-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


СЛАВА ГЕРОЯМ

Воскресенье, 03 Мая 2020 г. 00:57 + в цитатник

Банифатов Иван Сергеевич

Я расскажу вам еще об одном своем родственнике. Банифатов Иван Сергеевич был мужем маминой двоюродной сестры.

3620784_ib1 (382x566, 54Kb)

 

Банифатов, Иван Сергеевич (08.05.1919—26.05.1996) — летчик-штурмовик, Герой Советского Союза (1945), полковник.

Я всегда гордился, что среди моей родни был Герой Советского Союза Иван Сергеевич Банифатов. Он часто приходил к нам вместе со своей женой, Маргаритой Александровной, двоюродной сестрой моей мамы.

Иван Сергеевич Банифатов родился 8 мая 1919 года в селе Красный Двор Невельского района Псковской области в крестьянской семье. Когда Ивану исполнилось 11 лет, семья Банифатовых отправилась на Урал, где начинались строиться металлургические и машиностроительные заводы-гиганты. Большие стройки в те годы давали возможность хорошо заработать, получить новую специальность, дать образование детям.

«Сначала мы приехали в Свердловск, — вспоминал впоследствии Иван Сергеевич. — Но накануне нашего приезда на стройке были снижены расценки, и отец повёз нас в Нижний Тагил, где обещали более высокие заработки. Городок оказался небольшим, грязным и неухоженным, но мне здесь понравилось — места здесь чем-то напоминали родную деревню. А когда узнал, что в городе появился аэроклуб ОСОАВИАХИМа, то сразу захотел стать лётчиком...»

В Нижнем Тагиле Иван Банифатов заканчивает школу-семилетку и поступает в ФЗУ. Тогда же он решает стать курсантом Нижнетагильского аэроклуба. Проще всего это было сделать по комсомольской путёвке.

«Как-то раз, после занятий, подошёл к комсоргу училища и попросил дать мне направление в аэроклуб, а заодно и характеристику. За последнее не беспокоился: учился я хорошо, нарушений дисциплины не было. Комсорг выслушал меня и говорит: «Не возьмут тебя, Вань, в аэроклуб. Туда только сдавших нормы ГТО зачисляют». Пришлось идти сдавать. А там — два десятка дисциплин! Но я сдал...» — вспоминал в середине 80-х Банифатов.

По окончании ФЗУ Иван Сергеевич устраивается на работу в трест «Уралсибстрой», продолжает занятия в аэроклубе. В ноябре 1940 года он получает повестку о призыве в армию. По направлению горвоенкомата и городского отделения ОСОАВИАХИМа призывник Банифатов направляется на учёбу в военно-морское авиационно-техническое училище имени Молотова, которое находилось в городе Молотове (ныне — Пермь).

Перспектива служить авиационным техником не устраивала молодого энергичного парня, и, не дожидаясь окончания первого курса, Иван пишет рапорт о переводе его в лётную школу. Рапорт удовлетворили, и уже в мае 1941-го Иван Банифатов становится курсантом Ейского военно-морского авиационного училища. Но с началом войны училище стало готовиться к эвакуации и большая группа курсантов была направлена для продолжения обучения в Николаевское военно-морское авиационное училище имени Леваневского. Среди тех, кто прибыл в Николаев из Ейска, был и курсант Банифатов.

 

Несмотря на победу РККА под Москвой, положение на фронтах оставалось сложным. В войска уже давно начала поступать новая техника, но для того чтобы успешно воевать на ней, не хватало обученных кадров: военные училища не успевали пополнять части своими выпускниками. В середине 1942 года Государственный комитет обороны СССР издаёт распоряжение о формировании боевых частей на базе военных училищ. И в ноябре того же года при военно-морском авиационном училище имени Леваневского создаётся 35-й штурмовой авиационный полк, личный состав которого был набран из преподавателей и курсантов Николаевского училища. После того как личный состав прошёл ускоренные курсы лётной подготовки, в июне 1943 года, полк был придан 9-й штурмовой авиадивизии военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, а позже включён в её состав.

3620784_ib2 (624x464, 79Kb)

Самолёты Ил-2 на лётном поле 35-го штурмового авиаполка

Свой первый боевой вылет младший лейтенант Иван Банифатов совершил 22 июня 1943 года, когда полк получил задание нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому противника Городец. Командование полка сразу взяло на заметку этого смелого, грамотного, дисциплинированного лётчика, и вскоре Банифатов был переведён в первую эскадрилью, лётчикам которой поручали самые сложные и ответственные задания.

Первую боевую награду Иван Сергеевич получил за участие в Синявинской операции, которая проходила в июле–августе 1943 года. Каждый день, по два-три раза, поднимались штурмовики полка в небо, чтобы бомбить вражеские позиции на Синявинских высотах, уничтожать скопление техники на железнодорожных станциях и колонны гитлеровцев на дорогах под Синявином. Несмотря на ожесточённый огонь вражеских средств ПВО, младший лейтенант Банифатов ни разу не вернулся на аэродром, не выполнив боевой задачи. Дважды он приводил на базу самолёт буквально «на честном слове и законах аэродинамики», как говорили тогда лётчики. Так, 3 августа, после возвращения с боевого вылета, техники насчитали на корпусе самолёта Банифатова 220 пробоин. В сентябре 1943 года Иван Сергеевич Банифатов был награждён первым орденом Красного Знамени. Всего за годы войны таких орденов он получил четыре (!).

После напряжённых и кровопролитных боёв под Синавином, командование полка направляет Банифатова в Ленинград на Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, с которых он вернулся в звании лейтенанта. В полку он был назначен командиром звена. В этой должности он принимал участие в операциях по полному снятию блокады Ленинграда, в боях за Ропшу, Нарву, Выборг.

В полку Ивана Банифатова уважали за смелость и решительность в бою, за умение видеть и анализировать боевую обстановку, за готовность всегда прийти на помощь. Однополчанин  Банифатова Герой Советского Союза, подполковник в отставке Алексей Батиевский вспоминал в начале нулевых:

«Как-то раз полетели на штурмовку двумя эскадрильями — наша и Банифатова. Обрабатывать вражеские позиции пришлось под плотным огнём зениток. А тут ещё и истребители навалились. Отбомбились по цели и начали дорабатывать немцев из пушек и пулемётов. Я выхожу из очередного манёвра, и меня выносит на зенитную установку. Жму на гашетку — пушки с пулемётами молчат: боекомплект израсходован. Уже вижу, как немецкие зенитчики крутят маховик, наводя стволы на мой "Ил". И вдруг зенитка превращается в кучу железного хлама. Ищу глазами своего спасителя и вижу рядом, чуть позади, самолёт Банифатова... Уже на земле подошёл поблагодарить Ивана. Он почему-то засмущался и говорит: "Да ты напутал что-то, Лёшка. Не я это был". Скромный был парень, смелый и очень добрый».

В мае 1944-го старший лейтенант Банифатов был назначен заместителем командира эскадрильи. Тогда 35-й штурмовой авиаполк получил задачу уничтожать гитлеровские суда в Нарвском, Финском и Выборгском заливах. Экипаж Ивана Сергеевича потопил один немецкий сторожевой корабль и две большие десантные баржи, уничтожив более двух сотен солдат противника. 22 июня 1944 года старший лейтенант Банифатов был награждён вторым орденом Красного Знамени. Третий такой же орден он получит через два месяца за уничтожение трёх немецких десантных судов на Чудском озере и уничтожение наземной техники в районе Нарвского залива.

Затем были бои за Таллин и Пярну, штурм вражеских укреплений на островах Моонзундского архипелага, за что Иван Сергеевич получил четвёртый орден Красного Знамени. После этого полк перелетел на остров Саарема (Эзель), на аэродром Кагул, откуда осенью 1941-го советские дальние бомбардировщики наносили бомбовые удары по Берлину. Отсюда эскадрилья Ивана Банифатова вылетала на «охоту» за транспортными судами, которые пытались пробиваться к окружённой и прижатой к морю Курляндской группировке врага.

За март 1945 года эскадрилья Банифатова пустила на дно более двух десятков малых судов противника. За успешное выполнение боевых заданий, большое количество уничтоженной вражеской техники противника старшему лейтенанту Банифатову Ивану Сергеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

К декабрю 1944 года Иван Сергеевич совершил 101 боевой вылет, потопил 9 десантных барж и сторожевой корабль противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Банифатову Ивану Сергеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 38098) и медали «Золотая Звезда» (№ 6803).

Однажды Иван Сергеевич с тетей Ритой был у нас в гостях. Моему сыну в то время было лет 8. Он с уважением трогает Золотую Звезду на груди Ивана Сергеевича, и спрашивает: « А за что Вы получили эту награду?» Иван Сергеевич отвечает: «Дениска, я потопил 9 кораблей». Денис разачарованно говорит: «Так мало?»

Через несколько лет, когда он был председателем Совета отряда и  учился в 6 классе в 6 классе, Денис попросил меня пригласить Ивана Сергеевича к ним на сбор отряда перед 9 мая. Я сказал, что пусть звонит и договаривается с ним сам. После сбора Денис рассказывает: «Ты знаешь папа, Иван Сергеевич во время войны потопил 9 кораблей и получил звание Героя Советского Союза». Я «изумился»: «Так мало потопил и ему дали звезду Героя». Денис возмутился: «Ты что, папа! Когда самолет подлетает к кораблю, его встречает сплошная стена зенитных снарядов! В звене вылетает 5 самолетов, а возвращается всего 2.»

 

После войны Иван Сергеевич Иван Банифатов продолжил службу в полку. Парторг 35-го ШАП КБФ капитан Михаил Лобачёв вспоминал: «Иван Банифатов — лётчик от Бога. Его ведь несколько раз звали домой, на Урал. Предлагали должность начальника аэроклуба, инструктора горкома партии, какие-то посты в народном хозяйстве. Но Иван остался верен небу». После расформирования в 1947 году родного полка И. С. Банифатов служил командиром отряда 13-й ОАЭ (отдельной авиационной эскадрильи) ВМФ на Балтике. В 1951 году он окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМС и в звании капитана был направлен для прохождения службы на Тихоокеанский флот, где до 1959 года служил командиром эскадрильи и заместителем командира в 49-м и 44-м минно-торпедных полках ВВС Тихоокеанского флота. В 1959 году в звании подполковника он снова переезжает на Балтику, в Ригу, в должности заместителя командира 846-го минно-торпедного авиаполка. После увольнения в 1964 году в запас полковник Иван Сергеевич Банифатов продолжал работать в авиации, на гражданских авиалиниях. Долгое время до выхода на пенсию занимал пост начальника отдела авиаперевозок аэропорта Пулково.

3620784_ib3 (407x700, 93Kb)

 

Он ушёл из жизни 26 мая 1996 года в Санкт-Петербурге и похоронен на Красненьком кладбище в Петербурге.

3620784_BanifatovISMon_SP (525x700, 169Kb)

Метки:  
Понравилось: 15 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку