Команда «программистов». Зачем нужно родительское воспитание?
Приятные заблуждения «программистов»
Как только ребенка приносят из роддома и он оказывается под покровительством родителей, выясняется, что все они находятся под властью заблуждений и приятных для них идеализаций.
Беззащитность «компьютера»
Это волшебное создание оказывается в полной власти «программиста», в своеобразном рабстве, когда владелец может отдать его случайному прохожему, выбросить на свалку или потерять к нему интерес.
Однако в счастливом варианте прикосновения «программиста» к чутким клавишам его волшебного подопечного создадут удивительные программы, которые наполнят ощущением счастья обе стороны.
«Нам не нужны инструкции...»
После покупки пылесоса или телевизора мы внимательно изучаем инструкцию о том, как им пользоваться. Однако беря на руки нашего маленького ребенка, который устроен значительно более сложно, чем любая бытовая техника, мы считаем, что можем легко справиться с задачей его воспитания без каких-либо инструкций.
«Каждый человек умеет воспитывать детей»
Когда мы приносим из магазина компьютер, это всего лишь железный ящик. Мы начинаем вкладывать в него программы. Занятие это непростое и найдется немало людей, которые легко признают, что они этого делать не умеют.
Поэтому мы с терпением и интересом стараемся разобраться с только купленным, новеньким компьютером. Мы не нажимаем подряд на все кнопки, понимая, что перед нами маленькая тайна, дверь, ведущая в виртуальное пространство. Мы не только входим в волшебную дверь, но благодаря компьютеру приобретаем некую власть, пусть ограниченную, над еще неизведанными пространствами.
Когда мы приносим из роддома ребенка, в нем уже есть удивительная программа, заложенная в него природой. Мы смело подходим к этому хрупкому «компьютеру» и решительно начинаем нажимать на кнопки, вводя в него свою программу. Мы не боимся сделать ошибку, и нас не страшат ее последствия.
Вооруженные чувством правоты, упоенные ощущением своего программистского таланта, и, как правило, игнорируя ту программу, которая уже заложена в нашего ребенка природой, мы засучиваем рукава и начинаем свою работу, полные самых благих намерений.
Почти невозможно встретить человека, который бы сказал, что он не умеет программировать психику, воспитывать детей.
«В его голове еще ничего нет»
Нам удобно смотреть на ребенка как на tabula rasa (чистая доска). Его генетическая программа ничего не значит и отступит под нашим натиском. Судьба и предопределения — всего лишь вздор, придуманный невежественными людьми. Мы — те талантливые зодчие, которые создадут из ничего величественное здание его индивидуальности.
«Я не могу принести ему вред, потому что я его люблю»
Основой нашей уверенности и гарантией нашего успеха является наша любовь к ребенку. «Волшебная сила любви», — говорим мы, навязывая нашему ребенку режим жизни, может быть, совершенно несовместимый с его индивидуальностью.
Любовь к ребенку — наше оправдание, наша индульгенция, отпущение всех наших родительских грехов и ошибок. Она наше оправдание в тот момент, когда мы начинаем заниматься делом, о котором, возможно, мы имеем самое смутное представление.
«Эстафета несовершенств»
Верней, у нас есть это представление. Ведь мы тоже продукт программирования, осуществленный нашими родителями. Мы впитали в себя все их удачи, так же как и их просчеты и ошибки. Сегодня, держа в руках нашего ребенка, мы собираемся передать эстафету несовершенств следующему поколению.
Однако нам спокойнее думать, что наши родители — замечательные люди, которые все сделали так, как надо. Ведь сомнение в их правоте и поиск их ошибок, ощущение их просчетов привело бы нас к осознанию их несовершенства. Само по себе это разочарование было бы ужасным.
«Нам проще ничего не менять»
Но, главное, признание несовершенств наших родителей, осознание просчетов в нашей собственной психологической программе, существование в ней неправильных кусков привело бы нас к идее о том, что нужно что-то менять.
Если наши родители не были совершенными людьми и накололи дров при нашем воспитании, значит в нас что- то не так, значит мы должны что-то делать, менять себя, вывернуть себя наизнанку и, стиснув зубы, прочесть свою психологическую программу и внести корректировки. Нужно стать на путь самосовершенствования.
Но мы ленивы и нелюбопытны. Мы не хотим расставаться с иллюзией собственной правоты. Нам проще ничего не менять и обойти мучительную процедуру собственного самоосознания.
Проще оставить все как есть, оправдать себя и продолжить раскручивать весь хлам, который мы приобрели по наследству и набрали на жизненном пути. В этом случае мы сохраняем упоительное ощущение собственной правоты и ничем не омраченное право на программирование психики нашего ребенка.
«Он так похож на меня!»
Мы постоянно преувеличиваем степень его сходства с нами. Одно из основных родительских заблуждений - идея о том, что ребенок устроен так же, как они, видит и воспринимает окружающую жизнь точно так же, как его родители, и, следовательно, должен испытывать те же чувства, что и они.
Мы вроде бы понимаем, что наш ребенок не является результатом клонирования, а следовательно, не идентичен нам. Природа перетасовала колоду генов, полученных от родителей, и выдала ребенку причудливую смесь качеств отца с матерью и их многочисленной родни. Но нам так хочется думать, что он — наша копия...
«Я так мало от него хочу...»
Наши ожидания относительно настоящего и будущего ребенка, нередко продиктованы нашим отрицательным жизненным опытом. Мы хотим для него того, чего сами не достигли и недополучили от жизни. Ребенок оказывается как бы точкой приложения наших несбывшихся надежд.
Более того, наши ожидания, касающиеся ребенка, часто абсурдны, так как несовместимы с его характером, ресурсами и жизненными целями.
«Мое отношение к ребенку ровное и всегда объективное»
Наше восприятие ребенка редко выступает постоянной величиной. Оно пульсирует, зависит от нашего настроения, физического и ментального состояния, степени удовлетворенности миром и окружающими нас людьми.
Усталость, повседневные стрессы на работе, шероховатости в отношениях с людьми, фрустрация, нерешенные домашние проблемы влияют на точность восприятия окружающей жизни и на то, как мы воспринимаем нашего ребенка.
Вечером после работы и воскресным утром мы воспринимаем его по-разному, что, конечно, совершенно ему непонятно.
К тому же родители часто используют ребенка для сброса своих накопившихся отрицательных эмоций.
Так что ровное и объективное родительское отношение в жизни многих детей является роскошью, о которой можно только мечтать.
Продолжение следует…
|