-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Поговорим о музыке.

Среда, 14 Января 2015 г. 17:06 + в цитатник

Разгребал в очередной раз свои архивы и наткнулся на записи о музыке. Рассказывая о физике, на лекциях я не мог обойтись без описания  влияния музыки на человека.

Мир наполнен звуками.

3620784_zvon (525x700, 261Kb)Мы живём в мире, наполненном звуками, звуками слышимыми и неслышимыми, тихими и громкими, необычными и знакомыми, музыкальными и шумовыми, хаотичными и упорядоченными, звуками успокаивающими и раздражающими, целебными и подрывающими здоровье.

С древних времён люди использовали звук для получения информации об окружающем мире, для общения между собой.

Ещё находясь в утробе матери, человек слушает её сердцебиение, слышит её голос и музыку, сам издаёт приглушённые звуки.

Музыка - это поток энергии. Он управляет нашими эмоциями, разумом, настроением. Музыка - это сила, которую можно употребить как во благо, так и во зло. Она является фактором, задающим направление развития цивилизации.

Человека можно сравнить с очень сложным уникальным и тонко настроенным музыкальным инструментом. Каждые атом, молекула, клетка, ткань и орган тела постоянно излучают частоты физической, эмоциональной, психической и духовной жизни.

Соответствие частот музыкальных звуков структурному строению тканей и органов человека, а музыкального ритма - ритмам процессов его жизнедеятельности приводит к тому, что музыка оказывает по принципу акустического резонанса очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга...), а также на эмоции, желания, чувства.

     Какая музыка делает нас лучше? Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие человека: гармонизирует мир чувств, исцеляет тело, наполняет энергией, силой; даёт пищу душе - духовные впечатления; воздействует на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь. Примером такой музыки является классическая музыка.

Великие композиторы всегда чувствовали связь между музыкой и нравственным, физическим и духовным здоровьем человека. Гендель не раз говорил, что он не хочет развлекать слушателей своей музыкой, он хочет «сделать их лучше».

Результатом воздействия рок-музыки на человека является полное физическое и духовное опустошение. Для рок-звёзд становится возможным жить только за счёт энергии, которую им отдают их жертвы-поклонники, одобряя, слушая, аплодируя, отдавая свое внимание.

В книге “Тайная сила музыки” Дэвид Тейм утверждает, что нет ни одной функции в человеческом теле, на которую не оказывала бы влияния музыка. “Исследование показало, что музыка воздействует на пищеварение, внутреннюю секрецию, кровообращение, питание и дыхание… Музыка действует на тело двумя различными путями: прямое воздействие, т.е. влияние звука на клетки и органы, и косвенное – через воздействие на эмоции, которые, в свою очередь, влияют на множество процессов в теле человека”.

Музыка – это сила, которую можно употребить как во благо, так и во зло, и которая является фактором, задающим направление развитию цивилизации. Аристотель сказал: “Всегда нужно остерегаться введения нового типа музыки как возможной опасности для всего государства, так как изменение стиля музыки всегда сказывается на важнейших аспектах политического уклада”.

К чему, к какой музыке мы придем в будущем?Перед нами встает серьезное испытание. Это испытание для каждого из нас – призвать музыку сфер и поддерживать внутреннюю гармонию. Источники музыки, открытые великими композиторами прошлых веков, остаются источниками многообразных музыкальных форм будущего.

Что делать, если наши дети слушают рок-музыку? Вот что советует психолог д-р М. Бэррик:

“Это делают все подростки: отделяются, чтобы стать личностями, расправляют крылья, стремятся найти общий язык с приятелями и выясняют границы родительской власти.

Обсуждайте всей семьей, что для вас значит ваша любимая музыка и песни. Спрашивайте ваших детей, что они думают о возможном воздействии нигилистических текстов песен и рваных ритмов на мысли, чувства и духовность. Слушайте их с уважением и открытым сердцем. Их музыкальный выбор открывает дверь в их внутренний мир. Поощряйте их рассказывать о своих чувствах. Но если вы не хотите, чтобы в вашем доме звучала рок-музыка, это ваше право как родителя”.

 

   3620784_baby (470x318, 36Kb)

Нравится нам это или нет, музыка сегодня – главный компонент жизни для большинства подростков. Она определяет их решения и поставляет им кумиров. Кто они? Вы можете взглянуть на обложки компакт-дисков в ближайшем музыкальном магазине или пролистать несколько музыкальных журналов. По результатам опроса учащихся средней школы, в пятерку популярнейших российских звезд вошли – Дима Билан, Звери, Корни, Тату и группа ВиаГра. Наиболее предпочитаемые западные звезды – Madonna, Black Eyed Peas, Pink, 50 Cent. Ничто так не отличает молодежь от взрослых, как ее поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей от десяти до двадцати лет живет почти исключительно ею. Это их страсть. Ничто не возбуждает их так сильно. Они не способны всерьез воспринимать что-нибудь другое. В школе или дома они только и ждут возможности подключиться к своей музыке. Недавнее проведенное исследование отмечает, что среднестатистический подросток с седьмого по одиннадцатый класс тратит на слушание музыки в два раза с лишним больше того времени, что он проводит в школе. По результатам этого исследования сделан вывод, что музыка влияет на подростка даже сильнее, чем телевидение. Даже очень маленькие дети отлично запоминают слова популярных песен. Немного найдется детей дошкольного возраста, которые не знают наизусть, например, припев песни Сереги «Черный Бумер». И это дети от 4 до 6 лет, и не обязательно из семей, где не заботятся о воспитании их вкуса – просто звучат «хиты» на всех углах. Известно, что воздействие музыки может быть разным: поверхностным и глубоким, положительным и отрицательным, в зависимости от художественной значимости произведения, от степени подготовки к его восприятию музыкального и жизненного опыта слушатель не подготовлен к ее эмоциональному, осознанному восприятию. В таких случаях нередко возникает негативное отношение «ко всяким симфониям» и предпочтение музыке более «легкой». Но привычка только к развлекательной музыке, не претендующей на глубокие переживания, существенно обедняет человека. Такое добровольное ограничение музыкой «легкого» жанра как бы притупляет слух и восприятие, человек рискует остаться «глухим» по отношению к произведениям иного содержания, стиля, жанра. А ведь именно серьезная музыка способна вызывать высокое эстетическое наслаждение, пробуждать и формировать чувство прекрасного, приносить радость духовного наслаждения.

 

Музыка (от греч. μονικη – искусство муз) – искусство интонации. С точки зрения акустики интонация — взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсив­но­сти, развёр­ты­ва­ю­щи­е­ся во времени. Акустические параметры воспри­ни­ма­ют­ся как модифи­ка­ции мелоди­че­ского движения (выше​/​ниже, плавно​/​резко), мелоди­че­ско­го диапазона (шире​/​уже), громкости (слабее​/​сильнее), темпа речи (быстрее​/​медленнее). Регуляр­но­сти воспроизведения этих модификаций создают ритм. Музыкальное интонирование связано с психо-физиологическим состоянием людей, со словом, пластическим движением. Возникает понятие музыкальный строй. Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (музыкальный слух), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков.

С точки зрения физики, почему музыка так сильно воздействует на человека?

Все мы прекрасно помним, что организм человека состоит на 2/3 из воды. Это средний показатель. В действительности воды в организме может быть от 50% до 75% и наше здоровье напрямую зависит от качества этой воды. Качество – это, конечно же отсутствие вредных примесей, но не только! Одна из важнейших характеристик воды – ее энергетический заряд. Вода обладает памятью. Проведенные японским исследователем Масару Эмото эксперименты доказали, что если на воду воздействовать, например, музыкой, то в замороженном виде ее кристаллы будут тем совершеннее, чем выше положительный заряд музыки.  

3620784_water (624x172, 43Kb)

 

Вода нашего организма закодирована нашими мыслями, настроениями, поступками и эмоциями. В зависимости от полученного этой водой кода, мы либо комфортно себя чувствуем, либо ощущаем дисгармонию, переходящую в болезнь. Водой, закодированной положительными  вибрациями, можно перекодировать воду нашего организма, а значит и скорректировать как ощущения так и поведение человека. 

Журнал Timeсобрал самые интересные и неожиданные результаты реальных исследований, показывающие, как музыка влияет на личность человека и на нашу жизнь в целом.

1.     Музыкальные вкусы общества меняются в зависимости от социально-экономического уровня. В тяжелые кризисные времена в топ опросы выходят смысловые песни, более длинные и спокойные, более медленные и романтичные. По музыкальным пристрастиям можно даже предсказать состояние рынка: ожидая трудностей, общество выбирает песни попроще. И наоборот.

2.     За последние 25 лет песни стали более «нарциссическими»: в текстах все больше слов, относящихся к своему «я», и все меньше тех, что описывают взаимодействие и позитивные эмоции («говорить», «делиться», «любовь» и т.п.) При этом практически все песни, занимающие первые строчки в топ-опросниках, содержат «репродуктивный посыл» - проще говоря, связаны с сексом.

3.     А этим знанием давно и успешно пользуются владельцы баров и ресторанов. Во-первых, чем громче музыка, тем быстрее посетители осушают свои кружки и тем чаще заказывают новые. Во-вторых, там, где играет джаз или классика, люди наверняка потратят на еду больше денег, чем в ресторане с легкой музыкой или вовсе без нее. 

4.     Музыкальные вкусы могут многое рассказать о личности. Например, вдумчивую и сложную музыку (блюз, джаз, классику и фолк) предпочитают эмоционально стабильные люди, открытые к новому опыту, с интеллектом выше среднего и «хорошо подвешенным языком». К «попсе» тяготеют люди приятные и общительные, но не такие уж открытые и часто консервативные. А рэп, хип-хоп, фанк и электроника увлекают людей, которые ничего не таят за душой и отличаются либеральными взглядами. И, кстати, о либералах: их музыкальные предпочтения в принципе намного разнообразнее, чем вкусы консерваторов (что вполне ожидаемо).

5.     Хорошая музыка помогает переносить боль и снижает чувство тревоги. Когда вы слушаете песню, мелодия влияет на ваше эмоциональное восприятие больше, чем слова. Какими бы они ни были.

А закончим мы высказыванием Ромена Роллана: «Музыка, это интимное искусство, может быть также и искусством общественным; она может быть плодом внутренней сосредоточенности и скорби, но может быть также и порождением радости и даже инакомыслия. Она приспособляется к характеру всех времен и всех народов»

Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 1 пользователю

egulumbek   обратиться по имени Среда, 14 Января 2015 г. 20:07 (ссылка)
Очень интересные, хотя и во многом спорные (скажем так, не доказанные) позиции высказаны в сообщении. Не касаясь физики взаимодействия звуков и организма и в особенности, как я понимаю, одиозного (скажем так, маргинального) представления о памяти воды, внесу и некоторые свои соображения, вроде бы сформировавшиеся на протяжении многих лет. Ну, прежде всего, о своих музыкальных предпочтениях: классическая музыка вплоть до Рахманинова, но не ближе; chanson franзaise; рэг; джаз примерно до сороковых годов. Такая ретроградная направленность и в строгой классике, и в джазе могу объяснить собственной неразвитостью, что вряд ли уже поправимо (да и никакого нет желания). Совершенно не приемлю современного жёстко ритмического, когда, собственно, кроме навязанного ритма, ничего и нет (подозреваю, что эти ритмы могут совпадать с базальными ритмами электроэнцефалограмм, нивелируя тем самым разные проявления деятельности мозга). Что касается взаимоотношений человека и музыки, то адресно это, конечно, эмоциональный мозг (говорю как бывший нейробиолог), перерабатывающий и сопоставляющий услышанное с тем, что имеется в библиотеке образов. Или иначе: если имеется в запасниках мозга что-то, что может быть прочитано, связано и осознано конкретной музыкой, то оно и читается, etc. Или совсем упрощая -- музыка инструмент чтения в конкретном человеке. Если это так, то здесь имеется некое важное следствие: совсем не всё равно музыкальное окружение развивающегося индивидуума, библиотеку-то образов надо пополнять: вот мы и видим, как она пополняется в наши времена. Скажем, Вы много знаете среди Вашего круга домашних трио или квартетов -- а было, ведь, время, когда это не являлось чем-то удивительным. Ну, это уже относится к эпигеномному (в том числе и к семейному воспитанию) наследованию.
Ваш ЭГ
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

спорные (скажем так, не доказанные) позиции высказаны в сообщении.

Четверг, 15 Января 2015 г. 00:33ссылка
Да, уважаемый профессор, мое эссе я не могу назвать научной статьей. Это мысли, высказанные вслух. Но нельзя недооценивать влияние музыки на организм человека. Во 2-й половине ХХ в. американский ученый-исследователь Дон Кемпбелл написал книгу под названием “Эффект Моцарта”, ставшую чрезвычайно популярной во многих странах мира. Можно по-разному относиться к Кемпбеллу, к Роберту Монро, который исследовал, как звуки разной частоты и их сочетания воздействуют на мозг человека. Но музыку надо всячески пропагандировать, особенно среди молодежи.
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Января 2015 г. 02:59ссылка
Для меня музыка это прежде всего форма интеллектуальной деятельности. Чувства или эмоции здесь вторичны, т.е. вызваны теми смыслами, которые заложены в содержании музыкального произведения.
С физической точки зрения, звуковая волна обладает разнообразными свойствами, — частотой (числом колебаний в секунду), интенсивностью (уровнем давления на ухо), качеством (формой волны, создаваемой обертонами) и длительностью (продолжительностью звучания тона). В психологическом аспекте, человек реагирует на частоту как на высоту — т. е. насколько высоким или низким воспринимается данный тон. В громкости отражается то, насколько сильным или слабым является тон. Тембр связан с качеством (характером) звучания. Длительность тона относится ко временному измерению в музыке, указывая, является ли тон коротким или длинным. Человеческое ухо способно реагировать на частоты в диапазоне от 20 до 20 000 Гц и наиболее чувствительно к тонам в пределах от 2000 до 4000 Гц. Таким образом, как высота, так и громкость зависят от частоты и интенсивности, а не являются простыми коррелятами друг друга.
Ритм также должен приниматься в расчет в качестве одного из базовых компонентов музыки. Ритм состоит из разнообразных паттернов тонов, различающихся по длительности их проигрывания и акцентировке (большей громкости).
Музыка - не только искусство интонации. Когда так говорят, забывают, что между звуками существуют паузы - это тоже составная и неотъемлемая часть музыки (тишина).
Как высотная организация (соотнесённость и связь) музыкальных тонов по горизонтали, интонация в звучащей музыке реально существует лишь в единстве с временной организацией тонов - ритмом.
Интонация может рассматриваться и как каждое из наименьших конкретных сопряжений тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением; семантическая единица в музыке. Созданные композитором музыкальные звучания обладают потенциальным значением, зависящим от их физических свойств и ассоциативных связей. Отсюда и высказывание Б.В. Асафьева: "явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание - слышание". Он же дал определение музыке как "искусству интонируемых смыслов".
О воздействии музыки на человека существует огромное количество работ, научных и популярных. Существует и множество отдельных дисциплин, изучающих этот аспект и шире - роль музыки в контексте всей человеческой культуры. Это Психология музыки, Философия музыки, Социология музыки, Музыкальная акустика, ну и, конечно, музыкальные дисциплины.
В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. А также обозначилась огромная общественная роль музыки, возможности её массового воздействия на сознание слушателей.
Музыка выполняет множество функций - как способ коммуникации (передача определенной информации по схеме: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация)
- как форма познания (чувственно-образное постижение мира);
- эстетическая функция;
- гедонистическая функция;
- накопление художественных ценностей;
- воспитательная (духовно-нравственное развитие личности);
- компенсаторная и гармонизирующая.
egulumbek   обратиться по имени Четверг, 15 Января 2015 г. 00:57 (ссылка)
Дорогой Валерий Степанович, мы с Вами в последних предложениях наших комментариев говорим-то об одном и том же: надо, надо пропагандировать (прежде всего, классическую музыку), причём с ранних возрастов: тогда есть надежда на пополнение библиотеки образов -- тогда есть надежда, что впоследствии музыка как смычок заставит играть скрипку (слушающего). Ну, а что касается теории вопроса, то я с большим любопытством ознакомился с Вашим эссе и ещё более убедился в том, что есть много в этом мире вещей плохо понимаемых, а, может быть, и непостижимых; как говаривали в своё время, ignoramus et ignoramibus (не знаем и не узнаем). Ну, и что? Даже если мы обречены не понять механизмов взаимодействия музыки и мозга, это же не лишает нас эмоционального восторга от её прослушивания? Так, сегодня вечером я с огромным удовольствием (повторно!) посмотрел и прослушал запись ноябрьского концерта в Карнеги-Холл великолепного ансамбля "Виртуозы Муттер" и её души Анны-Софи Муттер. А программа какова!
И.-С. Бах. Concerto for Two Violins, Strings and Basso Continuo in D Minor, BWV 1043
Андре Превэн. Violin Concerto No.2 (US Premiere)
Антонио Вивальди (этот рыжий монах). The Four Seasons, из концертов которых некоторые части слышал как-будто впервые. Как они исполняли!
Ваш ЭГ
PS. И ещё раз благодарность за поднятую тему!
Ответить С цитатой В цитатник
Ольга_Бойко   обратиться по имени Пятница, 16 Января 2015 г. 09:37 (ссылка)
Тема интересная и актуальная.Согласна с тем, что сегодня как никогда нужно пропагандировать классичесую музыку. Спасибо за поднятую тему.
Ответить С цитатой В цитатник
Deleon_Johannsen   обратиться по имени Вторник, 24 Ноября 2020 г. 17:03 (ссылка)
Судя по тому что можно услышать на https://mp3day.net/ будущее не сильно многообещающее, в плане музыки и песен =)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку