-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Золотой петушок на сцене Мариинки

Среда, 01 Июля 2015 г. 20:51 + в цитатник

Вчера в Мариинке-2 слушали новый "шедевр" Мариинки - оперу Римского-Корсакова "Золотой петушок". В декабре 2014 состоялась премьера этой оперы. Впечатление неоднозначное, как, впрочем, и у многих музыкальных критиков. Но лучше все посмотреть своими глазами.




«Золотой петушок» – последняя из 15 написанных Римским-Корсаковым опер. В Мариинском театре она ставилась дважды – в 1919 и в 2003 годах. Новую версию произведения доверили сделать молодому кинорежиссеру Анне Матисон – ей чуть за 30 лет – в жизни веселая девчонка с внешностью фотомодели, как пишут про нее.

3620784_Anna (192x250, 17Kb)

Родилась Анна Матисон в Иркутске в 1983 году. Училась на международном факультете Иркутского Государственного Университета. Еще во время учебы в университете начала работать на местной телекомпании, пройдя путь от внештатного корреспондента до главного продюсера, став, таким образом, самым молодым продюсером в России.

В 2004 году совместно с режиссером и продюсером Юрием Дорохиным основала собственную производственную студию REC.production, занимающуюся созданием видеофильмов, аудио и видео-рекламы. Было создано около 70 фильмов для крупнейших заказчиков, таких как Администрация Иркутской области, Транснефть, Атомэнергомаш и многих других. На данный момент REC.production продолжает оставаться одним из лидеров регионального рынка рекламных услуг.

 

О себе Анна говорит так: "Я из Иркутска. В Москву приехала в 2008 году. Сейчас училась во ВГИКе, а в Иркутске училась на Международном факультете Иркутского Государственного Университета по специальности  «Коммерция». 

В 17 лет мне повезло по объявлению устроиться внештатным корреспондентом на местном телевидении. Постепенно удалось проделать путь от редактора программного вещания до главного продюсера телекомпании. Я была, наверное, самым молодым продюсером в России. Тогда же я и мои друзья-коллеги с телекомпании создали собственную продакшн-студию, где мы снимали рекламу и коммерческие фильмы. Мы, само собой, зарабатывали деньги, но всегда искали какие-то творческие решения. По нашим роликам было видно, что мы хотели снимать кино. Но, к сожалению, в Иркутске это невозможно, потому что просто нет технической базы. " В большое кино она попала благодаря актеру Евгению Гришковцу, который больше писатель и сценарист, чем актер. 

Вместе с Евгением Анна написала сценарий фильма "Сатисфакция", по которому в 2011 году был снят фильм. 

Анна рассказывает, что во время написания сценария исполнительный продюсер Юрий Дорохин бросил фразу, которая легла в основу будущего сценария фильма «Сатисфакция». Он сказал: «а, что, если двое мужчин сидят, выясняют отношения из-за женщины, при этом просто пьют». Сюжет фильма очень простой. 

Молодая жена крупного иркутского бизнесмена Александра Григорьевича Верхозина изменяет ему с его же помощником и приятелем Дмитрием. Вскоре об этом становится известно Александру — он устраивает слежку за своим другом, собирает улики предательства. Однажды, решив покончить с этой ситуацией, Александр приводит Дмитрия в ресторан, который для них закрыли на спецобслуживание, и сообщает, что ему все известно об отношениях того с женой. После этого Верхозин предлагает своему помощнику своеобразную дуэль — пить весь вечер и всю ночь алкоголь, попутно обсуждая заранее подготовленный список тем (мороженое, деньги, дружба, одиночество, дети и т. д.). Проигравшим считается тот, кто первым «отключится». Если выигрывает Дмитрий, то он получает от своего друга 1 млн долларов, а также возможность уехать из города вместе с женой Александра; если выигрывает противоположная сторона — то он покидает город ни с чем.

