Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...
ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д...
КОМПОЗИТОРЫ - (0)Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...
31 мая родились - (0)31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...
Ленин и Инесса Арманд - (0)Инесса Арманд. История любви "Она была необыкновенно хороша&qu...
Многогранность Начо Дуате |
Человек — как Вселенная: внешне это одно,
а внутри еще огромная бесконечность.
Особенно когда ты вглядываешься в себя.
Начо Дуато
5 марта 2020 года мы посмотрели балет знаменитого испансхого хореографа
Начо Дуато «Многогранность. Формы тишины и пустоты»
на музыку Иоганна Себастьяна Баха.
Именно этому величайшему композитору и посвящен двухактный балет.
Поговорим о творчестве этого балетмейстера и об этом балете.
Можете для начала посмотреть этот балет, а потом поговорим.
Начо Дуато – талантливый артист и преподаватель хореографии, театральный художник и просто обаятельный человек, приехавший из далекой солнечной Испании на постоянную работу в Санкт-Петербург. Влюбленный в свое дело и поглощенный новыми идеями, он прошел через множество трудностей и препятствий, взлетов и падений, но сумел сохранить свое самобытное мастерство и индивидуальное видение танца.
1 января 2011 года он возглавил балетную труппу Михайловского театра и руководил ею до 2014 года. В 2011 году впервые в современной истории иностранец возглавил балетную труппу в России. За свои три года в Михайловском театре испанец Начо Дуато поставил десять спектаклей. Он не стал легендой, как предыдущий великий иностранец Мариус Петипа, и не произвел революции в русском балете. Но вклад его переоценить трудно: в числе его заслуг не только новый блеск и слава одного из главных театров нашего города, но и несколько потрясающих балетов.
За эти годы репертуар театра пополнился одноактными балетами Начо Дуато Nunc Dimittis, «В лесу», «Без слов», «Дуэнде», «Прелюдия», «Белая тьма», «Невидимое», а также многоактными балетами «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик». Особое место занимает в репертуаре спектакль, который мы сегодня смотрели.
В 2014 – 2018 годах Начо Дуато возглавлял труппу Берлинского балета и являлся постоянным приглашённым хореографом Михайловского театра. C 2019 года Начо Дуато занимает должность художественного руководителя балета Михайловского театра.
Родился будущий знаменитый танцор 8 января 1957 года в семье влиятельного человека-консерватора – губернатора Валенсии. При рождении ему было дано красивое сложное имя – Хуан Игнасио Дуато Барсиа. Родители, у которых, помимо маленького Хуано, было еще семеро детей, и знать не хотели, чтобы сын профессионально занимался танцами. Они видели его образованным и светским политиком, юристом или же врачом. Но мальчик, обожающий танцевальные па и обладающий решительным и независимым характером, решил пойти наперекор мнению высокопоставленного отца. В возрасте шестнадцати лет он начинает жить отдельно и самостоятельно обеспечивать себя различными подработками в мюзиклах и шоу.
Осознавая важность обучения, юноша поступает в известную балетную школу Лондона. Нелегкой была жизнь юного эмигранта. Работа в "Макдональдсе" и разных барах, сон в неудобных ночлежках для бедняков… Но талантливого парня все это время поддерживала страстная мечта стать профессиональным артистом и дарить радость людям своим талантом.
Свой первый профессиональный контракт он подписал в Стокгольме в 1980 году с труппой Кульберг-балет, а уже годом позже хореограф Иржи Килиан пригласил его в знаменитый Нидерландский театр танца (NDT). Свою первую награду как танцовщик — «Золотой приз танца» — он получил в Схаубурге, Амстердамском городском театре, в 1987 году. Очень скоро природная одарённость артиста вывела его за рамки исполнительского искусства, и Дуато начал работать также как хореограф. Первый же хореографический опыт обернулся триумфом: балет «Jardí Tancat» («Огражденный сад») на музыку композитора Марии дель Мар Бонет принёс ему большой успех и завоевал первый приз на Международных хореографических мастерских в Кёльне. В 1988 году Дуато наряду с Иржи Килианом и Хансом ван Маненом стал постоянным хореографом Нидерландского театра танца.
В 1995 году Дуато получил титул кавалера французского Ордена искусств и литературы. В 1998 году правительство Испании наградило его золотой медалью за заслуги в области искусства. В апреле 2000 года Начо Дуато в Штутгарте получил международный балетный приз Benois de la Danse как лучший хореограф года за постановку балета «Многогранность. Формы тишины и пустоты». В 2003 году Дуато стал лауреатом национальной танцевальной награды Испании, в 2010 году он был удостоен награды Союза художественных критиков Чили, а его балет «Na Floresta» («В лесу») был номинирован на премию «Золотая маска».
В 1990 году Начо Дуато по приглашению Национального института сценических искусств и музыки Министерства культуры Испании возглавил Национальный театр танца Испании (Compañía Nacional de Danza). В июле 2010 года он оставил свой пост и объявил о своём решении с 1 января 2011 года возглавить балетную труппу Михайловского театра.
Лаконичные, скульптурные, с фантастически проработанной пластикой – они открывают новую плоскость восприятия музыки. Посмотрев “Многогранность. Формы тишины и пустоты”, вы по-настоящему поймете, насколько головокружительно сложна музыка Баха. И если и можно создать нечто столь же совершенное, как она, то у Дуато это почти получилось.
Большая часть спектакля – это «остроумная визуализация баховской полифонии». Исполнители зримо и наглядно обозначают музыку, играя телами в оркестровые инструменты, а танцами изображая комбинации нот. Молитва, эротика, медитация, риторика. Главная для Дуато тема – его благоговение перед Бахом, богом музыки. Начо играет в спектакле самого себя – творца пластики, вдохновленного божественными звуками. Сперва, изображая смущение и смятение, он вымаливает разрешение композитора: можно ли взять его партитуры и сделать балет? Вкусив баховских откровений, балетмейстер благодарит композитора.
Коренной перелом в творчестве хореографа наступил, когда ему заказали балет к юбилею Баха в Ваймаре. Фольклорно-растительный стиль уступил место совсем иным материям. Не сильно изменились пластика и рисунок танца, но подход к балету у Дуато стал качественно другим. За сложным и наукообразным названием «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты» скрывался и тонкий юмор по поводу серьезности господина Баха и искренняя почтительность к патриарху немецкой музыки, и толковый рассказ о том, что он — Бах, собственно, привнес в музыку. За этот спектакль Дуато получил приз «Бенуа де ля данс» в 2000 году.
Премьера в Михайловском театре этого балета состоялась 21 марта 2012 года
Если вы несколько потерялись в целях, смыслах и ценностях своей жизни, возможно, в тишине вы сможете расслышать голос своих подлинных ценностей и увидеть путь к их реализации.
Балет «Многогранность. Формы тишины и пустоты» — одно из самых известных произведений Начо Дуато. Он сразу же привлёк внимание критиков и принёс своему создателю престижную премию Benois de la Dance. Балет был создан в 1999 году для театра города Веймара, где несколько лет жил и работал Иоганн Себастьян Бах. Именно его музыка стала основой произведения Дуато, в котором он языком пластики рассказывает о жизни и творчестве великого композитора. Двухактное сочинение объединяет в себе барочную музыку и современную хореографию. Это практически биографическое произведение, и, в отличие от большинства работ Начо Дуато, не имеющих сюжета, здесь действуют конкретные персонажи — Композитор, Женщина и Смерть. Вместе с ними зритель проходит основные этапы жизни композитора и наблюдает за чудом создания гениальной музыки.
Всё в твой жизни пульсирует, рождается и умирает. Дни и ночи, люди и камни, звери и звёзды, солнце и ветры, дожди и зимы -всё рождается и умирает. Это и есть пульсация. Это и есть жизнь. Это и есть смерть. Только смерть может родить жизнь. Только жизнь рождает смерть. Смерть – это тишина, пауза пульсации вечности. Закрой глаза и поймай тишину, поймай паузу. Вдох, пауза, выдох, пауза, движение, тишина, жизнь, смерть…
Хореограф замечает, что роднит две страны богатый фольклор и история. «Россия и Испания – великие страны с исторической точки зрения. Испания насчитывает десятки веков величия и могущества. Стоит вспомнить «золотой век», когда испанцы распространили свое влияние вплоть до Америки. Но все-таки, мне кажется, что у нас больше различий, чем сходства. У русских людей другой нрав, образ жизни, поведение. Но мне это нравится!» - восклицает Дуато.
А закончим мы моей самой любимой виолончельной сюитой №1 соль мажор, которая звучит в этом спектакле. Когда-то 60 лет назад я играл эту сюиту, когда учился в музыкальной школе города Кронштадта.
Счастливейшее чувство тишины…
Покой в душе. Безмолвие природы.
Претихий свет с небесной вышины.
Блаженство полной, неземной свободы.
Мир, одуревший весь от суеты,
Оцепенел в молитвенном восторге.
И звуки небывалой чистоты
Слились в одном божественном аккорде.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |