ниссе. Он окружен норвежской национальной росписью русемалинг, кое-где еще присутствует изображение норвежской скрипки (хардингфелле). Получился типишкношк (типично-норвежский) подарок. Я говорю продавщице мою любимую фразу: "Да, мы любим эту землю" и все смеемся. Приключения в Лаэрдале закончились.

Теперь мы ждем автобус во Флом. Водитель радостно сообщает нам, что он продаст нам билеты до Флома, но в середине пути мы должны сделать пересадку. Вот это да! Я этого не знала. Но делать нечего. Наш автобус останавливается в Хобаккен, там нас ждет другой автобус. Некоторые пассажиры из того автобуса выходят, другие (и мы тоже) выходят из нашего, мы обмениваемся автобусами и едем дальше... На все это ушло не более минуты. Просто шок!  Мы едем по самому длинному туннелю в мире. Целых 24 с половиной километра и еще 10 метров! В туннеле имеются специальные площадки для разворота гигантских фур. Еще имеются временами участки со странной подсветкой. Она меняется каждый день, то синяя, то желтая, то... Это делается, чтобы водитель не заснул за рулем. И хотя этот туннель одна из визитных карточек Лаэрдаля, все равно хочется наружу. В Норвегии как нигде в другой стране начинаешь понимать значение выражения "Свет в конце туннеля". Выехали! Еще один туннель и мы во Фломе.

Столько событий зи полдня! Времени еще только около 16 часов. Мы вернулись во Флом после катания на кораблике и хождения по Лаэрдалю. Если ты помнишь, то я и одна из женщин дозрели немного покаячиться.

У нас есть немного времени для стакана молока и чашки чая, и мы бежим на пляж. Одна из женщин идет с нами в виде моральной поддержки. Остальные, наверное, рады, что можно немного передохнуть, взять паузу. Такая возможность у них чуть ли не впервые за наши норвежские дни. Все тот же инструктор Стивен смотрит на нас недоуменно. Скорее всего, он в шоке от такого количества русских женщин, да еще так долго болтающихся во Фломе. В этот раз у него есть помощник - молодой норвег очень напоминающий Аршавина. Кроме нас двоих будет каячиться еще четверо австралийцев. Мы расписываемся, что мы все старше 18 лет и здоровы (у нас нет диабета, эпилепсии и астмы) и начинается инструктаж.

Все-таки "повторение - мать учения", т.к. мы это слышим второй раз за три дня, в голове все укладывается хорошо. Опять эти магические три удара по корпусу, если мы будем тонуть...

Все, вы выходим во фьорд. Погода спокойная, перед нами практически зеркальная гладь изумрудного фьорда... Я была уверена, что все жители Австралии на ТЫ со всем, что связано с водой. Мне кажется, что у них вечное лето, везде море, яхты... Может и яхты, но не каяки. Двое из австралийцев совсем чайники. Я, конечно, чайник тоже, у меня хоть что-то получается. Кое-как плывем в центр фьорда.

Время от времени Стивен собирает нас всех, чтобы рассказать, то о местных водорослях, то о норвежском фольклоре. В этот момент мы кладем наши руки на лодки друг друга и мирно покачиваемся на волнах. Я отдала свой фотоаппарат Стивену, значит есть шанс получить хоть какое-то свое изображение в каяке. Вдруг откуда не возьмись налетел шторм. А мы в центре фьорда! Представляешь наш ужас. До этого Стивен говорил, что перевернуться в каяке могут только глупые люди. По его глазам стало видно, что это не факт... Каяк он же совсем плоский и вода просто его заливает, до берега далеко. Я впервые пробую (не сознательно) воду фьорда на вкус. Хоть это его конец и до настоящего моря километров 200, вода достаточно соленая, а температура ее градусов 5... Ясно, что купаться не хочется. Стивен дает указание норвежскому отроку тащить австралийских чайников (они были ближе всех к берегу) к скалам. Нам сказано держаться за лодку инструктора и качаться (если это так можно назвать) на волнах... Видно, что инструктор напуган. Откуда что взялось? При некотором утихании ветра пытаемся двигаться к берегу, потом опять качаемся... Гребли по-страшному. Смотрю, я сбила пальцы - ссадины минимальные, но учитывая, что везде вода, крови как из барана...

Наконец, мы на берегу. Думаю, что мне без разницы была ли я в море больше времени, чем мы оплатили, или нет. Выясняется, что были гораздо больше! Главное, мы выгребли, без паники и разногласий. Стивен трогательно заклеивает мои руки пластырем. Я мокрая насквозь, финская куртка, которая считалась непромокаемой, в этот момент меня подвела... Стивен рекомендует нам напиться русской водки и ночью сразиться в волейбол. Говорит, это прикольно команда русских женщин против инструкторов. Мы вежливо отказываемся. Мы очень устали и немного напуганы. Нас встречают три женщины, одна из них одевает меня в свою сухую куртку. Для Нины, моей сокаячницы, каяк на ближайшие дни становится самым страшным словом. Потом мы поймем, что все еще впереди. Но пока, день завершен, и мы радостные идем спать. Спим как всегда, почти как убитые.