Противостояние в Челябинске по поводу инициативы властей передать действующий Органный зал в пользу РПЦ нарастает. Местные челябинские СМИ, контролируемые властями, развернули наступление на инициативную группу граждан, выступающую за сохранение зала, и наступление это весьма энергичное – в прессе, на радио, телевидении. Защитников Органного зала называют экстремистами, движение в защиту зала – «пеной». Методы и термины самые жёсткие, аргументы зачастую безосновательные, позиция нетерпимая. В программе на радио «Эхо Челябинска», куда вчера пригласили смотрителя органа, Народного артиста России Владимира Хомякова, ему практически не давали слова. Ведущая по-хамски нападала, требуя ответа «как он посмел не согласиться с решением властей» о фактическом уничтожении Органного зала.
Чем вызвана подобная настойчивость нового губернатора и его команды, остаётся гадать. Челябинский Органный зал настойчиво пытаются представить «храмом», хотя таковым он очевидно не является. Закладывалось здание как памятник царю-освободителю Александру II, храмом было недолго – последний раз службы шли 80 лет назад. Аргументы вернуть этому зданию по назначению статус склада или планетария имели бы равные основания с точки зрения «исторической справедливости». Возмущения по поводу того, что «храм» «осквернён» наличием в нём органа несостоятельны – орган находится в Органном зале, учреждении культуры. Там нет «алтаря» – это техническое помещение. Наличие туалета в «православном храме» как повод вернуть его РПЦ напоминает известный исторический эпизод в Судетах. Чем он закончился – мы хорошо помним.
Взывание к чувствам верующих челябинцев – не более чем довод в нечестной игре РПЦ, поскольку фактически нет тех, для кого религиозное назначение здания было свидетельством личной памяти. В отличии, кстати сказать, от тысяч горожан, для которых Органный зал на Алом поле стал символом культурной жизни. Людей просвещённых, посещающих концерты классической музыки, несравнимо более терпимых, толерантных к другим культурам, не возмущает исполнение духовной музыки в светских концертных залах. Очередной такой концерт «Преславная днесь» с участием Мужского хора Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры пройдёт 11 мая в главном зале России – Большом зале Московской консерватории. Слушатели не считают это кощунством для храма культуры.
Власти призывают «не политизировать вопрос», инициативная группа стремится к тому же. Является ли он политическим? Нет. Это вопрос культурного противостояния. Общество благожелательно к православной вере, но искусственно насаждаемое самой церковью чувство «вины» перед РПЦ за произошедшее в послереволюционные годы делит границу между ними. Тогда пострадало кулачество, казачество, культура – всё общество, в равной степени. Чем является такая попытка, как не новым «голодомором» или «холокостом»? РПЦ заявляет, что «не даст вбить клин между культурой и религией», но кто создаёт и углубляет этот раскол? Кто сегодня фактически противопоставляет себя цивилизованному обществу, варварски уничтожая созданные этим обществом культурные ценности?
Вера принимается обществом, если остаётся вопросом выбора и совести. До тех пор, пока РПЦ восстанавливала заброшенные храмы, общество сочувствовало и помогало. Когда в середине 90-х разразились первые «табачные» скандалы, сочувствие резко убавилось. Когда по городам и весям стали массированно возить мощи, открыто признаваясь, что эти «гастроли» – способ заработка денег за счёт сочувствующих святому делу спонсоров, на это закрыли глаза, но отторжение стало заметным – количество посещающих церковь резко убавилось. Когда РПЦ затребовала вернуть иконы из музеев, послышался первый ропот – вначале специалистов-музейщиков. Когда из бывших храмов, ставших университетами, библиотеками и храмами искусств, стали выселять владельцев, общество возмутилось. В ответ студентов РГГУ в Москве силами казаков в буквальном смысле слова уже вышвыривали на улицу. Тогда власть в этом вопросе встала на сторону церкви. Что мы имеем нынче?
РПЦ требует передать ей в собственность имущество, которое на правах собственности никогда ей не принадлежало, вносит законодательные инициативы введения подоходного церковного налога, бульдозерами вывозит рояли, на которых играли Рихтер и Нейгауз, как в храме на Моховой. Уничтожен музей Троице-Сергиевой лавры, десятки библиотек, образовательных учреждений, других музеев. Церковь заполучила в собственность особо значимые объекты культурного наследия России, являющиеся общенациональным достоянием – такие как Кирилло-Белозерский музей-заповедник, причём правовая состоятельность подобных шагов вызывает серьезные вопросы. В прошлом году РПЦ заявило о притязаниях на готический Кафедральный собор XIV века, расположенный на острове имени Иммануила Канта в Калининграде, здания Калининградской областной филармонии (при немцах это была кирха Святого семейства) и Калининградского кукольного театра, который размещается в бывшей кенигсбергской часовне – кирхе королевы Луизы. Кстати, в отремонтированном недавно Кафедральном соборе, у которого находится могила Канта, тоже стоит орган, и церковь это не смущает. «Путь остаётся, мы сохраним – только передайте!» Прав был Иммануил Кант, когда-то изрекший: «Страшен Бог без морали». Это давно не единичные случаи – это уже система. При этом РПЦ учреждает банки, торгует табаком, нефтью, икрой и акциями на биржах – это факты общеизвестные.
За наши души отвечают люди, которые поражены пороками нынешнего времени не меньше, а может быть, более других – просвещённых, и при этом верующих людей, отказывающихся идти в церковь по причине личного неприятия церковной идеологии как лицемерной. Таких в России – большинство. Люди ведь не глупы и всё понимают – только 3% россиян регулярно ходят в церковь, 5% посещают её раз в году, на Пасху. Тогда как концерты классической музыки хотя бы раз в год ходит каждый пятый. Может быть, эти цифры не дают РПЦ покоя? Но такими действиями она только ухудшает ситуацию – в обществе протестные настроения сильны как никогда и только нарастают. Церковь не сможет долго опираться на кучку православных религиозных фанатиков в противостоянии с культурным обществом, которое в подавляющем большинстве считает проявляющуюся динамику неприемлемой. Современное общество – это общество верующих, но уже культурно просвещенных людей – совсем не то неграмотное, которым в большинстве своём было до революции.
Любое движение, не имеющее внутреннего самоограничения, рано или поздно наталкивается на естественные ограничения и адаптируется к ним, развиваясь внутрь; либо переживает период экспансии и погибает, изживая себя. В развитом, зрелом обществе, учитывающем разные интересы, есть отлаженные механизмы гармоничного сосуществования, но и там этот процесс происходит постоянно. Делать так, чтобы одна культура, стремящаяся к доминированию, не подавляла другие – задача самого общества. К сожалению, мы ещё не настолько развиты и сознательны, чтобы осознавать необходимость внутреннего самоограничения. Православная церковь не намерена останавливаться сама – в Госдуме уже обсуждается лоббируемый ею законопроект о масштабном переделе собственности в пользу РПЦ. Если сейчас она претендует на Органный зал в Челябинске, что будет следующим? Святая София Константинопольская, «осквернённая» ныне кличами муэдзинов? Она ведь больше чем тысячу лет была христианским храмом.
Ситуация с Органным залом в Челябинске должна стать водоразделом – если общество согласится с этой утратой, оно сделает шаг от культурного общества к религиозному одичанию. Далее этот процесс пойдёт по нарастающей, и в какой-то момент станет необратимым. Это не преувеличение – история знает немало примеров, когда просвещённые культуры деградировали и возвращались к мракобесию. Это не технический вопрос – переносить или не переносить орган. Это вопрос – остаться культурным обществом или готовиться к новым крестовым походам и сжиганию учёных на кострах. Религиозное общество – самое управляемое и самое нетерпимое, история показывала это не раз. Батюшка скажет – и паства пойдёт на любое дело, правое или неправое – не думая.
Протестные настроения в Челябинске велики, но пока не действенны, поскольку неорганизованы. Социальная группа «В Контакте» почти мгновенно собрала несколько тысяч сторонников, причём в их числе немало известных и влиятельных лиц. Движение ещё не имеет чётких целей, к тому же дезориентировано энергичностью и безапелляционностью властей. Впрочем, судя по настроениям большинства челябинцев, такая ситуация продлится недолго, и не исключено, что приведёт к обратному результату – когда общество выразит недоверие уже самой власти, бездумно не считающеся с интересами горожан.
В любом случае, ситуация с Органным залом – проверка на зрелость самого нашего нынешнего общества, и в первую очередь на зрелость самой РПЦ. Православие – неотделимая часть нашей культуры, нашей истории – из той же Троице-Сергиевой лавры в 1380 году уходил на бой с Челубеем на Куликовом поле инок Пересвет. Смирение – то качество, которое веками внушала церковь. Мы впитали его – долготерпению нашему поражается мир. Нынче мы ждём смирения от неё.
взято:
http://www.classica.fm/2010/05/07/celyabinsk-organ-2/