Герои в течение ночи, выпивая изрядную долю алкогольных напитков, несколько раз ругаются, мирятся, делятся откровениями и понимают, что зря ругаются из-за этой женщины, которую по сути и не любят. И уже ближе к утру Дмитрий засыпает. Расстроенный этой ситуацией Верхозин несколько минут находится в замешательстве, рыдает, после чего покидает ресторан.

В саундтрек фильма вошла разная музыка: отрывки классических произведений, современные произведения русских и зарубежных исполнителей: Это и Стравинский, и Чайковский, и Бетховен, и Шуберт, и Верди... Но критика очень сдержанно встретила этот фильм. Писали, что алкогольная дуэль некрасива с художественной точки зрения. Другие же говорили о невнятной игре актёров и неестественности Евгения Гришковца в роли провинциального олигарха, а также об отсутствии серьёзной драматургии. 

Сценарные работы Анны Матисон включают в себя сценарии к фильмам «Ёлки-2»«Ёлки-3»«Ёлки 1914», «Млечный путь», «Глазами собаки».

В 2013—2014 снимался детский музыкальный фильм «Большие приключения маленького Сашки Крапивкина», в настоящий момент в производстве.

Помимо художественного кино является также режиссером-документалистом. Так в 2011 году на Первом канале был показан полнометражный документальный фильм «Музыкант» о пианисте Денисе Мацуеве. Сотрудничество с Мацуевым началось с создания короткометражного фильма «Репетиция оркестра». Получившийся фильм понравился Мацуеву, и сотрудничество было продолжено.

В 2012—2013 годах были созданы три фильма о дирижере Валерии Гергиеве и Мариинском театре:

  • «Мариинский театр и Валерий Гергиев» (телевизионая премьера на Первом канале).
  • «Прокофьев: во время пути» (фильм рассказывает о Московском Пасхальном фестивале, а также о жизни и творчестве композитора Сергея Прокофьева). Сценарий фильма (написан совместно с Тимуром Эзугбая) основан на дневниках композитора. В фильме роль Сергея Прокофьева сыграл Константин Хабенский.
  • «Продолжение следует» (телевизионная премьера на телеканале «Культура»).

Стоит также отметить фильм «Семь дней одного года», рассказывающий о Михаиле Турецком и его вокальных коллективах — «Хоре Турецкого» и «Сопрано-10».

 

В 2014 году по заказу Мариинского театра сняты фильмы-оперы «Левша» (Р. К. Щедрин), «Семен Котко» (С. С. Прокофьев), «Троянцы» (Г. Берлиоз).

И вот Гергиев поверил в Анну и предложил поставить в Мариинском театре "Золотого петушка".

Я с любопытством пошел на эту постановку, так как памятна мне опера  "Борис Годунов", которым прославилась Мариинка три года назад (я писал об этом). Тогда Гергиев позволил английскому режиссеру Вику поглумиться над нашей историей. Тогда же в Большом театре Кирилл Серебрянников поставил "Золотого петушка". Но это было сделано талантливо, в духе современности.  В «Петушке» Талантливый режиссер (кстати, дипломированный физик) К.С.создал квазисоветский лубок.

3620784_serebr (150x150, 4Kb)Кирилл Семенович Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Еще будучи подростком, он ставил на школьной сцене спектакли, однако о том, чтобы профессионально заняться режиссурой, не помышлял. Закончив школу с золотой медалью, Серебренников поступил на физический факультет Ростовского университета и…его тоже закончил с отличием. В студенческие годы Кирилл снова обращается к режиссуре: вместе с любительской студией «69» он ставит спектакли на ростовской сцене. 

За плечами степень бакалавра по физике и несколько лет кропотливой режиссерской работы. Вокруг – суровая ростовская реальность начала девяностых. Серебренников решает скрасить ее искусством и ставит спектакли в городских театрах. За семь лет ему удалось поработать на всех ростовских сценах, за исключением лишь кукольного театра. Неоднократно постановки режиссера-физика были признаны лучшими спектаклями сезона, получали призы на всероссийских фестивалях. 

Постепенно театральное существование начало переплетаться с телевизионным. Серебренников снял около сотни рекламных роликов, более десятка видеоклипов и несколько фильмов – документальных, музыкальных, игровых. За свою деятельность в 1999 году он был удостоен премии «ТЭФИ». Впрочем, какой бы богатой и насыщенной ни была телевизионная жизнь Серебренникова, к своей театральной работе он всегда относился с особым пиететом. 

О таких, как Кирилл Серебрянников, можно говорить с уважением их позиции. Мне нравится, когда он говорит о них вслух:

"Традиционно современная музыка считается сложной для восприятия, точно так же как и современное искусство. Но здесь заключён некий парадокс: является ли, допустим, современное искусство чем-то сложным, недоступным пониманию?

Нет. Рафаэль сложнее. Картины, скажем, итальянского Возрождения или шедевры фламандской живописи полны символов, аллюзий на литературные произведения того времени, на исторические коллизии, которые сегодня иногда специалисты не способны считать! А у нас неправильно считается, что в современном искусстве никто ничего понять не может, а вот Джоконду понимают все.

Да ни хера вы Джоконду не понимаете! Видите, но не считываете массы семантических, метафизических и метафорических пластов, расшифровывать которые можно всю оставшуюся жизнь. Которую расшифровывают веками и расшифровать не могут.

Нужно знать и учитывать массу моментов — контекст времени, особенности мировосприятия художника, специфику техники исполнения, то есть здесь необходим ну просто миллион специальных знаний…

Современное искусство создаётся сегодня, и оно тысячью нитей связано с тем, что происходит вокруг нас, с нынешней культурой-литературой, с вербальными и визуальными смыслами."

ЭМИГРАЦИЯ — УСТАРЕВШАЯ КОНЦЕПЦИЯ. Раньше люди уезжали безвозвратно, со всеми приходилось прощаться, понимая, что это навсегда. Сейчас ты можешь вернуться в любую минуту. Даже само слово «эмиграция» — устаревшее, из советского обихода. Отвратительно, если это все вернется.

РОССИЯ СЕЙЧАС ВЕДЕТ СЕБЯ КАК НИЩИЙ ГОПНИК, который от горя сошел с ума.

86 — ЭТО ПРОЦЕНТ СТРАХА. Я хорошо понимаю, откуда берутся эти 86% россиян, которые во всем поддерживают власть. Особенно в войне. Процент этот, с одной стороны, совпадает с теми, кто смотрит телевизор. Но на самом деле это не поддержка даже, а просьба: «Защитите нас, пожалуйста, от реальности. Мы не хотим ничего знать про страшное, плохое. Мы не хотим ничего решать». Это напуганные люди, которые догадываются, что правда может заставить их миропорядок рухнуть.

3620784_3254_original (600x400, 91Kb)

Вот сцена из этого спектакля Большого театра, когда К.С. из Додона сделал пародию на Леонида Ильича Ельцина

Вот всё готово, блестит золото на лепнине, на дверях, на государственном гербе - двуглавом петушке, украшенном царской короной. Появляются сотрудники ЦСО (Царской службы охраны), проверяют помещение своими зоркими глазами, двое цсоошных проводников с овчарками свирепого вида проверяют зал. Вот и депутаты с чиновниками высшего ранга пришли на работу, на заседание. Распахиваются парадные двери и входит Он, номенклатурная единица №1, царь Додон. Заседание Думы, обсуждение вопросов строительства армии, стратегии будущей войны, награждение - вручение медали, кубка, ордена, грамоты дряхлому старичку Звездочёту за выдающее изобретение государственной важности в области нано-интеллектуальных технологий - Золотого петушка. Но главная награда изобретателю не вручена, она лишь обещана.

I действие у К.С. - Рутина: заседания, заседания, в паузах прерываемые плясками армейского ансамбля песни и танцев. Но царю не весело. Личная жизнь его сводится к дремоте на бархатных подушках, вышитых золотом. Придворные дамы, в том числе зрелая фигуристаяВ.И.Матвиенко ключница Амелфа, крутящиеся вокруг отдыхающего царя пытаются, скинув какую-либо часть своего туалета, соблазнить №1, но тот лишь брезгливо отворачивается. Это не Жизнь, это - номенклатурное существование.

Действие II. Война. Любовь

Война показана самой страшной своей стороной. Тёмное сумрачное помещение, бывшее когда-то красивым залом, сейчас обуглено, на чёрных стенах можно различить следы былых украшений, заставлено грузами-200. Здесь работает похоронная команда, раскладывая в гробы пакеты с останками погибших. Два груза-200, накрытых государственными флагами - это сыновья Додона. Горестный плач-ария отца.

И тут происходит чудо - появляется она, Шемаханская царица, сначала мы её лишь слышим, различая в темноте движение чёрного на чёрном, она в чёрном одеянии, похожем на хиджаб, закрывающем её целиком, включая лицо.

Звуки её голоса божественны. Предполагаю, что Додон начал влюбляться ещё когда её только слышал, в ариях Шемаханки есть что-то инфернальное, тревожно чарующее. А уж когда она скинула свой хиджаб и оказалась в алом платье, а потом и в розовом - деваться Додону было некуда, участь его была решена - он влюбился.

Поразительная и необъяснимая вещь: любовное наваждение случается с Додоном над гробами с останками его сыновей, влюбившись, он про убитых детей своих просто забывает.

Действие III. Смерть на взлёте

Возвращение царственной влюблённой пары на родину. Соответствующая номенклатурному рангу встреча - парад военной техники, шемаханского спецназа и додонских физкультурников-пионеров. Невозможно не заметить какими влюблёнными глазами смотрит Додон на Неё, на свою избранницу. Трибуну для самых главных персон мы видим с изнанки, VIP-персоны стоят к зрителям спиной, и потому мы замечаем трогательную деталь - он кладёт свою ладонь на одно из самых притягательных её мест, она своею рукой её откидывает - «Ты что! С ума сошёл? Кругом же люди!» А ведь он действительно, сошёл с ума от любви.

В неожиданно возникшей конфликтной ситуации - на требование отдать свою любимую, Додон ведёт себя как настоящий мужчина, отвечает отказом, и даже предлагает откупную - полцарства, а это немало. И - погибает, погибает в момент своего взлёта от номенклатурного существования к счастливой жизни. Что это было? У Додона - любовь, любовь искренняя, сильнейшая. Со стороны шемаханского царства - уникальная спецоперация по устранению правителя опасной соседней державы, которая могла бы аннексировать у шемаханцев какой-либо полуостров или остров. Звездочёт, являющийся, видимо, резидентом шемаханской разведки, переодевшись в «штатскую» одежду, и резко помолодев, что-то объясняет зрителям про сказку и намёк в ней, но главное понятно без пояснений и намёков - сильна как смерть любовь!




Едкий злободневный «Золотой Петушок» от Кирилла Серебренникова

Таким получился спектакль у Кирилла Серебрянникова, талантливого человека, не во всем однозначного, но с четкой позицией. А что же в Мариинке? Специально для премьеры «Золотого петушка» в лучших традициях российской постановочной школы был создан занавес. Звезды и луна, сделанные из бутафорского стекла в лучах новейшего театрального света Мариинки-2, засверкали в тысячи каратов крупных бриллиантов. Настраивая зрителей на погружение в мир оперы-небылицы с Тридевятым царством.


 

3620784_163506_original (700x469, 83Kb)

Пышное и бессмысленное действо предварено интригующей заставкой на увертюре – красивой сказочной стеной цвета тёмного золота и любопытной девчонкой-туристкой с рюкзачком в виде жёлтого петушка за спиной. Девчонка всячески пытается пролезть в щелочку, но на стене (под гибкую «шемаханскую» тему) возникают два зелёных глаза, а затем видеоизображение огромного зелёного питона. Потом из дверцы в стене появляется манекенообразный джентльмен в котелке и с тростью – Звездочёт. Вроде бы всё завлекательно.

 

Когда стена раскроется, зрителям тоже некоторое время будет чем заняться – разглядывать нагорожённое на сцене. Тут тебе и карусели, и купола на двухъярусной конструкции, и ширмы с множеством окон, и странная скамейка-качели, которая в воздух с исполнителями так и не поднимется (возможно, по техническим причинам), хотя петушку самый бы раз бить тревогу с высоты.

Желание театра добавить в репертуар оперу для детей и их родителей более чем понятно. Но что чувствуют родители в тот момент, когда из шатра по велению режиссера выходит блондинка с розовым телом, прикрытым легкой туникой, и неприкрыто соблазняет глупого царя Додона? И соблазняет его не пять минут, а намного дольше и по нарастающей: сначала мягко, по-кошачьи, а в кульминации – диковато и агрессивно, вроде как Саломея в своем Танце семи покрывал.

Словом, театр поступил бы честнее и мудрее, не завлекая родителей заманчивым предложением семейного посещения оперы про недалекого царя и ненасытную мечтательную нимфоманку.

 

Пожалуй, Анна Матисон поставила спектакль отнюдь не для детей «младшего школьного возраста», а для тех тинейджеров, кто более-менее способен «впитывать» оперное искусство, а не только смайлики в гаджетах. Главным героем, точнее, героиней Анна сделала... петушка (сопрано Екатерина Красько), которым стала девочка-подросток с рюкзачком в форме петушка, попавшая, словно среднеобразованная Алиса XXI века, в заповедный городок, обнаруженный ею в гигантской шкатулке. Эта угловатая девчушка в белой рубашоночке, в юбке-шотландке и шляпке вышла на просцениум еще до начала музыки, принявшись делать селфи на фоне диковинной металлической шкатулки во всю сцену. В конце спектакля Шемаханская царица напялила серый халат ключницы Амелфы , няньки Додона, Петушок оказалась без юбки – в одной рубашке, словно полуодетая девушка, познавшая нечто запретное, а Попугай – в костюме Петушка. Так режиссер захотела лихо поразить зрителей под занавес, намекнув в этом круговороте половых метаморфоз чуть ли не на «роман взросления». Чтобы хоть как-то объяснить для самой себя смысл чтения этой сказки, намекающей на расставание с невинностью детства. Вот приведут на такой спектакль дитя всё в оборочках или галстучке бабочкой, и больше оно в оперу ни ногой ни за какие буфеты! Потому что развлечение ему — только третий акт, тоже бессмысленное, но ярко расцвеченное шоу. Однако до него ни дитя, ни родители не досидят. Сбегут. И правильно сделают. 

Повзрослеть режиссеру и в самом деле очень бы не помешало, чтобы впредь штурмовать такие оперные вершины. 

С этим высказыванием одного из критиков "Золотого петушка" в постановке Анны Матисон я полностью солидарен. И не случайно я сравнил эту постановку с постановкой Кирилла Серебрянникова.

«Золотой петушок» не просто крепкий, а очень крепкий орешек, требующий от постановщика не только «опыта работы», но еще и опыта жизненного, не говоря об обязательных условиях – эрудиции и тонком чувстве юмора. И Пушкин, и вслед за ним Римский-Корсаков создали сказку и, соответственно, оперу-сказку, в которой множество прозрачных и менее прозрачных зашифрованных намеков как на очень широкую тему «Россия и русские», так и на более локальную тему уязвимых сторон российской государственности. Римский-Корсаков помимо политической темы «углубил и дополнил» еще и тему губительной красоты, сладкий яд которой несет в сказке образ Шемаханской царицы.

Такое уж на дворе путаное самозванское время, что абсолютно кто угодно может стать практически кем угодно.

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку