В эстетическом лексиконе Возрождения "грация" - очень емкое понятие, со множеством всевозможных смысловых оттенков.
Как писал Марсилио Фачино, "красота есть некая прелесть (grazia), живая и духовная, влитая сияющим лучом Бога сначала в ангела, затем в души людей, в формы тел и звуки... Она услаждает наши души и воспламеняет их горячей любовью".
Граф Б. Кастильоне, друг и покровитель великого Рафаэля, понимал "грацию" как врожденное, дарованное небом чувство изящного и способность поступать в соответствии с этим чувством Художник Корреджо (Антонио Аллегри) Даная 1530 Галерея Боргезе (Galleria Borghese), Рим
Именно к числу таких "грациозных" произведений и относится картина Корреджо "Даная", которая уже давно пользуется мировой известностью. Сюжет для картины художник заимствовал из греческой мифологии
У аргосского царя Акрисия была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой. Акрисию было предсказано оракулом, что он погибнет от руки сына Данаи. Чтобы избежать такой судьбы, Акрисий построил глубоко под землей из бронзы и камня обширные покои и там заключил свою дочь. Но громовержец Зевс полюбил ее, проник в подземные покои Данаи в виде золотого дождя, и стала дочь Акрисия женой Зевса
Корреджо заменил традиционный золотой дождь светящимся облаком, опускающимся на ложе Данаи. На фоне простынь и темных драпировок выделяется прекрасное, "грациозное", осязательно живое тело юной красавицы. Крылатый Амур подготавливает Данаю к прибытию Зевса.
Здесь же восхитительные маленькие путти, которые с детской непосредственностью пишут на дощечке наконечниками своих золотых стрел имя возлюбленной Зевса. «Даная. Фрагмент с двумя Амурами»
Корреджо первым признал существеннейшей частью картины льющийся волнами свет - всюду проникающий и все оживляющий, окружающий всякий предмет и делающий его видимым.
Картина была написана в 1530 году по заказу мантуанского герцога Ф. Гонзага и подарена им Карлу V во время коронации последнего в Болонье. После длительных странствий, побывав в разных коллекциях, картина в 1827 году была куплена Камилло Боргезе в Париже за 285 фунтов стерлингов и с тех пор является одним из украшений Галереи «Путто с головой оленя»
«Овал с фигуркой путто, обнимающего собаку. Деталь»
«Путтo, удерживающий борзую»
Долгое время история жизни этого великого художника была малоизвестна, а потому наполнена такими неправдоподобными и противоположными друг другу вымыслами, что даже что-то среднее между ними избрать было нельзя «Пармиджанино Иутто между распалубками на северной стороне. Деталь росписи»
Считалось, что он не учился живописи и даже вообще не думал быть живописцем.
Но однажды, увидев в Болонье картину Рафаэля "Святая Цецилия", Корреджо будто бы воскликнул: "Anchio sono pittore!" ("И я живописец!"). С этого момента он и начал ревностно заниматься рисовальным искусством «Леда» «Леда.Фрагмент»
Другие историки отвергают этот случай как басню и утверждают, что Корреджо учился у Бианки.
По их словам, он не покидал родного местечка Корреджио (откуда и произошло его имя) близ Модены, не был ни в Риме, ни в Венеции, ни в Болонье. Правда, и этот факт подлежит сомнению, ибо в картинах художника видно глубокое изучение антиков и великих картин, которых тогда еще не было в Модене «Ио»
Третьи рассказывают, что Корреджо был так беден и так мало ему платили за его произведения, что однажды, получив в Парме всего 200 медных франков, он так торопился доставить их своему семейству, что по дороге домой от изнеможения умер. «Аллегория добродетели»
«Аллегория порока»
«Диана, отправляющаяся на охоту. Камин»
«Люнеты на западной стороне свода с изображениями Дианы Светоносной (Люциферы)»
Однако в своих записках Орланди свидетельствует, что Корреджо "был человек не бедный и принадлежал к хорошей фамилии, получил хорошее воспитание, в молодости основательно учился музыке, поэзии, живописи и скульптуре". «Люнет на южной стороне свода с изображением трех Парок»
«Путто в верхнем углу распалубка с фигурами Иеронима и Матфея. Деталь росписи»
Таковы противоречивые сведения о Корреджо - художнике, чьи произведения отмечены печатью гения необыкновенного, а прелесть и нежность его кисти просто изумительны.
Мало кто превзошел его в таинствах светотени, своим разделением света он производит непостижимое действие, привлекая зрителя сначала к главному предмету, а потом заставляя его отдыхать на обстановке Личность История