-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Яна_М

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.01.2010
Записей: 30598
Комментариев: 5123
Написано: 43139


"МЫ НЕ ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЙ ГОД. НО УТРОМ СКАЖЕМ: С НОВЫМ ГОДОМ!"

Суббота, 26 Января 2019 г. 23:04 + в цитатник
Цитата сообщения INSTITYTKA "Мы не встречаем Новый год. Но утром скажем: С Новым годом!"

Блокада 27.01.2018_pobednyy_salyut (700x491, 131Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День полного снятия блокады города Ленинграда - 27 января 1944 г. отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России". В этом году отмечается круглая дата - 75 лет со дня полного снятия блокады.

Я готовила в библиотеке виртуальную выставку, посвященную этому событию и обнаружила стихи поэтов-блокадников о встрече Нового Года (1942 г.) в Ленинграде. Новый Год уже давно наступил, но решила опубликовать этот пост.

 

img16 (700x525, 172Kb)

31 декабря 1941 года

 

По Ленинграду смерть метёт, 
Она теперь везде, как ветер. 
Мы не встречаем Новый год - 
Он в Ленинграде незаметен.  

Дома - без света и тепла, 
И без конца пожары рядом. 
Враг зажигалками дотла 
Спалил Бадаевские склады.  

И мы Бадаевской землёй 
Теперь сластим пустую воду. 
Земля с золой, земля с золой - 
Наследье прожитого года.  

Блокадным бедам нет границ: 
Мы глохнем под снарядным гулом, 
От наших довоенных лиц 
Остались лишь глаза и скулы.  

И мы обходим зеркала, 
Чтобы себя не испугаться... 
Не новогодние дела 
У осаждённых ленинградцев...  

Здесь даже спички лишней нет. 
И мы, коптилки зажигая, 
Как люди первобытных лет, 
Огонь из камня высекаем.  

И тихой тенью смерть сейчас 
Ползёт за каждым человеком. 
И всё же в городе у нас 
Не будет каменного века!  

Кто сможет, завтра вновь пойдёт 
Под вой метели на заводы. 
...Мы не встречаем Новый год, 
Но утром скажем: С Новым годом!

 

 

Вечтомова 2605708337 (437x600, 59Kb)

Встреча 1942 года

Новый год был в семь часов. Позднее
Не пройти без пропуска домой.
Был обстрел. Колючим снегом веял
Смертоносный ветер над Невой.

Стены иней затянул в столовой.
В полушубках, при мерцанье свеч
Мы клялись дожить до жизни новой,
Выстоять и ненависть сберечь.

Горсть скупая драгоценной каши,
Золотой светлое вино –
Пиршество сегодняшнее наше
Краткое, нешумное оно.

Лёд одолевал нас, лёд блокады.
В новом начинавшемся году
Выстоять хотел и тот, кто падал,
Не остановиться на ходу.

Так сквозь смерть росли и крепли силы,
Билась жизнь меж ледяных камней.
…Мне тогда бы много легче было,
Если б ты подумал обо мне.

 

Берггольц 012 (700x525, 51Kb)

 

«Живы, выдержим, победим!»

Дорогие товарищи!

Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.

Еще никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, ее небывалое дыхание… И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник!

Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде – наша армия и мы вместе с ней не отдали ее немцу, не дали ему вторгнуться в город. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве.

Это уже безмерно много.

Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим… нет, не верим – знаем – она будет! Ведь немцев уже отогнали от Москвы, ведь наши войска отбили обратно Тихвин. Победа придет, мы добьемся ее, и будет вновь в Ленинграде и тепло, и светло, и даже… весело… И, может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея… И мы вспомним тогда наши сегодняшние – декабрьские – дни с удивлением, с уважением, с законной гордостью.

Позвольте же мне, дорогие товарищи, перед наступающим Новым годом прочитать вам два стихотворения. Они называются «Письма на Каму». Первое «Письмо на Каму» написано в сентябре этого года, в дни, когда враг пытался штурмом овладеть нашим городом.


Я знаю – далеко на Каме
тревожится, тоскует мать.
Что написать далекой маме?
Как успокоить? Как солгать?


Она в открытках каждой строчкой,
страшась и всей душой любя,
все время молит:
«Дочка, дочка,
прошу, побереги себя…»


О, я любой ценою рада
тревогу матери унять.
Я напишу ей только правду.
Пусть не боится за меня.


«Я берегу себя, родная.
Не бойся, очень берегу:
я город наш обороняю
со всеми вместе, как могу.
Я берегу себя от плена,
позорнейшего на земле.
Мне кровь твоя, чернея в венах,
диктует: гибель, но не плен!
Не бойся, мама, я не струшу,
не отступлю, не побегу.
Взращенную тобою душу
непобежденной сберегу.
Не бойся, нет во мне смятенья,
еще надолго хватит сил:
победоносному терпенью
недаром Ленин нас учил.
Не бойся, мама, – я с друзьями,
а ты люби моих друзей…»


…Так я пишу далекой маме.
Я написала правду ей.


Я не пишу – и так вернее, –
что старый дом разрушен наш,
что ранен брат, что я старею,
что мало хлеба, мало сна.
И главная, быть может, правда
в том, что не все узнает мать.
Ведь мы залечим эти раны,
мы всё вернем себе опять.
И сон – спокойный, долгий, теплый,
и песни с самого утра,
и будет в доме, в ясных стеклах
заря вечерняя играть…


И я кричу знакомым людям:
 – Пишите правду матерям.
Пишите им о том, что будет.
Не жалуйтесь, что трудно нам…

И второе письмо на Каму, написанное теперь, в декабре:


…Вот я снова пишу на далекую Каму.
Ставлю дату: двадцатое декабря.
Как я счастлива, что горячо и упрямо
штемпеля Ленинграда на конверте горят.
Штемпеля Ленинграда! Это надо понять.
Все защитники города понимают меня.

Ленинградец, товарищ, оглянись-ка назад,
в полугодье войны, изумляясь себе:
мы ведь смерти самой поглядели в глаза.
Мы готовились к самой последней борьбе.

Ленинград в сентябре, Ленинград в сентябре…
Златосумрачный, царственный листопад,
скрежет первых бомбежек, рыданье сирен,
темно-ржавые контуры баррикад.

Только все, что тогда я на Каму писала,
все, о чем я так скупо теперь говорю, –
ленинградец, ты знаешь, – было только началом,
было только вступленьем к твоему декабрю.

Ленинград в декабре, Ленинград в декабре!
О, как ставенки стонут на темной заре,
как угрюмо твое ледяное жилье,
как врагами изранено тело твое…

Мама, Родина светлая, из-за кольца
ты твердишь:
«Ежечасно гордимся тобой».
Да, мы вновь не отводим от смерти лица,
принимаем голодный и медленный бой.

Ленинградец, мой спутник,
мой испытанный друг,
нам декабрьские дни сентября тяжелей.
Все равно не разнимем
слабеющих рук:
мы и это, и это должны одолеть.

Он придет, ленинградский торжественный полдень,
тишины, и покоя, и хлеба душистого полный.
О, какая отрада,
какая великая гордость
знать, что в будущем каждому скажешь в ответ:
 – Я жила в Ленинграде
в декабре сорок первого года,
вместе с ним принимала
известия первых побед.
…Нет, не вышло второе письмо
на далекую Каму.


Это гимн ленинградцам – опухшим, упрямым, родным.
Я отправлю от имени их за кольцо
телеграмму: «Живы. Выдержим. Победим!»

29 декабря 1941

 

Рубрики:  Афоризмы, цитаты
Интересно!

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку