Иллюстрированный музыкальный словарь A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W ...
ИСПОЛНИТЕЛИ - (0)Исполнители A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z А Б В Г Д...
КОМПОЗИТОРЫ - (0)Композиторы A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V ...
31 мая родились - (0)31 мая родились... 1850 Евгений Павлович Тверитинов офицер Российского императорского ...
Ленин и Инесса Арманд - (0)Инесса Арманд. История любви "Она была необыкновенно хороша&qu...
Выставка в Питере. Гений Леонардо да Винчи |
Вчера посетили выставку "Гений Леонардо да Винчи" в Артиллерийском музее. Приятно видеть, что несмотря на ОЧЕНЬ дорогие билеты, посетителей очень много, хотя выставка работает уже не один месяц.
«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного- исключительно благодаря твоей внутренней воле…» - так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.
Леонардо да Винчи - наш современник, и он останется современником для грядущих поколений, мысли которого до сих пор заставляют людей восхищаться его гением.
МЫСЛИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
* Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет скорее не ум свой, а память. .
* Хорошая ученость родилась от хорошего дарования, и так как надобно более хвалить причину, нежели следствие, больше будешь ты хвалить хорошее дарование без учености, чем хорошую ученость без дарования. .
* И хотя природа начинается с причины и заканчивается опытом, нам надобно идти путем обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину. .
* Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти… Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на собственное невежество, которое заставляет вас быть поспешными….
* Тот, кто порицает высшую точность математики, кормится за счет путаницы и никогда не отступится от уловок софистических наук, порождающих бесконечную болтовню. .
* Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой. .
* Две слабости, опираясь одна на другую, рождают силу. Так половина мира, опираясь на другую, делается устойчивой. .
* Счастливы будут склоняющие свой слух к словам мертвых: читать хорошие произведения и соблюдать их. .
* Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать.
Музеев и институтов, посвящённых творчеству Леонардо да Винчи, в мире несколько.
В Милане есть Национальный музей науки и техники "Леонардо да Винчи" - в нём Леонардо представлен прежде всего как изобретатель. Во Франции это усадьба Клу, где художник провёл последние годы и где всё сохранилось почти в том же виде, как и при его жизни.
Средневековый замок Кло-Люсе занимает одно из первых мест в списке самых посещаемых и популярных замков долины реки Луары. Внешне достаточно скромный, небольшой замок из розоватого кирпича знаменит не столько своей архитектурой или интерьерами, сколько своим известным постояльцем. Здесь более трех лет в начале 16 столетия довелось прожить великому Леонардо да Винчи, посетившему Францию по приглашению короля Франциска I. Сейчас тысячи посетителей стремятся в Кло-Люсе, чтобы посетить дом-музей Леонардо да Винчи.
Бережно хранят память о Леонардо в национальном музее науки в Милане
В США Центр по изучению творчества Леонардо является подразделением Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе. Основателем этого исследовательского института был американский нефтепромышленник и коллекционер Арманд Хаммер (1898-1990). В 1980 году, на аукционе в Лондоне, Хаммер приобрёл манускрипт Леонардо за 2,4 миллиона фунтов стерлингов. Его 72 страницы содержат мысли Леонардо по гидравлике и космологии. Этот текст после аукциона получил название Кодекса Хаммера. Сегодня он известен как Кодекс Гейтса, поскольку был перекуплен на нью-йоркском аукционе 1994 года Биллом Гейтсом, владельцем гигантской корпорации "Майкрософт". Цена покупки снова оказалась рекордной - 30 миллионов долларов.
Калифорнийский Центр по изучению творчества Леонардо спонсирует новый музей Леонардо - Музео Идеале Леонардо да Винчи, - открытый в родном городе художника, Винчи, в 1993 году. Музей расположен в средневековом замке, центральная башня которого давно стала одной из главных городских достопримечательностей.
Во Флоренции также собрана богатейшая коллекция инженерных работ Леонардо да Винчи.
И вот теперь мы знакомимся с гением Леонардо дома, не выезжая за рубеж. Выставка в Артиллерийском музее открылась 1 октября и будет работать до 31 января. Выставка создавалась как передвижная более 10 лет.
«Выставка создавалась с целью воздать должное великим работам Леонардо да Винчи и собрать их все в одном месте, чтобы пришедшие смогли восхититься этим блестящим и великим умом, - заявил г-н Брюс Петерсон (Bruce Peterson), основатель и управляющий компании «Гранд Экзибишнс». - Возможно, Леонардо да Винчи является величайшим из всех известных миру гениев, и наша выставка со всей очевидностью показывает, почему такое предложение, по сути, неоспоримо».
Под руководством Модесто Веччиа (Modesto Veccia) - президента ассоциации «Антропос», а также куратора и основателя музея Il Genio di Leonardo Da Vinci Museo в Риме – группа итальянских специалистов провела последние десять лет за изучением и толкованием дневников да Винчи и созданием изобретенных им машин для показа на выставке. Этими мастерами реализованы более 120 придуманных да Винчи механизмов, 65 из которых представлены на выставке и выполнены - там, где это было возможно - с помощью технологий и материалов, доступных в Италии XV-го века, в том числе: дерева, хлопка, меди, железа, холста и веревок. Большая часть макетов изготовлена в натуральную величину.
Научные идеи да Винчи преимущественно известны по его дневникам. Считается, что им было написано не менее 24.000 страниц, из которых на сегодняшний день сохранилось лишь около 6.000. В этих записных книжках он делал заметки и рисунки по геометрии, технике, фауне и флоре, математике, физике и философии. Им созданы невероятно подробные анатомические наброски и спроектированы в высшей степени новаторские конструкции зданий и механических приспособлений, большинство из которых так и не материализовались при жизни да Винчи.
Дополнительной сложностью в реализации идей да Винчи на практике стала изобретенная им своеобразная тайнопись и использование «зеркального письма» справа налево. Мастера, воплотившие придуманное да Винчи, провели бесконечное количество часов за переводом старого флорентийского диалекта и расшифровкой системы письма да Винчи.
Потрясающая конструкция арочного моста без единого гвоздя.
Арочный мост Леонардо предлагал построить турецкому султану через Босфор, но тот отказался. Мост Леонардо был придуман Леонардо да Винчи в 1502 году, а построен лишь в Норвегии в 2001 по оригинальным чертежам мастера.
Это танк, который мог двигаться в любом направлении, а внизу - пушки могли стрелять
Паровая пушка стреляла железными ядрами
Парашют
Водолазный костюм, спасательный круг
Деревянный велосипед
Целый зал был посвящен тайне Джоконды
Помню, как я 40 минут стоял в Лувре в 1975 году, изучая эту картину. Кстати надо заметить, что...
Над разгадкой тайны улыбки Моны Лизы исследователи бьются уже много лет. Едва ли не каждый год находится ученый, сообщающий: "Тайна раскрыта!" Некоторые считают, что разница восприятия выражения лица Джоконды зависит от личных психических качеств каждого. Кому-то оно кажется грустным, кому-то задумчивым, кому-то лукавым, кому-то даже злобным. А некоторые считают, что
Джоконда вовсе даже и не улыбается!
Другие ученые считают, что дело в особенностях художественной манеры автора. Якобы Леонардо так по-особому накладывал краски, что лицо Моны Лизы постоянно меняется. Многие настаивают на том, что художник изобразил на полотне себя в женском обличье, оттого и получился такой странный эффект.
Есть версия, что художник, который якобы был бисексуалом, нарисовал не себя, а своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.
Отдельного внимания требуют мнения медиков. Стоматолог и по совместительству эксперт по живописи Джозеф Борковски считает, что выражение лица Моны Лизы типично для людей, потерявших передние зубы. А японский доктор Накамура обнаружил поражение уголка левого глаза Джоконды и сделал вывод, что она предрасположена к сердечным заболеваниям и страдает астмой.
Еще одну версию -- о параличе лицевого нерва -- выдвинули отоларинголог Азур из Окленда и датский врач Финн Беккер-Христиансен, который предложил обратить внимание на то, что Джоконда правой стороной улыбается, а левой гримасничает. Однако, по мнению британского врача Кеннета Кила, на портрете просто-напросто передано умиротворенное состояние беременной женщины.
Говорят...
...что именно модели Джоконды великий художник обязан своей смертью. Что многочасовые изнурительные сеансы с ней извели великого мастера, поскольку сама модель оказалась биовампиром. Об этом говорят и поныне. Как только картина была написана, великого художника не стало.
А в другом зале рассказывалось о фреске Тайная вечеря в Милане
Тайная вечеря - это единственное большое законченное произведение Леонардо да Винчи. Он выбрал необычный вид росписи - масляными красками, а не темперой, что позволило сохранить более медленный темп работы, с возможностью дополнений и изменений. Стиль, которым написано произведение, создаёт впечатление, что мы смотрим на него через запотевшее стекло. Многочисленные пятна сливаются между собой в единую картину.
Освящение, которое изобразил мастер на фреске, даёт впечатление реального света, поскольку из соседнего с фреской окна (перпендикулярной стены) просачивается слабый свет и картина предстаёт в глазах зрителей реальностью. К сожалению, в настоящее время это окно полностью затемнено, чтобы не испортить хрупкой работы.
Казалось бы, что "Тайная вечеря" должна была тщательно сохраняться, между тем на деле все обернулось иначе. Виной тому отчасти сам великий да Винчи. Создавая фреску, Леонардо применил новый (им самим изобретенный) способ грунтовки стены и новый состав красок. Это позволяло ему работать медленно, с остановками, внося частые изменения в уже написанные части произведения. Результат сначала оказался прекрасным, но уже через несколько лет на росписи появились следы начинающегося разрушения: проступили пятна сырости, небольшими листиками стал отставать красочный слой.
В 1500 году, через три года после написания "Тайной вечери", вода залила трапезную, коснувшись и фрески. Через 10 лет ужасная чума постигла Милан, и монашествующая братия забыла о том, какое сокровище хранится в их обители. Спасаясь от смертельной опасности, они (может быть, и против собственной воли) не могли надлежащим образом позаботиться о фреске. К 1566 году она была уже в весьма жалком состоянии. Монахи прорубили посреди картины дверь, которая нужна была для сообщения трапезной с кухней. Эта дверь уничтожила ноги у Христа и у некоторых апостолов, а потом картину обезобразили огромным государственным гербом, который прикрепили над самой головой Иисуса Христа.
В дальнейшем австрийские и французские солдаты как будто соперничали между собой в вандализме по уничтожению этого сокровища. В конце XVIII века трапезная монастыря была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли фрески густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичи в головы апостолов.
Во время II Мировой войны, когда английская авиация бомбила Милан, крыша и три стены знаменитого здания оказались полностью снесёнными. И представьте себе, осталась стоять только та, на которой сделал свою роспись Леонардо да Винчи. Это было настоящее чудо!
Только в 1999 году эту фреску отреставрировали. И я помню, с каким благоговением 4 года назад я стоял в трапезной монастыря Санта Мария делле Грация в Милане. Сокровище церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане одно из самых хрупких сокровищ мировой живописи, и оно должно быть сохранено для потомков
Самый интересный и самый веселый экспонат - зеркальная комната: заходишь в нее и видишь собственное отражение сразу с восьми сторон.
Ну ,наконец, устроители выставки заставляют поразмыслить над идеальными пропорциями Витрувианского человека.
Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить,
что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы.
Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних").
С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:
В Средние века в центр мира был поставлен Бог, а человек стал считаться неким уродливым и униженным придатком Вселенной. Разумеется, в искусстве в те времена на человека да и вообще на земную суету никто не обращал внимания.
В эпоху Возрождения человек вернулся в центр мира, и художники обратили свои взоры к античности, в поисках учения и вдохновения, то есть к той эпохе, которая воспевала человеческое тело и человеческие отношения.
Вот и закончилось наше путешествие в мир Леонардо да Винчи.
Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел - всё, что знало и умело его время; кроме того, он предугадывал многое, о чём в его время ещё не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как можно судить по его рисункам, пришёл к идее геликоптера. Леонардо был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником… Легче перечислить, кем он не был. Причём в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и учёным. Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит». Первоначально имелась ввиду его анатомия, но высказывание можно толковать и в том смысле, что каждая жизнь есть часть общей жизни, а если кто чего не успел, другие за него постараются.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |