На «Мосфильме» вышло чудо
С «Человеком ниоткуда».
Посмотрел я это чудо –
Век в кино ходить не буду!
В этой нехитрой частушке, исполненной в октябре 1961 года эстрадным дуэтом «
Шуров и Рыкунин», отражена одна из самых больших карьерных неудач 35-летнего режиссера
Эльдара Рязанова.
За десять лет до того он окончил ВГИК, где его непосредственными учителями были
Сергей Эйзенштейн и
Григорий Козинцев, за пять лет – по совету (требованию) другого мэтра
Иван Пырьева, «
переквалифицировался» из кинодокументалиста в комедиографы, а его дебют на этом поприще – фильм «
Карнавальная ночь» (1956), – снискал всесоюзную славу. Воодушевленный успехом и склонный к экспериментам Эльдар пробует по-разному подходить к природе комедийного жанра, итог – лирическая комедия «
Девушка без адреса» (1957), которую мы, напомним, смотрели в клубе 6 апреля 2011 года.
Следующий фильм, «
Человек ниоткуда» (1961), должен был развивать лирическую и сатирическую линии, определившиеся еще в «Карнавальной ночи», но на принципиально новом материале научной, или как ее определил сам режиссер «
не научной фантастики». Таким образом, соединение популярного жанра комедии с не менее актуальной, тем более в свете недавнего полета
Юрия Гагарина, фантастикой, должно было еще сильнее приковать к киноэкрану благодатную аудиторию советской молодежи тех лет, вольную духом, открытую ко всему новому.
Эксцентричный «Человек ниоткуда» – плод фантазии самого режиссера, блестяще оформленный сценаристом
Леонидом Зориным (также автор сценария «
Покровских ворот», 1982). Не последнее место в фильме принадлежит музыке латышского композитора
Анатолия Лепина, который, к слову сказать, является автором музыки Государственного гимна Латвийской ССР (1945). Лепин уже сотрудничал с Рязановым на картинах «Карнавальная ночь» и «Девушка без адреса». Именно он автор популярной песенки «
Пять минут».
Ну и наконец, непревзойденный актерский состав:
Сергей Юрский в роли Чудака,
Юрий Яковлев (антрополог Владимир Поражаев),
Людмила Гурченко (Лена, его возлюбленная),
Анатолий Папанов, исполнивший в фильме четыре роли.
Итак, премьера «Человека ниоткуда» состоялась в июне, но уже через полгода фильм, как тогда говорилось, был «
положен на полку». Со страниц газеты «Советская культура» началась настоящая травля новой работы молодого режиссера, с демонстрацией обычного для советской печати «
праведного народного гнева». Фильму «
не хватает идейной концепции и ясной философской позиции», писал, например, научный работник
В. Данилян. Сегодня известно, что под этим и многими другими псевдонимами скрывались записные критики из идеологических отделов крупнейших советских газет, а под нарочито наукообразной речью вполне конкретные директивы «сверху». Но жесткой критике фильм подвергли не только ангажированные газетчики, и, конечно, не столько упомянутый выше эстрадный дуэт, но сам
Михаил Андреевич Суслов – главный идеолог ЦК КПСС на протяжении многих лет. В своей речи, произнесенной на XXII съезде компартии (октябрь 1961г.) он непосредственно коснулся и рязановской комедии, при этом заявив, что «
не пора ли прекратить субсидирование брака в области искусства». Результат – цензурный запрет на показ фильма, продлившийся вплоть до 1988 года.
Но к счастью это не стоило Рязанову всей дальнейшей карьеры, в отличии, скажем, от
Александра Аскольдова, чья лента «
Комиссар» (1966) с
Ноной Мардюковой в главной роли, на два десятилетия выбила ее автора из профессии, едва ли не стоила ему жизни.
Рязанов быстро «реабилитировался» уже в следующем году, обратившись к патриотической теме, сняв комедию (!) к 150-летию Отечественной войны 1812 года – «
Гусарская баллада» (по пьесе А. Гладкова «Давным-давно»), где в одной из заглавных ролей поручика Ржевского вновь прозвучал актер
Юрий Яковлев. Музыкальным же оформлением нового фильма занимался, мало сказать, главный чиновник страны от музыки, председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников.
11 декабря, 19-30 Харьков, Bar 34, Вход свободный
(м. Исторический музей / Советская, ул. Пушкинcкая 22, подвал Cinema-кафе)