-Цитатник

Музыкальный словарь - (0)

Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...

ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)

Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z   А Б В Г Д...

КОМПОЗИТОРЫ - (0)

Композиторы   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...

31 мая родились - (0)

31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...

Ленин и Инесса Арманд - (0)

Инесса Арманд. История любви     "Она была необыкновенно хороша&qu...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Звонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1219


Мифы древней Греции и Греция современная

Суббота, 21 Апреля 2012 г. 18:00 + в цитатник

Греция - удивительная страна.

Греция очень маленькая страна, но если же использовать как критерий величия вклад в мировую историю, то Греция  одна из крупнейших держав мира. Об истории Греции написано огромное количество книг, очень трудно при таком  объеме литературы выделить главное и, в  лаконичной форме,  изложить, не создавая нового мифа. В двух словах можно сказать следующее - древнегреческая культура является идейной основой того, что мы сегодня называем Западной цивилизацией. Христианская же фаза греческой истории  протекала в лоне Римской империи «Византией»  это государство стало называться в научных кругах только с 17 века. Именно от этой империи, Русь приняла православную веру в 10 веке и большинство первых митрополитов «Всея Руси» были греками. Греческий алфавит стал основой  кириллицы и повлиял в значительной степени на латынь. Греческий язык является на сегодняшний день самым древним из государственных языков европейского континента.

В моем понимании Греция сразу от древней Эллады перешла в разряд современной Греции. Есть Македония, есть Спарта, есть Византия, есть Сиракузы. А что такое Греция? Колыбель западной цивилизации, родина демократии и западной философии, родина великих математиков Архимеда, Пифагора, Демокрита, родина театра и Олимпийских игр. Что такое Греция?

Понять Грецию невозможно без знакомства с мифами древней Греции.

Вначале  существовал  лишь  вечный,  безграничный,  темный  Хаос.  В  нем заключался  источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась  она,  могучая,  дающая  жизнь всему, что живет и растет на ней.

Далеко же под Землей, так далеко, как  далеко  от  нас  необъятное,  светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной  тьмы.  Из  Хаоса,  источника  жизни,  родилась  и  могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир.

Для начала посмотрите великолепный мультик о греческих героях.

 



 

А теперь поговорим об истории древней Греции.

Микенский период

Самым значимым городом Греции и Европы в период с 15 по 10 века до нашей эры были Микены. Город был построен Персеем. Он находится в 90 км к западу от современных Афин.

3620784_300pxMycenae_ruins_dsc06390 (300x225, 16Kb)До 2 тысячелетия до новой эры страна эта называлась Пеласгия. А жителей называли пеласгами, данайцами или варварами. Об этом говорил Геродот.

Вплоть до начала ХХ века учёные понимали под «пеласгами» все негреческие народы Эллады либо вообще считали их «мифическим» народом. Последнюю точку зрения отражает фраза из энциклопедии Эрша и Грубера: «Пеласги — это просто тень, лишённая всякой исторической реальности».

Первым сведения о пеласгах из античных источников систематизировал известный английский политик и историк  У. Гладстон. Историки XX века неоднократно обращались к пеласгской проблеме.

К микенской эпохе относится и прославленная Гомером в веках Троянская война (точнее, войны – современные историки считают, что их было несколько). Город Троя на побережье Малой Азии (близь азиатского берега Дарданелл) долгое время был главным соперником Микен, и микенцы (ахейцы) тратили немало средств на борьбу с ним. После очередной из войн Троя была, наконец, захвачена, но к этому времени микенская цивилизация была уже так изнурена постоянными войнами, что не смогла сопротивляться новому нашествию с севера – вторжению так называемых дорийских племен.

Основные относящиеся к Микенам мифы повествуют о том, что город построил Персей, причем укрепления в нем были возведены киклопами (циклопами), родом великанов. Поэтому любую кладку из грубо вытесанных глыб огромного размера принято называть циклопической. Более всего Микены известны как резиденция Пелопидов, царя Атрея и его сына Агамемнона, жены Агамемнона Клитемнестры и их детей – Ореста и Электры. В микенскую эпоху Микены были царской резиденцией, их власть распространялась на территорию, которая, вероятно, намного превосходила все подобные государственные образования той эпохи в данном регионе и охватывала, быть может, всю северную часть Пелопоннеса. Впоследствии Микены постепенно утратили свое значение, хотя во время греко-персидских войн они посылали воинов к Фермопилам и Платеям. Микены были почти полностью уничтожены Аргосом в 468 до н.э., однако немногочисленные обитатели сохранялись здесь на всем протяжении эллинистического периода. Ко 2 в. н.э. город был покинут. Микенская цивилизация приходит в упадок к 10 веку до н.э.  и уступает роль лидера греческого мира таким городам как Спарта, Афины, Коринф.

Эпоха с 10 по 5 век до.н.э. Период динамичного развития.

Характерной чертой древнегреческой цивилизации является отсутствие у древних Эллинов единой государственности. По большему счету греки придерживаются этой традиции,  по сей день, ведь сегодня существует два греческих государства Эллинская республика, как официально называется Греция и республика Кипр, по сути, тоже Греческое государство. В древности государств было намного больше и они постоянно между собой враждовали. С одной стороны это плохо, ведь если греки не воевали со внешними врагами (например с персами), то благополучно воевали между собой, за исключением пожалуй олимпийского перемирия раз в 4 года. С другой стороны это очень даже хорошо ведь жесточайшая конкуренция заставляла мобилизовать весь человеческий потенциал. Война между городами лишь в крайних случаях выливалась в кровопролитие на поле боя , обычно она выражалась в экономической, политической и  культурной конкуренции. В  сочетании с великолепной греческой географией конкуренция стала одним из стимулов всестороннего  и динамичного развития цивилизации. "Война отец всему" говорил когда то Гераклит. У отсутствия единой государственности есть еще одно преимущество -каждый город шел своим путем развития. В результате Греция создает такие непохожие субкультуры как Афины и Спарта. Греческая цивилизация одна из самых многогранных в мировой истории.

Но у отсутствия единой государственности есть один фундаментальный недостаток, это поэтапное дробление когда то единого народа на разные этносы. Кстати в греческом языке по сей день нет слова нация есть только слово этнос. Итак, сравнивая среднестатистического Афинянина с простым спартанцем (а они там, в Спарте, все были среднестатистическими) диву даешься какие это разные люди. Разницы между ними намного больше, чем между современным русским и белорусом, но, тем не менее, дориец спартанец и ахеец афинянин  упорно самоидентифицировали себя как Эллины. У Эллинов общие Боги и общий язык.

Олимпия и Дельфы были крупнейшими религиозными центрами древней Греции, где унифицировалась религиозная практика и языковая традиция. В Дельфах находился Пуп земли для древних греков а Олимпия это далеко не только атлетика, это прежде всего религия и культура, лишь частью которых была атлетика. 

Считалось, что в Дельфах находится центр Вселенной, точное место которого было отмечено Омфалом (греч. «пуп»), камнем, имевшим форму половины яйца. В этой точке, как утверждает легенда, встретились два орла, посланные Зевсом с западного и восточного концов Земли. Вначале город принадлежал Гее, она отдала его Фемиде, а та подарила Аполлону.

3620784_720pxDelphi_Composite (700x583, 135Kb)

То,что осталось от древних Дельф.

Дельфы прославились тем, что в древности здесь был расположен храм Аполлона, в котором находился Дельфийский оракул – то есть прорицалище.

Дельфийский оракул был известен далеко за пределами Греции. В Дельфы люди приходили узнать своё будущее. Греческие города-государства не принимали ни одного важного политического и военного решения без того, чтобы не получить предсказания Дельфийского оракула. За счёт притока жаждущих узнать свою судьбу, которые несли дары, Дельфы богатели.

В чём же был секрет Дельфийского оракула?

Древние полагали, что жизнь человека определяется роком, предназначением. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и в случае необходимости обращались за советом к разного рода оракулам. Мало что изменилось с тех пор.

Согласно греческой мифологии, сам Аполлон основал храм у подножья Парнаса, после того как победил змея Пифона, охранявшего оракул. Аполлон собрал пепел Пифона в саркофаг и отправился искать жрецов для своего храма. Увидев в море корабль, Аполлон превратился в дельфина, и позже поведал морякам об их предназначении. Моряки воздвигли жертвенник Аполлону и назвали его Дельфийским. Затем они отправились к Парнасу, и стали первыми жрецами храма Аполлона. Поэтому оракул называется дельфийским.

На стенах храма Аполлона в Дельфах было написано 7 кратких изречений, которые приписывали семи наиболее известным греческим мудрецам: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Наблюдай конец жизни», «Худших всегда большинство», «Ни за кого не ручайся», «Всему своё время», «Лучше подделывать деньги, чем истину».

Легенды и мифы, связанные с античными богами, в древней Греции настолько тесно вплетались в жизнь, что казались тогда чуть ли не самой главной реальностью. Такой была и легенда о победе бога Аполлона над драконом Дельфинием, охранявшим древнее прорицалище богини земли Геи у подножья горы Парнас. Победив Дракона, Аполлон превратился в дельфина и пробрался на корабль критских мореходов, которые ему так понравились, что Аполлон привел их в свой храм, воздвигнутый на месте победы над драконом, и сделал жрецами. Побежденный дракон приобрел новое имя Пифон, что повлияло на название местности – Пифо. Позднее город на этом месте стал называться Дельфами.

Именно в честь этой победы Аполлон учредил Пифийские игры и основал новое прорицалище с самым знаменитым в древней Греции оракулом — Пифией. По записям историков, на роль Пифии выбирались местные девушки или пожилые женщины. Раз в месяц Пифия садилась на треножник в алтаре храме Аполлона, где скрытая от посторонних глаз она жевала лавровые листья и вдыхала фимиамы, исходившие из природной расщелины, расположенной в основании алтаря (якобы на месте победы Аполлона над Пифоном). Эти испарения приводили Пифию в экстаз, и она в ответ на задаваемые оракулу вопросы выкрикивала нечто мало понятное (якобы решения самого Аполлона). Дельфийские жрецы облекали несвязные слова Пифии в рифмованную членораздельную форму. Туманный характер ответов оракула, допускавших их широкое толкование, позволял дельфийской коллегии жрецов влиять на ход событий и даже на греческую политику. Кстати, в разные языки мира слово «дельфийский» вошло как синоним чего-то загадочного и многозначного именно потому, что ответы оракула допускали возможность различных истолкований.

Под патронажем жрецов храма Аполлона проводились общегреческие Пифийские игры, которые понимались как арена для муз, черпавших свое вдохновение в высших сферах. Руководили Пифийскими играми и назначали судей представители союзных греческих городов, защищавших святилище в Дельфах.

Первоначально интервал между играми был 8 лет, а начиная с 582 г. до н. э. Пифийские игры стали проводиться один раз в 4 года в дельфийский месяц Букатиос (авг.-сент.), в третий год каждой Олимпиады. На первых порах победителям вручали дорогие предметы и деньги, позднее главной наградой стал венок из священного лавра, росшего в Темпейской долине. В долину шла торжественная процессия во главе с маленьким мальчиком благородного происхождения, который должен был специальным золотым ножом срезать подходящие ветки лавра. Имена победителей Пифийских игр (пифиоников) выбивались на каменных плитах и выставлялись на всеобщее обозрение. Помимо наград они получали целый ряд почетных привилегий: право поставить статую в священной роще Аполлона, право первого вопрошения Дельфийского оракула, право свободы от всех повинностей, право владения домом и землей в Дельфах и т. п.

Сначала игры состояли только из состязаний певцов, исполнявших под аккомпанемент кифары гимн (пеан) в честь бога Аполлона. Позднее по образцу Олимпиад Пифийские игры пополнились соревнованиями атлетов и состязаниями на колесницах. Стадион в Дельфах вмещал 7000 зрителей.

Но главное место в Пифийских играх всегда оставалось за музыкальными соревнованиями (агонами). В 5-4 веках до н. э. появились состязания трагедов. Особое значение отводилось Пифийскому ному — композиции, исполняемой на флейте. Ном состоял из 5-ти частей и должен был представлять этапы борьбы Аполлона с Пифоном (вступление, начало борьбы, собственно борьба, триумфальная песнь, издыхание дракона).

Архаический период. 800-500 до н.э.

Архаический период не выделяется большими потрясениями. Это время интенсивного роста экономики, культуры и искусства, роста городов-полисов на территории Греции и колоний по всему Средиземноморью. Значительным изменениям в этот период подверглась политическая система. Был сформирован полис как институт власти свободных граждан.

Ярким примером этого времени является Пелопоннеский союз во главе со Спартой. Всем известны строгие законы спартанской жизни, обеспечившие ей лидирующее положение среди городов-полисов.

Греки высадились на Сицилии в начале 734 г. до н.э. Для Сицилии это стало поворотным моментом, положив начало собственной истории острова. Само название, которое греки дали Сицилии и южным провинциям Италии – Великая Греция – говорит о том, что для греков Сицилия была не просто очередной колонизацией новых территорий, а скорее судьбой. Не случайно и то, что в Сицилии греки отказались от своего традиционного самоназвания “ эллин” и стали называть себя “сикелиотес”. В корне этого слова содержится образ и идея Сицилии. Сменилось несколько поколений, и Сицилия не только достигла уровня Великой Греции, но и стала еще богаче и могущественней. Греческий язык распространился почти по всей территории острова. На греческом писали историки, поэты, философы. Вдоль побережья греки основывают десятки городов, некоторые из них, такие как Сиракуза, Катания, Таормина, Гела, Агридженто, дошли до наших дней. В этих городах среди прочих памятников и зданий, греки воздвигают знаменитые театры и храмы, которые составили самое важное культурное наследие древней Сицилии.

3620784_800pxSicily_Selinunte_Temple_E_Hera (700x466, 97Kb)

Храм Геры на Сицилии

Также большое значение для демократии и расцвета Афин (и всей Греции) в последующую эпоху имели законы Солона, закрепленные благодаря диктатуре Писистрата и продолженные во время демократического правления Клисфена. Соперничество Афин и Спарты получило дальнейшее развитие в классическую эпоху.

Классический период. 500-300 до н.э.

Классический период начинается с войны с персами в 500 г. до н.э. Эта война длилась более 20 лет. Греции удалось одержать окончательную победу благодаря Афинам, создавшим морской союз и возглавившим борьбу с персами.

Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент возвышения Афин, что позволило афинянам использовать значительные ресурсы для создания впечатляющих шедевров. Лучшие архитекторы, скульпторы и художники были приглашены в Афины и осуществляли планы Перикла по украшению Акрополя и всего города.

3620784____________________________large_ (700x525, 70Kb)

Развивались науки, искусства и философия.

Свобода соседствовала с тиранией, демократические идеалы сталкивались с коррупцией, развивалось искусство убеждать и побуждать.

Одним словом это был "Золотой Век" Афин.

Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и в 431 г. до н.э. разгорелась Пелопоннеская война, закончившаяся только через 27 лет победой Спарты и низложением Афин. С этого времени Спарта стала ведущим полисом Греции, насаждая свои военные порядки во многих городах, и междоусобные войны не утихали до нового объединения Греции под гегемонией Македонии.

Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела.

В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После убийства Филиппа II его место занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю в течение 9 лет. Он побывал в Гималаях и дошел до берегов Ганга. Его идеей было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией. Он женился на дочерях персидских царей, надеясь на мирное смешение двух культур. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, надеясь на поклонение простого народа завоеванных земель. Однако Александр не был понят своей армией и ближайшим окружением. Он умер, когда ему шел 33 год, не оставив преемника.

Эллинистический период. 300 до н.э. - 30

Смерть Александра ускорила распад Великой Империи, который к тому моменту уже начался.

Каждое из эллинистических государств представляет отдельный интерес для исследователя. По сравнению с идеалами демократии предшествующего периода, это время показывает нам как могут править государством военачальники армии Александра Македонского, которые поделили империю между собой: Антипатр взял Македонию и Грецию, Лисимах - Фракию, Антигон - Малую Азию, Селевк - Вавилонию, Птомелей- Египет.

Душой эллинизма является дух предприимчивости и коммерции, связанный с экспансией греческой цивилизации в азиатский мир. В течение нескольких веков эллинистические государства сохраняли свою власть, но упадок, предопределивший римское завоевание, не обошел их стороной.

Перед лицом римского агрессора первыми пали Македония и Греция в 148 году до н.э. Дольше всех до 30 г. до н.э. просуществовало Царство Птолемеев в Египте.

Римский период. 146-395

Как бы это ни казалось странным, за несколько десятелетий до прихода Рима-Завоевателя, сами греки пригласили Рим-Освободитель.

Подобно тому, как русские князья использовали Орду в качестве военной силы в своих междоусобных войнах, греческие города обращались за помощью к римским легионерам. За что и поплатились свободой, когда в 148 г. до н.э. римские войска заняли Македонию и Грецию и объявили о создании на их территориях провинции, под управлением римского наместника.

Римляне стали приемниками греческой культуры и донесли ее до современного мира. Традиции искусства, литературы и философии римской империи основывались на ценностях порабощенной Греции. Во многом благодаря римским копиям мы можем познакомиться с ярчайшими образцами работы греческих мастеров. Элементы римской архитектуры повторяют традиции греческих мастеров древности.

В 31 году до н.э, фактически перед рождением Христа,  завершилось объединение почти всего древнего мира в  одном государстве. Эллинистический восток, а это и есть география культуры Греции на тот момент, входит в состав Римской империи и прекращаются войны в бассейне средиземноморья. Первые два века нашей эры были названы периодом «PAX ROMANA» в переводе «римский мир» - это и есть эпоха античной глобализации, период  конкуренции и взаимопроникновения культур. Наверно главным наследием Александра Великого была глобализация греческой культуры и вывод ее из узко-этнических рамок. Именно этот космополитизм эллинской культуры  предоставил ей возможность быть наиболее конкурентоспособной в условиях римской глобализации, и на фоне физического подчинения Греции Риму происходит культурная экспансия Греции на  Рим, отсюда и научный термин «Греко-римская цивилизация». Но и сама Римская идея отступает от узкой этнической привязки, после предоставления права римского гражданства всем жителям огромной  империи, а это почти весь известный древним людям мир, она тоже становится вселенской. На этом фоне происходит рождение и развитие новой вселенской религии Христианства. Христианство  родилось в лоне этно-конфессиональной концепции иудаизма, но оно провозглашает над-национальную, вселенскую идею озвученную Апостолом Павлом в Послании к Колоссянам (гл. 3)  «по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». Именно Христианству суждено было стать официальной религией Римской империи. Эти три вселенские идеи Греческая культура, Римская империя  и Христианская вера (поочередность изложена хронологически), изначально развивались параллельно и часто сталкивались друг с другом, но, в конечном счете, происходит их слияние.  Именно этот сплав, который возник уже в нашей эре, был назван современными учеными «Византией», хотя историческим названием государства всегда оставалось – «Римская империя».

Самым значимым археологическим памятником Греции данного периода является Коринф, В 196 до н.э. Рим провозгласил независимость Греции, поставив Коринф во главе нового Ахейского союза. 50 лет спустя (в 146) этот процветающий город восстал против римского господства и был беспощадно наказан. Римский полководец Луций Муммий предал смерти коринфских мужчин, а женщин и детей продал в рабство. Некогда цветущий город погиб вместе со своим искусством и своей роскошью. Часть его территории досталась Сикиону, а остальная земля отошла римскому государству. В 44 до н.э. Юлий Цезарь восстановил Коринф как римскую колонию, назвав ее в свою честь Laus Julia Corinthus, т.е. "Коринф, Юлиева слава". Некоторые поселенцы были италийцами, большинство - греками, среди последних, несомненно, были и потомки тех коринфян, которые 100 годами прежде подверглись изгнанию и были обращены в рабство.

В Коринфе  начал миссионерскую деятельность апостол Павел среди евреев, которые вскоре обратились к римским властям с жалобой на него; именно здесь апостол решил впредь обращаться с проповедью не к своему народу, но стать апостолом язычников. Полтора года Павел оставался в Коринфе, занимаясь изготовлением палаток и проповедуя новую религию. Уезжая, Павел оставил в Коринфе быстро растущую христианскую общину, к членам которой позднее обратился с двумя Посланиями. Во 2 в. Коринф, как и вся Греция, процветал при благосклонном правлении императора-грекофила Адриана. С развитием собственной промышленности и искусства латинский облик города понемногу менялся.

Как и многие цивилизации до нее, так и многие после, Римская империя пала, разрушенная изнутри богатством, праздностью и корыстью. Юная христианская религия завоевала умы римских граждан и подтолкнула к созданию нового мировоззрения, пришедшего на смену многобожию и язычеству.

Окончательный раздел Римской империи на две составные части: Западную и Восточную (Византийскую) утвердил Феодосий Великий, распределив ее между своими сыновьями.

До распада Римской Империи Греция входила в ее состав и затем отошла к Византийской империи

Византийский период. 395-1453

Византию называют «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом. Византия - родина православия и демократии. Простолюдин мог стать императором.

Эта интерактивная карта дает представление о том, как менялась Византийская империя с 470 по 1400 год. Надо заметить справедливости ради, что ни одна империя не просуществовала 1000 лет. Это удалось только Византии. Но в учебниках много уделяется места Римской империи, истории Европы, а о Византии говорится вскользь. Это несправедливо.

 

3620784_Byzantine_Empire_animated2 (700x323, 565Kb)

 

Византийский период характеризуется формированием христианских традиций. По всей стране строятся церкви и монастыри. Церковь начинает оказывать сильное влияние на общественную жизнь. Значительные средства направляются на социальные нужды, принимаются законы, гарантирующие права женщин и детей.

Своего расцвета Византийская империя достигает при Юстиниане I, создавшем свод законов, в котором был закреплен союз церковной и светской власти. В этот же период Византийская империя становится могущественной державой на всем Средиземноморье, распространяющей свое влияние от арабского востока до славянского севера.

Первое поражение от рыцарей-крестоносцев византийская империя потерпела в 1204 году. Участники 4-го крестового похода основали на ее территории Латинскую империю, но ненадолго. Через полвека византийские императоры вернули себе Константинополь.

Византийская империя окончательно пала под натиском турок и в 1453 г. перешла к Османской империи.

После того, как Византия, не без помощи католического Запада, стала частью Османского халифата, Эллада впервые в истории Европы перестала быть субъектом исторического процесса и стала его объектом.

Османское иго. 1453-1821

Т3620784_phoca_thumb_l_54 (400x344, 29Kb)уркократия самый сложный период истории греков - греки оказались чужими на собственной земле. Он продлился от 1453 года (падение Константинополя) до 1821 года (освободительное движение), но это условные даты, так как разные регионы Греции в разный промежуток времени находились под турецким игом. Единственным институтом власти, который пережил смерть «Византийской» империи и существовал в период туркократии был Вселенский патриархат Константинополя и православная церковь в целом. В Османском теократическом праве не было градации на нации в сегодняшнем смысле этого слова. Жители османской империи делились по религиям которые и определяли мировоззренческий архетип народов. Исповедующие Ислам воспринимались как единое целое, как народ мусульман или гипер-этнос, религиозным лидером которого был сам султан. Представителем православной церкви как православного народа пред лицом Султана был Вселенский Патриарх. Нестореане, монофизиты и другие конфессии христианства, как и не христианские религии признающие ветхий завет, представлялись как отдельные народности. Но эти народы не были равноправными, мусульмане считались правоверными и принадлежали к элитной социальной группе. Все остальные народы-религии в большей части истории Оттоманской империи находились, по определению,  в дискриминированном социальном положении, при наличии права на вероисповедание, которое правда, не всегда соблюдалось. Именно социальный фактор, при наличии нередких случаев гонений на христиан, приводит к исламизации многих греков с последующей ассимиляцией. Именно в период туркократии понятие грек и православный становятся фактически синонимами, а церковь тем лоном, в котором сохранился греческий этнос. Соответственно главным археологическим памятником периода туркократии остаются Метеорские монастыри многие из которых датируются периодом туркократии

А вот о том, что в Греции есть уникальная природная и архитектурная достопримечательность мало кто знает. Эта достопримечательность - горы с наскальными монастырями Метеорами.

Метеоры расположены в центре страны, и ехать до них довольно долго. Обычно экскурсия из Афин занимает 2 дня, с остановкой в маленьком поселке - Каламбака у подножия гор.

Метеоры - это, во-первых - уникальные горы, во-вторых - уникальные монастыри.

3620784_890x675_ltIq0FjSW5ZJ8Qb68Rki (580x435, 251Kb)

В центре равнины, простирающейся на многие десятки километров, окруженной со всех сторон цепью гор, расположены уникальные скалы, устремленные в небо. По одной из версий, там где сейчас равнина, было большое озеро или внутреннее море, которое в результате землетрясения в горах полностью осушилось. Скалы же были рифами, поэтому их поверхности так отполированы водой, что выглядят они абсолютно гладкими и отвесными.

История этого места, как места христианского паломничества началась задолго до строительства монастырей - монахи отшельники облюбовали эти скалы в 9 веке и поселились в естественных пещерах этих скал. Позднее отшельники ушли из пещер и начали строить монастыри (14-18 века). Первыми монастырь построили Афанасий Метеорский и его сподвижник Иоанн Уресис Палеолог. Это был "Большой Платилитос", или "Великая Метеора" или монастырь Преображения Господня. Именно этот монастырь монах-основатель монастыря назвал "Метеоры", что в переводе с древнегреческого означает "висящие в воздухе, между небом и землей" И действительно, если вам повезет увидеть облачность в Метеорах, вы станете свидетелем незабываемого зрелища - у вас возникнет ощущение, что монастыри, находящиеся на верхушках скал парят на облаках над землей. Название Метеоры так подошло к этому "явлению", что теперь так называют все сохранившиеся наскальные монастыри в этой местности. На сегодняшний день их осталось всего 6.

3620784_0_c560_41707ccf_XL (700x464, 117Kb)

Начиная с 14 века, Метеоры остаются уникальным местом христианского паломничества, поскольку в них сохранились уникальные святые реликвии и сокровища. Метеоры называют "Святыми Метеорами", "горной монашеской страной", "вторым после Афона центром православного монашества в Греции".

Но не религиозного человека больше впечатляет сам факт существования монастырей, расположенных на вершине отвесных гор, в абсолютно недоступном месте.

В голову приходит мысль, которая не покидает в течение длительного времени - "а как монахи-отшельники могли это построить?" Если сейчас к некоторым монастырям проведены дороги, лестницы, то раньше ничего это не было - только скала и желание построить монастырь на ее вершине. Как были построены эти монастыри, останется для нас загадкой, как и строительство пирамид в Египте.

Турецкое правление является одной из самых черных страниц в истории Греции. И хотя турки оставили грекам свободу вероисповедания, греки постоянно боролись за свое освобождение.

Османское завоевание Византии до некоторых пор вполне удовлетворяло Запад, который расценивал это как свою закономерную историческую победу, укрепляясь все в том же чувстве абсолютной правоты. Рим всегда считал, что Византия погрязла в ереси. Однако появление на исторической сцене новой мощной силы – православной России, заявившей о своей преемственности Византийской империи, навсегда изменило ситуацию. Идея освобождения Греции имеет русское происхождение. Она возникает и приобретает все большую актуальность пропорционально росту влияния России на международной арене. Во второй половине XVIII в. в русском обществе зреют настроения, которые в конце концов формулируются в девиз: “Крест на святую Софию!” Под этим девизом и начались успешные военные кампании братьев Орловых и Потемкина.

В свою очередь, греки первоначально связывали свои надежды на освобождение и возрождение Великой Греции (т.е. Византии), что вполне естественно, с Россией. Казалось, что взгляды России и греков на данную проблему едины.

Центральным моментом истории русско-греческих отношений был Греческий проект Екатерины II. Он предусматривал, помимо освобождения Греции и изгнания турок с территории Европы, еще и коронацию второго внука императрицы, Константина, который и именем своим, и воспитанием (он с детства был окружен греческими наставниками и воспитывался в греческом духе) предуготовлялся на греческий престол.

Западные историки (в особенности, что характерно, англо-американские) трактуют этот эпизод как непомерные имперские притязания Екатерины и России в целом. На самом деле ничего “имперского” в Греческом проекте не было: ведь речь не шла о подчинении России – напротив, Екатерина была заинтересована в предоставлении внуку максимальной самостоятельности. Русский православный Царь на греческом престоле был необходим как единственный законный правитель православной страны. Россию в деле освобождения Греции, как легко убедиться, всегда интересовал отнюдь не прагматический, но скорее религиозно-исторический, духовный аспект, в то время как страны Западной Европы, прежде всего обновленных революциями Англию и Францию, Греция волновала как потенциальный участник рынка. В духовном же плане эти передовые западные страны выражали все ту же римскую идеологию господства, доминирования и вдохновлялись отмеченным выше римским чувством безусловной правоты перед греками.

В 1814 г. в Одессе был создано “Дружеское общество” (“Филики Этерия”), ставившее своей целью борьбу за освобождение Греции. Это, как и родственные позднейшие декабристские Союзы, была, масонская организация, о чем свидетельствует уже само ее название. Старший основатель общества, Эммануил Ксантос, незадолго перед тем (в 1813 г.) стал членом одной из лож. Он перенес в общество ряд принципов и ритуалов “свободных каменщиков”. Другой организатор “Филики Этерия” – Цакалов – некоторое время жил в Париже и состоял членом “Гостиницы греческого языка”, близкой к масонству организации. Восстание, организованное тайным обществом, – характерное проявление масонства того времени.

Следует отметить, что все трое организаторов были западными греками и купцами. Все они восторженно относились к Французской революции и движению карбонариев в Италии. Разумеется, они были патриотами, как и русские декабристы. Они желали блага своей родине. Однако, их патриотизм был более или менее не явно для них определен новейшим западным представлением о том, что перемена есть благо для страны и для общества. Они едва ли до конца отдавали себе отчет в том, что восстают не столько на “иго”, образ которого ими демонически искажался, сколько на весь традиционный уклад жизни, на целый средневековый мир, стоящий под знаком веры, на Божественный порядок в конце концов.

Освобождение Греции имело альтернативу. Как уже было сказано, инициатива здесь изначально принадлежала России, и греки ожидали активности именно от русского самодержавия. Вообще надо сказать, что греческий патриотизм, греческое национальное самосознание не развивались и не поддерживались на Западе. “Грек не только не имел никаких политических привилегий в другом мире, — пишет Филимон, греческий автор XIX века, о положении своих соотечественников в Западной Европе, — но к нему относились с ненавистью и презрением, и его даже не считали достойным могилы после смерти. Люди же Севера [русские] обращались с ним, как с братом…” Большинство греков предпочитали становиться подданными последнего православного Императора. Греки селились в Николаеве, Херсоне, Керчи, Одессе и других городах Черноморского побережья. История знает немало греков – блестящих офицеров русской армии, которые героически сражались в составе русского флота. Знаменитый русский грек – Иоанн Каподистрии 14 лет верно служил России. Он был в 1809-1822 министром иностранных дел в кабинете Александра I.

3620784_apicturepicture35657_7203 (516x700, 45Kb)Иоанн Каподистрия родился в 1776 году на острове Корфу. После окончания Падуанского университета он перешел на дипломатическую службу. В 1800 году он был секретарем законодательного собрания Ионических островов. Ионические острова — группа островов в западной и юго-западной части Греции. Своё название острова получили от одноимённого моря, которое омывает берега островов в своей восточной части. Ионические острова — единственная часть Греции, никогда не бывшая под властью Османской империи. В 1797 году Наполеон завоевал эти острова, но через два года объединенный флот Турции и России разгромил Наполеона и острова попали под управление Росии. Павел 1 образовал Республику Семи островов. Каподистрии было поручено организовать гражданское управление на островах. В 1807 году он возглавил милицию островов, а в 1809 году перешел на росиийскую службу и определен секретарем российского посольства в Вене. Карьера его развивалась, и в 1816 году он стал министром иностранных дел России. 11 апреля 1827 г. народным собранием в Трезене гр. И. Каподистрия был избран на 7 лет κυβερνήτης'ом Греции (это слово было переведено в рескрипте имп. Николая I гр. Гейдену словом «председатель греческого правительства»; несмотря на неточность перевода, название «президент» установилось за Каподистрия). Политика Каподистрии вызвала недовольство англичан и французов, стремившихся подорвать влияние России в Греции. В 1830—31 они инспирировали восстание против правительства Каподистрии, и 9 окт. 1831 в Навплионе он пал жертвой заговора.

А Ионические острова по Тильзитскому миру отошли в 1807 году Франции, а через 2 года их захватила Англия и правила там до 1864 года, когда острова отошли Греции.

Бесспорным фактом является то, что ряд победоносных войн и ближайшим образом победа России в турецкой войне 1828-1829 г.г., собственно, и решили вопрос об освобождении Греции. Однако в определенный исторический момент обнаружилось одно небольшое, но решившее многое расхождение: когда греческое восстание все-таки началось, оказалось, что у русского самодержавия и греческих вождей разные представления о том, каким образом должно совершиться освобождение.

Революция 1821-1829

Православная церковь сыграла ведущую роль в поддержании революционной борьбы. Открытое выступление началось в марте 1821 года, когда патриарх поднял революционный флаг.

Подготовка восстания велась членами "Филики Этерии". Организации, созданной одесскими торговцами греческого происхождения. На стороне повстанцев также выступил отряд русских добровольцев

Отношение Николая I к событиям на Балканах было двойственным. При всех очевидных положительных сторонах независимой Греции для России великий князь Константин Павлович, отрекшийся, в согласии с “греческим проектом”, 14 декабря 1825 г. от русского трона, не мог рассчитывать на греческий престол. Восставшие, вдохновленные масонскими идеями, разумеется, стремились к “республике”. Они и получили ее в результате – для этого понадобилось только несколько десятилетий прозападного развития. Все усилия России в данном вопросе привели лишь к тому, что (ценой жизни Каподистирии) была восстановлена монархия. Однако какая? Императором стал баварский король Оттон, “набитый дурак”, по характеристике Ф. Энгельса. Сменил его на престоле (после еще двух небольших революций 1844 и 1862 г.г.) “принц датский” – Георг I. К тому времени монархия, в соответствии с европейскими нормами, уже успела стать конституционной. Проводя последовательную прозападную политику, король Георг отдал дань и традиционным связям с Россией, женившись на великой княжне Ольге Константиновне – дочери несостоявшегося православного монарха новой Византии.

Через год трудной и жестокой борьбы Национальное собрание провозгласило независимость Греции. Однако внутренние разногласия привели к гражданской войне 1823-25 гг.

В 1827 г. Национальное собрание избрало первого президента Греции. И в этом же году Россия, Англия и Франция выступили гарантами автономии Греции. В итоге русско-турецкой войны в соответствии с Адрианопольским мирным договором Турция признала автономию Греции и с 1830 года Эллада является независимым государством.

Новое время. 1830-1922

В период с 1830 по 1922 гг. Греция переживала период волнений и политических катаклизмов.

Находясь под влиянием ведущих мировых держав, оказавших помощь в обретении свободы, Греция была вынуждена прислушиваться к их мнению. В 1862 году президентом страны был избран принц Дании, Георг I. И Греции были возвращены Ионические о-ва, Фессалия, часть Эпира.

Следующее прибавление территории ожидало Элладу в начале 20 века, когда в ходе Балканской войны 1912-13 г.г. греческая армия освободила Крит, Эпир, о-ва Эгейского моря и Македонию. А в результате Первой Мировой войны Греция получила Фракию и Измир.

В 1922 году произошла так называемая "Малоазийская катастрофа", когда Греции пришлось забыть о своих имперских намерениях освободить часть Малой Азии вдоль побережья от турецкого владычества и вернуть себе былую славу.

Великая идея. Греция получила независимость от Оттоманской Империи в 1827 году, после национального восстания 1821 года. Достаточно важную роль, в процессе освобождения страны, сыграла политика крупных европейских держав, прежде всего, России, Англии и Франции. Первой столицей новогреческого государства стал город Нафплион, а первым правителем страны, бывший министр иностранных дел царской России, грек с острова Корфу, Иоанн Каподистрия. Новогреческое государство, в начале 19го века, представляло собой маленький лоскуток земли. Оставались обширные регионы юга Балкан и Малой Азии, где греческое население преобладало, но входили они все еще в состав, распадавшейся на глазах, Оттоманской империи. Вся новейшая история Греции, от 19го века и до 1922 года, была связана с Великой Идеей греков. Это перспектива объединения в лоне греческого государства всех территорий бывшей «Византийской» империи. На момент 19го и начала 20го века это уже Оттоманская империя, где компактно проживало грекоязычное население. Фактически, это перспектива присоединения к Греции всех территорий, объединяющих центральную и северную Грецию, Малую Азию (сегодняшняя западная Турция), Кипр и Константинополь. За исключением Константинополя, на всех других вышеназванных территориях доминировали греки. Что же касается Константинополя, он для греков имеет огромное сентиментальное значение, не случайно Греция единственная страна в мире, где по сей день, даже в официальной документации город «Стамбул» называют его историческим названием - Константинополь. Великую идею почти удалось осуществить. В начале 20го века в состав Греции уже входил Крит, острова Эгейского моря, а после двух Балканских войн 1912 и 1913 годов и город Салоники, с сегодняшней северной Грецией, оставалась Малая Азия. Но Великая Идея завершилась тем, что в греческой историографии называют Малоазийской Катастрофой. В 1922 году Греция проиграла войну за Малую Азию, зарождающейся новой Турции и ее лидеру Мустафе Кемалю (Ататурку). В том же 1922 году Греция вынуждена была подписать Лозаннскую конвенцию, по этому договору были определены сегодняшние Греко-турецкие границы (без Малой Азии), и был проведен обмен населением между двумя странами. Именно тогда греки, проживавшие в Малой Азии с 10го века до нашей эры, были выселены со своей исторической родины. В результате этой своеобразной национальной чистки, нынешнее греческое государство является одним из самых монолитных в этнокультурном аспекте государств Европы  -  95% населения страны, греки. В греческой истории окончание Великой Идеи описывается как Катастрофа (греческой Малой Азии), в Турецкой историографии наоборот как Спасение (новой Турции). Оба мнения абсолютно правильны, все зависит от того, с какой субъективной позиции смотреть на объективный исторический факт.

Современная Греция. 1922-1974

Греция вернулась к решению своих внутренних проблем, которых с прибытием все новых беженцев из Малой Азии становилось все больше и больше. В то время каждый третий грек был беженец из Малой Азии.

В октябре 1940 г. итальянские фашисты вторглись в Эпир, но были изгнаны. Не так просто было победить немецко-фашистских захватчиков, оккупировавших Грецию в 1941 г. Народно-освободительная армия, возглавляемая коммунистами, и национально-освободительный фронт освободили материковую часть Греции к октябрю 1944 года.

В 1946 г. началась Гражданская война между либералами и коммунистами. Была реставрирована монархия, а коммунисты объявлены вне закона. Членов коммунистической партии высылали из страны или отправляли в концентрационные лагеря. Через 3 года либералы победили, обратившись за помощью к английской армии. В 1947 г. Греции были возвращены Родос и о-ва Додеканес.

Следующий этап развития Греции начинается в 1952 г. с попытки модернизации экономики, предпринятой тогдашним премьер-министром. Развивается экономика, страна вступает в НАТО. Однако в 1967 г. происходит военный переворот и устанавливается военная диктатура, породившая еще одну волну эмиграции. Через 7 лет военный режим пал и у власти вновь оказалось гражданское правительство. В результате референдума греки выбрали Республику и монархия была ликвидирована.

Период с 1922 по 1974 г.г. характеризуется обострением внутренних противоречий в обществе. Произошло 14 Путчей и переворотов. Страна разделилась на несколько лагерей. Коммунисты, военные, сторонники американцев и преверженцы монархии.

Эпоха нестабильности в Греции началась гражданской войной (1946-1949 года) и закончилась диктатурой черных полковников (1967-1974 года). Корни гражданской войны были заложены уже в партизанском движении. Лидирующие позиции в партизанском движении заняла коммунистическая партия Греции, но, наряду с ней, действовали отряды ополчения, имеющие более консервативную идеологическую подоплеку. После окончания тройной оккупации естественно встал вопрос, кто будет хозяином в стране, и по какому пути она пойдет - по пути капитализма или по пути коммунизма. То, что Греция пойдет по пути капитализма, стало ясно уже во время освобождения страны. Грецию освобождал британский десант, а советские войска остановились на югославо-греческой границе, хотя в течении суток могли бы занять Салоники с помощью греческих коммунистов. Такое поведение советских войск было предопределено.

В октябре 1944 года Черчилль напрямую со Сталиным решил вопросы будущего Восточной Европы и в частности Балканского полуострова. Во время визита в Москву, продолжавшегося восемь дней, Черчилль составил проект договоренности о разделе сфер влияния на Балканах и вручил его Сталину. Там он обрисовал разграничение сфер влияния в форме процентов: Великобритания получала 90% влияния в Греции, а Советский Союз — 90% в Румынии и 75% в Болгарии. Югославия была поделена по принципу «50:50». Сталин принял этот проект. Что касается Югославии именно этими московскими договоренностями объясняется специфика развития югославского социализма а не только разногласиями между Тито и Сталиным которые в принципе стали возможны ввиду договора о процентах. Если в будущей Греции будут дислоцироваться британские а в последствии американские войска, в Болгарии и Румынии советские то в Югославии ни те ни другие в конечном счете не задержались. Договор о процентах с некоторыми изменениями был принят на Ялтинской конференции, Греция окончательно перешла в сферу влияния запада.

К сожалению, греки, не смогли приспособиться к новому мировому порядку без гражданской войны, интерпретация причин которой становится ареной буквально полемической историографии последующих десятилетий. То что происходило до 1949 года конечно обычно называется гражданской войной, но никак иначе как зачисткой это назвать нельзя. Страна полностью перешедшая в сферу влияния запада зачищалась от коммунистов. Развязка этой драмы пришлась на в 1949 год, когда десятки тысяч греческих коммунистов вынуждены были иммигрировать в Советский Союз и другие восточно-европейские страны. Последствия, оставленные братоубийственной войной ярко просматривались на политической арене Греции в последующий период. На уровне экономичном результаты, почти непрерывного десятилетия войны (1939-1949 годов), были плачевны. Периферия Греции была разрушена, а помощь со стороны США была выборочной и касалась, в основном, оборонной отрасли, начался отток населения в более богатые страны запада. Параллельно, начинается новый виток напряженности с Турцией из-за Кипра, сохраняющейся до сегодняшнего дня. В результате сочетания многих политических, социальных и экономических факторов в 1967 году к власти пришла диктатура черных полковников, которая распоряжалась судьбами страны до 1974 года. Несмотря на наличие некоторых положительных сдвигов в экономике, период правления хунты ассоциируется с политическими репрессиями, как отголосок гражданской войны но, прежде всего, с Кипрской проблемой. Хунта не смогла предотвратить и частично даже спровоцировала аннексию северного Кипра Турцией в 1974 году. Противостояние на Кипре до сегодняшнего дня является главной проблемой греко-турецких отношений и главным наследием хунты.

Помимо всего прочего, хунта пользовалась открытой поддержкой Соединенных Штатов, что ассоциативно стимулировало распространение антиамериканизма среди достаточно широких слоев населения и части элиты. Именно антиамериканизмом а не православием объясняется лояльное отношение греков к русским. Дело в том что Греция является единственной страной восточной Европы которая никогда не была в сфере влияния России ни в форме царской России ни в форме Советского Союза и на памяти двух народов нет таких событий как "Катынь" которые могут использоваться политиками для того чтобы стравливать современные нации. Что же касается православия то противостояние древне-православного (греческого) и ново-православного (славянского) миров в рамках единой соборной церкви является серьезной проблемой, филетизма.

Европейский период. 1974-2001

14 августа 1974 года безрезультатно заканчиваются в Женеве трехсторонние переговоры между Грецией, Турцией и Великобританией по вопросу о положении на Кипре. Часом позже турецкие боевые самолеты наносят бомбовые удары по Никозии, Аммохосто и другим населенным пунктам острова. Днем, 14 августа, турецкие танки и большое количество пехоты начали наступление из Никозии на восток, в сторону Аммохосто, и на запад, в сторону Левка-Лимнити. На Военном совете, состоявшемся в 6 часов утра в Афинах под председательством Константиноса Караманлиса, греческая сторона с прискорбием осознала, что Греция не в силах оказать на Турцию военное давление и вынуждена ограничиться лишь дмпломатическими мерами. 5 августа оккупационные войска вступают в Аммохосто, и 16 августа вся операция завершается взятием Морфоса. Турецкая сторона, добившись поставленных перед собой военных целей, соглашается прекратить боевые действия в 6 часов вечера, 16 августа 1974 года. Под пятой оккупантов оказалось 36,4% территории Кипра. Около 2000 греков погибли, свыше 1600 человек пропали безвести, 200 000 вынуждены были покинуть насиженные места.

Это привело к пониманию того, что только объединившись страна сможет развиваться дальше как европейское государство. 8 декабря на первом по-настоящему демократическом референдуме граждане проголосовали за ликвидацию монархии. Под руководством Константиноса Караманлиса в Греции происходит консалидация демократических сил, развивается экономика, легализуется коммунистическая партия.

В 1981 г. Греция вступает в ЕЭС, а на выборах побеждает Социалистическая партия, и ее известный лидер Андреас Папандреу становится президентом страны, оставаясь у власти долгие 7 лет. Это был период политического застоя и экономической коррупции правящей партии.

В настоящее время президентом страны является Каролос Папульяс.

И в заключение несколько хороших мультиков







Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Ответить С цитатой В цитатник
Валерий_Звонов   обратиться по имени Четверг, 13 Марта 2014 г. 14:28 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку