-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Желтые Звезды

Суббота, 30 Января 2016 г. 12:59 + в цитатник

29 января 2016 года мы побывали на Благотворительном концерте "Желтые звезды" в Большом зале Филармонии, который был посвящен Международному дню памяти жертв Холокоста. Средства, собранные от продажи билетов, должны пойти на приобретение старинных детских скрипок, которые Фонд поддержки музыкального образования передаст на время учебы талантливым юным музыкантам Петербурга.

3620784_IMG20160129WA0004 (700x231, 139Kb)

Прежде, чем рассказать о концерте, я хочу немного поговорить о самой проблеме Холокоста. Тема эта непростая для обсуждения, но мы попробуем. Но главным будет музыка.

В концерте выступал Максим Венгеров - один из самых талантливых скрипачей нашего времени. Он играл Чакону И.С.Баха.



Мне очень нравится, как Гидон Кремер исполняет Чакону Баха.

Чакона ре минор Баха - это верша кульминации в  скрипичной музыке всего мира - последняя часть этой  партиты  -  знаменитейшая  Чакона. 
Первоосновой  Чаконы служит испанская танцевальная песня. На ее мотив издавна сочиняли произведения в форме темы с вариациями. В  этой  форме  
написана  и , однако столь отдаленная от старинной песни, что трудно даже ссылаться на такую связь. Из всей инструментальной музыки  Баха,  может
быть, только самые величественные органные прелюдии  и  фуги  да  Пассакалия сравнимы с Чаконой. Одна из особенностей Чаконы 
(как и  Пассакалии)  в  том, что отправным началом служит не мелодия, ведомая высоким голосом, а  басовая тема. Она как бы программирует 
своим "басовым характером" тридцать  вариаций Чаконы. Безмерна глубина содержания Чаконы, безмерны возможности виртуозного
исполнения ее скрипачом.

Чакона Баха поворачивает какой-то ключик в моей душе. Она придает голос безутешному горю. Она до боли мила; она открывает сердце и освобождает дух, и оставляет его парить, подобно птице на сияющих крыльях. Скрипка поет и плачет. Исполнение чаконы, длящейся менее пятнадцати минут, — это мечта всех скрипачей, настоящий вызов.

Бах написал чакону, когда возвратился из путешествия вместе с князем, его работодателем, и обнаружил, что его любимая жена, Мария Барбара, умерла в его отсутствие и уже похоронена. Чакона стала пятой частью «Партиты в ре миноре».

Это Вершина баховского величия, прекрасный плод его вдохновения. Среди его сольных сонат и партит "Чакона" - чудо из чудес.Чакону биограф Баха Ф.Шпитта характеризует как «торжество духа над материей». Скрипач существует до или после "Чаконы" Баха.  Одна из особенностей Чаконы в том, что отправным началом служит не мелодия, ведомая высоким голосом, а басовая тема. Она как бы программирует своим "басовым характером" тридцать вариаций Чаконы. Безмерна глубина содержания Чаконы, безмерны возможности виртуозного исполнения ее скрипачом. О Чаконе написана большая литература и исследователями, и поэтами. Филипп Шпитта дал одну из первых ярких характеристик баховского скрипичного шедевра: "Произведение это обнаруживает не только подробнейшее знание скрипичной техники, но и полнейшее господство над фантазией, колоссальнее которой едва ли можно встретить у другого художника. Пусть помнят, что все это написано для одной только скрипки!"

Чакона И. С. Баха до того велика, что вдохновила и продолжает звучать в творчестве самых великолепных музыкантов, сумевших адаптировать и потрясающе исполнить это произведение на самых разнообразных инструментах - придать ему новую огранку.

На концерте Максим Венгеров заставил болью трепетать сердца. Его скрипка  создавала иллюзии нескольких скрипок, ведущих диалог друг с другом. Они создают то многоголосие, которое звучит в каждом человеке, во всех нас. Реквием Моцарта тоже написан ре-миноре, как и первая часть Чаконы. Это музыка смерти, которую надо преодолеть. Вторая часть Чаконы в мажоре. Милосердная. Глубокое горе. Это, как бальзам на раны. Бах потерял близких, и должен найти путь преодоления утраты. Утешение звучит почти торжествующе. Скрипка звучит, как труба, Мы слышим тихую, глубокую радость. С множеством пауз, создающих чувство меланхолии. Бах примирился со смертью. И кажется, что уже все. Но это не все. Нечто большее ожидается впереди. В третьей части возвращается ре-минор. Возвращается смерть из первой части, но теперь в свете утешения, и торжества, и успокоения сердца из второй части. Это такой способ жить, когда смерть все время рядом, и тем не менее всегда много сил, энергии и сострадания. Это сама смерть, просветленная сознанием. Бах не просто говорит, что можно пройти с открытыми глазами через смерть. Он сам это делает-в своей музыке делает это. В чем тут секрет?  Секрет в прощении. Прощение не наполнено никакими чувствами, оно очень близко к здравому смыслу. Оно приходит, когда ты понимаешь, что другой человек не мог поступить иначе, а только так, как поступил. И что ты сам не смог бы. Мало кто из нас на самом деле имеет выбор в решающих ситуациях. Ты потерял близкого человека. И что делать? Просить у него прощения за то, что ты продолжаешь жить.

Вот так начался этот пронзающий душу концерт.

3620784_20111228_maximvenegerov2_copy (580x326, 140Kb)Максим Венгеров родился в Челябинске в 1974 году, Из музыкальной семьи: мать, Лариса Борисовна Венгерова, руководила хором в детском доме, была директором музыкальной школы, автор книги «Педагогический этюд» (2004); отец, Александр Венгеров, работал гобоистом в Новосибирском филармоническом оркестре. Венгеров начал играть на скрипке в четыре года, впервые выступил на публике в пять лет и исполнил концерт Мендельсона – в семь. В 1984 году, выиграв престижный польский Конкурс имени Венявского в младшей группе, он начал регулярные публичные выступления. Шесть лет спустя, в 15-летнем возрасте, он победил на международном Конкурсе скрипачей имени Флеша в Лондоне, а на следующий год дал свой первый мастер-класс в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Максим окончил музыкальную школу. В 1989 г. вместе с семьей своего учителя, профессора Новосибирской консерватории Захара Брона и другими его учениками — Вадимом Репиным, Николаем Мадоевым и Натальей Прищепенко — переехал в Любек (Германия). С 1990 года — гражданин Израиля.

Когда Венгерову - "продукту" ускоренного музыкального образования позднесоветской эпохи – было чуть больше 20 лет, он прославился как один из самых выдающихся скрипачей своего поколения. Помимо потрясающей скорости и экспрессии, его выступления отличали личностное тепло, непринужденный блеск и обаяние. Это было совсем не похоже на сдержанность старой русской школы или на поверхностность большинства европейских современников. Его записи завоевывали премии, а его заработки взлетели, по слухам, до 40 тысяч за концерт, что было намного больше, чем у других музыкантов-солистов. Но спустя десять лет, успешная карьера начала рушиться. В 2005 году Венгеров, опасаясь сгореть дотла, вырвался из «беличьего колеса», прекратил давать по 100 концертов в год и взял отпуск на шесть месяцев, во время которого повредил правое плечо, поднимая штангу. Он вернулся к работе в 2007 году, однако его обычные выступления утратили былой блеск, как будто травма плеча не осталась без последствий. В 2008 году, в возрасте 34 лет, он практически оставил карьеру солиста и предпочел переквалифицироваться в дирижеры. Максим признает, что уход от публичности в возрасте, в котором ведущие музыканты обычно достигают своего пика, «не был приятным периодом». «Но я позитивный человек, - говорит он. – Я принимаю вещи такими, какие они есть. Спустя два года после перерыва, когда я понял, что, на самом деле, не могу играть, я сказал: “Ладно, перерыв. Займусь дирижированием”. Я не чувствовал себя угнетенным – я хорошо начал, дирижировал хорошими оркестрами. Затем, в ноябре 2009 году, я как-то раз проснулся утром и сказал: “Я снова хочу играть”».

Дух скрипача к этому стремился, но плоть была слаба. Рука Венгерова реагировала не так, как до травмы, «и никто не мог сказать, почему. Это были безнадежные четыре месяца, но потом я нашел специалиста, порекомендовавшего мне операцию [которая была предпринята в феврале 2010 года]. Однако даже после этого я не мог играть. Именно это время стало испытанием для моей воли. Хирург сказал мне, что проблема теперь стала психологической. Хотя меня грызли сомнения, стремление вернуться перевесило, и я объявил о концерте в Брюсселе. Сейчас моя правая рука лучше, чем когда-либо».

Максим Венгеров - это выдающийся музыкант наших дней. Но у каждого своя судьба. Не менее трагична была жизнь и у Полины Осетинской, которая выступала с оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшуллера.

Полина Осетинская играла с оркестром 2-й концерт Д.Д.Шостаковича - один из шедевров  Шостаковича.

Второй концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича (1957) был посвящён композитором сыну Максиму Шостаковичу, тогда учившемуся в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. 10 мая 1957 года в Большом зале Московской консерватории, в свое 19-летие Максим впервые исполнил сочинение-подарок своего отца.

3620784_MakxShost (430x336, 31Kb)Родился Максим Шостакович  10 мая 1938 года в Ленинграде. Окончил Центральную музыкальную школу при Ленинградской консерватории и фортепианный факультет Московской консерватории. С 1964 года работал ассистентом дирижера Вероники Дударовой в Московском государственном симфоническом оркестре. С 1965 года был ассистентом Евгения Светланова в Государственном симфоническом оркестре СССР. С 1967 года возглавлял Симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1981 году эмигрировал в США, гастролировал в разных странах мира. В 1994 году впервые после долгого перерыва выступил в России с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии. С 1997 года вместе с семьей живет в Санкт-Петербурге. Основу репертуара дирижера составляет симфоническое наследие его отца. Ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

В концерте прозвучал 2-й концерт для ф-но с оркестром Д.Д.Шостаковича.

 

Вот как этот концерт исполнял сам Шостакович.

А теперь послушайте бравурное исполнение Дениса Мацуева. Лирика ушла на второй план, на мой взгляд.



 

3620784_cover_40174 (200x315, 16Kb)Полина Осетинская играла интереснее Дениса Мацуева, на мой взгляд.  В ее тонкой, рафинированной интерпретации Шостакович предстает философом-интеллектуалом. Оказывается, в нем много странного, загадочного, не столь «гуманистически» прямолинейного, как это принято было считать в мое время, и что утвердилось в качестве канонического образа композитора. Приятной оказалась встреча с этой замечательной пианисткой.

Полина начала играть на рояле в возрасте пяти лет, а в шесть уже дала свой первый сольный концерт в зале Вильнюсской филармонии. В восемь состоялся дебют пианистки с оркестром — с камерным оркестром Литвы под управлением Саулюса Сондецкиса она исполнила Концерт ре минор Баха.Это я знал, но с тех пор я ее и не слышал. Прелестно она играла. А потом я прочитал ее автобиографическую повесть "Прощай грусть". В середине восьмидесятых годов прошлого века имя очаровательной девочки-вундеркинда Полины Осетинской было знакомо на просторах нашей страны миллионам. А из книги я узнал, каким тернистым был ее жизненный путь, полный славы и разочарования, труда и унижения, музыки и скандала. Мы помним только громкие успехи Осетинской, и я был потрясен, узнав  трагическую изнанку этих успехов, о которой Полина повествует с ошеломляющей откровенностью.

Почитайте книгу, это стоит того, чтобы понять, какая это сильная, умная и талантливая женщина, которая выиграла битву со своим отцом.

Замечательная пианистка Полина Осетинская родилась 11 декабря 1975 года в Москве. Полина стала учиться игре на пианино с пяти лет. Но не по своему желанию - к этому её обязал отец, сценарист Олег Осетинский, мнящий себя гением мирового масштаба и имеющий непомерные амбиции, как относительно дочери, так и вообще. С её помощью, точнее, используя её как средство, как руки свои (сам "ваятель" возможности играть не умел, даже нотной грамоты не знал!) он хотел добиться очень и очень многого: успеха, признания, денег, поклонения всего мира.

Поражало ещё одно обстоятельство. Формально Полина училась в Центральной музыкальной школе, но фактически всеми её занятиями руководил отец – известный кинодраматург Олег Осетинский («Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов»). Мечтавший в молодости стать пианистом, но не ставший им по воле несчастного случая, сам не умеющий толком играть, но досконально изучивший это ремесло – от устройства рояля до физиологии и рефлексов – Олег создал целую систему обучения, не похожую ни на одну из существовавших когда-либо, с выразительным названием «дубль-стресс». Она предполагала, помимо музыкального, всестороннее развитие ребёнка на фоне тотальной мобилизации возможностей организма. День Полины был расписан поминутно. Ранний подъем, физические упражнения, минимум пищи, максимум времени за инструментом. Тренировка памяти – к 10 годам репертуар Полины составлял 30 часов музыки, а это более 15 сольных программ – то, что люди обычно копят десятилетиями. Домашние занятия перемежались многочисленными концертами, число которых доходило до четырёх в день и до нескольких сотен в год. Олег Осетинский, имея многочисленные связи и легко заводя новые, по выражению Полины, «пахал непаханное поле музыкального маркетинга». Каждый день приносил новые впечатления – поездки, города, музеи и картинные галереи, встречи с новыми людьми, и концерты, концерты, концерты. И 10 новых стихотворений в день наизусть. И десятикилометровые пробежки. И опять занятия. И снова концерты. И ошеломляющий успех у публики.

Полина была не первой попыткой ее отца создать гения, он пытался до неё взяться за старшую дочь Наталию, которая при попытке принуждения к музыкальной деятельности со стороны отца попросту сбежала и никто не сумел её найти. Полина в пять лет сбежать возможности не имела и ей пришлось учиться музыке, формально - у педагогов (которых из-за характера Осетинского сменилось бессчётное множество), фактически - у самого отца, дилетанта, мнящего себя гением. Её музыкальный путь начался нестандартно и жёстко (стоит только почитать примеры расписаний, составленных для неё отцом, их не выдержал бы взрослый!), очень скоро Полина начала выступать и общественность налепила на неё ярлык гениального ребёнка, вундеркинда. От этого ярлыка впоследствии ей было очень нелегко избавиться. Не говоря уж о том, какого титанического труда стоило стать самостоятельным и профессиональным пианистом, уйти от отца, переучиться играть, после того, как основы были заложены неправильно. Сама Полина пишет: "Нет музыки и музыканта без культурного бэкграунда. Трудно, не имея представления об архитектуре, создать совершенную музыкальную форму, архитектонику произведения. Овладеть всей палитрой звуковых красок и многообразием тембров – без знания живописи, уловить тончайшие стилистические особенности композитора, не чувствуя вкуса и ритма его языка, nest-ce pas? Творя гармонию, можно ли не знать ее законов? Мое внимание всегда фокусировалось на красоте в любых проявлениях: здании, картине, реке, стихотворении". Книга не не только любопытная, но и весьма полезная книга.



Потом на трубе Сергей Накоряков исполнил Концерт для виолончели с оркестром "КолНидрей" Макса Бруха. Оба имени для меня были неизвестны. Сергея накорякова в финской прессе назвали "Паганини трубы". Играл он неплохо.

3620784_Sergei_Nakariakov (466x700, 216Kb)

 

Сергей Михайлович Накаряков родился 10 мая 1977 года в Горьком (Нижнем Новгороде) в музыкальной семье. Отец Сергея, Михаил Александрович Накаряков — учитель фортепиано, мать — инженер.

Музыкальное образование Сергей начал игрой на фортепиано в музыкальной школе № 8 города Горький (преп. Л.Шпунгина), но вскоре после травмы позвоночника был вынужден оставить рояль и решил перейти на другой инструмент — трубу. Толчком к этому послужила услышанная в исполнении Тимофея Докшицера пластинка с органными прелюдиями И. С. Баха (переложение для органа и трубы).

Первым учителем Сергея стал его отец. Уже в 1988 году он получает диплом на Всероссийском конкурсе трубачей в Ленинграде. В 1991 году у Сергея происходит много событий. Это и большой успех на международном фестивале им. Иво Погорелича в Бад-Вёрисхофене (Германия), и переезд с родителями в Израиль для обеспечения свободы передвижения. В этом же году он году дебютировал с Литовском камерным оркестром (дирижер С. Сондецкис) на Зальбургском музыкальном фестивале и с тех пор его игра пользуется большим успехом во всем мире.

С 1993 года живёт во Франции (Париже). Гастролирует во многих странах: Германия, Россия, Венгрия, Чехия, Словакия, Израиль , США, Канада, Южная Америка, Южная Корея, Австралия. Огромным успехом пользуется его выступления в Японии, где Сергей бывает ежегодно, и где его даже пригласили выступить в новом для него амплуа киноактера (снялся в художественном фильме «Маленькая капля в могучей реке» в роли русского трубача) со звездами японского кино.

 

Играл Сергей концет Макса Бруха «Кол нидрей» для виолончели с оркестром (Op. 47, 1881) на тему еврейских литургических мелодий (прежде всего, собственно молитвы Кол нидрей). А именно из-за того, что Макс Брух в 1881 году написал вечернюю молитву Кол Нидрей, которая звучит на еврейском празднике судного дня поста, покаяния и поминовения, музыка Макса Бруха в Германии в годы 3 рейха была предана забвению.

Пусть для вас прозвучит Кол Нидрей М.Бруха в исполнении Юрия Башмета и оркестра Солисты Москвы.



 

 

А вот так играет Сергей Никоряков



Во втором отделении концерта оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Владимира Альтшулера сыграл `Жёлтые звезды` (`Пурим-шпиль в гетто`), концерт для оркестра в шести частях (2000) Иссака Шварца.

К сожалению. творчество Исаака Шварца мы мало знаем. В основном как композитора. писавшего для кино. А вот другие его произведения нам  мало известны.

Идея создания сочинения возникла у Исаака Шварца под впечатлением документальных записок одной из узниц Каунасского гетто, особенно потрясших композитора описанием празднования Пурима. Исаак Шварц посвятил свой концерт памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев.

Натянутые нервы как струна,
Сирена бьет по ним истошным воем...
И вновь, и вновь со мной моя семья
Расстрелянная вражеским конвоем.
Но сердце согревает взгляд любви
Со старого, измятого портрета...
«Запомни все! Запомни... и живи!» –
Кричали камни на руинах гетто".

 

Премьера концерта состоялась 10 мая 2000 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича и была приурочена ко Дню Независимости Израиля.



Несколько слов о маэстро, который вел оркестр и исполнителей за собой, увлекая их к тонкому раскрытию замыслов композиторов. Речь пойдет о Владимире Абрамовиче Альтшулере.

Это удивительно умный тонкий человек, который глубоко чувствует музыку.Он родился 29 сентября 1946 года. В 1969-м, за год до окончания Ленинградской консерватории (класс альта Ю.Крамарова) Владимир стал играть на альте в Академическом оркестре Ленинградской филармонии, и с тех пор не расстается с этим коллективом. В 1972 году он создает Струнный квартет филармонии, а в 1982 году становится концертмейстером группы альтов. Параллельно Владимир Альтшулер оканчивает консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования А.Дмитриева. Дирижерский дебют музыканта состоялся с Академическим симфоническим оркестром филармонии в 1984 году. В этом же году он становится дирижером-ассистентом коллектива.

В 1994 году Владимир Альтшулер занимает пост дирижера Академического симфонического оркестра.

Активно концертирующий музыкант, Владимир Альтшулер значительное внимание уделяет и преподаванию. Он является профессором Петербургской консерватории и Петербургского университета культуры и искусств. Кроме того, его отличает и склонность к научным исследованиям, диссертация кандидата искусствоведения Владимира Альтшулера посвящена истории, теории и практике дирижирования.Она называется "Функции оркестра и место дирижера в сценической интерпретации оперы".

Интересно беседовать с Владимиром Абрамовичем о музыке. Он считает, что музыка не может существовать вне общего культурного слоя, контекста. Содержанием музыки является наше ощущение мира. Все, что композитор знает, понимает, думает, чувствует, опосредованно вложено в его музыку. Короче говоря, непрограммной музыки не бывает. Его однажды спросили:
– А для чего вообще нужен дирижер, и как Вы передаете ваше ощущение и понимание произведения оркестру?

Владимир Абрамович ответил, что "...Была попытка на заре советской власти создать оркестр без дирижера – Персимфанс (Первый симфонический ансамбль)." Персимфанс — первый симфонический ансамбль Моссовета, — симфонический оркестр без дирижёра. Организован в 1922 по инициативе профессора Московской консерватории Л. М. Цейтлина под влиянием большевистской идеи «коллективного труда». Идея же там была очень интересная - оркестр как ансамбль..Проект "Персимфанс" инициирован Петром Айду – внуком скрипача Михаила Курдюмова, который в свою очередь был учеником Льва Цейтлина, основателя первого Персимфанса. В 1922 году, в эпоху НЭПа, Лев Цейтлин решил разрушить все нормы и стереотипы до основания, а затем создать свой оркестр без дирижера, с необычной посадкой полукругом – чтобы все музыканты могли видеть друг друга. "Это были люди, которые хотели проводить свою культурную политику. Персимфанс выступал в богатых районах за очень большие деньги и в рабочих районах почти бесплатно".Оркестр, который существовал как воплощение лозунга "старый мир разрушим"..... Дирижер - это диктатор, пережиток буржуазной идеологии..

Персимфанс / Persimfans

 

Ничего не получилось: оркестранты садились в кружок и смотрели на концертмейстера, а концепцию исполнения вырабатывали, вернее, пытались выработать, коллективом человек двадцать.

Зачем нужен дирижер?

Прежде всего, дирижер отвечает за единую художественную трактовку произведения всеми музыкантами оркестра. 30-100 участников оркестра никогда не договорятся о всех мелочах, демократия в таких вопросах неуместна.

После того, как художественная генеральная линия определена, задача дирижёра — организовать идеальное воплощение задумки оркестрантами. Определить баланс громкости оркестровых голосов (а их может быть несколько десятков), выверить единый темп исполнения, синхронные вступления и своевременные выключения голосов — рутинная работа. Но время исполнения музыки дирижёр также жестами обозначает своеобразную сетку координат, которая даёт музыкантам представление о точном моменте звучания. Таким образом, дирижёр заставляет оркестр работать как единое целое, где каждый слышит и понимает работу каждого, а не просто бестолково играет свои ноты.

Владимир Абрамович Альтшуллер рассказывал, что "...Вообще дирижирование как профессия прошло очень долгий путь развития с появления ансамблей, где кто-то должен был руководить, и до текущего момента, когда появился такой термин, как «концептуальное дирижирование». Авторами этого направления являются Малер и его последователи. Первая функция дирижирования – это совместность исполнения, затем указание темпа, времени... Главная же задача дирижера – создать новый мир из тех кирпичей, которые заложены в партитуре...

...Я стараюсь задействовать на репетиции интеллектуальные качества оркестрантов. На репетициях я стараюсь говорить как можно меньше. Я говорю только в тот момент, когда мне не хватает действий рук."

3620784_IMG20160130WA0006 (700x393, 230Kb)

 

Вот такой мы посетили. Большое спасибо моему другу, замечательному музыканту Виктору Лисняку, который уже много лет играет в оркестре, за то, что он пригласил нас на этот концерт.

Напомню, что концерт был приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста. А теперь самое время разобраться в том, что же такое Холокост.

 

Yellow star Jude Jew.svgYellow star Jude Jew.svgYellow star Jude Jew.svg

Организация объединенных наций (ООН) объявила 27 января Международным днем памяти жертв Холокоста, что приурочено ко дню освобождения Советской армией узников нацистского лагеря смерти Освенцим - Биркенау. Резолюция ООН призывает членов ООН разработать образовательные программы, рассказывающие об уроках Холокоста. Эта резолюция выступает также против любых действий по отрицанию и непризнанию Холокоста как исторического события.

Появление самого термина "холокост"(англ.holocaust от греч.holokaustos - всесожжение) отнюдь не случайно. Это греческое слово означает жертвоприношение у древних евреев, при котором жертва полностью пожиралась огнем. Как поясняет Р. Гароди, термин "холокост" "выражает желание сделать преступления, совершенные против евреев, исключением в истории, потому что страданиям и смерти придается сакральный характер".

"Мученичество евреев, таким образом, становится несравнимым ни с каким другим: благодаря своему жертвенному характеру оно включается в Божественный план как распятие Христа в христианской теологии, знаменуя собой начало новой эпохи". По утверждению раввинов, создание государства Израиль - это "ответ Бога на холокост".

Но евреев не приносили в жертву. На пресловутой Ванзейской конференции 20 января 1942 года обергруппенфюрер СС Гейдрих говорил чётко и ясно о полном и окончательном выдворении из жизненного пространства всех евреев до единого. Евреи должны были исчезнуть. Все.

В современном иврите для обозначения катастрофы еврейства используется слово «Шоа». Оно из Торы, главной книги в иудейской традиции. Историк и писатель Анатолий Кардаш (псевдоним - Аб Мише) уточнял, что в Торе оно означает «мрак пустоты», «космическое ничто». «Евреев превращали в пепел, в траву, - это цитата, - перемалывая кости, переливая золотые кольца и коронки, от человека не оставалось ничего, пустота».Фашистская Германия создала чудовищную машину, целью которой было не просто физическое уничтожение людей. Нацисты стремились сломить личность, разрушить достоинство.

Дабы понять истоки возникновения Холокоста и его эволюции во время 2-й мировой войны, следует обратиться к ретроспективе.

Антисемитская идеология была положена в основу программы нацистской партии Германии, принятой в 1920 году, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». Гимн нацистской партии Германии на слова Хорста Весселя (сподвижника Гитлера) начинался словами (в переводе с немецкого):

"Вонзив евреям в горло нож, мы скажем: мир для нас хорош...".

Первой жертвой государственного антисемитизма стала еврейская община Германии, насчитывавшая более полумиллиона человек. Решение еврейского вопроса в Германии предпологало несколько этапов. Первый из них (1933-1939) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством законодательных мер, а также экономических и физических акций против них. Нацистская пропаганда создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. Накануне 2-й мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более интенсивным темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимиляции немецких евреев, невозможность массового выезда в другие государства, а также в подмандатную Палестину ввиду отказа британских властей их принять.

Международная конференция по проблемам еврейских беженцев, состоявшаяся 5 июля 1938 года во французском городе Эвиан-ле-Бен показала, что практически страны Запада не готовы принять еврейских беженцев Германии. Символом такого равнодушия к их судьбе стал пароход "Сент-Луис" с 937 преимущественно еврейскими беженцами на борту, вышедший из гамбургского порта 13 мая 1939 года. Спустя две недели корабль прибыл в Гавану, но кубинские власти не разрешили пассажирам высадиться на берег. Корабль подошел к гор. Майами (Флорида, США), где беженцам также было отказано в высадке на берег. Тогда корабль вернулся обратно в Европу, где Англия, Франция, Голланлия и Бельгия решили поделить между собой пассажиров - беженцев.

Решение еврейского вопроса в Европе началоь после захвата Польши, где под контролем нацистов оказалось более двух миллионов евреев этой страны. Были созданы специальные еврейские кварталы (гетто) в городах. Самое крупное в Европе было Варшавское гетто, созданное в конце 1940 года. Здесь 500 тысяч евреев - треть населения города - были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Систематическое уничтожение мирного еврейского населения было начато нацистами (впервые в Европе) сразу же после оккупации Германией западной части СССР. И евреи Украины были первыми на этом пути. В истреблении евреев участвовали 4 айнзацгруппы СС (А, В, С и D), приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии. Тезис о борьбе с "жидобольшевизмом", где евреи отождествлялись с коммунистами, как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды, в т.ч. для жителей оккупированных советских территорий. Любые акты сопротивления оккупантам объявлялись "еврейскими акциями", а жертвами ответных карательных акций становились преимущественно евреи (так мотивировались расправы с евреями Киева в Бабьем Яре и в Одессе). Уничтожение евреев проводилось в сельской местности и в городах, зачастую на глазах местных жителей. Уже к началу 1942 года немцами и местными полицаями было уничтожено 1,27 млн. человек! Было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе. Они изолировались от остального населения колючей проволокой. Периодические расстрелы узников гетто свидетельствовали, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в "окончательном решении" еврейского вопроса. Более полутора млн. евреев, проживавших на территории СССР на начало войны, погибли от рук нацистов и их пособников из местного населения.

Следует особо отметить, что не смогли бы немцы практически выявить большинства еврейского населения оккупированных стран и в первую очередь Польши, Украины, Белоруссии и части России без помощи местного населения этих стран! Да и в самом истреблении евреев самое активное участие принимали представители этих народов. Не будь такого предательства, цифра жертв Холокоста могла быть значительно меньше!

Однако такие темпы и методы уничтожения евреев уже не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 года конференции в пригороде Берлина Ванзее, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был принят план "окончательного решения еврейского вопроса" по уничтожению евреев 33-х стран Европы, для чего на территории Польши создавалось шесть лагерей смерти (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме). Главным из них стал Освенцим, где погибло 1,1 млн. евреев из 27 стран.

Концлагерь Освенцим (Аушвиц по-немецки) возник недалеко от польского города Освенцим в 1940 году, куда свозились со всей оккупированной Европы большое число людей , главным образом евреев и цыган. В октябре 1941 года недалеко от Освенцима был построен еще один лагерь - Биркенау. Таким образом был создан своего рода комбинат по истреблению людей.

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943 года. К его годовщине приурочен отмечаемый ежегодно День памяти евреев - жертв нацизма и героев Сопротивления. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор во главе с советским военнопленным, евреем А.Печерским. Вооруженное сопротивление и побеги узников существовали и в минском, каунасском, белостокском и виленском гетто. Еврейские партизанские отряды и группы общей численностью около 30 тысяч человек сражались в лесах Белоруссии, Литвы и Украины. Пол миллиона советских евреев сражались на фронтах Великой Отечественной войны.

Выступая 14 ноября 1941 года по радио, премьер-министр Англии Уинстон Черчилль сказал: "... Никто не пострадал более жестоко, нежели еврей, на тело и душу которого обрушилось невыразимое зло гитлеровского порочного режима. Еврей принял на себя первый удар нацистского наступления на принципы свободы и человеческого достоинства. Он нес и несет на себе бремя, которое может оказаться непосильным. Однако ... он не потерял воли к сопротивлению. Несомненно, в день Победы страдания еврея и его роль в этой борьбе не будут забыты". А в июле 1944 года, в докладе об Аушвице, Черчилль заявил: "... Нет сомнений, что это самое ужасное преступление, когда-либо совершенное в истории этого мира, и оно было совершено научной машиной номинально цивилизованных людей ..., одной из ведущих наций Европы. Ясно, что все связанные с этим преступлением, ... свершая бойню, должны быть отправлены на смерть".

В испанских газетах была опубликована статья С.В.Родригеза под заголовком "Ошибка Европы", где он пишет: "... Мы убили 6 млн. евреев... В Освенциме мы сожгли культуру, мысль, творчество, талант. Мы уничтожили избранный народ, действительно избранный, потому что из среды этого народа вышли великие, прекрасные люди, которые изменили мир. Вклад этих людей чувствуется во всех областях жизни: науке, искусстве, международной торговле. Но более всего эти люди являются совестью мира. Таких людей мы сожгли!".

Римская католическая церковь признала антисемитизм одним из величайших грехов. Такое решение было принято на проходившем в конце прошлого века в Ватикане симпозиуме "Корни антисемитизма в христианском обществе". Главный раввин Рима Элио Тоафф назвал это событие историческим шагом, который сыграет "огромную роль в христиано - иудейском диалоге". Церковь призвала своих последователей не только не принимать участие в различных мероприятиях, носящих антисемитский характер, но и повсеместно преследовать любые прявления этого явления. Представители католической церкви склонны расценивать гонения на евреев как "преступления против церкви, несмотря на то, что верующие зачастую неверно толковали "Новый Завет" и обвиняли евреев в смерти Христа". Папа Иоанн Павел II во многих своих выступлениях называл антисемитизм "грехом против Б-га, Церкви и человечества".

Кардинал Бернард Ло на открытии памятника жертвам Холокоста в Бостоне 10-22-1995 года сказал: "... Я призываю вас вспомнить о том, как христиане предали свою веру, не противостояли антисемитизму... Здесь мы молимся в один голос, одним сердцем, объединенные единой решимостью: это никогда не должно повториться!".

В хоре голосов представителей христианских конфессий, осуждающих антисемитизм, не слышно голосов высших иерархов Русской православной церкви (РПЦ).

Религиозные иерархи Европы уже десятки лет признают геноцид евреев как одну из самых страшных духовных катастроф западной цивилизации.
В отличие них, Православная церковь всегда старалась обходить стороной тематику Холокоста.
Русская православная церковь традиционно занимает доминирующее положение в религиозной жизни России. 
Поэтому ее отношение к теме Холокоста, к евреям и к Государству Израиль традиционно задает вектор и общественного отношения к этим 
темам.
До последних лет традиционным в нашей стране было официальное замалчивание Холокоста, всяческое сопротивление выделению Холокоста «в отдельную трагедию». Эта недальновидная позиция породила плодороднейшую почву для движения отрицателей Холокоста, а также для закрепления в массовом сознании Холокоста как чисто еврейской трагедии, не имеющей к нашей стране никакого отношения.

Сегодня уже очевидно, что русские в ХХ веке на коротком историческом отрезке повторили отдельные аспекты судьбы еврейского народа.
Можно и нужно говорить о русских как о самом крупном из разделенных народов, о его частичном рассеянии на просторах бывшего СНГ

Ныне мы видим что-то вроде симпатии церковных консерваторов к «сионистам». Почему? Можно предположить несколько причин. Во-первых, поиски политической респектабельности, которую исключает открытый антисемитизм. Во-вторых, растущее ощущение некоторого идейно-психологического сродства между христианским и израильским консерватизмом. Мейнстрим, связанный с Израилем, приобрел правую политическую ориентацию и видит своей целью защиту традиционных основ иудео-христианской цивилизации. Именно холокост превратил сионизм из достаточно радикального и левого течения, склонного к социальным экспериментам, в правую идеологию, главной задачей которого стало построение национального государства с опорой на религиозные традиции. В-третьих, Израиль демонстрирует силу, что не может не вызывать симпатию у российских державников и оправдывает ее страданиями европейских евреев, наполняя их тем же смыслом, которым РПЦ наполняет гонения прошлого и настоящего на своих верующих.

Отечественный консерватизм и клерикализм находят в необходимости защищаться от внешних «ненавистников русского мира» моральное оправдание для растущих претензий. Этот прием «политического дзюдо» – использовать свою слабость, чтобы затем от души дать сдачи, видимо, по их мнению, доказал свою эффективность в новейшей истории.

Особенностями догматики и общей ментальности восточной христианской церкви являются консерватизм, строгая приверженность однажды определенным позициям и сопротивление инновациям, особенно затрагивающим основы вероучения. Во многом именно благодаря этим особенностям менталитета в рамках православия весьма затруднена ревизия официальной доктрины относительно евреев, наподобие той, которая была осуществлена в католической и в большинстве протестантских Церквей. Напомним, что после Холокоста западные деноминации признали ответственность христианства за антисемитизм и официально сняли основное традиционное обвинение против евреев - в богоубийстве. В силу целого ряда объективных и субъективных причин, подобная ревизия не произошла в русском православии
 

 
Тема Холокоста является ключевой, можно сказать призмой, через которую русское православное общество и русская православная церковь выстраивают свое отношение и к самим евреям, и к израильтянам, и к Государству Израиль, и смотрят на повороты истории собственного народа. Только недавно русская православная церковь обратила внимание на трагедию Холокоста. До последних лет традиционным в нашей стране было официальное замалчивание Холокоста, всяческое сопротивление выделению Холокоста «в отдельную трагедию». Эта недальновидная позиция породила плодороднейшую почву для движения отрицателей Холокоста, а также для закрепления в массовом сознании Холокоста как чисто еврейской трагедии, не имеющей к нашей стране никакого отношения.



Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку